|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В ОНТОЛОГИЧЕСКОМ БАЗИСЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМА
Томалинцев В.Н., НИИКСИ СПбГУ, Санкт-Петербург
Экстремизм – важнейшая категория современного социального знания, выражающая опасный порог эскалации чрезмерных состояний в общественной жизни, определяющая степень нарастания ее порочной экстремизации. Исходя из этого, экстремизм необходимо понимать как побочный, сопутствующий продукт экстремального развития и, в то же время, как самостоятельный элемент в системе экстремальных законов и факторов, воздействующих на процесс жизнедеятельности человека, определяющий технологические моменты саморазвития, скрытые механизмы самоорганизации человека и общества. Многое свидетельствует о том, что проблема экстремизма лежит в плоскости развития культуры. И, если в прошлом экстремизм был уделом немногих, то теперь, в условиях издержек развития массовой культуры, экстремистское мироощущение стало овладевать массовым сознанием, становясь образом жизни все большего числа людей. В значительной степени данные тенденции стимулируются современными средствами массовой информации, которые в своей основе были призваны пробуждать и формировать общественное мнение, а на деле все активнее способствуют его дезориентации. Современные отечественные СМИ откровенно отказались от основной своей функции – публичной борьбы со скрытыми и явными формами социального зла, заняв более спокойную позицию, при которой они по-прежнему вдохновенно информируют нас о его присутствии, констатируя все новые и новые его проявления. Бесконечные материалы криминального характера, не сходящие со страниц периодической печати и экранов телевидения свидетельствуют о том, что коррумпированность и мафиозность проникли во все без исключения сферы российского общества. Отсутствие какой-либо реакции на эти материалы со стороны властных структур указывает на то, что каждому из числа потребителей подобной информации предлагается самостоятельно приспосабливаться к существующей социальной модели и искать кратчайший путь к успеху (или собственному спасению), не обременяя себя нравственными постулатами и размышлениями об особенностях творческого (творчески экстремального) и экстремистского подходов в реализации человеческой активности. Создается впечатление, что современные средства информации и те, кто стоят за ними, потеряли оценочные критерии творческой и экстремистской деятельности, если только речь не идет о защите своих политических интересов. Отсюда вольно или невольно возникает смысловая и терминологическая подмена, смещение и смешение понятий творчества (творческой экстремальности) и экстремизма. Как видно на уровне обыденного сознания и даже на уровне журналистского понимания вопрос дифференциации категорий экстремального содержания практически не решается. В период экономических реформ его решение оказалось слишком сложным и в системе нравственных и в системе юридических норм. Поэтому необходима его дальнейшая теоретико-методологическая проработка, включающая в себя сравнительный анализ общего и различного в природе экстремизма и творчества, осмысление психофизиологических и психоэмоциональных предпосылок экстремизма. К экстремизму склонны люди деятельностные, во многом изобретательные, но не слишком творческие. Объясняется это тем, что основным качеством экстремиста остается крайнее нетерпение, ибо он стремится получить «все сразу и сейчас», при этом следуя путем «наименьшего сопротивления». Творческая деятельность, также требует поиска наиболее коротких и эффективных путей к победе, саморазвитию, так как любое успешное, творческое действие строится на принципах оптимальности и наименьшего действия. Однако, если экстремизм, сознательно или бессознательно, воспринимает эти требования слишком буквально, как говорится, в лоб, то творческий акт всегда исходит из того, что в изощренной человеческой деятельности принцип экономии часто действует не прямо, а опосредованно, сообразуясь с законом задержанной или отложенной экономии энергии. В связи с этим, вспоминаются точные слова А.В.Суворова: «Тяжело в учении, легко в бою». Можно сказать, что этот психологический принцип работает по аналогии с принципом отложенного спроса или принципами вмененности и ожидания в экономике, когда денежные средства откладываются, аккумулируются на будущее или вкладываются в рост. Здесь просматриваются истоки стратегического мышления, стратагемного поведения человека в целом, положенного в основу творчества. Сам же творческий акт есть результат мысли, которая, с точки зрения физиологии, выступает как отложенный, задержанный, полностью не реализованный рефлекс. Указывая на способность человека задерживать рефлексы, И.М.Сеченов писал: «Отсюда-то и вытекает тот громадный ряд явлений, где психическая деятельность остается, как говорится, без внешнего выражения, в форме мысли, намерения, желания и пр.» (Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб., 2001, с.92). Итак, если задержанный рефлекс – мысль, тогда задержанный инстинкт, в том числе и инстинкт экономии энергии, которому подчиняется все живое, – творческий акт. Значит, экстремизм – есть определенная неспособность контролировать собственные инстинктивно-рефлекторные реакции и взаимосвязи, что является следствием низкой поведенческой организации или поведенческого сбоя. Уровень такой организации зависит от природных задатков, душевного здоровья, степени воспитания и т.п. Именно здесь «результат резюмируется умением мыслить, думать, рассуждать» (Там же). Идея экономии энергии сформулирована давно и выражает эффективность действия (отношение результата к затратам). Однако только в творчестве она реализуется позитивно и благотворно, обретая антиэнтропийный характер, в действии же экстремистского толка эта идея доводится до абсурда, поэтому остается либо глубоко непродуктивной, либо разрушительной, а то и вовсе губительной. Само развитие экстремизм понимает как движение по пути наименьшего сопротивления. Его девиз: «Все сразу и сейчас». В абсолютном смысле это выражается в прямой апелляции к эмоциям, минуя сознание, о чем свидетельствуют такие явления, как наркомания, порнография, террор… Иначе говоря, подобно экстремизму, творчество так же стремится достичь цели кратчайшим и наиболее эффективным путем, но только с чистой совестью. Таким образом, современный анализ экстремизма применительно к философскому, социально-психологическому осмыслению проблем добра и зла, находится в русле требований социальной экстремологии, методология которой опирается на познание экстремальных принципов развития, присутствующих в целостной системе человеческой жизнедеятельности, ибо экстремизм выступает той деформированной формой экстремального (творческого) развития, в которой экстремальные принципы человеческой жизнедеятельности приобретают характер квазипринципов, реализующих квазиэкстремальность.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |