АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕГАТИВА В СМИ

Читайте также:
  1. C. Последствия для превентивных действий
  2. D. Последствия для стратегии миростроительства
  3. E. Последствия для доктрины и стратегии поддержания мира
  4. I. Психологические и поведенческие техники, подготавливающие к увеличению продолжительности жизни.
  5. XI. Психологические особенности уверенной в себе личности
  6. А не интенсивность, которая выясняется только спустя некоторое время, после получения информации о последствиях.
  7. А.МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
  8. АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ СВОЙСТВА, ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  9. Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.
  10. Антропогенные воздействия на гидросферу и их экологические последствия. Методы защиты гидросферы.
  11. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир. Защита растительных сообществ.
  12. Атмосфера, ее состав, основные последствия антропогенного влияния на атмосферу.

Куликов Л.В.,

ф-т психологии СПбГУ, С-Петербург

 

В большинстве стран мира в настоящее время нет научно обоснованной цельной системы мероприятий по охране психического здоровья своих граждан. Тем не менее, любая социальная политика, проводимая государством, обществом или их отдельными институтами ведет к определенным последствиям в аспекте психического здоровья: негативным, нейтральным или позитивным. Органы власти должны уделять внимание психологическим, психогигиеническим аспектам (последствиям) проводимой политики. Внимание или невнимание к этим вопросам определяется психологической культурой (компетентностью) чиновников и законодателей, причастных к решению этих вопросов.

Национальная психогигиена– осуществляемый институтами государства и общества комплекс мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья нации. Многие вопросы психогигиены могут и должны решаться на государственном уровне. В первую очередь это касается контроля за средствами массовой информации (СМИ). СМИ принадлежит решающая роль в национальной психогигиене. В нашей стране не учитывается характер воздействия СМИ на настроения, эмоциональные состояния зрителей и слушателей, общественное сознание. Крайне важен общий тон информации о разных сторонах жизни в стране, соотношение позитивной и негативной информации, оценки социально-экономической ситуации, интерпретация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неуспехах в различных сферах жизни страны.

Речь не идет о политической цензуре или «розовых фильтрах». Конечно, нормальное развитие государства и общества невозможно без гласности и свободы слова. Чтобы позиция автора по этому аспекту стала более ясной, коснусь лишь одного, но крайне важного, психологического аспекта свободы. Полноценное, гармоничное развитие личности возможно в таких условиях, где есть свобода творчества, свобода самовыражения (не в ущерб другим, разумеется), где можно позволить себе спонтанность в словах, решениях и поступках (но без попыток перекладывать на кого-либо ответственность за то, к чему они привели). Тотальный контроль, если не останавливает, то, без сомнений, деформирует развитие личности, блокирует достижение социальной и психологической зрелости.

В дискуссиях о гласности слишком часто мы наблюдаем старый, как мир, прием подмены тезиса: любая попытка ввести негатив в какое-либо русло оценивается как посягательство на демократию, свободу слова, как попытки установления авторитарного режима и т.д.

Одну и ту же информацию можно подать по-разному, с весьма различающимися эмоциональными эффектами и психологическими последствиями. Понятно, что сейчас важнейшим СМИ является телевидение. У него огромные возможности для манипулирования сознанием аудитории. Числовую информацию, цитаты из речей политиков и многое другое можно сопровождать разными комментариями, разным зрительным рядом или музыкальным сопровождением. Из перечня коротких интервью или реплик прохожих в телерепортажах могут быть отобраны для показа (редко идет прямой эфир) одни и опущены другие фрагменты. Такие высказывания могут быть поданы как мнение народа, но, по сути, являются выбором журналиста. Кого пригласить в студию для беседы – это тоже не бывает делом случая.

Но главное – это количество повторов. В психологии пропаганды и рекламы достаточно убедительно доказано, что повторы характеризуются сильным суггестивным эффектом. Аргументы для достижения цели не нужны, лучше вообще не следует затрагивать рациональный план, «утяжелять» доказательствами, обоснованиями и прочим. Напротив, чем проще суждение, тем легче оно внедряется в подсознание.

Тезис «факты говорят сами за себя» весьма спорен. Независимо от субъекта («само по себе») может существовать какое-либо явление, но факт не существует сам по себе – всегда только в описании, в изложении. Факты говорить не умеют! Содержание вне формы не существует. Рассказывают о событиях люди, всегда пристрастные, субъективные, имеющие определенные предпочтения, ценностные ориентации, интересы. Даже, когда мы сами становимся свидетелями того или иного события, мы интерпретируем его, опираясь на некоторую основу, связанную с мнением других людей. Чаще же источниками мнений выступают СМИ, именно СМИ!

Часто сама демонстрация чего-либо происходившего, и без озвученных оценок, может подвести зрителя к определенному выводу. Например, кадры разрушений, вызванных сошедшим с путей железнодорожным составом (ФРГ, 1999 год – катастрофа произошла по вине машиниста или другие аналогичные) можно показать в документальном цикле о техногенных катастрофах и стихийных бедствиях, происходивших в мире за некоторый период времени. А пожар в поезде на одной из российских железных дорог, произошедший по вине безалаберного пассажира, можно включить в иллюстративный ряд передачи о состоянии дел на отечественном транспорте.

В сфере СМИ есть компании, с навязчивостью подчеркивающие свою независимость. Этим самым аудитории внушают мысль о приверженности идеалам открытости, объективности, непредвзятости и т.п. Лейтмотивом большинства информационных и аналитических программ звучат утверждения о крайне тяжелом положении в той или иной отрасли (в большинстве случаев, и в той, и в другой), о непреодолимых трудностях, о неспособности руководителей всех уровней учитывать и предвидеть, а внимание постоянно возвращают к просчетам, ошибкам и потерям. Возникает вопрос: могут ли эти «мелодии апокалипсиса» исполняться столь слаженно, таким большим хором, без дирижера? На действительно независимом телеканале или радиостанции было бы слышно разноголосье. Независимым может считаться тот канал СМИ, на котором мнение журналистов (главной фигуры СМИ) ни от кого и ни от чего не зависит.

Доминирование негатива, неконструктивная критика уничтожают веру в завтрашний день, в свои силы и потенциалы нации у каждого телезрителя и тем самым у всей аудитории. Довод: «Но ведь это, правда!», не меняет смысла ситуации. Народная мудрость давно разглядела истинное лицо такого рода правдолюбцев: «В ком нет добра, в том и правды мало».

Немалое число политиков и каналов СМИ состязаются в том, чтобы суметь нарисовать самую мрачную картину завтрашнего дня и победить в дурном состязании – запугивании населения. Это имеет самые разнообразные негативные последствия, в том числе и в аспекте душевного здоровья.

Человеку нужны не только верные представления о жизни, но еще и вера в то, что жизнь может быть иной. Вера в будущее, гордость за свою страну, чувство единства – это тот настрой, без которого невозможно наладить эффективное производство, строить ровные дороги, теплые и красивые дома, все другое, что необходимо. Именно такой настрой, такое состояние общественного сознания помогли в свое время преодолеть США «великую депрессию», ФРГ – восстановить после войны экономику и жилищную сферу.

Если помнить об известном утверждении, что главным богатством страны является здоровье граждан, то национальная психогигиена, конечно же, является частью государственной политики. Она не может быть свободной от политического контекста.

К другим аспектам контроля за СМИ следует отнести категоризацию, маркировку характера материала: демонстрация сцен насилия, фильмов ужаса (монстров, чудовищ...) и подобных сюжетов не должна быть без предварительной информации о характере фильма или телепередачи.

Еще один важный аспект обсуждаемой проблемы – общественное настроение, как почва для террористического влияния. Всякое снижение общественного настроения, повышение тревоги, заострение признаков стресса вызывает усиление эффекта террористических актов. Хорошо известно, что главными целями террора являются не убийства, а манипулирование сознанием, подавление оптимистического настроя, насаждение страха, пессимизма, растерянности. Если же общественное настроение и сознание имеют неблагоприятные характеристики, то возникает кумулятивный эффект, эффект суммации и взаимоусиления.

 

 

«КАРИКАТУРНЫЙ СКАНДАЛ»: СМИ КАК НЕВОЛЬНЫЙ КАТАЛИЗАТОР ЭКСТРЕМИЗМА

Лукьянов А.Ю.,

Библиотека им. Маяковского, Санкт-Петербург

 

С того момента, когда датская газета «Юлландс постен» опубликовала карикатурные рисунки с использованием персонажей Корана прошло чуть более года, но скандал, вызванный публикацией, не утихает до сих пор и получает своё продолжение и в мусульманском мире, и в Европе.

Ту реакцию, которую публикация карикатур вызвала в исламском мире, на наш взгляд, можно считать религиозным экстремизмом – погромы посольств, датских предприятий и представительств западных организаций никак нельзя отнести к мирным демонстрациям своего недовольства «западным либерализмом». Подобная реакция мусульман лишь усугубила ситуацию с имиджем ислама. Датский телеканал ТВ-2 провёл интернет-опрос пользователей на предмет изменения отношения к исламу. Согласно результатов данного опроса, в котором приняли участие 2279 человек, 81% пользователей сайта телекомпании стали относится к исламу негативно, 4% – позитивно, у 13% отношение к исламу не изменилось, а 2% затруднились с ответом (www.tv2.dk).

Подобные негативные тенденции по отношению к исламу в Дании выражаются, как правило в несогласии с нормами и ценностями данной религии, но не в нападении на мусульман. Совершенно иной остаётся картина в Пакистане, Иране и Сирии: ряд религиозных лидеров этих стран призывают правоверных мусульман к охоте за датскими карикатуристами и журналистами (Ritzau).

И если датчане и европейцы в целом стали думать более глобально и стали чаще прибегать к «самоцензуре», то представители исламского мира по-прежнему видят в любом аллегорическом или нейтральном упоминании пророка Мухаммеда оскорбление собственных религиозных чувств, свидетельством чего является и отмена оперы Моцарта в Берлине (www.deutscheoperberlin.de), и скандал вокруг исторических цитат папы римского. Возникает вопрос, почему не возникает массовых протестов христиан по поводу использования креста на концертах поп-звёзд, мюзиклов с Иисусом или «одиозных» фильмов? Почему именно в исламской среде такие события, как опубликование карикатур, вызывают к жизни экстремизм и нетерпимость? По мнению некоторых политологов и политических антропологов, «карикатурный скандал» был сознательно раздут религиозными исламскими лидерами с целью дестабилизировать отношения между мусульманами и христианами. Иначе как объяснить тот факт, что опубликованные в сентябре 2005 г. рисунки стали поводам к погромам в ноябре-декабре 2005 г. – сразу после поездки лидеров датских мусульман на Ближний Восток? Не стали ли рисунки в «Юлландс постен» невольным катализатором деструктивных процессов? В данной ситуации мы имеем дело с сознательным искажением контекста, в котором данные рисунки были впервые опубликованы, и авторами этого искажения были именно исламские лидеры (многие из которых, кстати, получили в Дании политическое убежище), которые провели своеобразную «политподготовку» населения своих стран. Как образно заметил Э.Паин на международной встрече «Все различны, все равны», «вряд ли жители Карачи или Тегерана читают по утрам датские провинциальные газеты».

Экстремистская реакция мусульманского мира негативно сказалась, в первую очередь, на имидже ислама: как показывают опросы, проведённые институтом Запера (www.zapera.com), лишь 34% жителей скандинавских стран верят в возможность синтеза демократии и ислама, а 57% датских избирателей ожидают нового кризиса с исламским миром в течение последующих 5 лет.

Конечно, «карикатурный скандал» ставит много вопросов перед западным миром: это и вопрос об этических рамках, и об отношении к исламу, и о возможностях межрелигиозного диалога.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)