|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Казин Ф.А., Рубаник В.В.,
Балтийский исследовательский центр, Санкт-Петербург В конце августа – начале сентября 2006 года в небольшом карельском городке Кондопога произошла трагедия, потрясшая всю страну. В результате серии массовых драк между местными жителями и выходцами с Кавказа погибло два человека и было ранено около десятка. Фактически произошла резня, спровоцировавшая последующие погромы квартир и торговых точек кавказцев. Утихомирить людей и восстановить внешнее спокойствие в городе удалось только через неделю. В чем причина трагических событий в Карелии и что необходимо сделать для того, чтобы это больше нигде не повторилось? События в Кондопоге тревожат, прежде всего, своей универсальностью, становясь моделью того, что может произойти (и уже происходило) в других регионах России. Кондопога является символом слабой и неэффективной власти, жестокости толпы и разрушительного потенциала разбуженной этничности. Произошедшие события свидетельствуют о системном кризисе российской национальной политики, которая требует срочного пересмотра. Ее основными изъянами являются бюрократизм, этнографичность и этноцентризм. Бюрократизм. Широко распространена практика замалчивания проблемы во имя достижения главной бюрократической цели – «чтобы все было тихо». Межнациональные конфликты выдаются за бытовые. Программы, направленные на установление межнационального мира реализуются формально («для галочки»). Абсолютный приоритет отдается мерам по привитию толерантности русскому большинству вместо усилий по интеграции не-русских меньшинств. Этнографичность. Исключительная ориентация на работу с национально-культурными автономиями (НКА). Проблема в том, что, как правило, НКА не контролируют «своих» нелегалов, которые создают основные проблемы в межнациональных отношениях. Деятельность НКА, в основном, ограничивается культурно-этнографической сферой, никак не затрагивающей проблемы взаимоотношений между русским большинством и нелегальными мигрантами. Некоторые диаспоры целенаправленно дистанцируются от своих «нелегалов» не считая решение их проблем своей задачей. Этноцентричность – нынешний взгляд на функции национально-культурных автономий способствует формированию чувства национальной обособленности. Фактически государство способствует этно-национальной консолидации выходцев из других стран на территории России. Роль НКА с точки зрения интересов России должна быть прямо противоположной – способствовать интеграции иностранцев в местное общество. В общероссийском масштабе на региональном уровне происходит раздел сфер влияния между местной бюрократией и буржуазией с одной стороны и сильными этническими сообществами с другой. Между ними существуют как отношения конкуренции, так и отношения взаимодействия (как правило, коррупционного). Проигравшей стороной является местное население, которое фактически оказывается преданным своей элитой. Эта ситуация является крайне опасной не только для простых граждан, но и для регионального руководства. Этнические сообщества постепенно вытесняют из разных сфер экономики не только первых, но и вторых. Их принципиальным преимуществом является этническая солидарность и «чувство крови», которое отсутствует у представителей русского бизнеса и власти. В результате напряженность в обществе нарастает, причем не только в отношении приезжих, но и в отношении собственной элиты, не понимающей, что ее благополучие в перспективе зависит от поддержки народа. Предательство национальной идентичности ослабляет русскую буржуазию перед лицом этнических сообществ, которые сохраняют верность своим правилам, нормам и традициям. Это объективно способствует усилению позиций приезжих в бизнесе и во власти, что может привести к дальнейшему перераспределению благ в пользу последних не только в провинциальных городках России, но и в столицах. Фактически речь идет о латентном захвате экономической и политической власти в стране. В России нарастает конфликт между властью и этнически русским населением страны (составляющим 82%). Политика борьбы с «русским фашизмом», которую пытается вести часть бюрократии и интеллигенции, иногда принимает формы борьбы с русским самосознанием. Массовые выступления (по образцу кондопожских) в этих условиях являются грубой, но единственно возможной реакцией «защитного национализма» русских, причина которого состоит в потере властью контроля над миграционными процессами в стране и искусственной маргинализации умеренного национализма на общественно-политическом поле страны. Непонимание необходимости радикальных изменений национальной политики в сторону защиты интересов большинства является важной причиной нарастания недоверия к власти и чревато переходом к экстремальным формам протеста. Отсутствие всякой надежды на то, что власть может что-то изменить является одной из ключевых причин кондопожских событий. Межнациональная напряженность в Российской Федерации имеет и внешнеполитический контекст. Его суть состоит в том, что масштабный этнический конфликт в России – это лучший путь к развалу Российской Федерации, гражданской войне и последующей оккупации по «югославскому сценарию». Стратегия реализации подобного сценария состоит в том, чтобы вынудить русский народ втянуться в кровавые разборки с этническими диаспорами. Межнациональная ситуация в России искусственно загоняется в тупик, выходом из которого, организаторам сценария видится «русский бунт» который и станет детонатором для развала страны и потери государственности. В этой связи хотелось бы предостеречь некоторых национал-патриотов от излишней романтизации такого бунта. С учетом сказанного постараемся сформулировать ряд принципов преодоления кризиса национальной политики в России. Во-первых, необходимо более широкое привлечение руководства этнических диаспор к работе по установлению межнационального мира в стране. Большинство представителей диаспор являются законопослушными гражданами. Они страдают от негативного отношения к ним со стороны местного населения. Такое отношение обусловлено поведением агрессивного меньшинства, которое создает всем своим соотечественникам имидж преступников, «диких людей», которых боятся и ненавидят. Сами диаспоры в первую очередь заинтересованы в том, чтобы избавиться от такого имиджа. Для этого они должны бороться с агрессивной русофобией, бескультурьем и криминальными проявлениями в своей среде. Именно в этой работе региональные администрации должны, прежде всего, помогать общинам, создавая гибкие системы поощрения в зависимости от успехов интеграции представителей данной этнической группы с местным населением (активности в сфере изучения местных обычаев, культуры, языка и т.д.). Характер отношений местных администраций и национальных общин должен стимулировать выдвижение на первые роли тех представителей диаспор, которые реально ориентируются на сотрудничество с коренным населением. Несомненно, в руководстве этнических диаспор есть здоровые силы, способные повести своих соотечественников по этому пути и, тем самым, предотвратить развитие событий по худшему варианту. Во-вторых, власть должна перестать замалчивать межнациональные проблемы. Совершенно необходимо прекращение лжи относительно бытовых причин столкновений, в действительности произошедших на межнациональной почве. Еще хуже продолжать обвинять русское население в «фашизации» в условиях реального роста межнациональной агрессии, причиной которой, как правило, является коррумпированность самой власти и нарушение прав коренного населения этническими группировками, захватившими целые сектора российской экономики. Замалчивание проблем порождающих национализм ведет к дальнейшей потере взаимопонимания с народом. Фактически создаются дополнительные предпосылки для развития националистического политического движения. В частности, власть должна предпринять срочные меры для решения насущных проблем коренного населения России в его взаимоотношениях с приезжими (обеспечение справедливого распределения торговых мест на продуктовых рынках, разрушение этнических ОПГ, обеспечение безопасности и т.д.). В-третьих, межнациональная агрессия является следствием бескультурья и необразованности молодежи (как приезжей, так и местной). Многие мигранты позволяют себе в российских городах вести себя неподобающим образом. Одновременно, отмечается катастрофический упадок нравственности в самой России. Это прямо стимулирует презрение к «русским» обычаям со стороны приезжих. Наблюдается глубокая социальная деградации местного населения (пьянство, наркомания, безработица, люмпенизация и пр.). Бороться с этим следует, прежде всего, методами социально-экономического характера, но, кроме того, и за счет преодоления ценностного и смыслового вакуума в России. Только человек знающий и понимающий свою культуру может относиться с уважением к другим. Именно поэтому следует первоочередные усилия в сфере образования и воспитания, деятельности СМИ направить на нравственное становление молодежи, основанное на знании и понимании своих национальных корней. Одновременно, у молодежи следует воспитывать гражданственность, т.е. уважение к закону и государству, имеющим наднациональную природу. Этот тезис отстаивают, прежде всего, либеральные эксперты, но он находит поддержку и в патриотических кругах. Расхождение состоит в том, кого, прежде всего, планируется воспитывать в духе гражданской сознательности. Подтекст позиции первых состоит в том, что гражданственность следует развивать, прежде всего, у русской молодежи, которая стремительно радикализуется в националистическом духе. Вторые считают, что, напротив, нелояльность государству, презрение к закону, приоритет клановых связей, обращение за помощью к своим, вместо милиции – это свойство представителей этнических диаспор. С учетом сказанного выше о проблеме культурного воспитания молодежи, государство должно озаботиться усилением образовательной, массово-информационной составляющей в России по обоим направлениям для обеих групп молодежи. И местные и приезжие должны знать и понимать русскую культуру и русские традиции – одни, потому что это их культура, другие потому что это культура народа, в гостях у которого они находятся. Точно также, и те и другие должны воспитываться в духе лояльности российскому государству, уважении к закону и осознании своего равенства по отношению к людям другой национальности. Необходимо добиться того, чтобы и русская, и чеченская (и азербайджанская, и армянская и т.д.) молодежь перестала делить людей на «своих» и чужих, но стала делить их на тех, кто живет по закону и тех, кто этот закон нарушает.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |