АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 9

Мотивная структура романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

История создания произведения. Замысел романа из частной, семейной жизни. Семейная тема в русском романе 70-х годов («Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина, «Подросток», «Братья Карамазовы» Достоевского) и толстовская трактовка этой темы («мысль семейная»). Опыт работы над романом-эпопеей при обращении к семейной теме и то новое, что писатель внес в разработку темы. «Анна Каренина» и традиции западноевропейского романа (семейный английский роман и адюльтерный французский роман). «Анна Каренина» как «бесконечный» лабиринт сцеплений» (Л. Толстой). Некоторые «законы, которые служат основанием этих сцеплений». Метафоричность, мифологичность поэтики Толстого (метафора у писателя как форма авторского сознания, способ мышления, освоения и понимания реальности; герменевтический статус метафоры: и средство интерпретации мира, и модель изменения читательского способа видеть мир). Концептуальные метафоры в романе «Анна Каренина» («пучина жизни», «паутина лжи», «путь жизни», «сон жизни» и др.). Другие особенности сюжетно-композиционного строения романа («замок сцепления» сюжетных линий Анны и Левина, роль 8-ой части, проблема финала и пр.). Мотивная структура «Анны Карениной» (мотивы вины, круга, игры и др.). Авторская концепция жизни – искусства (мотив «снятия покровов»). Тема творчества в романе. Три портрета Анны. Картина Михайлова на сюжет «увещания Пилатом». Своеобразие авторской позиции в романе. Смысл эпиграфа. Психологическое мастерство Л. Толстого в «Анне Карениной». Жанровое своеобразие романа (жанровые особенности в системе толстовских романов; «роман поиска» (В. Шкловский), «роман конца» (Н. Гей) и др. жанровые концепции романа).

Литература

 

1. Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М., 1978.

2. Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. М., 1981. С. 169-192.

3. Бабаев Э. Г. Роман и время. Тула, 1975.

4. Билинкис Я. С. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и русская литература 1870-х годов. Лекция. Л., 1970.

5. Буланов А. М. Логика сердца в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Русская литература. – 1991. – № 3. – С. 25 – 35.

6. Ветловская В. Е. Поэтика «Анны Карениной» (система неоднозначных мотивов) // Русская литература.1979. № 4. С. 17-37.

7. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 128-164.

8. Гей Н. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Романный триптих: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» // Л. Н. Толстой и современность. М., 1981. С. 103-130.

9. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971.

10. Гродецкая А. Г. «Семейное» и «хрестьянское» в «Анне Карениной» // Мир филологии. – М., 2000. – С. 212–226.

11. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – М., 2000.

12. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М., 1957.

13. Купреянова Е. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина» // Русская литература. 1960. № 3. С. 117-136.

14. Купреянова Е. Н. «Анна Каренина» Л. Толстого // История русского романа: В 2-х т. М.-Л., 1964. Т. 2. С. 323-349.

15. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.-Л., 1966. С. 247-272.

16. Ломунов К. Эстетика Льва Толстого. Л, 1972. С. 186-206.

17. Маймин Е. А. Л. Толстой. Путь писателя. М., 1978. С. 109-132.

18. Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Новосибирск, 1978. С. 92-128.

19. Сливицкая О. В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. 1990. № 3. С. 34-47.

20. Тарасов А. Б. О «поэзии» разнообразия и «прозе» однообразия в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Литература в школе. – 1997. – № 4. – С. 32 – 41.

21. Чернец Л. В. «…Бесконечный лабиринт сцеплений» («Анна Каренина» и ее первые читатели) // Русская словесность. 1998. № 6. С. 11-17.

22. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.

23. Шкловский В. Б. Лев Толстой. М., 1963. Ч. 3.

24. Эйхенбаум Б. Л. Толстой. 70-е годы. Л., 1974. С. 107-126, 160-173.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)