|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Творчество Г. И. Успенского (лекция 2)Литературный дебют писателя: «Идиллия» в журнале «Зритель», «Михалыч», в журнале Л. Толстого «Ясная поляна». Сотрудничество с Н. Некрасовым (журнал «Современник»), с редакцией «Отечественных записок». «Правда без всяких прикрас» (Н. Чернышевский) – «формула» раннего творчества Успенского. Реалистическое изображение русской действительности первых послереформенных лет в цикле «Нравы Растеряевой улицы». Обобщающий смысл тем и мотивов очерка «Будка». Глубина художественного проникновения в социальные явления (цикл «Разоренье»). Преобладание крестьянской тематики в творчестве Успенского 1870-1880-х годов. Идея «власти земли» как главного фактора крестьянской жизни (цикл «Власть земли»). Успенский и беллетристы-народники: общее и различное. Тема человеческих судеб, стоящих за цифрами официальной статистики (цикл «Живые цифры»). Тема духовного преображения под воздействием искусства («Выпрямила»). Документальная основа («говорящие факты живой действительности») и своеобразие художественного обобщения в очерках Успенского. Публицистичность произведений писателя. Циклизация очерков. 8 блок тем Творческая индивидуальность писателя и особенности «переходного времени». Трагическое мироощущение Гаршина («Гамлета» своего времени). Тема «человек и война» в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»; развитие традиций Л. Толстого. Состав цикла военных рассказов, факторы циклизации. Темы социальных язв, «падшей женщины» («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Вопрос о «крови по совести» в рассказе «Надежда Николаевна». Соотнесение живописных сюжетов художников Гельфрейха и Лопатина. Гаршин и Достоевский: единство нравственно-философских исканий в русской литературе второй половины XIX века. Проблемы интеллигенции, «чистого» и гражданского искусства в творчестве писателя («Встреча», «Художники»). Обогащение реализма поэтикой романтико-героических предчувствий. Ситуация борьбы героя с мировым злом, романтический мотив «высокого безумия» («Красный цветок»). Мифологическая основа образов рассказа. Восхищение героизмом революционной народнической интеллигенции и признание бесплодности ее подвига («Attalea princeps»). «Аллегорический» и «психологический» рассказы писателя. Гаршин и Толстой: влияние толстовства на художественное мировидение писателя, проявление непротивленческих тенденций («Сказание о гордом Аггее», «Сигнал»). Соотношение автора и героя (человека «гаршинской складки») в произведениях писателя. Преобладание субъективных форм повествования (записки, дневники и пр.). Своеобразие реалистического метода Гаршина. Черты литературного импрессионизма. Чехов и Гаршин. 9 блок тем Жизненные испытания и литературная судьба В. Короленко. Демократический характер общественной и публицистической деятельности. («Павловские очерки», «В голодный год», «Дело Бейлиса», «Письма к Луначарскому»). Соотношение в творчестве писателя беллетристики и публицистики, связанной с многогранной общественной, правозащитной деятельностью. Своеобразие литературно-эстетических взглядов Короленко. Оценка им романтического и реалистического методов изображения действительности. Герои-протестанты, изображение драмы «революционеров без народа» («Яшка», «Чудная»). Тема пути к «настоящему народу», разнообразие народных типов, поэзия «вольной волюшки» («Сон Макара», «Река играет», «Лес шумит»). Сочетание в повести «Слепой музыкант» социологического принципа изображения мира с анализом природных (биологических, физиологических, психических) свойств человека. Особенности композиции повести и система персонажей. Герой и мир: от познания к «прозрению». Субъектно-речевая организация произведения, роль автора-повествовалеля в повести. Цикл аллегорических повестей и рассказов («Сказание о Флоре», «Тени», «Мгновение», «Огоньки»). Повесть «Без языка». «Правдоискатели» и «мечтатели» в очерках Короленко («Соколинец», «Государевы ямщики»). «История моего современника» как художественные мемуары. Религиозные искания Короленко. 10 блок тем Всплеск поэтического творчества в 70-90-е гг. XIX в. Переходный, переломный характер поэзии этих лет. Воздействие романа на лирику (А. Апухтин). Поэзия революционных народников (П. Лавров, Н. Морозов и др.). Поэты «больного поколения», «предтечи русского символизма» (С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов). «Образотворчество» и поиск новых поэтических форм в творчестве поэтов конца XIX века. Выражение настроений эпохи «безвременья» в лирике С. Надсона. Мотивы скорби, уныния, усталости, сочувствия страдающему «брату». Некрасовская традиция. Тема назначения поэта и поэзии. Сильный жест «слабого» поэта: стихотворение «Песни Мефистофеля». Опыты поэмы на историко-христианские темы: «Иуда», «Христианка». Своеобразие литературной репутации (резкое неприятие элитой модернизма, упреки в сниженном уровне стиховой культуры). Поэзия 1880 – 1890-х годов: «неоромантизм», переходный характер – «между золотым и серебряным веком» (Е. Тарланов), от С. Надсона к К. Случевскому. «Фофановский» период в истории поэзии (с 1887 года – год смерти Надсона – по 1895, время появления первых изданий символистов). Д. Мережковский о Фофанове как предшественнике символистов (статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»). Оценка Мережковским творчества Фофанова – «Божьей милостью поэт». Представление современников о Фофанове как о поэте-самородке, не получившем хорошего образования. Концепция непосредственного таланта («наивного таланта» - В. Буренин) Фофанова. Творчество Фофанова и классическое наследие. Лермонтовские традиции в его поэзии. Литература Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |