|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Е. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности
Этот специальный деликт сравнительно молод, ибо исторически первые попытки закрепления специальных правил такого деликта появились лишь в 19 веке. Из-за чего? Из-за промышленной революции, когда появились механизмы, не полностью подконтрольные гражданину. Тут девальвация вины. Тут, кто создает повышенную опасность, должен нести ответственность, независимо от вины.
А вот дальше произошли события, которые с точки зрения регулирования этого вопроса вывели отечественный правопорядок на самые ведущие позиции. Сегодня это то, чем наша страна может гордиться.
Основной признак источника повышенной опасности – неподконтрольность человеку.
Очевидно, что для применения данного специального деликта основополагающее значение имеет понятие источника повышенной опасности. Тут на уровне догматики есть разногласия. Есть две конкурирующие позиции: теория объекта (источник повышенной опасности – вещества, средства и предметы, обладающие особыми свойствами) и теория деятельности (источник повышенной опасности – деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда).
Эти две теории в своем исходном виде являются диаметрально крайними позициями. Истина посередине.
Сам закон не присоединяется ни к одной из этих позиций. П.1 говорит о деятельности, а п.2 ст.1079 говорит о владении источником повышенной опасности.
Есть ППВС №1 от 26.01.2010. Там п.18.[123] ВС говорит о том, что по смыслу ст.1079 источник – эта любая деятельность. А в следующем абзаце ВС говорит о предмете, веществ или иных объектов как источниках повышенной опасности.
Такой половинчатый подход является самым правильным. Объект и деятельность не должны противопоставляться друг другу. Объект и деятельность неразрывно связаны. Не сам по себе объект является источником повышенной опасности, а объект, используемый субъектом. Так же и с деятельностью: не сама по себе деятельность, а использование объекта.
Мы будем оперировать категорией владельца источника повышенной опасности. Но владелец, при этом, должен использовать, эксплуатировать объект.
Практика так же рассуждает. ППВС №1 в п.18 говорит, что вред считается причиненным ИПО, если он является результатом эксплуатации объекта. ВС говорит, что причинение вреда открытием двери стоящего автомобиля – это не причинение вреда ИПО.
Не стоит механизировать эту категорию. В доктрине на примере с автомобилем часто используют категорию включенного или выключенного двигателя. Не в двигателе вещь. Это абсурдно. Например, едет гражданин на автомобиле и до причинения вреда выключает двигатель. То есть что, нет ИПО? Херня. Есть. Потому что есть эксплуатация.
Для признания объекта источником повышенной опасности, речь должна идти только о такой эксплуатации, при которой проявляются повышено вредоносные свойства объекта.
Количество источников повышенной опасности велико. Следовательно, возникает вопрос об их классификации. Традиционная классификация (О.А. Красавчиков) – в зависимости от источника энергии, заключенного в объекте: (1) физические (в т.ч. электрические, механические, тепловые), (2) химические (отравляющие, взрыво- и огнеопасные), (3) физико-химические (радиоактивные материалы, например), (4) биологические (в т.ч. зоологические и бактериологические).
Нужно понимать, что эта классификация не идеальна. Во-первых, с точки зрения этой классификации, возможны ситуации, когда один объект будет относиться к нескольким группам. Тот же автомобиль может быть и физическим, и химическим (из-за горюче-смазочных материалов).
Есть те объекты, которые в данную классификацию не вписываются. Сегодня, к ИПО относят часто компьютерные вирусы. К какой из указанных групп компьютерные вирусы относятся? Непонятно.
В-третьих, имея серьезное методологическое значение, показывая разнообразность ИПО, у этой классификации нет практического значения.
Современная классификация – деление ИПО на две категории: обычные и особые источники повышенной опасности. В чем смысл этой классификации? Сегодня, если посмотреть на регламентацию деятельности, связанной с использованием тех или иных объектов, то увидим, что регламентация схожа в общих чертах, но отличается деталями. Общее правило – владелец ИПО несет безвиновную ответственность до пределов непреодолимой силы. Но есть случаи, предусмотренные законом, когда владелец ИПО отвечает не только за вину и случай, но и за непреодолимую силу, или за часть непреодолимой силы. Например, космические объекты или радиоактивные объекты. Это обусловлено международными соглашениями РФ. Там ограничение ответственности, конечно, есть, но она ограничивается не непреодолимой силы. Т.е. там ответственность еще выше, чем безвиновная ответственность.
Но эта классификация строится логически неверным способом. Под итог регулирования подводится обоснование, что неверно. Поэтому, когда автор классификации пытается объяснить, чем обычные объекты отличаются от особых объектов, это у него не получается. Автор говорит, что особые объекты – это те, которые не «жизненно необходимы» сегодня. Но ядерные реакторы и космические корабли сегодня вполне естественны для оборота.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |