|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема «Раннее творчество Ф. М. ДостоевскогоПроблемы периодизации творческого пути. Религиозные искания» Лекция № 3 (2 часа) Проблема периодизации творчества Достоевского. «Натуральная школа» и роман писателя «Бедные люди». Белинский и Достоевский. «Сентиментальный натурализм» (Ап. Григорьев) в оценках критики. «Поворот» от Гоголя к Достоевскому как одна из ключевых проблем в истории русской литературы. Повесть «Двойник» в творческой эволюции писателя; традиции «петербургских повестей». Христианское видение человека и художественная антропология Достоевского. Раздвоение как онтологическая проблема в произведениях писателя, художественное осмысление парадигмы «я – другой». Особенности повествования и проблема фантастического в «Двойнике». Поэтика «петербургской повести» «Господин Прохарчин». Романтические традиции в «Хозяйке»; мифологические мотивы. Герой-«мечтатель» («Слабое сердце», «Белые ночи»). Новаторство художественной системы Достоевского. Христианский социализм и раннее творчество писателя. Достоевский в кружке Петрашевского. Каторга и ссылка; духовные итоги («Записки из Мертвого дома»). Концепция почвенничества; издание журналов «Время» и «Эпоха». Произведения переходного периода («Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные»). Памфлетный образ европейской цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях». Литература 1. Бем А. Л. «Нос» и «Двойник» // Вокруг Достоевского: в 2 т. – М., 2007. – Т. 1. – С. 500–518. 2. Михновец Н. Г. «Двойник» в историко-литературной перспективе // Достоевский и мировая культура. – СПб.–М., 2004. – № 20. – С. 105–131. 3. Осипов Н. Е. «“Двойник”. Петербургская поэма» Ф. М. Достоевского // Вокруг Достоевского: в 2 т. – М., 2007. – Т. 1 – С. 74–90. 4. Тамарченко Н. Д., Белянцева А. А., Лучников М. Ю., Фуксон Л. Ю. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. – Кемерово, 2003. – Вып. 2. – С. 6–61. 5. Чижевский Д. И. К проблеме Двойника // Вокруг Достоевского: в 2 т. – М., 2007. – Т. 1. – С. 54–73. Тема «Повесть “Записки из подполья” – пролог к зрелому творчеству Ф. М. Достоевского» «Записки из подполья» – «проблемное введение» в «пятикнижие» Достоевского. «Человек из подполья» как особый тип героя в творчестве писателя. Образ – символ «подполья» в повести. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья». Впервые употребленное писателем в повести понятие «живая жизнь». Оппозиция «живая жизнь» - теория, рассудочность в структуре «Записок из подполья». Развитие понятия «живая жизнь» в творчестве Достоевского («Преступление и наказание», черновые наброски к «Бесам», «Подросток»). Особенности жанра, традиции религиозной исповеди, покаянного псалма в повести Достоевского. Антропологические представления писателя в первой половине 60-х годов. Полемика с оппонентами в журналах «Время» и «Эпоха». Литература 1. Артемьева Т. В. Контрапункт в повести Достоевского «Записки из подполья» (к вопросу о художественном методе) // Из истории русской и зарубежной литературы ХI–ХХ вв. – Кемерово, 1973. – С. 92–105. 2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. 3. Захаров В. Н. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья» Ф. М. Достоевского // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск, 1989. – С. 107–110. 4. Живолупова Н. В. Внутренняя форма покаянного псалма в структуре исповеди антигероя Достоевского // Достоевский и мировая культура. – М., 1998. – № 10. – С. 99–106. 5. Живолупова Н. В. Традиции исповедальной прозы Ф. М. Достоевского в творчестве В. Набокова («Отчаяние», «Лолита») // Достоевский и современность. – Новгород, 1991. – Ч. 2. – С. 59–68. 6. Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. – М., 1985. – С. 101–112. 7. Кирпотин В. Достоевский в 60-е годы. – М., 1966. 8. Мочульский К. В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. – М., 1995. – С. 338 –347. 9. Назиров Р. Об этической проблематике повести «Записки из подполья» // Достоевский и его время. – Л., 1971. 10. Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М.Достоевского. – Саратов, 1982. – С. 52–69. 11. Одиноков В. Об одной литературной реминисценции в «Записках из подполья» // Достоевский. Материалы и исследования. – Л. 1976. – Т. 2. – С. 82-87. 12. Печерская Т. И. О культурно-типологической модели в произведениях Ф. М. Достоевского («Записки из подполья») // Художественное целое как предмет типологического анализа. – Кемерово, 1981. – С. 44–52. 13. Скафтымов А. «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972. – С. 88–133. 14. Соловьев С. Изобразительные средства в творчестве Достоевского. – М., 1979. 15. Туниманов В. Творчество Достоевского. 1854-1862. – Л., 1980. – С. 269–283. 16. Шестов Л. Преодоление самоочевидностей // Шестов Л. Сочинения: в 2 т. – М., 1993. – Т.2. – С. 25–97. Тема «Жанровое своеобразие романа Ф. М. Достоевского Замысел и время создания романа «Преступление и наказание». Роман Достоевского как «петербургский текст». «Сверхэмпирические» смыслы «петербургского текста» писателя. Петербург как особый объект художественного постижения в романе: центр зла и в то же время «место, где национальное самосознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни» (В. Топоров). Раскольников как «петербургский герой» (представитель русской жизни «петербургского периода»; герой-богоборец и новый Мессия). «Генотип» героя (Ю. Селезнев): художественное пространство образа (Каин, Юлий Цезарь, Наполеон и др.). Раскольников как герой-идеолог. Особенности изображения «идеи» в романе. Событийность истины у Достоевского (М. Бахтин). «Текущие» и «вечное» в идее Раскольникова. Тип героя и тип сюжета романа Достоевского. Ситуация исторического перехода, испытания, выбора, «порога» в романе. «… Состояние колебания и составляет роман» (Достоевский) – определение, раскрывающее одну из главных типологических особенностей сюжета романа Достоевского. Функции случайностей в сюжете. «Сюжетная аура» (Г. Егоренкова). Структурные особенности пространства в романе. Связь структуры романа с архаическими схемами мифологического мышления (ономапоэтика, двойничество, пространственные и временные оппозиции, символы «онтологического порога» и др.). Пасхальный архетип романа (И. Есаулов). Мотив чуда в произведении. Софиологические мотивы «Преступления и наказания» (разрыва связей с Землей, исповеди Земле, братства, братания, мотив сакрального посредничества героини по имени Софья и др.) Мистериальное начало в романе Достоевского. Жанровое своеобразие произведения (основные концепции). Тема «Роман Ф. М. Достоевского “Идиот”» Особенности религиозно-философских воззрений позднего Достоевского. Проблема идеала в публицистике, записных книжках. Христианская онтологичность эстетики писателя; его христология и антропология и роман «Идиот». Христианская концепция личности, идея кенозиса и «положительно прекрасный человек» Достоевского. Поэтика названия романа. Князь Мышкин как «юродивый герой». Принцип «снижения» в поэтике романа. Роман «Идиот» и русская духовная традиция понимания святости. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности произведения. Живописный образ Христа в структуре романа. Своеобразие финала. «Идиот» как «самый непрочитанный» роман Достоевского: разнообразие интерпретаций, противоположные трактовки. «Идиот» в современном литературоведении: итоги и перспективы изучения. Критика интерпретаций романа, связанных с признанием неудачи воплощения авторского замысла или с определением романа как самокритики писателя, который развенчал в «Идиоте» ренановскую концепцию Христа (М. Дунаев, Т. Касаткина, А. Тоичкина, И. Кириллова и др.). Предопределенность данных интерпретаций общим пониманием религиозных идей Достоевского 60-х гг. как далеких от строго догматических, православных. Иная трактовка романа (работы преподобного Иустина, А. Кунильского, Г. Ермиловой, К. Степаняна и др.). Литература 1. Арсентьева Н. А. «Крик осла» и «локус идиота»: Размышления над межвузовским сборником научных трудов «Роман Достоевского “Идиот”: Раздумья, проблемы» // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2005. – Т. 17. – С. 376–398. 2. Ермилова Г. Трагедия «русского Христа», или о «неожиданности окончания» «Идиота» // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. – М., 2001. – С. 446–461. 3. Касаткина Т. А. «Идиот» и «чудак»: синонимия или антономия? // Вопросы литературы. – М., 2001. – Март–апрель. – С. 90–103. 4. Кунильский А. Е. «Лик земной и вечная истина». О восприятии мира и изображении героя в произведениях Ф. М. Достоевского. – Петрозаводск, 2006. 5. Роземблюм Л. М. «Красота спасет мир» (О «символе веры»Ф. М. Достоевского) // Вопросы литературы. – 1991 – № 11–12. – С. 142–180. 6. Свительский В. А. «Сбились мы. Что делать нам!..» (К сегодняшним прочтениям романа «Идиот») // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2000. – № 15. – С. 205–228. 7. Соломина-Минихен Н. Н. «Я с Человеком прощусь» (К вопросу о влиянии Нового Завета на роман «Идиот») // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2005. – Т. 17. – С. 346–376. Тема «Роман Ф. М. Достоевского “Бесы”». «Бесы» Достоевского и «полемический» роман его времени. Историософская концепция писателя (Россия и Запад, феномен нигилизма, «русский путь», «русская мысль»); осмысление фактов «текущей действительности» (нечаевское дело, деятельность К. Е. Голубова и др.). История создания романа. Значение религиозных идей «Фантастической страницы» чернового варианта для понимания философской проблематики «Бесов». Исключенная глава «У Тихона». Религиозно-философские источники главы (творения Иоанна Лествичника, Феодосия Печерского, Нила Сорского, Тихона Задонского). Смыл названия романа, роль эпиграфов. Образ бесовства, эсхатологические мотивы, мотив экзорцизма. Система персонажей. Ставрогин как «лицо трагическое», «явление серьезное» (Достоевский). Двойники героя в романе. Архетипический смысл философского самоубийства Кириллова. Ономапоэтика «Бесов». Древнерусские источники романа (житие Марии Египетской, апокрифическая повесть о бесе Зерефере и др.). Своеобразие хронотопа в романе. «Бесы» в русской религиозно-философской критике. Литература 1. Ашимбаева Н. Т. Лексема «князь» в контексте произведений Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах. – СПб., 1997. – № 9. – С. 57–66. 2. Ашимбаева Н. Т. Швейцария в романах «Идиот» и «Бесы». К вопросу о поэтике топонима у Достоевского // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2001. – № 16. – С. 177–185. 3. Багно В. Е. Самозванство «апостолов» новой веры (Новозаветные мотивы в «Бесах») // Пути и миражи русской культуры. – СПб., 1994. – С. 241–255. 4. Бердяев Н. Ставрогин // Наше наследие. – 1991. – № 6. – С. 76–79. То же: Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994. – Т. 2. – С. 176–186. 5. Буданова Н. Ф. О некоторых источниках нравственно-философской проблематики романа «Бесы» // Достоевский. Материалы исследования. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 93–106. 6. Булгаков С. Русская трагедия // Достоевский Ф. М. «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. – М., 1996. – С. 489–508. То же: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 гг. – М.,1990. – С. 193–214. 7. Дрыжакова Е. Н. Достоевский и нигилистический роман 1860-х годов // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2005. – Т. 17. – С. 3 –29. 8. Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // Достоевский Ф. М. «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. – М., 1996. – С. 508 – 513. То же: Иванов Вяч. Родное и вселенское. – М.,1994. – С. 306–311. 9. Мелетинский Е. М. О «Бесах» Достоевского // Поэтика. История литературы. Лингвистика. – М., 1999. – С. 177–193. 10. Михнюкевич В. А. Русский фольклор в художественной системеФ. М. Достоевского. – Челябинск, 1994. – С. 136–178. 11. Пигин А. В. Духовный стих «Покаяние о искусителе» (к изучению сюжета о покаянии дьявола) // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 2001. – Вып. 3. 12. Пигин А. В. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» и видение рая и ада // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. – Петрозаводск, 1991. – С. 136–139. 13. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – М., 2001. 14. Сараскина Л. «Бесы»: роман-предупреждение. – М.,1990. Тема «Роман Ф. М. Достоевского “Подросток”» Замысел романа «Подросток». Связь замысла с неосуществленной эпопеей «Житие великого грешника». «Главное. Во всем идея разложения, ибо все врозь и никаких не остается связей не только в русском семействе, но даже просто между людьми. Даже дети врозь» (Достоевский). Тема «случайного семейства» в произведении. Смысл названия (связь с ветхозаветными представлениями). Тема «беспорядка» и «широкости, с которою еще целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли, уже лелеет его в своем сердце…» (Достоевский). Идея главного героя. «Русский скиталец» и русский странник. Мотив «рубки образов» как развитие и вариация мотивов романа «Бесы» и главы «Влас» из «Дневника писателя» 1873 г. Исповедь Версилова. Образ Макара Долгорукого и традиция народной религиозной культуры. Сюжетно-композиционная организация произведения. Особенности повествования. «Подросток» и традиции «романа воспитания». Художественная полемика с Толстым. Роман Ф. М. Достоевского «Подросток»: 1. Башкиров Д. Л. «Что такое человек, как подумаешь о нём?» (Главная тема русской литературы и роман Ф. М. Достоевского «Подросток») // Достоевский и современность: Материалы XII Международных Старорусских чтений 1997 года. – Старая Русса, 1998. – С. 3–12. 2. Бертнес Ю. «Христос-Отец»: к проблеме противопоставления отца кровного и отца законного в «Подростке» Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 409–415. 3. Власкин А. П. От Макар Долгорукого до Григория Кутузова (Достоевский о народной религиозной культуре) // Индивидуальное и типологическое в литературном процессе. – Магнитогорск, 1994. – С. 57–67. 4. Галаган Г. Я. Проблема «лучший людей» в наследии Ф. М. Достоевского (1873 – 1876) // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1996. – Т. 12. – С. 99–107. 5. Долинин А.С. Последние романы Достоевского. – М.-Л., 1963. 6. Кийко Е. И. Русский тип «всемирного боления за всех» в «Подростке»: по материалам чернового автографа // Русская литература. – 1975. – № 1. – С. 155–161. 7. Лунде И. От идеи к идеалу – об одном символе в романе Достоевского «Подросток» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 416–423. 8. Примечания // Достоевский Ф. М. ПСС.: в 30 т. – Л., 1976. – Т. 17. – С. 256 –362. 9. Семенов Е. И. Роман Достоевского «Подросток»: Проблематика и жанр. – Л., 1979. 10. Степанян К. Роман – покаяние (почему «Подросток» написан от первого лица?) // Достоевский и современность. – Новгород, 1991. – Ч. 1. – С. 157 –171. 11. Сыроватко Л. В. «Потрясающее впечатление»: Макар Иванов»// Достоевский и современность. – Новгород, 1995. – С. 167–172. 12. Сыроватко Л. В. Символика времени в романе «Подросток» // Достоевский и мировая культура. – М., 1999. – № 10. – С. 107–115.
Тема «“Дневник писателя” Ф. М. Достоевского. «Дневник писателя» и его место в творчестве Достоевского 1870-х гг. Художественно-публицистическая природа «Дневника писателя». Изменение эмоционально-общественной тональности от 1873 к 1876-1877 гг.: нарастание убежденности писателя в том, что в самой «текущей действительности» появляются люди, «которым принадлежит будущность России». Проблема идеала в «Дневнике писателя» и в романах «Подросток», «Братья Карамазовы». Малая проза «Дневника писателя» («Бобок», «Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марей», «Кроткая», «Сон смешного человека»). «Братья Карамазовы» – итоговый роман Достоевского; отражение в нем важнейших тем и идей творчества писателя. Замыслы последних лет и «Братья Карамазовы» («Житие великого грешника», поэма «Сороковины», «Русский Кандид», «книга о Иисусе Христе»). «Братья Карамазовы» – «это миф о новом человеке и его рождении из лона русской души» (С. Цвейг). Художественное осмысление национальной ментальности и общечеловеческой судьбы. Христианская антропология Достоевского. Поэтика названия романа. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности. Сюжет блудного сына как зерно замысла «Братьев Карамазовых»; трансформация архетипической схемы в романе. Метафизическая тема отцовства и сыновства в творчестве Достоевского. Система метонимических замещений в романе. Две философско-религиозные концепции мира в произведении. Иван Карамазов как герой-идеолог, «русский Фауст». Легенда о Великом инквизиторе и ее сюжетная роль в романе. «Русский инок» в «Братьях Карамазовых». Библейские и святоотеческие источники поучений старца Зосимы; прообразы героя (Тихон Задонский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др). Оптина пустынь и Достоевский. «Русский инок» и «Pater Seraphicus» (Францизск Ассизский): притяжения и отталкивания. Духовные основы старчества, тема старчества в романе. Принципы художественного изображения «вполне прекрасного человека» в творчестве Достоевского. «Идеальный христианин» писателя и выработанный многовековой аскетической традицией образ идеального подвижника (Достоевский о герое: «… не только как идеал справедливо, но и как действительность справедливо»). Христианская антропологическая двоица старец – послушник; Алеша Карамазов как новый тип деятеля. Книга «Алеша» в структуре романа. Мотив чуда (глава «Кана Галилейская»). Путь героя в свете идеи «монастыря в миру». Литературные и фольклорные параллели романа: житие Алексея человека Божия, апокриф «Хождение Богородицы по мукам», житие преподобного Иакова (постника), житие Марии Египетской, житие Ефрема Сирина и др. Книга Иова в контексте произведения. Связь эпиграфа и финала романа. Жанровое своеобразие романа «Братья Карамазовы». Пушкинская речь Достоевского. Спор о христианстве и «русской идее». Достоевский и К. Леонтьев, Достоевский и Н. Федоров, Достоевский и Вл. Соловьев. Мировое значение творчества Достоевского. Достоевский и русский религиозно-философский ренессанс. Литература 1. Альми И. Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Достоевского (Пафос умиления и характер его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы) // Достоевский. Материалы исследования. – СПб., 2000. – Т. 15. – С. 264–272. 2. Бухаркин П. Е. Старчество и смена писательского типа в русской литературе // Вестник С.-Петербургского университета. – 1993. – Сер. 2. – Вып. 2. (№ 9). – С. 70–78. 3. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М., 1997. – Ч. 3. – Глава 10. – С. 284–560. 4. Иванов В. В. Юродивый герой в диалоге иерархий Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX в. – Петрозаводск, 1994. 5. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – СПб., 2001. 6. Хализев В. Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей ХIХ века // Русская литература и христианство. – М., 1997. – С. 111–119. 7. Щенников Г. К. Праведничество в миру (Алеша Карамазов) // Ф. М. Достоевский и национальная культура. – Челябинск, 1996. – Вып. 2. – С. 88–117. 8. Яровая О. А., Подчиненков А. В. Юродивый герой в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. – Екатеринбург, 2001. – С. 266– Тема «Раннее творчество Л. Н. Толстого» Раннее творчество Толстого. Идея «нравственного совершенствования» как узловая проблема духовных и творческих поисков начинающего писателя (философские наброски, дневники, первые художественные замыслы). Влияние дневника на художественную структуру «Истории вчерашнего дня», «Детства» (диалектика перехода этического опыта в эстетический). Жанровое своеобразие трилогии Толстого. «Севастопольские рассказы» как художественный цикл. Оппозиция естественного и искусственного, природы и цивилизации в рассказах «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн», «Три смерти», в повести «Казаки». Поэтика названия, система персонажей, сюжетно-композиционные особенности повести «Казаки». Идея «общей жизни» и закон связанности всего со всем в поэтике Толстого («Поликушка»). Циклическая повторяемость «обшей идеи», созревание «мысли народной» в раннем творчестве Толстого. Чернышевский о художественных принципах писателя. Литература 1. Билинкис Я. С. Новаторство Л. Н. Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»: Лекция в спецкурсе по творчеству Л. Н. Толстого. – Л., 1973. 2. Бурнашева Н. И. Жанровое своеобразие «Севастопольских рассказов». Л. Н. Толстого // Проблемы художественного метода и жанра в истории русской литературы XVIII-ХIХ вв. – М., 1978. – С. 87–104. 3. Бурсов Б. Л. Толстой: Идейные искания и творческий метод. 1847–1862. – М., 1960. 4. Галаган Г. Я. Дневник молодого Л. Толстого и его философско-историческая концепция // Мир филологии. – М., 2000. – С. 188–194. 5. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. – Л., 1981. 6. Галаган Г. Я. Этические и эстетические искания молодого Л. Толстого // Русская литература. – 1974. – № 1. – С. 136–149. 7. Гей Н. К. Из художественного опыта Л. Н. Толстого (Некоторые аспекты жанро- и стилеобразования) // Толстой и наше время. – М., 1978. С. 65-85. 8. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. – Л., 1977. 9. Лебедев Ю. В. Л. Н. Толстой на пути к «Войне и миру». Севастополь и «Севастопольские рассказы» // Русская литература. – 1976. – № 4. – С. 61–82. 10. Мароши В. В. Преследуя оленя (след Ф. Купера в «Казаках» Л. Толстого) // Молодая филология. – Новосибирск, 1996. – С. 36–42. 11. Одиноков В. Г. Принцип художественного ансамбля в раннем творчестве Л. Н. Толстого // Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. – Новосибирск, 1978. – С. 9–52. 12. Тамарченко Н. Д. К методологии исследования русского классического романа (Природа и типы художественного целого) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. – Кемерово, 1979. – С. 25–39. 13. Чичерин А. В. Трилогия тревожных исканий // Чичерин А. В. Ритм образа. – М., 1973. – С. 74–101. 14. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. – Саратов, 1974. – С. 89–93. 15. Чуприна И. В. Трилогия Л. Толстого. – Саратов, 1961. 16. Шульц С. А. Миф и ритуал в творческом сознании Л. Н. Толстого // Русская литература. – 1998. – № 3. – С. 33–42. 17. Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б. М. О литературе. – М., 1987. – С. 34–140. Тема «Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» Замысел романа «Декабристы» и его место в творческой истории «Войны и мира». Философско-историческая концепция Толстого. Проблема «истории и искусства» в творческом сознании писателя: «сущность выразима только искусством, тоже сущностью» (Толстой). Создание писателем сложного типа романической структуры. Философско-эстетическое «обоснование» художественных принципов: «Жизнь – тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью. Вот эта -то связь и устанавливается искусством в самом широком его смысле» (Толстой). «Война и мир» как роман «большого захвата», «широкого дыхания», всезнания («нужно знание всех подробностей»). Толстовский пафос верного изображения жизни («строгое повествование истины») и постижения полноты и целостности бытия. «Замок сцепления» частного и исторического, личного и общего в романе. Поэтика названия. «Война и мир» как «роман-поток» (Н. Гей): художественное постижение «динамического целого» жизни. Толстовский принцип «сопряжения» и нахождения «узла жизни». «Война и мир» как «роман – эпопея» (концепции А. Сабурова, А. Чичерина и др.). «Мысль народная» в произведении. «Мысль семейная» в «Войне и мире» как универсальная категория: «род человеческий развивается только в семье» (Толстой). Система персонажей романа. Сюжетно-композиционные особенности. Эпилог романа «Война и мир» и проблема романного завершения. Своеобразие толстовского психологизма («диалектика души», художественное исследование полноты сверхличного опыта, общего чувства жизни, изображение текучести, многомерности, мнослойности характера, автобиографизм, «мелочность» и «генерализация»). Литература 1. Бахтин М. Эпос и роман // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 2. Билинкис Я. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. С. 116-130. 3. Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1978. 4. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 76-125. 5. Гей Н. К. О поэтике романа («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л. Н. Толстого) // Известия АН СССР. Сер. «Литература и язык». 1978. Т. 37. № 2. С. 121-132. 6. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977. 7. Громов П. П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977. 8. Евдокимова Е. А. «Мысль семейная» и мысль о любви Л. Н. Толстого // Начало: журн. Ин-та богословия и философии. – 1999. – № 7. – С. 51 – 70. 9. Есаулов И. А. Идея соборности в романе Толстого «Война и мир» // Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – С. 83 – 116. 10. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978. С. 127-196. 11. Купреянова Е. Н. О проблематике и жанровой природе романа Л. Толстого «Война и мир» // Русская литература. 1985. № 1. С. 161-172. 12. Курляндская Г. Б. Концепция человека и психологизм Толстого. «Диалектика души» и проблема свободной воли. // Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л.Толстого и Ф. М. Достоевского. М., 1988. С. 35-58. 13. Лурье Я. С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литература. 1989. № 1. С. 26-43. 14. Одиноков В. Поэтика романов Л. Толстого. Новосибирск, 1978. С. 15.Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н.Толстого «Война и мир». М., 1987. 16. Сабуров А. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. М., 1959. 17. Серых Е. Роман-эпопея или «историческая пародия»? // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. № 3. С. 7-12. 18. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. 19. Хализев В. Е., Кормилов С. Е. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983. 20. Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975. 21. Чичерин А. Стилистическое единство «Войны и мира» // Чичерин А. Ритм образа. М., 1973. С. 60-73. 22. Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л. Н. Толстого // Русская литература. 1998. № 3. С. 33-42. Тема «Роман Л. Н. Толстого “Анна Каренина”» История создания романа «Анна Каренина». Семейная тема в русском романе 1870-х гг. и толстовская трактовка этой темы. «Анна Каренина» и традиции западноевропейского романа. «Мысль семейная» как художественный «эквивалент» «мысли народной» при изображении кризисной эпохи (В. Одиноков, Н. Гей). Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности романа. Мотивная структура. Мотив поиска истины. Линия Анны и линия Левина в романе. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях Левина. Концепт «жизнь» как опорное художественно-структурное понятие в изображении исканий героев, образная оппозиция «жизнь» – «гордость ума». Система событий в романе, когда преодолевается антиномия «жизнь» – «сознание». Художественное обоснование в «Анне Карениной» ценности «жизни» во всей многосторонности ее проявлений. «Жизнь души» в романе Толстого. Религиозная концепция духовности. Эстетизация духовного проявления личности и эпическое утверждение процесса жизни как главные начала в толстовском изображении мира. Смысл эпиграфа и своеобразие авторской позиции. Основополагающая роль метафоры в концептуализации реальности в романе «Анна Каренина»; основные концептуальные метафоры: «пучина жизни», «паутина лжи», «путь жизни», «сон жизни» и др. Жанровое своеобразие романа: «роман поиска» (В. Шкловский), «роман конца» (Н. Гей), социально-психологический роман и др. жанровые концепции. Литература 1. Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. – М., 1978. 2. Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. – М., 1981. – С. 169–192. 3. Бабаев Э. Г. Роман и время. – Тула, 1975. 4. Билинкис Я. С. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и русская литература 1870-х годов. Лекция. – Л., 1970. 5. Буланов А. М. Логика сердца в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Русская литература. – 1991. – № 3. – С. 25–35. 6. Ветловская В. Е. Поэтика «Анны Карениной» (система неоднозначных мотивов) // Русская литература. – 1979. – № 4. – С. 17-37. 7. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 128-164. 8. Гей Н. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Романный триптих: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» // Л. Н. Толстой и современность. – М., 1981. – 103-130. 9. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971. 10. Гродецкая А. Г. «Семейное» и «хрестьянское» в «Анне Карениной» // Мир филологии. – М., 2000. – С. 212–226. 11. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – М., 2000. 12. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М., 1957. 13. Купреянова Е. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина» // Русская литература. 1960. № 3. С. 117-136. 14. Купреянова Е. Н. «Анна Каренина» Л. Толстого // История русского романа: В 2-х т. М.-Л., 1964. Т. 2. С. 323-349. 15. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.-Л., 1966. С. 247-272. 16. Ломунов К. Эстетика Льва Толстого. Л, 1972. С. 186-206. 17. Маймин Е. А. Л. Толстой. Путь писателя. М., 1978. С. 109-132. 18. Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Новосибирск, 1978. С. 92-128. 19. Сливицкая О. В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. 1990. № 3. С. 34-47. 20. Тарасов А. Б. О «поэзии» разнообразия и «прозе» однообразия в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Литература в школе. – 1997. – № 4. – С. 32 – 41. 21. Чернец Л. В. «…Бесконечный лабиринт сцеплений» («Анна Каренина» и ее первые читатели) // Русская словесность. – 1998. – № 6. С. 11-17. 22. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. – Саратов, 1974. 23. Шкловский В. Б. Лев Толстой. – М., 1963. – Ч. 3. 24. Эйхенбаум Б. Л. Толстой. 70-е годы. – Л., 1974. – С. 107–126, 160–173. Тема «Позднее творчество Л. Н. Толстого. Роман “Воскресение”» Начало мировой славы Толстого, совпавшее с «переломом» в мировоззрении писателя («перестройкой всего миросозерцания»). Этический и социальный характер духовных исканий Толстого в кризисный и послекризисный период. Публицистика писателя («Так что же нам делать?», «Стыдно» и др.). Религиозно-философские исследования Толстого («О жизни», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Исповедь» и др.). Понимание писателем религии как осознания человеком себя в перспективе бесконечности. Восприятие христианства как нравственного учения о том, что придает смысл земному существованию (слияние личной жизни с общей). Толстой и Церковь. Формирование новых взглядов на задачи искусства («Что такое искусство?», «О Шекспире и о драме»). Главные положения эстетических деклараций Толстого. Формирование новой авторской позиции в «народных рассказах» и в «Исповеди». Толстой – драматург («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»). Замысел романа «Воскресение» («коневская повесть», планы создания большого эпического полотна). Разные редакции произведения. Определение Толстым в конце 80-х гг. главных направлений своей деятельности: «… Надо записывать две вещи: 1) весь ужас настоящего, 2) признаки сознания этого ужаса». Взаимосвязь личного и общего как основной нравственно-философский стержень романа. Сюжетно-композиционные особенности (изображение выхода человека за пределы обособленного, замкнутого на себе существования). Основная сюжетная ситуация романа – неустойчивое равновесие противоположных начал в мире и в человеке (Н. Тамарченко). Кризисные ситуации в романах Достоевского и Толстого (сходство и различия). Поэтика названия. Мотивная структура произведения. Изображение «воскресения» не как результата, а как процесса, пути, ведущего к «воскресению». Религиозно-философское осмысление личного «воскресения» как направления, к которому устремлен «путь жизни» заблуждающегося человека: «Исполнение учения – в движении» (Толстой). Идея «пути жизни», переданная рядом устойчивых в творчестве Толстого архетипических мотивов (мотивы пробуждения от «сна жизни», зрячести - слепоты и др.). Жанровое своеобразие романа («роман –трактат», «роман –эксперимент», «роман-пролог» и др. жанровые определения «Воскресения»). Литература 1. Андреева Е. П. Толстой – художник в последний период деятельности. – Воронеж, 1980. 2. Бабаев Э. Заметки о поэтической структуре «Воскресения» // В мире Толстого. – М., 1978. – С. 215–274. 3. Бахтин М. М. Предисловие (1930). «Воскресение» Льва Толстого // Л. Н. Толстой: pro et contra. – СПб., 2000. – С. 756–775. 4. Берман Б. И. Сокровенный Толстой. – М., 1992. 5. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. – Л., 1981. 6. Гродецкая А. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб., 2000. 7. Журина О. Б. Тема поиска выхода и мотив пути в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Проблемы поэтики языка и литературы. – Петрозаводск, 1996. – С. 121–123. 8. Кедров К. «Уход» и «воскресение» героев Толстого // В мире Толстого. – М., 1978. – С. 248–274. 9. Краснов Г. В. Воскрешение в «Воскресении» Л. Н. Толстого // Русская словесность. – 1998. – № 6. – С. 2–6. 10. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого: 1880–1890-е годы. – М., 2000. 11. Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. – Новосибирск, 1978. 12. Ореханов Г. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой: конфликт глазами современников. – М., 2010. 13. Порудоминский В. И. По прочтении «Воскресения» [К истории создания романа] // Вопросы литературы. 1995. – № 1. – С. 183–203. 14. Порудоминский В. И. О Толстом. – СПб., 2005. 15. Пятигорский А. М. Избранные труды. – М., 1996. – С. 251–256. 16. Ремизов В. Б. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: концепция жизни и формы воплощения. – Воронеж, 1986. 17. Стоянова С. И. Христианские мотивы в позднем творчестве Л. Толстого // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997. – С. 191– 196. 18. Тамарченко Н. Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. – Кемерово, 1974. – С. 72–81, 89– 91. Тема «Поэтика поздней повести Л. Н. Толстого» Поэтика поздней повести Толстого. Философская природа, «исследовательский», «экспериментальный» характер «аналитической» повести писателя. Сочетание художественной образности и публицистичности. Жанровая динамика повестей Толстого. Интенсификация сюжетной линии в связи с акцентированием процесса прозрения героя, «романизация» повести. Особенности героя и сюжета повестей «Холстомер», «Крейцерова соната». Переосмысление традиций житийной литературы в «Отце Сергии». Притчевое начало повести «Смерть Ивана Ильича». Образ «болящего, страдающего тела» как образ бытия. Толстовская поэтика телесности (Н. Фет). Мотивная структура повести «Смерть Ивана Ильича». Архетипические мотивы «После бала». Повесть «Хаджи-Мурат». Архаический тип сюжета повести «Фальшивый купон». «Доказательство» художественными средствами нравственного принципа «непротивления злу насилием». Русская религиозная философия о позднем творчестве Толстого (С. Булгаков, Л. Шестов, В. Розанов, Н. Бердяев). Мировое значение Толстого – художника и мыслителя. Литература 1. Андреева Е. П. Толстой – художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980. 2. Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2 т. Т. 2. – М.-СПб., 1999. – С. 263-272. 3. Гей Н. К. «Крейцерова соната» Л. Толстого как художественная многомерность // Страницы истории литературы. М., 1971. 4. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб., 2000. 5. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб., 2000. 6. Гудзий Н. К. «Крейцерова соната». История писания и печатания «Крейцеровой сонаты» // Л. Н. Толстой. ПСС: в 90 т. Т. 27. 7. Жданов В. Из творческой истории повести «Крейцерова соната» // Толстой – художник. М., 1961. 8. Копелиович Д. М. Истинность легенды // Вопросы литературы. – 1999. – Вып. 5. – С. 108 – 126. (О произведении «Посмертные записки старца Федора Кузьмича»). 9. Купреянова Е. Н. Мотивы народного эпоса и древней литературы в произведениях Л. Н. Толстого // Русская литература. – 1963. – № 2. 10. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М. – Л., 1966. 11. Линков В. Комментарии // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: в 22 т. М., 1978. Т. 12. С. 437-477. 12. Лихачев Д. С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы // Лихачев Д. С. Избранные работы. – Л., 1987. – Т. 3. 13. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого: 1880 – 1890-е годы. – М., 2000. 14. Переверзева Н. А. Символическая образность повести «Отец Сергий» в контексте древнерусской и народнопоэтической традиции // Толстовский сборник: этика и эстетика, вопросы поэтики, творческие связи и традиции. – Тула, 1992. – С. 77 – 86. 15. Полякова С. В. Византийские легенды как литературное явление // Византийские легенды. – Л., 1972. 16. Радько Е. В. О жанровом своеобразии «Крейцеровой сонаты» Л. Н. Толстого // Жанры русской литературы. Иркутск, 1991. С. 73-84. 17. Тамарченко Н. Д. Об авторской позиции в повестях «позднего» Л. Толстого («Крейцерова соната» и «Дьявол») // Русская словесность. 1999. № 4. С. 17-24. 18. Туниманов В. А. «Кроткая» Достоевского и «Крейцерова соната» Толстого (Две исповеди) // Русская литература. 1999. № 1. С. 53-88. 19. Шифман А. И. Художественные элементы в публицистике Л. Н. Толстого // Толстой – художник. М., 1961. 20. Юртаева И. А. К вопросу о сюжетном единстве повестей Л.Н. Толстого 1880-1890 годов // Проблемы метода и жанра. Томск, 1985. – С. 187-205. 21. Юртаева И. А. К вопросу о традициях жития в повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий» // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. – Кемерово, 1988. – С. 115-125. 22. Юртаева И. А. Л. Н. Толстой и В. Ф. Одоевский (к вопросу о жанровом своеобразии повести Л. Толстого 80-90-х годов) // Проблемы метода и жанра. Томск, 1983. – С. 164-172. 23. Юртаева И. А. Сюжет и идея в повести Л. Н. Толстого «Фальшивый купон» // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. С. 96-103. 24. Янин В. Л. Севастийские мученики в русской храмовой живописи и художественной литературе // Русское подвижничество. – М., 1996. – С. 60 – 64. Тема «Творчество Н. С. Лескова» Литературная судьба Н. С. Лескова: «прозеванный гений» (И.Северянин), «неукротимый ересиарх» (А. Лесков). Восприятие современниками Лескова как «типичника» и «писателя – анекдотиста». Значение «роковое и почти трагическое» (Салтыков-Щедрин) романа «Некуда» и статьи о петербургских пожарах для литературно-общественной репутации писателя. Современники об искусственности, вычурности («безмерности» и «эссенциозности») стиля лесковских произведений. Нарушение «заговора молчания» критики в 30-е гг. XX века. М. Горький о Лескове как о «творце священного писания о родной земле». Творчество Лескова в современном литературоведении. Проблема текста как центральная для лескововедения. Творчество Лескова 1860-х гг. Участие в литературной и общественной полемике. Лесков и очеркисты-шестидесятники (интерес к привычному, случающемуся многократно как стилевая доминанта литературы 60-х гг., статичные средства создания художественного образа, «лоскутность», сказовость и пр.). Сюжетно-композиционные особенности произведений «Овцебык», «Житие одной бабы». Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». «Антинигилистический» роман «Некуда». Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 70-90-е гг. «Хроники» в творчестве писателя («Соборяне», «Захудалый род»). Усиление критического пафоса по отношению к исторической Церкви («разладил с церковностью») и приближение к религиозной проповеди Л.Толстого в конце 80-х гг. (радикальное противопоставление «церковных» понятий «евангельским», пропаганда христианства в форме внецерковной и даже внеконфессиональной и пр.). Рассказ «На краю света». «Мелочи архиерейской жизни». Лесков и религиозно-философские искания современников (статьи «Граф Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как ересиархи», «О куфельном мужике»). Циклизация рассказов как характерная черта поэтики Лескова. Цикл о «праведниках» (факторы циклизации, состав). Архетип «праведника»: интерес к праведности в ее мирской, по преимуществу бытовой явленности, «юродивый герой» (В.Иванов) как сверхтип русской литературы второй половины XIXв., лесковская актуализация мифа о великом грешнике и пр. Связь структуры повести «Запечатленный ангел» с композицией житийной иконы, жития. Традиции мифопоэтики в произведениях Лескова «Павлин», «Очарованный странник», «Несмертельный голован». «Сказочная очарованность жизнью» и широкое использование анекдота в структуре произведений, развитие новеллистической традиции. Поэтика лесковского сказа («Левша»). Художественное воссоздание народной мифологизации мира в произведении. Лесковские циклы: легенды, святочные рассказы, «рассказы кстати». Литература 1. Водолазкин Е. Г. Интерпретация древнерусского Пролога Н. С. Лесковым // Новгород в культуре Древней Руси. – Новгород, 1995. – С. 157 –162. 2. Горелов А. А. О «византийских» легендах Лескова // Русская литература. – 1983. – № 1. – С. 119 –133. 3. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб, 2000. 4. Евдокимова О. В. Живописание в структуре произведений Н. С. Лескова // Русская литература и изобразительное искусство. – Л., 1988. 5. Евдокимова О. В. Поэтика памяти в прозе Н. С. Лескова. – СП., 1996. 6. Лепахин В. Значение и предназначение иконы. – М., 2003. 7. Лесков Н. С. О литературе и искусстве. – Л., 1984. – С. 187 – 196. (статья «Благоразумный разбойник»). 8. Лесков Н. С. О русской иконописи // Лесков Н. С. Собр. соч.: в 11 т. – М, 1956 – 1958. – Т. 10. 9. Лихачев Д. С. Древнейшее русское изображение скомороха и его значение для истории скоморошества // Проблемы сравнительной филологии. – М.: Л., 1964. 10. Михайлова Н. Г. Творчество Лескова в связи с некоторыми образами народного эпоса // Вестник Московского ун-та. Сер. 10: филология. – 1966. – № 3. – С. 49–57. 11. Пауткин А. А. Апокриф и древнерусская иконопись в художественной интерпретации Н. С. Лескова («Сошествие во ад») // Вестник Московского ун-та. Сер. 9: филология. – 1995. – № 4. – С. 54 – 59. 12. Полякова С. В. Византийские легенды как литературное явление // Византийские легенды. – Л., 1972. 13. Ранчин А. М. К поэтике литературной мистификации: легенды Н. С. Лескова по старинному Прологу // Тыняновский сборник. – М., 1998. – Вып. 10. – С. 96–117. 14. Ранчин А. М. К творческой истории легенд Лескова «Повесть о богоугодном дровоколе» и «Скоморох Памфалон» (по материалам цензурных дел) // Неизданный Лесков: в 2 кн. – М., 1997. – Кн. 1. – С. 375 –381. 15. Ранчин А. М. Легенда Н. С. Лескова «Скоморох Памфалон» (1887) и ее литературные и фольклорные источники // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. – М., 1988. – Вып. 2. – С. 9–12. 16. Троицкий В. Ю. О художественном своеобразии легенд Н. С. Лескова, на писанных по материалам Пролога // Ученые записки Московского гос. пед. ин-та. – М., 1964. – С. 302–324. 17. Чередникова М. П. Об источниках легенды Н. С. Лескова «Скоморох Памфалон» // Русский фольклор. Материалы и исследования. – Л., 1972. – Т. 13. – С. 111–121. 18. Янин В. Л. Севастийские мученики в русской храмовой живописи и художественной литературе // Русское подвижничество. – М., 1996. – С. 60 – 64. Тема № 19 Сатира Щедрина как выдающееся явление русской литературы. Понимание Щедриным предмета и задач сатиры. «Теория призраков» как философско-эстетическая основа сатиры писателя. Концепция двух действительностей (оппозиция мнимой, призрачной и «живой» жизни) как определяющее начало поэтики Щедрина. Сатирическое изображение «внутренней пустоты» социальных явлений, имеющих притязание на реальное значение, художественное выявление абсурдности «призрачной» жизни. Семья, собственность и государство как главные «призраки» русской жизни, по мнению сатирика. Основные этапы творческого пути писателя. Повести «Противоречия», «Запутанное дело» и традиции «натуральной школы». Основные темы и мотивы «Губернских очерков». Своеобразие финала. Публицистика и сатира Щедрина 1860-х гг. Историософские идеи цикла статей-обзоров «Наша общественная жизнь» (1863-1864), циклы рассказов «Невинные рассказы» (1857-1863), «Сатиры в прозе» (1859-1862), «Помпадуры и помпадурши» (1863-1874), «Письма о провинции» (1868). Образ города Глупова в «глуповском» цикле 1862 г. и в «Истории одного города». Гротеск как принцип типизации в творчестве Щедрина. «История одного города» как «роман-гротеск» (Д. Николаев). Статья А.С. Суворина «Историческая сатира» и ответ Салтыкова-Щедрина. Рассказ и очерк как преобладающие жанры в творчестве писателя. Стремление к быстрому реагированию на происходящее события («журнализм» Щедрина) и одновременное стремление к сложным идейно-художественным концепциям, к широте художественного охвата действительности. Обоснование Щедриным жанра общественного романа. Тенденция к циклизации рассказов, очерков, статей в творчестве писателя. Редакторская деятельность Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках». Сатирические произведения 1870-1880-х гг.: «Господа ташкенцы» (1869-1873), «Благонамеренные речи» (1872-1876), «Убежище Монрепо» (1878-1879), «За рубежом» (1880-1881). Роман «Господа Головлевы»: сюжетно-композиционные особенности, своеобразие эпилога; Иудушка Головлев в ряду типов русской и мировой литературы. Сказочный цикл. Своеобразие жанра сказок Щедрина (сочетание сказочной образности и гротеска). «Современная идиллия» как сатирический роман. Искусство сатирического повествования в произведениях писателя. Смена «масок» повествователя, иносказательность, пародийная стилизация как особенности сатирического стиля Щедрина. Тема «Творчество А. П. Чехова-прозаика» Чехов как крупнейший представитель русской прозы и драматургии конца XIX в. Периодизация творческого пути. Ранний период творчества. Опыт создания проблемной драмы: «Платонов (Безотцовщина)». Сотрудничество в юмористических журналах. Сборники рассказов (принципы объединения произведений, основные темы). Система жанров в раннем творчестве писателя. «Сценки» - главное художественное достижение Чехова – юмориста. Жанровое своеобразие сценок («Ванька», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник» и др.). Место «серьезного этюда» в жанровой динамике ранней прозы Чехова («Горе», «Холодная кровь», «Первый любовник»). Повесть «Драма на охоте». Своеобразие чеховской прозы конца 1880-начала 1890-х годов. Новая эстетическая позиция писателя («Огни»). Варианты современных интерпретаций повести «Степь». Оппозиция «человек и мир» в произведениях писателя со «степным» сюжетом. «Импрессионистичность» прозы Чехова. Особенности авторской позиции («Припадок»). Экзистенциальное начало «Скучной истории». Чехов и Толстой: тематическая перекличка, полемика, общность духовных исканий. Повесть «Дуэль» как завершение творческих исканий Чехова середины 80-х – начала 90-х годов. Значение поездки на Сахалин; своеобразие книги «Остров Сахалин». «Дуэль» и русская классическая романная традиция. Поэтика сюжетосложения прозы «зрелого» Чехова. Отказ от традиционных художественных принципов, от прежней сюжетности. Рассказ о «несуществующем» или несостоявшемся действии. Произведения о «несвершившемся человеке» («Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»). Сюжет «открытия» и сюжет «прозрения» («Дама с собачкой», «Учитель словесности», «Скрипка Ротшильда» и др.). «Открытость» финалов. Чеховские принципы художественного обнаружения скрытого драматизма жизни. «Поэтика бесконечно малых величин» (Г.Бялый). Роль подтекста в художественной передаче «общего чувства жизни», «эмоциональной квинтэссенции бытия». Евангельские мотивы в прозе Чехова («Студент», «Архиерей»). Архетип праведника в повести «Моя жизнь». Литература 1. Балухатый С. Д. Ранний Чехов // Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. Л., 1990. С. 84-160. 2. Венцлова Т. О Чехове как представители «реального искусства» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996. С. 35-44. 3. Громов М. Чехов. М., 1993. 4. Ильюхина Т. Ю. Антоша Чехонте, Макар Балдастов и другие: Учебное пособие. Кемерово, 2002. 5. Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. М., 1989. 6. Катаев В. Б. Чехов // Русские писатели: Биобиографический словарь: в 2 ч.. М., 1990. Ч. 2. С. 381-391. 7. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990. 8. Роскин А. Об Антоше Чехонте и Антоне Чехове. Заметки о реализме Чехова // Роскин А. А. П. Чехов. М., 1959. С. 77-87, 193-219. 9. Секачев Е. В. Рассказ А. П. Чехова «Счастье» // Проблемы изучения русской и зарубежной литературы. Таганрог, 1999. С. 64-72. 10. Сухих И. Н. О системе жанров в раннем творчестве Чехова // Вестник ЛГУ. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 1987. Вып. 4. 11. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987. С. 34-67. 12. Чудаков А. П. Юмористика 1880-х гг. и поэтика Чехова // Вопросы литературы. 1986. № 8. С. 153-167. 13. Цилевич Л. М. Сюжет чеховского рассказа. Рига. 1976. 14. Бердников Г. П. А. П. Чехов. М., 1984. 15. Громов М. Чехов. М., 1993. 16. Джексон Р.- Л. Время и путешествие: метафора для всех времен // Чеховиана: Чехов в культуре ХХ века. М., 1993. 17. Ильюхина Т. Ю. Чеховский дебют в «толстом» журнале. Повесть «Степь» // Ars philologiae. СПб., 1997. С. 246-275. 18. Катаев В. Б. Эволюция и чудо в мире Чехова (повесть «Дуэль») // Русская литература ХIХ века и христианство. М., 1997. С. 48-55. 19. Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995. 20. Линков В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова. М., 1982. 21. Разумова Н. Е. «Степь» Чехова: варианты интерпретации повести // Вестник Томского государственного университета. 1998. Т. 266. 22. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994. С. 151-191. 23. Чудаков А. П. Истоки чеховского сюжетного новаторства // Русская литература. 1983. № 5. Тема «Новаторство драматургии А. П. Чехова» Пьесы Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Чехов и европейская «новая драма» его времени. «Иванов» как итог раннего творчества писателя и художественная «лаборатория» драматурга. Жанровое своеобразие чеховских водевилей («Медведь», «Свадьба», «О вреде табака»). Драматургическое новаторство писателя в «Чайке», «Дяде Ване», «Трех сестрах», «Вишневом саде». Новый тип героя («обыкновеннейший человек») и своеобразие системы персонажей («ее децентрализация»). Чеховское понимание драматизма бытия и природа конфликта в пьесах писателя. Поэтика внешне ослабленного сценического действия. «Лиризация» драмы (роль лирического «подводного течения»). Принцип соединения драматического и комического. Новый тип театральной условности. Эстетическая функция ремарок в драме Чехова. Жанровое своеобразие чеховских пьес. Чехов и художественный театр. Связь драматургии и прозы писателя (общность проблематики, соотношение текста и «подтекста» и пр.). Чехов и мировая литература XX в. Итоги и проблемы чеховедения. Литература 1. Алперс Б. В. Чехов и театр. О Чехове // Алперс Б. Искания новой сцены. М., 1985. С. 12-31, 159-205. 2. Головачева А. Г. Пьеса «Чайка» в творческой эволюции А. П. Чехова 1890-х годов: Автореф. дисс…. канд.филол.наук. Л., 1985. 3. Гушанская Е. М. Слово и поступок в сюжете «Чайки» как особенность чеховской поэтики // Поэтика литературы и фольклора. Воронеж, 1980. 4. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979. 5. Камянов В. О чеховской драматургии // Камянов В. Время против безвременья. М., 1989. С. 165-187. 6. Паперный З. Г. «Чайка» А. П.Чехова. М., 1980. 7. Салынский Д. Пространственные образы драматургии Чехова // Художник, сцена. М., 1978. 8. Собенников А. С. «Чайка» А. П. Чехова // Проблемы метода и жанра. Томск. 1986. Вып. 13. С. 215-233. 9. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994. 10. Костелянец Б. Мир поэзии драматической… Л., 1992. 11. Зингерман Б. И. Уроки «Иванова» // Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. – М., 1988. – С. 201–248. 12. Катаев В. Б. «Иванов»: русский Гамлет? лишний человек? // Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989. – С. 121–149. 13. Козлова С. М. Традиции жанра иронической драмы (опыт типологического исследования: «Иванов» А. П.Чехова и «Утиная охота» А. Вампилова) // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск, 1983. – С. 85–94. 14. Скафтымов А. П. Пьеса Чехова «Иванов» в ранних редакциях // Скафтымов А. П. Нравсвенные искания русских писателей. – М., 1972. – С. 436–456. 15. Су Не Лиеде. Чеховский водевиль и «театр абсурда» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. – М., 1997. – Вып. 9. – С. 89–99. 16. Субботина К. А. Чехов и театр абсурда (к проблеме восприятия творчества А. П. Чехова на Западе) // Филология. – 1995. – № 4. 17. Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. – М., 1955. 18. История русского драматического театра: в 7 т. – М., 1980–1982. – Т. 5–6. 19. Кузичева А. П. А. П. Чехов в русской театральной критике. Комментированная антология. 1887–1917. – М., 1999. 20. Муриня М. А. Чеховиана начала века (структура и особенности) // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». – М., 1996. – С. 15–22. 21. Очерки истории русской театральной критики: конец Х1Х – начало ХХ века. – Л., 1979. 22. Переписка А. П. Чехова. – М., 1984. 23. Полоцкая Э. А. Чехов (личность, творчество) // Время и судьбы русских писателей. – М., 1981. – С. 282–343. 24. Строева М. Н. Чехов и художественный театр. – М., 1955. 25. Соловьева И. Художник в нецельном мире // Режиссерские экземпляры К. Станиславского: в 6 т. – М., 1981. – Т. 2. Тема «Творчество В. М. Гаршина и В. Короленко» Творческая индивидуальность Гаршина особенности «переходного времени». Трагическое мироощущение писателя («Гамлета» своего времени). Тема «человек и война» в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»; развитие традиций Л. Толстого. Состав цикла военных рассказов, факторы циклизации. Темы социальной несправедливости, «падшей женщины» («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Вопрос о «крови по совести» в рассказе «Надежда Николаевна». Соотнесение живописных сюжетов художников Гельфрейха и Лопатина. Гаршин и Достоевский: единство нравственно-философских исканий в русской литературе второй половины XIX века. Проблемы интеллигенции, «чистого» и гражданского искусства в творчестве писателя («Встреча», «Художники»). Обогащение реализма поэтикой романтико-героических предчувствий. Ситуация борьбы героя с мировым злом, романтический мотив «высокого безумия» («Красный цветок»). Мифологическая основа образов рассказа. Восхищение героизмом революционной народнической интеллигенции и признание бесплодности ее подвига («Attalea princeps»). «Аллегорический» и «психологический» рассказы писателя. Гаршин и Толстой: влияние толстовства на художественное мировидение писателя, проявление непротивленческих тенденций («Сказание о гордом Аггее», «Сигнал»). Соотношение автора и героя (человека «гаршинской складки») в произведениях писателя. Преобладание субъективных форм повествования (записки, дневники и пр.). Своеобразие реалистического метода Гаршина. Черты литературного импрессионизма. Чехов и Гаршин. Жизненные испытания и литературная судьба В. Г. Короленко. Демократический характер общественной и публицистической деятельности. («Павловские очерки», «В голодный год», «Дело Бейлиса», «Письма к Луначарскому»). Соотношение в творчестве писателя беллетристики и публицистики, связанной с многогранной общественной, правозащитной деятельностью Своеобразие литературно-эстетических взглядов Короленко. Оценка им романтического и реалистического методов изображения действительности. Герои-протестанты, изображение драмы «революционеров без народа» («Яшка», «Чудная»). Тема пути к «настоящему народу», разнообразие народных типов, поэзия «вольной волюшки» («Сон Макара», «Река играет», «Лес шумит»). Сочетание в повести «Слепой музыкант» социологического принципа изображения мира с анализом природных (биологических, физиологических, психических) свойств человека. Особенности композиции повести и система персонажей. Герой и мир: от познания к «прозрению». Субъектно-речевая организация произведения, роль автора-повествовалеля в повести. Цикл аллегорических повестей и рассказов («Сказание о Флоре», «Тени», «Мгновение», «Огоньки»). Повесть «Без языка». «Правдоискатели» и «мечтатели» в очерках Короленко («Соколинец», «Государевы ямщики»). «История моего современника» как художественные мемуары.
3. 1. 2. Учебно-методические материалы Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.066 сек.) |