АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В.С. Будник

Читайте также:
  1. Вкажіть номери захворювань, збудником яких є стрептококи (І), стафілококи (II) і змішана стрепто-стафілококова інфекція (III).
  2. Характеристика збудника колібактеріозу
  3. Які забезпечують вірулентність збудника

О плодотворной работе с М.К. Янгелем*

С Михаилом Кузьмичом Янгелем я познакомился во время учебы в Московском авиационном институте в 1934 году. Он учился на самолетном факультете на два курса старше меня, был активистом – секретарем комитета комсомола и членом парткома института.

По окончании института Михаил Кузьмич Янгель поступил на работу в КБ Главного конструктора самолетов Николая Николаевича Поликарпова.

В 1950 году мы снова встретились с Михаилом Кузьмичом уже в конструкторском бюро Сергея Павловича Королева.

Через два года М.К. Янгель был выдвинут на должность директора
НИИ-88, центрального ракетно-космического института в Москве, и ушел из КБ Королева.

В 1954 году было решено создать в Днепропетровске самостоятельное ОКБ по разработке новых ракет. Главным конструктором вновь созданного ОКБ-586 был назначен освобожденный от должности в НИИ-88 Михаил Кузьмич Янгель. Я стал его первым заместителем и руководителем проектного КБ. С ним вместе мы проработали 17 лет.

За это время конструкторское бюро "Южное", как оно впоследствии было названо, стало основной базовой организацией в стране по разработке боевых ракет, а завод "Южмаш" – по их изготовлению и постановке на вооружение Советской Армии.

Во время работы с ракетами Р-1, Р-2 и Р-5 выяснился один их крупный недостаток для боевых машин – необходимость заправки жидким кислородом, весьма неудобной для военных. Дело в том, что жидкий кислород нужно иметь все время на боевой стартовой позиции, для чего необходим невдалеке кислородный завод, откуда непрерывно подвозится кислород на стартовую позицию в легко обнаруживаемых парящих обмерзлых цистернах. Тем самым демаскируется стартовая позиция. Кроме того, система управления этих ракет для большей точности по направлению включала не защищенную от внешних помех боковую радиокоррекцию. Об этом мне все время твердил Александр Григорьевич Мрыкин, заместитель начальника Главного управления Ракетных войск, с которым я часто встречался на полигоне в Капустином Яру при испытании серийных ракет.

Военным нужны были помехозащищенные ракеты, которые могли бы храниться скрытно и в то же время сохранять максимальную боевую готовность к пуску. Отсюда и возникло предложение о применении на ракетах высококипящих компонентов топлива – азотной кислоты в качестве окислителя и керосина в качестве горючего и автономной системы управления.

Еще до прихода Михаила Кузьмича Янгеля в серийном заводском КБ был создан проект такой ракеты с двигателем, работающим на азотной кислоте и керосине, с автономной помехозащищенной системой управления. Началась ее разработка. Собственно, на базе этой разработки и вышло решение о создании ОКБ в Днепропетровске.

Откуда возникла эта разработка? Следует сказать, что все мы, приехавшие в Днепропетровск из двух КБ (С.П. Королева и В.П. Глушко), были энтузиастами ракетной техники, и, имея уже достаточный опыт, стремились к разработке более совершенной боевой ракеты. Мы и подготовили проект и предложения по новой ракете, хорошо зная нужды и пожелания военных, возникшие при эксплуатации серийных ракетных комплексов.

Специалисты, отобранные мной в Москве, оказались энергичными, действительно талантливыми и подающими надежды ракетчиками. В их числе: Николай Федорович Герасюта, Вячеслав Михайлович Ковтуненко, Иван Иванович Иванов, Павел Иванович Никитин, Федор Федорович Фалунин. В последующем двое из них стали главными конструкторами с самостоятельными конструкторскими бюро, остальные – руководителями крупных комплексов: Герасюта – расчетно-теоретического по баллистике и управлению, Никитин - расчетно-испытательного по прочности ракет, Фалунин – по рулевым машинкам и измерительным приборам. Все они, кроме рано умершего Фалунина, стали членами-корреспондентами АН Украины, а Ковтуненко – АН СССР.

Придя в КБ, Михаил Кузьмич Янгель быстро проникся идеей целесообразности разработки предлагаемой боевой ракеты на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления, одобрил и поддержал эту разработку. Главными нашими смежниками стали коллективы Валентина Петровича Глушко – по двигателю и Николая Алексеевича Пилюгина – по системе управления (к этому времени он уже имел самостоятельное КБ по автономным системам управления). Дело пошло быстро и хорошо. Родившаяся на основе разработки серийного КБ ракета 8К63 (Р-12) – первая боевая ракета днепропетровского конструкторского бюро на дальность полета 2000 км, созданная на новых принципах эксплуатации, успешно прошла испытания и охотно была принята на вооружение армии с хорошими характеристиками по боевому заряду, точности попадания и готовности к пуску.

После создания первой ракеты коллектив КБ убедился в своих силах и вышел с предложением о разработке новых образцов боевых ракет на большие дальности полета, включая и межконтинентальные. Эти предложения были одобрены правительством и приняты для разработки с неограниченным финансированием.

Избранное КБ направление позволило существенно упростить и удешевить эксплуатацию создаваемых ракетных комплексов. В дальнейшем вся деятельность КБ была направлена на создание, развитие и совершенствование ракетных и ракетно-космических комплексов.

 

 

В то время стране чрезвычайно нужны были межконтинентальные боевые ракеты для сдерживания потенциального противника, угрожающего своим ядерным оружием. Разработки межконтинентальной боевой ракеты велись тогда параллельно: в конструкторском бюро Михаила Кузьмича Янгеля и в КБ Сергея Павловича Королева.

Кислородно-керосиновая двухступенчатая ракета Р-9 разработки КБ
С.П. Королева тоже была уже готова к проведению летных испытаний на Байконуре. Подготовить ее было сложнее, а требования по боевой готовности были одинаковы к обеим ракетам. Некоторая часть военных, учитывая более простые, удобные условия эксплуатации, отдавала предпочтение ракете Р-16 и всячески поддерживала Михаила Кузьмича, торопя его с проведением испытаний. Другая часть поддерживала разработки С.П. Королева.

Таким образом, на одном и том же полигоне возникло, я бы сказал, нездоровое соревнование: кто скорее пустит первую ракету, какое КБ выйдет вперед.

Ракета Р-16 - двухступенчатая, более сложная, да к тому же на полигоне Байконур при подготовке первого опытного пуска на стартовой площадке возник пожар, вызванный произвольным запуском двигателя второй ступени ракеты, - она воспламенилась и сгорела. Пожар на стартовой площадке вызвал гибель большого числа людей, около ста человек гражданских и военных испытателей, солдат и офицеров. При этой катастрофе погиб и Главком Ракетных войск маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин.

Большого опыта по обращению с самовоспламеняющимися компонентами топлива в КБ Янгеля и у военных еще не было, и на стартовой площадке был допущен ряд нарушений по технике безопасности. Катастрофе "помогло" и военное руководство, стремившееся тут же на опытных пусках подготовить больше стартовых команд, для чего сосредоточило на стартовой площадке большое количество курсантов, офицеров и солдат, совсем не нужное для пуска.

Торопило всех и правительство. Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев неоднократно звонили на полигон.

Михаил Кузьмич не мог противостоять всем этим внешним обстоятельствам. В результате неразумной торопливости произошел пожар на стартовой площадке, ставший причиной гибели множества людей.

В ОКБ был создан проектный задел боевых и исследовательских ракет на многие годы вперед.

Одновременно с созданием боевых ракет КБ трудилось над созданием ракет-носителей космических объектов. КБ С.П. Королева в то время работало над проблемами запуска в космос человека, а возможностей для исследования самого космического пространства было крайне недостаточно.

Согласно программе по космическим исследованиям в составе нашего КБ было организовано специальное КБ по разработке спутников Земли – космических летательных аппаратов. Возглавил это КБ Вячеслав Михайлович Ковтуненко.

16 марта 1962 года в Советском Союзе был произведен запуск спутника "Космос-1", выведенного на орбиту с помощью ракеты-носителя "Космос". Запуском этого спутника была начата программа планомерного исследования космического пространства с помощью специализированных спутников Земли "Космос" и "Интеркосмос", созданных в ОКБ.

Тогда же была опубликована отечественная программа по широкому исследованию космического пространства, значительное место в котором отводилось исследованиям, которыми занимался наш коллектив, руководимый
М.К. Янгелем.

За десятилетие – с 16 марта 1962 года и до ухода из жизни Михаила Кузьмича 25 октября 1971 года – на околоземные орбиты было выведено большое количество спутников Земли "Космос" и "Интеркосмос" носителями, созданными в конструкторском бюро "Южное". Эти спутники предназначались также для исследований по объявленной программе "Интеркосмос".

Михаила Кузьмича Янгеля уже более двадцати лет нет среди нас, но коллектив ОКБ, созданный им и его ближайшими соратниками, продолжает плодотворно трудиться над совершенствованием существующих и созданием новых образцов ракетной и ракетно-космической техники, получая при этом значительные научные результаты. Реальный вклад в эти результаты вносит днепропетровский институт технической механики совместно с другими институтами АН Украины, работая над темами, выдвинутыми КБ "Южное".

Было бы большой потерей для Украины, если бы сейчас, в связи с происходящей "перестройкой" и конверсией, было утрачено основное ракетно-космическое направление деятельности КБ "Южное" и завода "Южмаш".

ОКБ и завод при своей совместной слаженной работе, опираясь на научные организации Академии наук Украины и России, представляют собой могучую организацию, способную решать самые серьезные и сложные задачи в ракетно-космической технике.

Ракетно-космическая техника могла бы сыграть существенную роль в развитии народного хозяйства Украины и упрочении ее престижа как государства.

 

Октябрь 1996 г.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)