АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭКСТРЕМИЗМ И ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ

Читайте также:
  1. АТРИБУТЫ ЭКСТРЕМИЗМА
  2. ВЕРБАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ДИСКУРС РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
  3. ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА
  4. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
  5. О ПОНЯТИИ ЭКСТРЕМИЗМА В ДЕЙСТВУЮЩЕМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
  6. ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В ОНТОЛОГИЧЕСКОМ БАЗИСЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМА
  7. Понятие и основные признаки экстремизма. Сущность его религиозности.
  8. Преодоление конфессиональных противоречий как важное направление борьбы с религиозным экстремизмом. Организационные пути предотвращения религиозного экстремизма.
  9. Свободомыслие, экстремизм и запрещенные религии
  10. СЕКЦИЯ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЭКСТРЕМИЗМА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ В СМИ
  11. СЕКЦИЯ III. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В СМИ
  12. СМИ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ПРОЯВЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА В ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Остроухова Л.Ф.,

Курганский гос. университет, Курган

Экстремизм в самом широком смысле принято определять как приверженность к крайним взглядам и мерам. Однозначно оцениваясь мировым сообществом как явление деструктивное и опасное, экстремизм, как полагают некоторые авторы, «все же не получил адекватного осмысления как духовный феномен современности» [1].

Сущность и природа экстремизма зачастую трактовались субъективистски. Так, если в советской литературе экстремизм рассматривался как проявление кризиса капитализма, присущее лишь западному обществу, то в постсоветской литературе экстремизм объявляется продуктом исключительно коммунистической государственности. Правда, поскольку наличие экстремизма на Западе сложно отрицать, он трактуется там как «маргинальная субкультура, вынесенная на периферию общепринятой системы ценностей, сугубо локальное, а значит, контролируемое явление» [2].

В ХХ столетии подверглись анализу многие рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности человека, однако, внутренние механизмы появления экстремистских мотивов в самом человеческом существовании изучены мало. Между тем, как отмечают многие авторы, в современной культуре формируется некое новое мироощущение, в котором экстремальность занимает важное место, становится нормой жизни, символизирует ее полноту. Я рискую, следовательно, существую – так можно выразить суть этой культуры. Рассмотрение экстремальности и экстремизма в едином мировоззренческом контексте позволяет выявить их единую смысловую основу, наметить внутренние механизмы появления экстремистских мотивов в человеческом существовании.

Extrem – в переводе с латинского означает «край», «предел», «граница». Человеческое бытие определено границами, в рамках которых возможны различные стратегии поведения – центростремительная, надежная стратегия повседневного нормального существования и центробежная, связанная с риском, деятельным преобразованием. Почему человек выбирает ту или иную стратегию поведения, что заставляет его существовать на «грани»? Х.Ортега-и-Гассет рост негативного и деструктивного активизма видел в недостаточном культурном и нравственном багаже масс, вышедших на авансцену истории. «Духовная структура современного европейца гораздо проще, чем у человека былых столетий. Школы успели преподать массам лишь внешние формы, технику современной жизни... их приучили гордиться современными аппаратами и инструментами... их приучили гордиться мощью современной техники, но им ничего не говорили о духе, – писал философ в работе «Восстание масс» [3].

Э.Фромм считал, что свобода и груз личной ответственности поставили личность на грань экзистенциального существования. Принцип частной инициативы способствовал уничтожению ранее существовавших взаимосвязей между индивидами, привел к их изоляции, войне всех против всех. Потенциальная возможность поражения породила чувство тревоги и незащищенности. По мере развития капиталистических отношений чувства изоляции и бессилия индивида обостряются. Несмотря на большие возможности для проявления инициативы, система увеличила свое давление на индивида, превратив его в винтик огромной машины. Возникшие ощущения ничтожности и неполноценности индивид вынести не в состоянии и «бежит от свободы». Э.Фромм подробно проанализировал варианты этого бегства [4]. Как отмечает Круглова Е. В., «экстремизм вполне укладывается в рамки описанных им реакций человека на разрушение привычных социальных взаимоотношений и давление со стороны системы». Состояние негодования и страха, вызывает протест против силы, порождающей страх. Такой экстремизм «рефлекторен по своей природе, иррационален и не предсказуем по последствиям».

Существование в условиях чрезвычайной неопределенности, – считают авторы работы «Бизнес в стиле фанк», – ведет как к усилению роли образования и свободы личности, так и к утрате стабильности, ставит на грань человеческого существования. Современное общество, предоставляя людям свободу знать, передвигаться и делать, что они хотят, ставит их в экстремальные ситуации, заставляет задуматься о себе, ощутить и понять себя. Таким образом, экстремальность как максимальное проявление активности человека, необходимое и важное условие его существования в современном мире. Благодаря экстремумам человек способен развиваться или деградировать. «Нам всем нужна причина, чтобы быть», – говорят К.Нордстрем и Й.Риддерстрале [5]. Однако какие же ценности и социальные институты могут сформировать основу нового общества, преградив путь экстремизму и обеспечив общее бытие? Готового ответа нет, но есть готовность обсуждать модели будущего развития.

Таким образом, интенсивность, напряженность человеческого существования обусловлена движением самого общества и может принимать как форму творческого развития личности, так и попытку разрушить враждебный и чуждый мир.

Литература:

1. Бахтызин А.М. Экстрим как жизненная стратегия современности // Экстремизм как социальный феномен: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Курган, 2005.

2. Круглова Е. В. К вопросу о социально-психологической природе правого экстремизма (на примере современной Великобритании) // Вестник Российского университета Дружбы народов. Сер: Политология. 2003. № 4.

3. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Тоталитаризм: что это такое? М., 1993.

4. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 2000.

5. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. СПб., 2001.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)