АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контрольно-измерительные материалы

Читайте также:
  1. GG ДРУГИЕ ОТХОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ В ОСНОВНОМ НЕОГРАНИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОДЕРЖАТЬ МЕТАЛЛЫ И ОРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  2. I. Нормативные материалы
  3. IV. Дидактические материалы для практических занятий
  4. IV. Материалы и полуфабрикаты
  5. V. ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  6. V.УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  7. Абразивные материалы.
  8. Абсолютизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.
  9. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ, РЕАКТИВЫ
  10. Аппаратура, оборудование, средства измерения, сырье, материалы, реактивы
  11. Архитектура кхмеров. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания.
  12. АС ОТХОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ В ОСНОВНОМ ОРГАНИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОДЕРЖАТЬ МЕТАЛЛЫ И НЕОРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Рефераты

(15 неделя семестра – защита рефератов)

Тема № 1

Поэтика снов и видений в творчестве Ф. М. Достоевского

Литература

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979

2. Бицилли П. М. Достоевский и современная культура // Бицилли П. М. Трагедия русской культуры. Исследования. Статьи. Рецензии. – М., 2000. – С. 385–388.

3. Бицилли П. М. К вопросу о внутренней форме романа Достоевского // Бицилли П. М. Избранные труды по филологии. – М., 1996.

4. Волкова Т. Н. Сны в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность. – Кемерово, 1996. – С. 63–69.

5. Вудфорд М. Сновидения в мире Достоевского // Достоевский и мировая культура. – М.,1999. – № 12. – С. 135–144.

6. Готическая традиция в русской литературе. – М., 2008.

7. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М., 1993.

8. Джиганте Д. Сновидения в «Хозяйке» // Достоевский и современность. – Старая Русса, 1998. – С. 40–52.

9. Захаров В. Н. Концепция фантастического в эстетике Достоевского // Художественный образ и историческое сознание. – Петрозаводск, 1974. – С. 98–126.

10. Захаров В. Н. Фантастическое в эстетике и творчестве Ф. М. Достоевского. Автореф. канд. дисс. – Петрозаводск, 1975.

11. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. – 2003. – № 1. – С. 176–208.

12. Клейман Р. Я. Сквозные мотивы Достоевского в историко-культурной перспективе. – Кишинев, 1985.

13. Клейман Р. Я. Художественные константы Достоевского в контексте исторической поэтики: автореф. дис. … докт. филол. наук. – СПб., 1999.

14. Кондратьев Б. С. Пушкин и Достоевский. Миф. Сон. Традиция. – Арзамас, 2002.

15. Кондратьев Б. С. О мифологизме Ф. М. Достоевского: Онтология и поэтика сна. – Арзамас, 2001.

16. Кондратьев Б. С. Сны в художественной системе Ф. М. Достоевского: мифологический аспект. – Арзамас, 2001.

17. Криницын А. Б. Сон о «дите» Дмитрия Карамазова (опыт комментария) // Достоевский: дополнения к комментарию. – М., 2005. – С. 586–606.

18. Кроо К. Творческое слово Достоевского – герой, текст, интертекст. – СПб., 2005.

19. Лапшин И. И. Ars moriendi // Вопросы философии. – 1994. – № 12. – С. 115 –126.

20. Лапшин И. И. Метафизика Достоевского: (К 50-летию смерти Ф. М. Достоевского) // Воля России. – Прага, 1931. – № 1–2. – С. 59–84. № 3–4. – С. 219–313.

21. Лапшин И. И. Эстетика Достоевского. – Берлин, 1923.

22. Лаут Р. Философия Достоевского в системном изложении. – М., 1996.

23. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. – М., 1999

24. Ляху В. Люциферов бунт Ивана Карамазова. Судьба героя в зеркале библейских аллюзий. – М., 2011.

25. Назиров Р. Традиции Пушкина и Гоголя в русской прозе: Сравнительная история фабул. Дис. … д-ра филол. наук. – Екатеринбург, 1995.

26. Назиров Р. Г. Специфика художественного мифотворчества Ф. М. Достоевского // Литературный текст: Проблемы и методы исследования. – М.; Тверь, 2000. – С. 51–59.

27. Недзвецкий А. А. Мистериальное начало в романе Ф. М. Достоевского // Достоевский и мировая культура. – М., 1997. – № 9. – С. 46–57.

28. Печерская Т. И. Мотив смерти-воскресения в поэтике сна Ф. М. Достоевского // От сюжета к мотиву. – Новосибирск, 1996. – С. 140–147.

29. Пигин А. В. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» и видение рая и ада // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. – Петрозаводск, 1991. – С. 136–139.

30. Пичугина О. В. Религиозно-философские основания позднего творчества Ф. М. Достоевского. – Кемерово, 2012.

31. Порудоминский В. И. “Особенно оживленная деятельность мозга”. Сны и сновидения в духовных исканиях Толстого // Человек. – 1997. – № 6. То же // Порудоминский В. О Толстом. – СПб., 2005.

32. Савельева В. В. Сны и циклы сновидений в произведениях Ф. М. Достоевского // Русская словесность. – 2002. – № 7. – С. 24–31.

33. Степанян К. А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского. – М., 2005.

34. Степанян К. А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. – СПб., 2010.

35. Тихомиров Б. Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского в современном прочтении. Книга-комментарий. – СПб., 2005.

36. Тихомиров Б. Н. К спорам о художественном методе Достоевского (проблема «реализма в высшем смысле слова») // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. – М., Иркутск, 2004. – Вып. 10. – С. 29–43.

37. Фазиулина И. В. Сон и сновидение в раннем творчестве Ф. М. Достоевского: поэтика и онтология. – Ижевск, 2007.

38. Чернова Н. В. Сон господина Прохарчина. Фантастическая реальность // Достоевский и мировая культура. – СПб., 1996. – № 6. – С. 34–61.

39. Щенников Г. К. Функции снов в романах Достоевского // Ученые записки Уральского гос. ун-та. – 1970. – № 99. – Вып. 16.

40. Щенников Г. К. Целостность Достоевского. – Екатеринбург, 2001.

41. Яхл К. Сны Раскольникова в перспективе мифопоэтической традиции // Slavica Tergestina. 1998. VI. 2, 55–101.

Тема № 2
Роман Ф. М. Достоевского «Подросток»:
современное состояние изучения

Литература

13. Башкиров Д. Л. «Что такое человек, как подумаешь о нём?» (Главная тема русской литературы и роман Ф. М. Достоевского «Подросток») // Достоевский и современность: Материалы XII Международных Старорусских чтений 1997 года. – Старая Русса, 1998. – С. 3–12.

14. Бертнес Ю. «Христос-Отец»: к проблеме противопоставления отца кровного и отца законного в «Подростке» Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 409–415.

15. Власкин А. П. От Макар Долгорукого до Григория Кутузова (Достоевский о народной религиозной культуре) // Индивидуальное и типологическое в литературном процессе. – Магнитогорск, 1994. – С. 57–67.

16. Галаган Г. Я. Проблема «лучший людей» в наследии Ф. М. Достоевского (1873 – 1876) // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1996. – Т. 12. – С. 99–107.

17. Долинин А.С. Последние романы Достоевского. – М.-Л., 1963.

18. Кийко Е. И. Русский тип «всемирного боления за всех» в «Подростке»: по материалам чернового автографа // Русская литература. – 1975. – № 1. – С. 155–161.

19. Лунде И. От идеи к идеалу – об одном символе в романе Достоевского «Подросток» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 416–423.

20. Примечания // Достоевский Ф. М. ПСС.: в 30 т. – Л., 1976. – Т. 17. – С. 256 –362.

21. Семенов Е. И. Роман Достоевского «Подросток»: Проблематика и жанр. – Л., 1979.

22. Степанян К. Роман – покаяние (почему «Подросток» написан от первого лица?) // Достоевский и современность. – Новгород, 1991. – Ч. 1. – С. 157 –171.

23. Сыроватко Л. В. «Потрясающее впечатление»: Макар Иванов» // Достоевский и современность. – Новгород, 1995. – С. 167–172.

24. Сыроватко Л. В. Символика времени в романе «Подросток» // Достоевский и мировая культура. – М., 1999. – № 10. – С. 107–115.

Тема № 3
«Мир» в художественной системе романа
Л. Н. Толстого «Война и мир»

Литература

1. Билинкис Я. С. О творчестве Л. Н. Толстого. – Л., 1959. – С. 195–279.

2. Бочаров С. Г. «Мир» в «Войне и мире» // Толстой и наше время. – М., 1978. – С. 86–105.

3. Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». Изд. 3-е. – М., 1978.

4. Галаган Г. Я. Л. Н.Толстой. Художественно-этические искания. – Л., 1981. – С. 93–99.

5. Дунаев М. М. Православие и русская литература. Ч. IV. – М., 1998. – С. 45– 47, 212–217.

6. Есаулов И. А. Идея соборности в романе Толстого «Война и мир» // Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – С. 83–116.

7. Зайденшнур Э. Е. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Создание великой книги. – М., 1966. – С. 66–70.

8. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. – М., 2002. – С. 353–374.

Тема № 4
Поэтика романа Л. Н. Толстого «Воскресение»

Сюжет «воскресения» в романе Толстого. Религиозно-философское осмысление личного «воскресения» как направления, к которому устремлен путь жизни заблуждающегося человека, обретающего свет веры. «Исполнение учения – в движении»; «Мне дорога только верность направления пути» (Л. Толстой). «Путь жизни» как движение героя от одного жизнепонимания к другому, переданное у Толстого рядом устойчивых мотивов (мотивы «ухода», «двоения» как «муки рождения к новой жизни», прорастания семени, «пути к жизни» из смерти, открытия «двери жизни», обретения связи с Богом как приобщения к свету). Мотив пробуждения ото сна жизни как центральный сюжетообразующий мотив романа (действительная, настоящая жизнь – это бодрствование, неподлинное существование – сон, воскресение – пробуждение). Мифологическая основа данного мотива (сотериологическое значение «пробуждения» в разных мифологических системах). Архетипические мотивы памяти – забвения, зрячести - слепоты, поисков истины.

Литература

1. Андреева Е. П. Толстой – художник в последний период деятельности. – Воронеж, 1980.

2. Бабаев Э. Заметки о поэтической структуре «Воскресения» // В мире Толстого. – М., 1978. – С. 215–274.

3. Бахтин М. М. Предисловие (1930). «Воскресение» Льва Толстого // Л. Н. Толстой: pro et contra. – СПб., 2000. – С. 756–775.

4. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 2: Проблемы творчества Достоевского, 1929; Статьи о Л. Н. Толстом, 1929. Записикурса лекций по истории русской литературы, 1922–1927. – М., 2000.

5. Берман Б. И. Сокровенный Толстой. – М., 1992.

6. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Философско-исторические основы единения людей // Толстой Л. Н. Единение людей в творчестве Л. Н. Толстого. Фрагменты рукописей. – Оттава, 2002.

7. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. – Л., 1981.

8. Гродецкая А. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб., 2000.

9. Гулин А. В. «Воскресение» и Воскресение. Последний роман Л. Н. Толстого // Л. Н. Толстой. «Воскресение». – М., 1995.

10. Жданов В. Творческая история романа Толстого «Воскресение». – М., 1960.

11. Журина О. Б. Тема поиска выхода и мотив пути в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Проблемы поэтики языка и литературы. – Петрозаводск, 1996. – С. 121–123.

12. Кедров К. «Уход» и «воскресение» героев Толстого // В мире Толстого. – М., 1978. – С. 248–274.

13. Краснов Г. В. Воскрешение в «Воскресении» Л. Н. Толстого // Русская словесность. – 1998. – № 6. – С. 2–6.

14. Кузина Л., Тюнькин К. «Воскресение» Л. Толстого. – М., 1978.

15. Ломунов К. Н. Над страницами «Воскресения»: история создания романа Л. Н. Толстого. Проблемы, образы, характеры. – М., 1979.

16. Ломунов К. Н. Лев Толстой о романе «Воскресение» // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование. – М., 1991.

17. Меджибовская И. Толстой, Евхаристия и «Тайная вечеря» // Лев Толстой и мировая литература. – Тула, 2005.

18. Николаева Е. В. Весенний пейзаж в романе «Воскресение» // Толстой и о Толстом. – М., 2002. – Вып. 2.

19. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого: 1880–1890-е годы. – М., 2000.

20. Николаева Е. В. Миф и религия: [На примере творчества Толстого] // Яснополянский сборник. 2002. – Тула, 2003.

21. Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. – Новосибирск, 1978.

22. Ореханов Г. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой: конфликт глазами современников. – М., 2010.

23. Порудоминский В. И. По прочтении «Воскресения» [К истории создания романа] // Вопросы литературы. 1995. – № 1. – С. 183–203.

24. Порудоминский В. И. О Толстом. – СПб., 2005.

25. Пятигорский А. М. Избранные труды. – М., 1996. – С. 251–256.

26. Ремизов В. Б. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: концепция жизни и формы воплощения. – Воронеж, 1986.

27. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование. – М., 1991.

28. Стоянова С. И. Христианские мотивы в позднем творчестве Л. Толстого // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997. – С. 191– 196.

29. Тамарченко Н. Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. – Кемерово, 1974. – С. 72–81, 89– 91.

30. Тарасов А. Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. – М., 2001.

31. Тарасов А. Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л. Н. Толстого: Автореферат дис. … д. филол. наук. – М., 2006.

Тема № 5
Эстетические взгляды Л. Н. Толстого в поздний период творчества. Жанровое своеобразие поздней повести писателя: «Крейцерова соната», «Фальшивый купон» (по выбору)

Литература

1. Андреева Е. П. Толстой – художник в последний период деятельности. – Воронеж, 1980.

2. Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2 т. – М. –СПб., 1999. – Т. 2. – С. 263–272.

3. Гей Н. К. «Крейцерова соната» Л. Толстого как художественная многомерность // Страницы истории литературы. – М., 1971.

4. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб., 2000.

5. Гудзий Н. К. «Крейцерова соната». История писания и печатания «Крейцеровой сонаты» // Л. Н. Толстой. ПСС: в 90 т. – Т. 27.

6. Жданов В. Из творческой истории повести «Крейцерова соната» // Толстой – художник. – М., 1961.

7. Копелиович Д. М. Истинность легенды // Вопросы литературы. – 1999. – Вып. 5. – С. 108–126. (О произведении «Посмертные записки старца Федора Кузьмича»).

8. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. – М. – Л., 1966.

9. Линков В. Комментарии // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: в 22 т. – М., 1978. – Т. 12. – С. 437–477.

10. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого: 1880–1890-е годы. – М., 2000.

11. Радько Е. В. О жанровом своеобразии «Крейцеровой сонаты» Л. Н. Толстого // Жанры русской литературы. – Иркутск, 1991. – С. 73–84.

12. Тамарченко Н. Д. Об авторской позиции в повестях «позднего» Л. Толстого («Крейцерова соната» и «Дьявол») // Русская словесность. – 1999. – № 4. – С. 17–24.

13. Тарасов А. Б. Что есть истина? Праведники Толстого. – М., 2001.

14. Туниманов В. А. «Кроткая» Достоевского и «Крейцерова соната» Толстого (Две исповеди) // Русская литература. – 1999. – № 1. – С. 53–88.

15. Шифман А. И. Художественные элементы в публицистике Л. Н. Толстого // Толстой – художник. – М., 1961.

16. Юртаева И. А. К вопросу о сюжетном единстве повестей Л.Н. Толстого 1880–1890 годов // Проблемы метода и жанра. – Томск, 1985. – С. 187–205.

17. Юртаева И. А. Л. Н. Толстой и В. Ф. Одоевский (к вопросу о жанровом своеобразии повести Л. Толстого 80–90-х годов) // Проблемы метода и жанра. – Томск, 1983. – С. 164–172.

18. Юртаева И. А. Сюжет и идея в повести Л. Н. Толстого «Фальшивый купон» // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. – Кемерово, 1992. – С. 96–103.

19. Янин В. Л. Севастийские мученики в русской храмовой живописи и художественной литературе // Русское подвижничество. – М., 1996. – С. 60–64.

Тема № 6
Житийные традиции в повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий». Концепция праведничества в позднем творчестве писателя

Интерес Толстого к патериковым рассказам, к раннехристианским «кризисным» житиям. Логика отбора текстов в изданиях писателя («Азбука», «Славянские книги для чтения» и др.). Житие Иакова Постника, «Слово о черноризце» и другие памятники «народной культуры» с сюжетом искушения старца блудницей как источники повести Толстого «Отец Сергий». Трансформация в повести патериковых мотивов посрамления прославленных аскетов, «духоводительного» видения. Художественная реализация в произведении Толстого идеи предпочтения мирского пути спасения монашескому. Пародийное переосмысление отдельных традиционных сюжетных элементов жития. Толстовское представление о грехе и раскаянии как условии движения к истине и к Богу. Праведная Пашенька и кающийся грешник: два пути к святости.

Литература

1. Встречи в Ясной Поляне // Москва. – 1999. – № 12. – С. 176–190. (Личутин В. В. Последний евангелист. С. 176 – 182. Курбатов В. Я. Нужная правда. С. 182 – 188. Аннинский Л. А. Чемпион святости. С. 188–190: об экранизации в Италии «Отца Сергия», реж. П. и В. Тавиани).

2. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб., 2000.

3. Купреянова Е. Н. Мотивы народного эпоса и древней литературы в произведениях Л. Н. Толстого // Русская литература. – 1963. – № 2.

4. Лихачев Д. С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы // Лихачев Д. С. Избранные работы. – Л., 1987. – Т. 3.

5. Переверзева Н. А. Символическая образность повести «Отец Сергий» в контексте древнерусской и народнопоэтической традиции // Толстовский сборник: этика и эстетика, вопросы поэтики, творческие связи и традиции. – Тула, 1992. – С. 77–86.

6. Полякова С. В. Византийские легенды как литературное явление // Византийские легенды. – Л., 1972.

7. Тарасов А. Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. – М., 2001.

8. Юртаева И. А. К вопросу о традициях жития в повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий» // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. – Кемерово, 1988. – С. 115–125.

Тема № 7
Религиозно-философские искания Л. Н. Толстого
в поздний период творчества: современные научные дискуссии

1. Андерсон Р. Блаженность и знание в творчестве Л. Толстого // Христианство и русская литература. – СПб., 1999. – Вып. 3. – С. 289 – 297.

2. Андреева Е. П. Толстой – художник в последний период деятельности. – Воронеж, 1980.

3. Артемьева О. В. Мораль в жизнеучении Льва Толстого // Этика: новые старые проблемы. – М., 1999. – С. 149–168.

4. Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого // Литературное наследие. – М., 1969. – Т. 69, кн. 1. – С. 35–102.

5. Белоусова Е. В. Библия в восприятии Л. Н. Толстого // Литературная учеба. – 2000. – Кн. 2. – С. 124 – 158.

6. Берман Б. И. Сокровенный Толстой. – М., 1992.

7. Бессонов Б. Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. – М., 1992.

8. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. – Л., 1981.

9. Гусейнов А. А. Понятие веры, бога и ненасилия в учении Л. Толстого // Разум и экзистенция. – СПб., 1999. – С. 312–324.

10. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М., 1998. – Ч. 4.

11. Ильин В. Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. – СПб., 2000.

12. Кантор В. К. Лев Толстой: искушение неисторией // Вопросы литературы. – 2000. – Вып. 4. – С. 120 – 181.

13. Ломунов К. Н. Духовные искания Л. Н. Толстого: (из истории их изучения и оценки) // Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. – М., 1998. – Вып. 1. – С. 132–155.

14. Мардов И. Ю. Лев Толстой: прозрение и мнимодушевность // Вопросы литературы. – 2000. – Вып. 1. – С. 161–172.

15. Мардов И. Отмщение и воздаяние (К духовной биографии Л. Н. Толстого) // Вопросы литературы. – 1998. – № 4. – С. 144–159.

16. Николаева Е. В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого // Литература в школе. – 1997. – № 5. – С. 61–71.

17. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. – М., 2000.

18. Одиноков В. Г. Религиозно-этические взгляды «позднего» Толстого и его художественное творчество // Русская литература и религия. – Новосибирск, 1997. – С. 121–152.

19. Ореханов Г. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой. – М., 2010.

20. Ремизов В. Б. Л. Толстой в поздний период творчества: мировоззрение и художественное видение // Толстовский сборник: этика и эстетика, вопросы поэтики, творческие связи и традиции. – Тула, 1992. – С. 4–22.

21. Стрельцов Г. Я. Паскаль и Лев Толстой // Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. – М., 1994. – С. 356–374.

22. Толстой и религия. – М., 1996.

23. Чернявский А. Л. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого. // Современная педагогика. – 1990. – № 9.

24. Чуприна И. Нравственно-философские искания Толстого в 60-70-е гг. – Саратов, 1974.

Тема № 8
Патериковые рассказы и цикл легенд Н. С. Лескова

Литература

1. Водолазкин Е. Г. Интерпретация древнерусского Пролога Н. С. Лесковым // Новгород в культуре Древней Руси. – Новгород, 1995. – С. 157–162.

2. Горелов А. А. О «византийских» легендах Лескова // Русская литература. – 1983. – № 1. – С. 119–133.

3. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб, 2000.

4. Лихачев Д. С. Древнейшее русское изображение скомороха и его значение для истории скоморошества // Проблемы сравнительной филологии. – М.; Л., 1964.

5. Михайлова Н. Г. Творчество Лескова в связи с некоторыми образами народного эпоса // Вестник Московского ун-та. Сер. 10: филология. – 1966. – № 3. – С. 49–57.

6. Пантин В. О. Легенды и «апокрифы» в художественной системе Н. С. Лескова. – СПб., 1993. (Автореферат диссертации).

7. Полякова С. В. Византийские легенды как литературное явление // Византийские легенды. – Л., 1972.

8. Ранчин А. М. К поэтике литературной мистификации: легенды Н. С. Лескова по старинному Прологу // Тыняновский сборник. – М., 1998. – Вып. 10. – С. 96–117.

9. Ранчин А. М. К творческой истории легенд Лескова «Повесть о богоугодном дровоколе» и «Скоморох Памфалон» (по материалам цензурных дел) // Неизданный Лесков: в 2 кн. – М., 1997. – Кн. 1. – С. 375 –381.

10. Ранчин А. М. Легенда Н. С. Лескова «Скоморох Памфалон» (1887) и ее литературные и фольклорные источники // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. – М., 1988. – Вып. 2. – С. 9–12.

11. Троицкий В. Ю. О художественном своеобразии легенд Н. С. Лескова, написанных по материалам Пролога // Ученые записки Московского гос. пед. ин-та. – М., 1964. – С. 302–324.

12. Чередникова М. П. Об источниках легенды Н. С. Лескова «Скоморох Памфалон» // Русский фольклор. Материалы и исследования. – Л., 1972. – Т. 13. – С. 111–121.

Тема № 9
Западная живопись и древнерусская иконопись
в художественном мире Н. С. Лескова

Литература

1. Андрианова-Перетц В. П. Апокрифы // История русской литературы. – М.–Л., 1941. – Т. 1.

2. Апокрифы // Православная энциклопедия. – М., 2001. – Т. III. – С. 46–58.

3. Апокрифы Древней Руси: тексты и исследования. – М., 1997.

4. «Благоразумный разбойник» // Православная энциклопедия. – М., 2002. – Т. V. – С. 314–315.

5. Воскресение Иисуса Христа // Православная энциклопедия. – М., 2005. – Т. IX. – С. 414–423.

6. Видмарович Н. П. Иконный текст «Сошествия во ад» Н. С. Лескова // Традиции русской православной культуры в языковой картине мира. – Кемерово, 2008. – С. 70–78.

7. Евдокимова О. В. Живописание в структуре произведений Н. С. Лескова // Русская литература и изобразительное искусство. – Л., 1988.

8. Евдокимова О. В. Поэтика памяти в прозе Н. С. Лескова. – СПб., 1996.

9. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. – М., 2004.

10. Лепахин В. Значение и предназначение иконы. – М., 2003.

11. Лесков Н. С. О литературе и искусстве. – Л., 1984. – С. 187 – 196. (статья «Благоразумный разбойник»).

12. Лесков Н. С. О русской иконописи // Лесков Н. С. Собр. соч.: в 11 т. – М, 1956 – 1958. – Т. 10.

13. Мильков В. Древнерусские апокрифы. – СПб., 1999.

14.Памятники отреченной русской литературы / собр. Н. Тихонравовым. – М., 1863. – Т. 1–2.

15.Памятники старинной русской литературы / изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. – СПб., 1860–1864. – Вып. 4.

16. Пауткин А. А. Апокриф и древнерусская иконопись в художественной интерпретации Н. С. Лескова («Сошествие во ад») // Вестник Московского ун-та. Сер. 9: филология. – 1995. – № 4. – С. 54 – 59.

17. Пуцко В. Благоразумный разбойник в апокрифической литературе и древнерусском искусстве // ТОДРЛ. – Л., 1966. – Т. 22. – С. 407–418.

18. Янин В. Л. Севастийские мученики в русской храмовой живописи и художественной литературе // Русское подвижничество. – М., 1996. – С. 60–64.

Тема № 10
Ранняя проза А. П. Чехова: жанровое своеобразие

Жанровая динамика ранней прозы Чехова: подпись к рисунку, «мелочишка» (календари, дневники, библиография, мысли, объявления, задачи и пр.), сценки, рассказ («серьезный этюд»), повесть. Анализ произведений: «Жалобная книга», «Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Хирургия», «Хамелеон», «Счастье», «Горе», «Тоска», «Спать хочется», «Драма на охоте». Парадоксальность как основа чеховских сюжетов. Своеобразие «открытых финалов». Анекдот как «ядро» жанровых трансформаций чеховской прозы. Композиционные приемы Чехова («ступенчатое движение», контрастность и пр.). Поэтика названий. Сборники рассказов: «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» (1887), «В сумерках» (1887), «Рассказы» (1888). Принципы объединения произведений в сборники. Основные темы.

Литература

1. Балухатый С. Д. Ранний Чехов // Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. – Л., 1990. – С. 84 –160.

2. Венцлова Т. О. Чехове как представители «реального искусства» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». – М., 1996. – С. 35–44.

3. Громов М. Чехов. – М., 1993.

4. Ильюхина Т. Ю. Антоша Чехонте, Макар Балдастов и другие: Учебное пособие. – Кемерово, 2002.

5. Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989.

6. Катаев В. Б. Чехов // Русские писатели: Биобиографический словарь: в 2 ч. – М., 1990. – Ч. 2. – С. 381–391.

7. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет в художественной системе литературного произведения. – Рига, 1990.

8. Роскин А. Об Антоше Чехонте и Антоне Чехове. Заметки о реализме Чехова // Роскин А. А. П. Чехов. – М., 1959. – С. 77–87, 193–219.

9. Секачев Е. В. Рассказ А. П. Чехова «Счастье» // Проблемы изучения русской и зарубежной литературы. – Таганрог, 1999. – С. 64–72.

10. Сухих И. Н. О системе жанров в раннем творчестве Чехова // Вестник ЛГУ. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. – 1987. – Вып. 4.

11. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. – Л., 1987. – С. 34–67.

12. Чудаков А. П. Юмористика 1880-х гг. и поэтика Чехова // Вопросы литературы. – 1986. – № 8. – С. 153–167.

13. Цилевич Л. М. Сюжет чеховского рассказа. – Рига, 1976.

Тема № 11
Поэтика чеховской прозы конца 1880-х – начала 1890-х гг.
(«Степь», «Огни», «Припадок», «Дуэль»)

Художественные искания писателя в конце 80-х годов. Стилевое и жанровое разнообразие созданных в «переломном» 1888 году произведений: «аллегорический» («Без заглавия», «Пари»), «натуралистический» («Спать хочется») рассказ, повесть, сочетающая лирическое и эпическое начала («Степь») и т. д. Новая эстетическая позиция («Огни»). Своеобразие авторской позиции в произведении. Различные подходы к интерпретации «Огней». Повесть А. П. Чехова «Степь» в современном литературоведении: варианты интерпретаций. «Степь» как «лирическая эпопея», «повесть о русской земле» (М. Громов). «Степь» и духовный кризис писателя второй половины 1880-х годов. Образ степи как модель пространственного построения чеховских сюжетов («Шампанское», «Огни»). Оппозиция «человек и мир» в произведениях со «степным» сюжетом. Философский сюжет «Степи» как «констатация несостоятельности любых человеческих представлений о мире», с одной стороны, и лирическое утверждение неустранимой «потребности в разрешении разлада между человеком и миром», с другой стороны (Н. Разумова). Скептицизм и вера А. П. Чехова: рассказ «Припадок». Диалог А. П. Чехова и Д. С. Мережковского («Припадок» и «Смерть»). «Дуэль» и русская классическая романная традиция.

Литература

1. Бердников Г. П. А. П. Чехов. – М., 1984.

2. Громов М. Чехов. – М., 1993.

3. Джексон Р.-Л. Время и путешествие: метафора для всех времен // Чеховиана: Чехов в культуре ХХ века. – М., 1993.

4. Ильюхина Т. Ю. Чеховский дебют в «толстом» журнале. Повесть «Степь» // Ars philologiae. – СПб., 1997. – С. 246–275.

5. Катаев В. Б. Эволюция и чудо в мире Чехова (повесть «Дуэль») // Русская литература ХIХ века и христианство. – М., 1997. – С. 48–55.

6. Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. – М., 1995.

7. Линков В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова. – М., 1982.

8. Полоцкая Э. А. Развитие действия в прозе и драмах Чехова // Страницы истории русской литературы. – М., 1971.

9. Разумова Н. Е. «Степь» Чехова: варианты интерпретации повести // Вестник Томского государственного университета. – 1998. – Т. 266.

10. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. – М., 1994. – С. 151–191.

11. Чудаков А. П. Истоки чеховского сюжетного новаторства // Русская литература. – 1983. – № 5.

Тема 12
Пьеса А. П. Чехова «Иванов»

Пьеса «Иванов» как творческая «лаборатория» Чехова-драматурга. История создания произведения, ранние редакции пьесы. Новый в русской драматургии герой – «обыкновеннейший человек». Поэтика имени главного героя. Своеобразие конфликта пьесы. Ироническое пародирование и отрицание «традиционных» характеристик главного героя со стороны других персонажей, а также дискредитация внешнего действия, поступка героя как способа объективной оценки его. Основные аспекты комического в пьесе: комизм алогичности, сходства, повторения, необоснованных претензий (В. Катаев). «Иванов» как ироническая драма (С. Козлова). Иванов и две культурно-бытовые сферы жизни в пьесе. Эмоциональная тональность изображения интеллигентской, дворянской и полубуржуазной, мещанской среды. Способы создания напряженно-драматической и снижено-бытовой, фарсовой тональности в пьесе. Почему Вл. Немирович-Данченко назвал первый акт «Иванова» ноктюрном? Звуковой строй пьесы. Своеобразие художественного пространства и времени. Лейтмотивность как важная сюжетно-композиционная особенность пьесы. Своеобразие финала. Пьеса «Иванов» и западноевропейская «новая драма». Чехов и «театр абсурда» (механизм комических алогизмов).

Литература

1. Зингерман Б. И. Уроки «Иванова» // Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. – М., 1988. – С. 201–248.

2. Катаев В. Б. «Иванов»: русский Гамлет? лишний человек? // Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989. – С. 121–149.

3. Козлова С. М. Традиции жанра иронической драмы (опыт типологического исследования: «Иванов» А. П. Чехова и «Утиная охота» А. Вампилова) // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск, 1983. – С. 85–94.

4. Скафтымов А. П. Пьеса Чехова «Иванов» в ранних редакциях // Скафтымов А. П. Нравсвенные искания русских писателей. – М., 1972. – С. 436–456.

5. Су Не Лиеде. Чеховский водевиль и «театр абсурда» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. – М., 1997. – Вып. 9. – С. 89–99.

6. Субботина К. А. Чехов и театр абсурда (к проблеме восприятия творчества А. П. Чехова на Западе) // Филология. – 1995. – № 4.

Тема № 13
Пьеса А. П. Чехова «Чайка»

Пьеса «Чайка» в творческой эволюции А. П. Чехова 1890-х годов. Децентрализация системы персонажей и равнораспределенность конфликта «Чайки». Отсутствие фабульной целеустремленности как следствие процесса «романизации» драмы. Композиционный принцип парности (или дуэтности) как прием поэтики внешне ослабленного сценического действия. Структура «подводного», лирического сюжета, выводящего изображение за рамки семейно-бытовой драмы. Сюжетно-композиционные функции символов в пьесе. Центральный образ-символ чайки. Значение пространственных категорий для выражения драматической идеи (образы дома, сада, озера, эстрады). Художественный смысл приема «сцена на сцене». Своеобразие художественного времени в пьесе. Циклический характер «лирического сюжета». Чеховский принцип «концентрации впечатления» в финале пьесы. Жанровая природа «Чайки». Чехов и Художественный театр.

Литература

1. Алперс Б. В. Чехов и театр. О Чехове // Алперс Б. Искания новой сцены. – М., 1985. – С. 12–31, 159–205.

2. Головачева А. Г. Пьеса «Чайка» в творческой эволюции А. П. Чехова 1890-х годов: Автореф. дисс…. канд.филол.наук. – Л., 1985.

3. Гушанская Е. М. Слово и поступок в сюжете «Чайки» как особенность чеховской поэтики // Поэтика литературы и фольклора. – Воронеж, 1980.

4. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века. – М., 1979.

5. Камянов В. О чеховской драматургии // Камянов В. Время против безвременья. – М., 1989. – С. 165–187.

6. Паперный З. Г. «Чайка» А. П.Чехова. – М., 1980.

7. Салынский Д. Пространственные образы драматургии Чехова // Художник, сцена. – М., 1978.

8. Собенников А. С. «Чайка» А. П. Чехова // Проблемы метода и жанра. – Томск, 1986. – Вып. 13. – С. 215–233.

9. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. – М., 1994.

10. Костелянец Б. Мир поэзии драматической… – Л., 1992.

Тема № 14
«Полемический» роман Н. С. Лескова («Некуда», «На ножах»).
Н. С. Лесков и Ф. М. Достоевский

Литература

1. Поддубная Р. «Удивительная судьба этого Стебницкого…» («На ножах» в творческой истории «Бесов», странники Лескова и Достоевского) // Достоевский и мировая культура. – М., 1998. – № 10. – С. 162–179.

2. Старыгина Н. Н. Демонические знаки в антинигилистическом романе как выражение авторской ценностно-мировоззренческой позиции // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 203–221.

3. Старыгина Н. Н. Евангельский фон (смысловой и стилистический) в романе Н. С. Лескова «На ножах» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1994. – С. 222–230.

4. Старыгина Н. Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемике 1860–1870-х годов. – М., 2003.

5. Телегин С. М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. – М., 1995. – С. 23–47.

Тема № 15
«Христианский», «духовный» реализм ХIХ века: современные дискуссии Литература

1. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995.

2. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. – М., 2004.

3. Захаров В. Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Петрозаводск, 1998. – Вып. 2. – С. 5–30.

4. Захаров В. Н. Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Петрозаводск, 2001. – Вып. 3. – С. 5–20.

5. Зеньковский В. В., прот. Идея православной культуры // Православие: pro et contra. – СПб., 2001. – С. 258–278.

6. Лосская-Семон М. В. Несколько замечаний по поводу религиозного призвания русской литературы // Русская литература. – 1995. – № 1. – С. 27 – 34.

7. Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев. – СПб., 2003.

Тема № 16
Русская поэзия 1880–1890-х годов: от Надсона к Случевскому

См. литературу к теме для самостоятельного изучения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.036 сек.)