|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Творческие задания. «Преступление и наказание»: сюжет и хронотоп (анализ текста)Тема № 1 Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сюжет и хронотоп (анализ текста) Основная сюжетная ситуация «Преступления и наказания». Фольклорно-мифологический сюжет смерти – воскресения, разворачивающийся в романе не как последовательность, а как одновременность. Функция «роковых случайностей» (Д. Мережковский) в сюжете. «Сюжетная аура», «духовнвя почва», «общее слово» в романе. Архетипическая основа мотивной структуры. Мотив Каина, Иуды, Голгофы, мытарств. Мотив чуда в романе. «Пасхальный архетип»: сцена чтения Евангелия, художественная организация финала 6 части и эпилога. Пространственно-временная организация романа: «метафизический» хронотоп и христианская символика. «Наводненческий текст» в финале 6 части романа. Композиционное строение произведения. Особенности повествования эпилога. Функции эпилога в романе: разные точки зрения (К. Мочульский, М. Бахтин и др). Проблема завершения полифонического романа. Литература 1. Альтман М. С. Достоевский: по вехам имен. – Саратов, 1975. 2. Альтман М. С. Топонимия Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1976. – Т. 2. – С. 51–55. 3. Андерсон Р. О визуальной композиции «Преступления и наказания» // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1994. – Т. 11. – С. 89 –95. 4. Анненский И. Книги отражений // Анненский И. Избранные произведения. – Л., 1988. – С. 374–611. 5. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. 6. Белов С. В. Роман Достоевского "Преступление и наказание": комментарий. – Л., 1979. 7. Боград Г. Метафизическое пространство и православная символика как основа мест обитания героев романа «Преступление и наказание» // Достоевский: дополнения к комментарию. – М., 2005. – С. 179–202. 8. Ветловская В. Е. Анализ эпического произведения: логика положений// Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 117–129. 9. Ветловская В. Е. «Хождение души по мытарствам» в «Преступлении и наказании» Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2001. – Т. 16. – С. 97–117. 10. Галкин А. Музыкальное мышление Достоевского и лейтмотивность композиции его романов // Достоевский и мировая культура. – М., 1994. – № 3. – С. 65–120. 11. Галышева М. П. Категория времени в художественном мире Достоевского: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2008. 12. Гей Н. К. Время и пространство в структуре произведения // Контекст – 74. – М., 1975. 13. Гибиан Дж. Традиционная символика в «Преступлении и наказании» // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1992. – Т. 10. 14. Дрыжакова Е. Н. Сегментация времени в романе «Преступление и наказание» // Dostoevski Studies. – 1985. – Vol. 6., 67–89. (http://www.utoronto.ca/tsq/DS/06/index.shtml) 15. Епишев Н. Духовно значимые художественные детали в композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский и Православие. – М., 2003. 16. Есаулов И. А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 349–362. 17. Иванов В. В. «Теневой персонаж» Достоевского // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2001. – № 16. – С. 61–72. 18. Иванов Вяч. Родное и вселенское. – М., 1994. 19. Карасев Л. В. Вверх и вниз (Достоевский и Платонов) // Вопросы философии. – 2000. – № 6. – С. 34–47. 20. Карасев Л. В. Онтология и поэтика // Литературные архетипы и универсалии. – М., 2001. 21. Карасёв Л. В. О символах Достоевского // Вопросы философии. – 1994. – № 10. – С. 80–122. Или: Карасёв Л. В. Онтологический взгляд на русскую литературу. – М., 1995. 22. Касаткина Т. А. Время, пространство, образ, имя, символика цвета, символическая деталь в «Преступлении и наказании» // Достоевский: дополнения к комментарию. – М., 2005. – С. 236–269. 23. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. – 2003. – № 1. – С. 176–208. То же в книге: Достоевский: дополнения к комментарию. – М., 2005. – С. 203–235. 24. Касаткина Т. А. Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации (Раскольников) // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1994. – Т. 11. – С. 81–88. 25. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. – М., 1996. – С. 67– 82. 26. Касаткина Т. А. По поводу суждений об антисемитизме Достоевского // Достоевский и мировая культура. – М., 2007. – № 22. – С. 413–436. 27. Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1978. – Т. 3. – С. 41– 53. 28. Клейман Р. Я. Лейтмотивная вариативность времени-пространства в поэтике Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 71–76. 29. Кожинов В. «Преступление и наказание» Достоевского // Три шедевра русской классики. – М., 1971. 30. Кроо К. «Творческое слово» Ф. М. Достоевского – герой, текст, интертекст. – СПб., 2005. 31. Крестный календарь на 1867 год. – М., 1866. 32. Кунильский А. Е. Ценностный анализ литературного произведения (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). – Петрозаводск, 1988. 33. Куплевацкая Л. А. Хронотоп трактира и его функции в романах Достоевского // Достоевский и современность. – Новгород, 1991. – Ч. 1. – С. 107–112. 34. Лавлинский С. П. К интерпретации «остановки мира» в финале романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский и современность. – Кемерово, 1996. – С. 56–62. 35. Лихачев Д. С. «Летописное время» у Достоевского // Литература – реальность – литература. – Л., 1984. 36. Лотман Ю. М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М., 1999. – С. 239–249. 37. Лотман Ю. М. О русской литературе классического периода // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. – М., 1994. – С. 380–393. 38. Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа ХIХ столетия // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя. – М., 1988. – С. 325–344. 39. Мармеладов Ю. И. Тайный код Достоевского: Илья-пророк в русской литературе. – СПб., 1992. 40. Меднис Н. Е. Трактир как вид пространства в романах Достоевского (К проблеме социально-культурной характеристики пространства) //Пространство и время в литературе и искусстве. – Даугавпилс, 1987. – С. 83–85. 41. Меднис Н. Е. Sacra и inferno в художественном пространстве романов Ф. М. Достоевского // Ars interpretandi. – Новосибирск, 1997. – С. 174– 184. 42. Мейер Г. А. Свет в ночи (О «Преступлении и наказании»): Опыт медленного чтения. – Frankfurt / Main, 1967. 43. Мережковский Д. Достоевский // Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. – М., 1991. – С. 107–126. 44. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995. 45. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX в.: евангельский текст и художественный контекст. – Томск, 1999. – С. 92 –136. 46. Печерская Т. И. Мотив смерти-воскресения в поэтике сна Ф. М. Достоевского // От сюжета к мотиву. – Новосибирск, 1996. – С. 140– 147. 47. Пичугина О. В. Эпилог романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: загадки хронологии // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе. – Томск, 2008. – С. 88–100. 48. Поэзия крестьянских праздников. – Л. 1970. 49. Примечания // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. – Л., 1973. – Т. 7. – С. 301–412. 50. Роднянская И. Б. Художественное время и художественное пространство // КЛЭ. – М., 1978. – Т. 9. 51. Свительский В. А. Сибирский опыт Ф. М. Достоевского и преображение личности в его творчестве 60–70-х годов // Ф. М. Достоевский и Сибирь. – Омск, 1997. – С. 44–45. 52. Селезнев Ю. Избранное. – М., 1987. – С. 218–229; 142–148; 289–291; 322–328. 53. Тамарченко Н. Д. К методологии исследования русского классического романа (Природа и типы художественного целого) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. – Кемерово, 1979. – С. 25–39. 54. Тамарченко Н. О жанровой структуре «Преступления и наказания» (К вопросу о типе романа у Достоевского) // Проблемы жанра в истории русской и зарубежной литературы. – Кемерово, 1976. – С. 67–91. 55. Тамарченко Н. Д. Реалистический тип романа (Введение в типологию русского классического романа ХIХ века). – Кемерово, 1985. 56. Тамарченко Н. Д. Случай и необходимость в романе «Преступление и наказание» и «Войне и мире» // Проблемы творчества Ф. М. Достоевского. Поэтика и традиции. – Тюмень, 1982. – С. 11–24. 57. Тамарченко Н. Д. Хронотоп // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. – М., 2005. 58. Тамарченко Н. Д. Целостность как проблематика этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. – Кемерово,1977. – С. 27–44. 59. Тихомиров Б. Н. Из творческой истории романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Порфирий Петрович) // Русская литература. – 1990. – № 4. – С. 217–223. 60. Тихомиров Б. К осмыслению глубинной перспективы романа «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. – М., 1996. – С. 251–269. 61. Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб., 2005. 62. Томпсон Д. О. Проблема совести в «Преступлении и наказании» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1999. – С. 348–362. 63. Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическимисхемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1995. – С. 193–258. 64. Тороп П. Достоевский: история и идеология. – [Тарту], Tartu University Press, 1997. 65. Тороп П. Х. Хронотоп // Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы / сост. Я. Левченко; под рук. И. А. Чернова. – Режим доступа: http://diction.chat.ru/xronotop.html. - Загл. с экрана. 66. Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. – М., 1996. – С. 167–188. 67. Трофимов Е. «Село Степанчиково и его обитатели»: повесть о «лжепророке» // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2000. – № 15. – С. 22–41. 68. Тюпа В. И. Фазы археосюжета как историческое ядро словаря мотивов // От сюжета к мотиву. – Новосибирск, 1996. – С. 19–23. 69. Фаликова Н. Э. Американские мотивы в поздних романах Ф. М. Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. – Петрозаводск, 1994. – С. 199–241. 70. Хоц А. Н. Структурные особенности пространства в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1994. – Т. 11. – С. 51–80. 71. Хоц А. Типология «странного» в художественной системе «Преступления и наказания» // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1992. – Т. 10. 72. Чирков Н. М. О стиле Достоевского. – М., 1967. 73. Шабанов М. П. Ссылка и каторга в Западной Сибири в конце XVI– конце XIX веков. Дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. – Кемерово, 1998. 74. Штерн М. С. Текст провинциального города в творчестве Ф. М. Достоевского // Ф. М. Достоевский и душа Омска. – Омск, 2001.
Тема № 2 Литература 1. Башкиров Д. Л. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» (Главная тема русской литературы и роман Ф. М. Достоевского «Подросток») // Достоевский и современность. – Старая Русса, 1998. – С. 3–12. 2. Бертнес Ю. «Христос-Отец»: к проблеме противопоставления отца кровного и отца законного в «Подростке» Достоевского // Евангельский текст в русской литературе ХVIII–ХХ веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 409–415. 3. Буланов А. М. Семантика художественного времени: Тургенев – Достоевский – Чехов // Проблемы языка и стиля в литературе. – Волгоград, 1978. – С. 3–7. 4. Гайденко П. П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. – 2000. – № 6. – С. 110–126. 5. Галаган Г. Я. Проблема «лучших людей» в наследии Ф. М. Достоевского (1873–1876) // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1996. – Т. 12. 6. Захаров В. Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. – Петрозаводск, 1994. – С. 37–49. 7. Кийко Е. И. Русский тип «всемирного боления за всех» в «Подростке»: По материалам чернового автографа // Русская литература. – 1975. – № 1. – С. 155–161. 8. Ковина Е. Некоторые символические значения пространственно-временной составляющей в романе «Братья Карамазовы» // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2000. – № 15. – С. 99–111. 9. Комарович В. Роман Достоевского «Подросток» как художественное единство // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. – Л.–М., 1924. – Сб. 2. 10. Левин Ю. Д. «Двойное время» и русская литература (К проблеме художественного времени) // Достоевский. Материалы и исследования. – Т. 14. – С. 297. 11. Лунде И. От идеи к идеалу – об одном символе в романе Достоевского «Подросток» // Евангельский текст в русской литературе ХVIII–ХХ веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 416–423. 12. Петровская Е. В. Фигуры времени // Вопросы философии. – 2000. – № 10. – С. 58–67. 13. Пономарева Л. Г. Художественное время в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность. – Великий Новгород, 2001. – С. 131–134. 14. Семенов Е. И. Роман Достоевского «Подросток»: Проблематика и жанр. – Л., 1979. 15. Серопян А. С. О сакральном в художественном времени Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск – СПб., 2011. – Вып. 6. – C. 159–167. 16. Степанян К. Роман-покаяние (почему «Подросток» написан от первого лица?) // Достоевский и современность. – Новгород, 1991. – Ч. 1. – С. 151–171. 17. Сыроватко Л. В. «Потрясающее впечатление: Макар Иванов» // Достоевский и современность. – Новгород, 1995. – С. 167–172. 18. Сыроватко Л. В. Символика времени в романе «Подросток» // Достоевский и мировая культура. – М., 1998. – № 10. – С. 107–115. 19. Успенский Б. А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) // Успенский Б. А. Избранные произведения. – М., 1996. – Т. 1. – С. 9–70. 20. Цивьян Т. В. О структуре времени и пространства в романе Достоевского «Подросток» // Из работ московского семиотического круга. – М., 1997. – С. 661–706. 21. Чернейко В. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Философские науки. – М., 2005. – № 2. – С. 58–70. 22. Шмеман А. Литургическое время [Электронный ресурс]. – www. golubinski.ru/ecdesia/shmeman/liturg442.htm 23. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы // Вопросы философии. – 2000. – № 9. – С. 65–77. 24. Яковлева М. Образ души Подростка в одноименном романе Ф. М. Достоевского // Достоевский и современность. – Новгород, 1991. – Ч. 1. – С. 192–194. Тема № 3 Проблема «имя-в-тексте». Связь структуры текста Достоевского с архаическими схемами мифологического мышления (В. Н. Топоров). Древние ономастические модели и ономапоэтика писателя. Текст писателя как развертывание заключенных в имени главных героев смыслов: в имени героя «скрыт» генерирующий миф, «герой делает только то, что семантически сам означает» (О. М. Фрейденберг). Аллюзивная и концептуальная значимость имен собственных в творчестве Достоевского. Особенности ономатологии писателя: многообразие мотивировок выбора имени (автобиогафические, культурно-исторические, символические, фонетические и пр.); связь имени в тексте со сходными или ассоциативными именами в других текстах Достоевского или иных писателей, возникновение сложных литературных аллюзий; перекличка в тексте имен, создающая «дополнительную смысловую ауру героев» (Т. М. Николаева); изменение границ между именем собственным и нарицательным и замена имени собственного именем нарицательным (князь, идиот); концептуальная важность сочетания имени, отчества, фамилии, клички, других наименований; христианская основа ономапоэтики и пр. Практическая часть работы: 1. «Текст Макара» в творчестве Достоевского («Бедные люди», «Подросток») и в русской культуре. 2. «Текст Петра» в творчестве Достоевского и в русской культуре. Петр Петрович и Петровичи в русской литературе. 3. «Гоголевский текст» в ономапоэтике романа Достоевского «Преступление и наказание». 4. Бестиарий Достоевского: ономапоэтика поздних романов. 5. Лебедев и Лебядкин у Достоевского. 6. «Поэтика безымянности» (В. М. Калинкин). Отношения между именем и безымянностью в ономапоэтике Достоевского. Безымянность как прием в текстах Л. Толстого и Н. Лескова. 7. Зиновий и Зосима в ономапоэтике романа Достоевского «Братья Карамазовы». Литература 1. Аллен Л. Бестиарий у Достоевского // Аллен Л. Ф. М. Достоевский. Поэтика. Мироощущение. Богоискательство. – СПб., 1996. 2. Альтман М. С. Достоевский: по вехам имен. – Саратов, 1975. 3. Ашимбаева Н. Лексема «князь» в контексте произведений Достоевского // Достоевский и мировая культура. – М., 1997. – № 9. – С. 57–66. 4. Белов С. В. Имена и фамилии у Ф. М. Достоевского // Русская речь, 1976. – № 5. – С. 27–31. 5. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М., 1984. 6. Беляев В. В. Имя «Грушенька» в «Братьях Карамазовых» как антропоним // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1992. – Т. 10. – С. 176– 181. 7. Бем А. Словарь личных имен у Достоевского // О Достоевском. – Прага, 1933. – Сб. II. 8. Бершадская С. А. Ономапоэтика Ф. М. Достоевского // Культура и текст. – СПб., Барнаул, 1997. – Вып.1: Литературоведение. – Ч. 2. – С. 13–14. 9. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. – М., 1983. 10. Бондалетов В. Д. Русский именник, его состав, стилистическая структура и особонности изменений // Ономастика и норма. – М., 1976. 11. Булгаков С. Философия имени. – М., 1977. 12. Васильева Н. В. Имя и безымянность (по текстам Милана Кундеры) // Имя: внутренняя структура, семантическая аура, контекст. – М., 2001. – Ч. 2. – С. 157–160. 13. Васильева Н. В. К стилистике имени собственного: ономастические приемы // Res linguistica. – М., 2000. – С. 75–79. 14. Васильева Н. В. Поэтика безымянности (по мотивам Милана Кундеры) // Имя: Семантическая аура. – М., 2007. – С. 271–288. 15. Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди». – М., 1988. 16. Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». – СПб., 2007. 17. Ветловская В. Е. Ф. М. Достоевский // Русская литература и фольклор (вторая половина XIX века). – Л., 1982. – С. 12–75. 18. Виноградова Н. В. Имя литературного персонажа: материалы к библиографии // Литературный текст: Проблемы и методы исследования. – Тверь, 1998. – Вып. 4. – С. 157–197. 19. Виноградова Н. В. Имя персонажа в художественном тексте: функционально-семантическая типология: автореф. … канд. филол. наук. – Тверь, 2001. 20. Виноградова Н. В. Семантический ореол имени и его составляющие (имя П етр в русской литературе) // Литературный текст: проблемы и методы исследования. – Тверь, 1998. – С. 28–32. 21. Владимирцев В. П. Бестиарий // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник. – Челябинск, 1997. – С. 140–142. 22. Владимирцев В. П. Из поэтики Достоевского: бестиарий // Достоевский и современность. – Новгород, 1998. – С. 26–31. 23. Владимирцев В. П. Животные в поэтологии Достоевского: народно-христианское бестиарное предание // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1998. – Вып. 2. – С. 311–320. 24. Владимирцев В. П. Опыт фольклорно-этнографического комментария к роману «Бедные люди» // Достоевский. Материалы и исследования. – М., 1983. – Т. 5. – С. 74–89. 25. Владимирцев В. П. Поэтический бестиарий Достоевского // Достоевский и мировая культура. – М., 1999. – № 12. – С. 120–134. 26. Горбаневский М. В. В мире имен и названий. – М., 1987. 27. Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Энциклопедия русских фамилий. – М., 2000. 28. Двинятин Ф. Н. Из заметок по поэтике имени (Курочкин, Достоевский, Мандельштам, Набоков) // Имя: Семантическая аура. – М., 2007. – С. 256– 270. 29. Дилакторская О. Г. Имена собственные в «Хозяйке» Ф. М. Достоевского // Русская речь. – 1995. – № 3. – С. 14–18. 30. Дилакторская О. Г. О значении фамилии «Ферфичкин» в «Записках из подполья» Ф. М. Достоевского // Русская речь. – 1998. – № 1. – С. 11–14. 31. Дилакторская О. Г. Петербургская повесть Достоевского. – СПб., 1999. 32. Дилакторская О. Г. Почему Голядкина зовут «Яков Петрович»? // Русская речь. – 1998. – № 2. – С. 111–115. 33. Дуганов Р. В. Гоголь – Достоевский – Блок в перспективе «русского мифа» // Российский литературоведческий журнал. – 1994. – № 5–6. – С. 39–54. 34. Именослов: Заметки по исторической семантике имени / сост. Ф. Б. Успенский. – М., 2003. 35. Имя: Семантическая аура. – М., 2007. – С. 7–12, 36–39, 43–51; 67–89; 94– 96; 106; 113–117; 146–150; 214 – 255; 262 – 270. 36. Имя – сюжет – миф. – СПБ., 1996. 37. Имя: внутренняя структура, семантическая структура, контекст. – М., 2001. – Ч. 1–2. 38. Касаткина Т. А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. – М., 1996. – С. 67–136. 39. Каухчишвили Н. Орнитологические метафоры и сравнения у Ф. М. Достоевского // Лотмановский сборник. – М., 2004. – № 3. – C. 327–339. 40. Коган Г. В. «Загадочное имя Свидригайлов» («Преступление и наказание» и периодическая печать 1860-х гг.) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. – 1981. – Т. 40. – Вып. 5. – С. 426–435. 41. Коган Г. В. Почему Родион Раскольников? (Источники имен и фамилий персонажа) // Слово Достоевского. 2000. – М., 2001. – С. 172–198. 42. Кожевникова Н. А. Сравнения в произведениях Ф. М. Достоевского // Достоевский и современность. – Новгород, 1991. – Ч. 2. – С. 112–117. 43. Кожин А. А. Художественный потенциал имени собственного в русской прозе второй половины ХIХ века: дис. … д-ра филол. наук. – М., 2005. 44. Коротких С. А. Ономастика романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». – Воронеж, 2004. 45. Литвинова А.Ф., Успенский Б. Ф. Выбор имени у русских князей в вв. Династическая истории сквозь призму антропонимики. – М., 2006. 46. Лосев А. Ф. Философия имени. – М., 1990. 47. Мароши В. В. Имя автора (историко-типологические аспекты экспрессивности). – Новосибирск, 2000. 48. Моисеева Н. И. Отечественная православная традиция психолого-характерологического значения имен в романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и книге «Имена» Павла Флоренского // Достоевский и мировая культура. – М., 1997. – № 9. – С. 113–125. 49. Никонов В. А. Женские имена в России VIII века // Этнография имен. – М., 1971. 50. Никонов В. А. Имя и общество. – М., 1974. 51. Ономастика в кругу гуманитарных наук: Мат-лы науч. конференции. – Екатеринбург, 2005. 52. Пеньковский А. Б. Антропонимическое пространство художественного текста. Способы организации и членения // Nomina apellativa et nomina propria. ХIII Международный конгресс по ономастике. – Krakow, 1978. 53. Пеньковский А. Б. Нина: Культурный миф золотого века русской литературы в лингвистическом освещении. – М., 2003. 54. Пеньковский А. Б. Пушкинский текст и текст культуры. О Петре Петровиче Курилкине, о покойниках и мертвецах, о «гробах напрокат», о желтом цвете и о многом другом («Гробовщик») // Имя: Семантическая аура. – М., 2007. – С. 214–255. 55. Пеньковский А. Б. Русские личные именования, построенные по модели «имя + отчество» // Ономастика и норма. – М., 1976.
56. Пеньковский А. Б. Русские личные именования, построенные по модели «имя + отчество» в русской художественной речи // Стилистика и поэтика. II. – М., 1989. 57. Пеньковский А. Б. Русские персонифицирующие именования как региональное явление языка восточнославянского фольклора // Лексика и грамматика севернорусских говоров. – Киров, 1986. 58. Средневековый бестиарий / вступ. ст. и коммент. К. Муратовой. – М., 1984. 59. Степанян К. К. К пониманию реализма в высшем смысле (на примере романа «Идиот») // Достоевский и мировая культура. – М., 1998. – № 10. – С. 54–64. 60. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. – Л., 1991. 61. Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. – М., 1998. 62. Тихомиров Б. Н. Почему Родион Раскольников? // Русская речь. – 1986. – № 2. – С. 35–39. 63. Толстая С. М. «Ономастическая магия» в славянской народной традиции // Имя: внутренняя структура, семантическая аура, контекст. – М., 2001. – Ч. 2. 64. Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – М., 1995. (См. об имени Макар). 65. Толстой Н. И., Толстая С. М. Имя в контексте народной культуры // Проблемы славянского языкознания: Три доклада к ХII Международному съезду славистов. – М., 1998. 66. Топоров В. Н. Из теоретической ономатологии // Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантики. – М., 2004. – Т. 1. – С. 372–379. 67. Топоров В. Н. Имена // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. – М., 1991. – Т. 1. – С. 508–510. 68. Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1995. – С. 193–258. 69. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен. – М., 2005. 70. Унбегаун Б. О. Русские фамилии. – М., 1982. 71. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. – М., 1995. – С. 193–204. 72. Успенский Б. А., Лотман Ю. М. Миф – имя – культура // Успенский Б. А. Избранные труды. – М., 1994. – Т. 1. – С. 298–319. 73. Флоренский П. Имена. – Кострома, 1993. Тема № 4 София в мифологии и христианстве. Важная роль концепции «софийности» в развитии русского религиозно-философского сознания. Позднесофиологические попытки понимания Земли как Софии и народнорелигиозный культ Богородицы–земли. Единство всеобъемлющего материнского начала бытия (Богородица – земля – кровная мать) в религиозно-нравственных представлениях народа. История рассмотрения «софийного комплекса» в творчестве Ф. М. Достоевского, современные дискуссии о «софийности» писателя. Культурно-историческая концепция «почвы». Мифология земли у Достоевского: история понимания. «Текст Софьи» в поздних романах писателя. «Софийная» основа образов героинь: разные интерпретации. Софья как персонаж с функцией сакрального посредничества (точка зрения Е. Новиковой). Софиологические попытки понимания Земли как Софии, Девы Марии и связь образов героинь Достоевского с культом Матери–земли. Мотив разрыва связи с Землей, исповеди Земле, братства, братания в романах Достоевского. Преображение героев как постижение софийной красоты земли, ее возрождающей сущности. Принцип «снижения» в художественной системе Достоевского как проявление идеи кенозиса (А. Кунильский). Богородичные мотивы романов писателя. Житие Марии Египетской как источник произведений Достоевского. Литература 1. Аверинцев С. С. Мария // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. – М., 1992. – Т. 2. – С. 111–116. 2. Аверинцев С. С. Поэтика средневековой литературы. – М., 1977. 3. Битюгова И. А. К вопросу о восприятии традиции Достоевского в творчестве В. Г. Короленко // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2001. – Т. 16. – С. 351–360. 4. Бондаренко О. В. Имя «Анастасия» в контексте романа «Идиот» (проблема воскресения как синтез мифопоэтического, христианского, личностного начал в романе) // Достоевский и современность. – Кемерово, 1996. – С. 73– 77. 5. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2 т. – М.–СПб., 1999. – Т. 2. 6. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. – М., 1993. 7. Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца ХIХ – начала ХХ века. – СПб., 1997. – С. 148–149; 150–151; 295–296; 302; 327–328; 340– 342; 353–354; 373–374; 380; 385; 396–400; 423; 426; 428–432; 439; 565–566. 8. Иванов Вяч. И. Основной миф в романе «Бесы» // Ф. М. Достоевский. «Бесы». Антология русской критики. – М., 1996. – С. 508–513. 9. Касаткина Т. А. Настасья-богатырка: сюжетная линия Настасьи Филипповны в русских былинах // Касаткина Т. А. Характерология Достоевского. – М., 1996. То же: // Русская женщина и Православие. – СПб., 1996. – С. 115–131. 10. Касаткина Т. А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. – М., 1996. – С. 67–136. 11. Касаткина Т. А. Софиология Достоевского // Достоевский и мировая литература. – М., 2003. – № 17. – С. 71–79. 12. Китанина Т. А. Сюжет о безумной невесте и влюбленном бесе // Сюжет и мотив в контексте традиции. – Новосибирск, 1998. – Вып. 2. – С. 133–140. 13. Кунильский А. Е. Ценностный анализ литературного произведения (Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). – Петрозаводск, 1988. 14. Михнюкевич В. А. Русский фольклор в художественной системе Ф. М. Достоевского. – Челябинск, 1994. 15. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX века: евангельский текст и художественный контекст. – Томск, 1999. – С. 3–23, 92–144. 16. Плетнев Р. В. Земля (Из работы «Природа в творчестве Достоевского») // О Достоевском. – Прага, 1929. – С. 153–162. 17. Роднянская И. Б. Вяч. Иванов: Свобода и трагическая жизнь: Исследование о Достоевском // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1980. – Т. 4. – С. 218– 238. 18. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М., 1988. 19. Сараскина Л. И. «Бесы»: роман – предупреждение. – М., 1990. – С. 130– 158. 20. Смирнов И. П. Древнерусские источники «Бесов» Достоевского // Русская и грузинская средневековые литературы. – Л., 1979. – С. 212 – 220. 21. София // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. – М., 1992. – Т. 2. – С. 464–465. 22. Топорков А. Л. Земля // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995. – С. 192–193. 23. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре: в 2 т. – М., 1995. – Т. 1. 24. Трофимов Е. «Село Степанчиково и его обитатели»: повесть о «лжепророке» // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2000. – № 15. – С. 22–41. 25. Фарафонова О. А. Мотив земли в художественной структуре романа Достоевского «Братья Карамазовы» // Молодая филология. – Новосибирск, 1998. – Выпуск 2. – С. 123–134. 26. Федотов Г. П. Мать=земля (К религиозной космологии русского народа) // Судьбы и грехи России. – СПб., 1992. – Т. 2. 27. Федотов Г. П. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). – М., 1991. – С. 65–78. 28. Ходанен Л. А. Миф в творчестве русских романтиков. – Томск, 2000. 29. Черненко Т. Ю. Мифологические основы образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX в. – М., 1997. – С. 137–140. 30. Шипфлингер Т. Софья – Мария. Целостный образ творения. – М., 1993.
Вопросы для самоконтроля 1. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина в работах Д. Николаева. «Теория призраков» как философско-эстетическая основа сатиры писателя. Творческий путь сатирика. 2. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как «роман – гротеск». 3. Особенности сюжета романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Своеобразие финала. 4. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина. 5. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и традиции натуральной школы. 6. Художественное новаторство раннего творчества Ф. М. Достоевского. Научные концепции М. Бахтина, В. Захарова, Н. Тамарченко. 7. «Двойник» Ф. М. Достоевского и традиции «петербургской повести» русской литературы. Новаторство художественной системы писателя. 8. Особенности повествования и проблема фантастического в повести Ф. М. Достоевского «Двойник». 9. «Записки из подполья» – пролог к зрелому творчеству Ф. М. Достоевского. 10. Творческий путь Ф. М. Достоевского: основные этапы. 11. Типологические особенности поздних романов Ф. М. Достоевского: тип героя и тип сюжета. М. Бахтин о поэтике писателя. 12. Особенности героя и сюжета романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Функции эпилога. 13. Пространственно-временная организация романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 14. Архетипическая основа поэтики романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Концепция В. Топорова, Л. Карасева и др. 15. Жанровое своеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». М. Бахтин о природе полифонического романа писателя. 16. Система персонажей в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 17. Антропологические представления Ф. М. Достоевского и «положительно прекрасный человек» в романе «Идиот». 18. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» в современном литературоведении. 19. Особенности сюжета романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Мотивная структура произведения. Особенности финала. 20. Живописный образ Христа в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот». 21. Литературная судьба романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Смысл названия, эпиграфов. Образ бесовства в романе. 22. Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Ставрогин – лицо трагическое. Смысл философского самоубийства Кириллова (идея человекобога и Богочеловека). Шатов как герой-идеолог. 23. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы». Своеобразие сюжета, мотивная структура. 24. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Поэтика названия. Смысл эпиграфа. Особенности сюжета, мотивной структуры. 25. Поэма о Великом инквизиторе и ее сюжетная роль в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Иван Карамазов как герой-идеолог. 26. Поэтика образов праведников в поздних романах Ф. М. Достоевского («Подросток», «Братья Карамазовы»). 27. Система персонажей в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 28. Жанровое своеобразие «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Житийные традиции. Характер финала. 29. Творчество Н. С. Лескова 1860 – начала 1870-х гг. Житийные традиции «Леди Макбет Мценского уезда». 30. Цикл о «праведниках» Н. С. Лескова. Художественная концепция праведничества, типы праведников. 31. Поэтика святочных рассказов Н. С. Лескова. 32. Поэтика повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел». 33. Сюжетно-композиционные особенности, мотивная структура повести Н. С. Лескова «Павлин». 34. Мотивная структура рассказа Н. С. Лескова «Несмертельный Голован». 35. Поэтика сказовой повести Н. С. Лескова («Левша»). 36. Творчество Н. С. Лескова 1870-1980 гг.: основные циклы. 37. Раннее творчество Л. Н. Толстого. 38. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир». «Война и мир» в современном литературоведении. 39. Поэтика романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Жанровое своеобразие. Концепция Б. Эйхенбаума. 40. Сюжетно-композиционное строение романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Мотивная структура произведения. 41. Особенности психологизма Л. Н. Толстого. «Диалектика души» (Н. Чернышевский). 42. Сюжет «воскресения» в последнем романе Л. Н. Толстого. Особенности сюжета «прозрения» в позднем творчестве писателя. Мотивная структура романа. 43. Религиозно-философские взгляды Л. Н. Толстого в послекризисный период. Своеобразие эстетических воззрений писателя. 44. Повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». 45. Особенности сюжета повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий». Патериковые источники произведения. 46. Архетипические мотивы «После бала» Л. Н. Толстого. 47. Поэтика поздней повести Л. Н. Толстого. Жанровое своеобразие («Записки сумасшедшего», «Крейцерова соната», «Фальшивый купон» и др.). 48. Драматургия Л. Н. Толстого. 49. Творчество Г. И. Успенского. 50. Творчество В. М. Гаршина. 51. Творчество В. Г. Короленко. 52. Раннее творчество А. П. Чехова. Жанровая динамика. Сборники. 53. Своеобразие чеховской прозы конца 1880 – начала 1890-х гг. («Степь», «Огни» и др.). 54. Особенности сюжетосложения прозы А. П. Чехова 1890-1900 гг. 55. Сюжет «открытия», «прозрения» в прозе А. П. Чехова («Скучная история», «Студент», «Архиерей» и др.). 56. Поэтика «Скрипки Ротшильда» А. П. Чехова. 57. Новаторство драматургии А. П. Чехова. 58. Организация сценического действия в пьесах А. П. Чехова («Дядя Ваня», «Три сестры»). 59. Поэтика пьесы А. П. Чехова «Чайка». 60. Жанровое своеобразие пьесы А. П.Чехова «Вишневый сад».
5. 5. Тестовые вопросы по курсу 1. В какие годы создан роман Л. Толстого «Анна Каренина»? А) в 1850-е, б) в 1870-е, в) в 1890-е.
2. Л. Толстой называл в черновиках «коневской повестью»… а) «Анну Каренину», б) «Воскресение», в) «Смерть Ивана Ильича».
3. Каково заглавие повести Л. Толстого, которая в ранних вариантах называлась «Убийца жены», «Как муж убил жену»? А) «Дьявол», б) «Крейцерова соната», в) «Фальшивый купон».
4. К какому периоду творчества Л. Толстого относится произведения «Хозяин и работник», «Холстомер», «Фальшивый купон»? А) раннее творчество, б) творчество второй половины 1860-х гг., в) послекризисный период.
5. Кто является автором трактата «В чем моя вера?», «Исповеди»? А) Достоевский, б) Толстой, в) другой.
6. Продолжите высказывание Н. Бердяева: «Русская философия в …» а) «… в Толстом», б) «… в Достоевском», в) «… в Чехове».
7. «Поэтикой телесности» называют современные исследователи поэтику … а) Толстого, б) Достоевского, в) Успенского.
8. Кто из исследователей занимался изучением творчества А.Чехова? А) М. Бахтин, б) С. Бочаров, в) В. Катаев.
9. Какой русский писатель придумал полемическое название «Несовременник» для предполагаемого журнала?
А) Некрасов, б) Толстой, в) Достоевский.
10. Какой русский писатель издавал журнал «Эпоха»? А) Достоевский, б) Салтыков-Щедрин, в) Толстой.
11. Какой из рассказов А. Чехова относится к жанру «сценок»? А) «Унтер Пришибеев», б) «Дама с собачкой», в) «На святках».
12. В мотивной структуре какого произведения А. Чехова присутствует мотив ап. Петра? А) «Студент», б) «Скрипка Ротшильда», в) «Душечка».
13. Как называется последняя пьеса А. Чехова? А) «Дядя Ваня», б) «Вишневый сад», в) «Иванов».
14. Марья Лебядкина (Хромоножка) – героиня романа Достоевского … а) «Идиот», б) «Бесы», в) «Подросток», г) другой.
15. Какого героя Достоевского читатели и критики определили как «русского Фауста»? А) Мышкина, б) Ивана Карамазова, в) Раскольникова, г) Рогожина.
16. В каком романе Достоевского есть книга с названием «Pro и contra»? А) «Бесы», б) «Братья Карамазовы», в) «Подросток», г) другой.
17. Какое название получило литературное произведение, сочиненное Иваном Карамазовым и рассказанное брату Алеше («Братья Карамазовы»)? А) Житие великого грешника, б) Поэма о Великом инквизиторе, в) Русский инок.
18. Повесть «Двойник» опубликована в … а) 1840-е гг., б) 1850-е гг., в) 1860-е гг.
19. Как называется сатирический цикл М. Салтыкова-Щедрина? А) «Мелочи жизни», б) «Мелочи архиерейской жизни».
20. Когда написаны «Губернские очерки» М. Салтыкова-Щедрина? А) в 1850-е гг., б) в 1870-е гг., в) в 1880-е гг.
21. Какое произведение Н. Лескова связано с традициями «сказания о чудесных иконах»? А) «Запечатленный ангел», б) «Несмертельный Голован», в) «Павлин».
22. Что является главным источником сюжетов лесковских легенд («Лев старца Герасима», «Скоморох Памфалон» и др.)? А) «Пролог», патериковые рассказы, б) факты «текущей» действительности, в) Священное Писание.
23. Старообрядчество, встреча двух культур – это темы произведения Н. Лескова… а) «Тупейный художник», б) «Леди Макбет Мценского уезда», в) «Запечатленный ангел».
24. Ф. Достоевский считал себя создателем нового типа героя в русской литературе, этот тип героя можно назвать… а) «лишним человеком», б) «несвершившимся человеком», в) «подпольным человеком», г) «маленьким человеком».
25. В предложенных списках произведений Ф. Достоевского, написанных в ранний период творчества, найдите вариант верного включения текстов: а) «Бедные люди», «Господин Прохарчин», «Слабое сердце», «Записки из подполья»… б) «Двойник», «Хозяйка», «Слабое сердце», «Белые ночи»… в) «Бедные люди», «Ползунков», «Хозяйка», «Записки из Мертвого дома»…
26. «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и «Война и мир» Л. Толстого опубликованы: а)в 1860-е гг., б) в разные десятилетия, причем роман Достоевского опубликован раньше романа Толстого, в) в разные десятилетия, причем роман Достоевского опубликован позже романа Толстого.
27. В предложенных списках произведений, входящих в лесковский цикл о «праведниках», найдите вариант верного включения текстов: а) «Однодум», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», «Левша»… б) «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Человек на часах», «Левша»… в) «Однодум», «Пигмей», «Шерамур», «Левша», «Христос в гостях у мужика»…
28. В предложенных списках произведений, входящих в т.н. «пятикнижие» Ф. Достоевского, найдите вариант верного включения текстов: а) «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», б) «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», в) «Записки из Мертвого дома», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».
29. Какой писатель, работая над повестью, которая будет позже названа его «программным» произведением, сообщал в письме: «Каждая отдельная глава составляет особый рассказ, и все главы связаны, как пять фигур в кадрили, близким родством. Я стараюсь, чтобы у них был общий запах и общий тон»? А) Толстой, б) Чехов, в) Лесков.
30. Какую пьесу А. Чехова называют «творческой лабораторией» драматурга? А) «Иванов», б) «Три сестры», в) «Вишневый сад».
31. К какому произведению М. Салтыкова-Щедрина относится жанровое определение, данное исследователем Д. Николаевым, - «роман-гротеск»? А) «Господа Головлевы», б) «Губернские очерки», в) «История одного города».
32. Кто из писателей заявлял, что сверхзадача его художественного творчества – «при полном реализме найти в человеке человека»? А) Достоевский, б) Толстой, в) Чехов.
33. Кто из писателей говорил: «Исследуемый мною мир есть воистину мир призраков»? А) Достоевский, б) Чехов, в) Салтыков-Щедрин.
5. 6. Требования к дифференцированному зачету Балльно-рейтинговая система оценки сформированности Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.089 сек.) |