|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ноября 2012 года3. В-третьих, объективная форма выражения Следующий признак произведения, названный в том догматическом определении, взятым за основу – признак, заключающийся в объективной форме выражения. Само существование признака вполне логично. До тех пор, пока они не проявились вовне, отсутствует необходимость в правовой охране. Когда произведение приобретает объективную форму, тогда оно становится объектом охраны права. П.3[148] ст.1259 – примерный перечень объективизации произведения (письменная форма, аудио, видео). Перечень интересный, перечень открытый. Законодатель не стремится к тому, чтобы перечислить варианты объективизации исчерпывающим образом. Смысл указаний таков: произведение только тогда получает охрану с помощью норм авторского права, когда оно выражено в форме отдельной от автора. Только тогда мы можем говорить, что перед нами произведение, и оно получает соответствующую правовую охрану. Вот те три признака, которые хоть в законе и не указаны, но из него выводятся. · Дополнительные признаки произведения Выделяют ещё другие признаки. Например, воспроизводимость, возможность воспроизведения. Эта позиция долгое время поддерживалась, в ГК 64 года, например, это было. Сейчас это не самостоятельный признак. Это не влияет на признание соответствующих идей, мыслей и образов произведением. На отдельных этапах отдельные авторы предлагали и иные признаки. Например, общественная полезность. Где-то в душе это стоит считать разумным, но язык не поворачивается назвать авторов божественными творцами Дарью Донцову, Кончаловского и т.д. J Субъективные ощущения надо оставить при себе и констатировать, что с позиции современного законодательства значение и достоинство произведения не имеют значения для признания статуса произведения. Даже если ваш курсовик расценивается преподавателем как недостойный в виду того, что плохо написан, все равно можно успокоиться тем, что это произведение. Говоря о произведении как об объекте АП – не требуется оформление, регистрация и соблюдение иных формальностей. Если не успели 1 апреля зарегистрировать курсовик, правовую охрану это ваше произведение уже получило. Момент возникновения интеллектуальных прав в действующем законодательстве связан с моментом создания произведения в окончательном виде, форме. С этого момента произведение получает правовую охрану и у автора возникают все интеллектуальные права. Очень часто мы можем столкнуться с ситуацией, когда произведения снабжаются знаком охраны – например: (с) с указанием правообладателя и года издания. С точки зрения нашего права – этот знак имеет информационное и предупредительное значение, на условия и объем защиты это никакого влияния не оказывает. Снабжено произведение знаком охраны или нет – правовая охрана будет. Вправе – могут и не использовать, значит. Ст.1271: «Знак охраны авторского права. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "C" в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения». Итак, объектом является произведение, соответствующее трем признакам, независимо от назначения и достоинства, независимо от регистрации и соблюдение иных формальностей. · О роли части произведения Объектом АП является не только целое, но и его часть. При условии что часть – может быть использована самостоятельно и является объектом творческой деятельности. П.7 ст.1259 – например, название: «7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.». Постановление Пленума ВС РФ №15 от 19 июня 2006 года «О вопросах… связанных с применением авторских прав и смежных прав». Постановление Пленума было до 4-ой части ГК. Касается закона «Об авторском праве и смежных правах». Постановление это не утратило силу, однако, кроме того, характер отношений сущностно кардинальных изменений не претерпел. По гамбургскому счету 4-ая часть вообще представляет компиляцию тех законов, которые существовали. Взяли, соединили законы о микросхемах, патентах и т.д. В этой связи, поскольку сам характер норм не изменился, мы можем использовать объяснения Судов, принятых в актах до выхода 4-ой части ГК. Это относится к Постановлению №15 и Информационному письму ВАС РФ №122. Означает ли, что с принятием 4-ой части все постановление дезавуированы? Нет, конечно. Если нормы те же, то и все то же самое. По интересующему нас вопросов про часть как объект АП. П.21 [149] ППВС №15 – к объектам авторского права могут относиться названия произведения, части и иные, если они творческие и оригинальные. Во-первых, объект – произведение, во-вторых – части (в т.ч. название). Объектом являются и отдельные элементы произведения. Необходимо сослаться на классификацию всех элементов произведения, которая была разработана Владимиром Яковлевичем Ионесом. ВЯ предложил делить все элементы произведения на 2 большие группы: (1) неохраняемые (юридически безразличные), (2) охраняемые (юридически значимые). (1) Неохраняемые: темы, материал, сюжет и идейное содержание. Вся совокупность указанных выше элементов определяется как содержание произведения. Все эти элементы неохраняемые. Тема относится к элементам неохраняемых. Материал также не охраняем.
(2) Охраняемые, юридически значимые – образы (внутренняя форма). Наиболее наглядным является персонаж. Кроме того, к ним относится язык или иначе – внешняя форма. Если мы теперь внимательно посмотрим на соответствующую квалификацию, то увидим, что содержание – неохраняемое, охраняемое в формах. П.15 Постановление Пленума – произведение, выраженное в объективной форме.
· Об объектах, неохраняемых АП Во-первых, это те объекты, которые хотя бы без одного принципа – тут охране не принадлежит. Во-вторых, поскольку авторское право охраняет форму, а не содержание – глянем в статью, АП не распространяется. Во всех иных перечисленных: ВС перечисляет шахматную партию или методику обучения. В-третьих, это произведения, срок правовой охраны которых истек. Правовая охрана тут является срочной. С одной стороны компромисс между идеей обогащения и развития общества, а также развития интересов создателя. Это в сроках, АП охраняет предметы литературы и искусства. Срок 70 лет: в течение жизни и после смерти все пер. В-четвертых, к числу объектов, неохраняемым АП, относится то, что указано в ст.1259: 6. Не являются объектами авторских прав: 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; Пп.3.п.6 ст.1259 - 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов. Почему так? Автор – народ, он не единоличен. Пп.4 п.6 ст.1259 - 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). Почему эти объекты не являются объектами АП? Творческого замысла тут явно не существует. При этом, однако, мы должны понимать, что главное тут – содержание, в его рамках нельзя творческие возможности особо рассматривать, но если форма креативна, то почему бы и нет. То есть если это креативно придумать, создать оригинальную форму, можно признать это объектом АП. Мы должны осознать, что круг потенциальных объектов АП достаточно велик. Возникает потребность в классификациях произведений. Очень часто в качестве первой из таких классификаций используют предписания п.1 ст.1259: «1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: <…>». Там перечень достаточно большой! Закрытый ли он? Вопрос не случаен. Классификация ведь это то, что делит предмет полностью. Но это не классификация – это открытый перечень, поскольку там указано на «другие произведения». И, действительно, поскольку сфера творчества безгранична, объекты творчества все расписать невозможно. Шарады, кроссворды, ребусы – они ни к одной группе не могут быть отнесены, но это точно объект АП, тут воплощаются все три признака произведения. Законодатель заколебался просто перечислять, закончил фразой «другие перечисления». Наверное, он нужен и ориентирует. Но воспринимать п.1 ст.1259 как классификацию не будем. Итак, идем по классификации в законодательстве. · Классификация объектов АП
1. Обнародованные/необнародованные «Статья 1268. Право на обнародование произведения. Обнародование - согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом». Вторая группа действует по остаточному принципу и представляет из себя необнародованные. Они тоже охраняются безо всяких изъятий. Обнародованные в отдельных случаях могут быть использованы заинтересованным лицом без согласия автора. То есть автор делает изъятие из охраны, допуская использование без согласия автора. Наряду с этим есть несовпадающее понятие «опубликование» - абз.2 п.1 ст.1268: «При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения». Сергеев считает, что это отдельная классификация на опубликованные/неопубликованные. Опубликованные – легальную дефиницию используем с абз.2 п.1 ст.1268. Вторая группа – по остаточному принципу – неопубликованные. Соотношение: обнародование/опубликование – опубликование может быть одним из способов обнародования, но, может иметь и самостоятельное значение: обнародовать можно единожды, а опубликовать можно несколько раз. Кроме того, обнародование касается любых произведений и можно сделать любыми действиями, а опубликование завязано на количестве экземпляров и носителей. Аудитория не касается обнародования также. Распечатка и сдача курсовика на кафедру – обнародование, но не опубликование – количество экземпляров для удовлетворения разумных потребностей публики не достаточно. Возможна классификация как на опубликованное и неопубликованное. Но вообще опубликованное/неопубликованное не дотягивает до классификации, так как затрагивает только произведения, записанные на материальных носителях. 2. Оригинальные/производные или зависимые Ст.1260 – оригинальные – те, которые созданы самим автором, производные или зависимые – частично заимствуются охраняемые элементы чужих произведений (перевод, аранжировка, инсценировка и т.д.). В чем смысл соответствующего деления? Он состоит в определении категории производных произведений. Закон устанавливает ряд требований. Во-первых, обязательна творческая самостоятельность, творческий характер деятельности. Это обязательный признак – литературный или художественный перевод нужно отделять от технического или подстрочного, где происходит просто замена символов одного языка языковыми символами другого языка. Критерия творческого характера деятельности нет. Литературный или художественный перевод предполагает творческий характер, там нужно адекватно отразить сюжет, он отличается колоссально от подстрочного. Необходимо соблюсти права автора оригинального произведения. Право на перевод – составная часть оригинального произведения – необходимо право создателя оригинального произведения. Нельзя переводить без согласия, это будет нарушением прав. Вот какой нюанс: в основе производного всегда лежит чужое оригинальное, однако охрана производного осуществляется вне зависимости от оригинального. Например, на монгольский язык решили перевести учебник гражданского права, нужно соблюсти права авторов оригинала. Правовой перевод Шершеневича будет тоже охране подлежать (хоть 70 лет со дня смерти автора прошло, и оригинал охраной не обладает). Два разных произведения, правовая охрана каждого из них осуществляется параллельно и не зависит друг от друга. П.4 ст.1260 «4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение». 3. Составные произведения «5. Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения». Само составное произведение – оригинальный подбор и/или расположение материалов. Пример составных произведений – сборники, антологии, энциклопедии и т.п. Правовой режим схож в том, что для создания составного произведения нам необходим творческий характер произведения, тоже правовая охрана составного будет осуществляться вне зависимости от того, каким образом будет осуществляться охрана основного произведения. НА – охраняется авторским правом? Нет. Но если вы решили сделать подборку НА в сфере ЖКХ? Тут будет АП распространяться? Да. Несмотря на то, что части произведения правовой охране не подлежат. Тут есть оригинальный подбор и/или расположение материала. 4. Служебные произведения Служебные – произведения, созданные работником, в пределах его трудовых обязанностей. Ст.1295 «1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору». Компромисс между интересами работника и работодателя. Компромисс сводится к следующему: авторские права, в частности, право авторства, принадлежат автору-работнику. 2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Бывают разные ситуации, охрана является срочной. Исключительные права могут переходить к работнику: «Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом». Раз работодатель демонстрирует принципиальное нежелание реализовывать права, то нет смысла нарушать интересы автора-работника. Законодатель решает и главный вопрос – как защитить противоположную сторону? Размер и порядок уплаты вознаграждения устанавливается договором. Трудо-правовой или гражданско-правовой? Раньше вопрос вообще сомнений не вызывал. Проблема возникла в связи с Совместным Постановлением Пленумов 5/29 п.39.2 [150] – две высшие судебные инстанции сказали, что вознаграждение может устанавливаться в трудовых соглашениях или дополнительных соглашениях. Постановление Пленума Верховного Суда от 29 мая 2012 года № 9 п.91 «в» [151]- гражданско-правовая природа договора там указана. Наверное, скоро никакого вопроса о характере вообще не будет существовать. В проекте есть внесение слов «гражданско-правовым» в ст.1295 п.2. Трудо-правовой природы это вознаграждение не приобретало никогда. А к чему это? А тут нюанс! Если гражданско-правовой – это вне системы заработной платы, это помимо неё. Премия – это составная часть оплаты труда, трудо-правового вознаграждения. А не гражданско-правового! Так что ещё денег пусть требует. Ст.1295 закрепляет ещё один компромисс – исключительное право может либо изначально у работника, либо спустя некоторое время перейдет к работнику. Работодатель может использовать соответствующее произведение, способами обусловленными соответствующими целями и заданиями. Как говорят в п.39.3 [152] в Постановлении 5/29, помимо прочего работодателю принадлежит и право на обнародование. Не только право на использование, но и право на обнародование. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |