|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 12
Религиозно-философская публицистика Л. Н. Толстого В поздний период творчества Этический и социальный характер духовных исканий писателя – «адвоката стомиллионного земледельческого народа». Публицистика Толстого («Так что же нам делать?», «Стыдно» и др.). Философские, этико-практические задачи, выдвинутые Толстым в художественном творчестве в эпоху утраты «непосредственного чувства жизни», в «период безвременья». Деятельность писателя в «кризисный период» отказа от творчества как «лаборатория», в которой художник стремился выработать «новое слово» о мире. Осмысление в позднем творчестве Толстого новозаветного противопоставление «века сего» (мiра) Царству Небесному (миру). Становление этой проблемы в художественном сознании писателя в 50-70-е годы. Религиозно-философские исследования Толстого («О жизни», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас», «Исповедь» и др.). Концепт «разумное сознание» (синтез знания сердечного и разумного). Проблемы духовности как атрибута человека. Понимание христианства как нравственного учения о том, что придает смысл земному существованию (слияние личной жизни с общей). «Вера есть знание смысла человеческой жизни», «Вера есть сила жизни» (Л. Толстой). Понимание писателем религии как осознания человеком себя в перспективе бесконечности. Концепт «путь жизни»: «Исполнение учения – в движении» (Л. Толстой). Проблемы связи действительности и идеала в философской концепции писателя. Этика ненасилия. Толстой как «мистик универсализма» (В. Зеньковский). Толстой и христианство.
Литература 1. Андерсон Р. Блаженность и знание в творчестве Л. Толстого // Христианство и русская литература. – СПб., 1999. – Вып. 3. – С. 289 – 297. 2. Андреева Е. П. Толстой – художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980. 3. Артемьева О. В. Мораль в жизнеучении Льва Толстого // Этика: новые старые проблемы. – М., 1999. – С. 149 – 168. 4. Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого // Литературное наследие. М., 1969. Т. 69, кн. 1. С. 35-102. 5. Белоусова Е. В. Библия в восприятии Л. Н. Толстого // Литературная учеба. – 2000. – Кн. 2. – С. 124 – 158. 6. Берман Б. И. Сокровенный Толстой. М., 1992. 7. Бессонов Б. Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. – М., 1992. 8. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. 9. Гусейнов А. А. Понятие веры, бога и ненасилия в учении Л. Толстого // Разум и экзистенция. СПб., 1999. С. 312-324. 10. Дунаев М. М. Православие и русская литература. М., 1998. Ч. 4. 11. Ильин В. Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. – СПб., 2000. 12. Кантор В. К. Лев Толстой: искушение неисторией // Вопросы литературы. – 2000. – Вып. 4. – С. 120 – 181. 13. Кудрявая Н. В. Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика. 1993. № 1. С. 82-87. 14. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.–Л., 1966. 15. Лазарев В. Воскресение ищущего // Наше наследие. 1996. № 37. С. 38-41. 16. Ломунов К. Н. Духовные искания Л. Н. Толстого: (из истории их изучения и оценки) // Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. – М., 1998. – Вып. 1. – С. 132 – 155. 17. Мардов И. Ю. Лев Толстой: прозрение и мнимодушевность // Вопросы литературы. – 2000. – Вып. 1. – С. 161 – 172. 18. Мардов И. Отмщение и воздаяние (К духовной биографии Л. Н. Толстого) // Вопросы литературы. 1998. № 4. С. 144-159. 19. Николаева Е. В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого // Литература в школе. 1997. № 5. С. 61-71. 20. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. – М., 2000. 21. Одиноков В. Г. Религиозно-этические взгляды «позднего» Толстого и его художественное творчество // Русская литература и религия. Новосибирск, 1997. С. 121-152. 22. Ремизов В. Б. Л. Толстой в поздний период творчества: мировоззрение и художественное видение // Толстовский сборник: этика и эстетика, вопросы поэтики, творческие связи и традиции. – Тула, 1992. – С. 4 – 22. 23. Скиба С. А. Современное толстовство: (церковь Льва Толстого) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: философия. – 1998. – № 5. – С. 65 – 73. 24. Стрельцов Г. Я. Паскаль и Лев Толстой // Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. С. 356-374. 25. Толстой и религия. – М., 1996. 26. Чернявский А. Л. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого. // Современная педагогика, 1990. № 9. 27. Чуприна И. Нравственно-философские искания Толстого в 60-70-е гг. Саратов, 1974. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |