|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭФФЕКТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТВ НА ЗРИТЕЛЯ ПРИ ПОИСКОВОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ПРОГРАМММельн Е.А., НИИКСИ СПбГУ, Санкт-Петербург
Готовясь к проведению исследования в русле тематики «Экстремизм и СМИ», мы обратили внимание на то, что получил широкое распространение среди опрошенных жителей города такой способ просмотра телевизионных передач как – переключение с канал на канал во время рекламной паузы; – включенный телевизор как фон при других занятиях по дому; – поиск интересного на экране по факту, без предварительного прочтения программы передач. Широкое распространение такого способа просмотра телевизионных передач натолкнул нас на мысль попытаться ответить на простой вопрос: «Как часто российский телезритель случайно сталкивается со сценами жестокости и насилия, путешествуя с канала на канал в поисках интересного для себя?». Была разработана методика экспертного теленаблюдения, которая предполагала переключение с канала на канал через каждые 11 секунд (столько времени оказалось достаточно для отнесения сцены к тому или иному типу по инструкции для эксперта). Звук был отключен для того, чтобы наблюдатель мог сосредоточиться только на зрительном ряде. Для исследования были выбраны 14 каналов СМИ: ОРТ, 5 канал Петербург, Россия, ТНТ, СТС, Культура, ТВ 3, Рамблер, СТО, НТВ, Домашний, МУЗ ТВ, Спорт, МТВ. Наблюдение проводилось в рабочие дни (четверг, пятница, понедельник) с 20.00 до 22.00, во время, когда наибольшее число россиян вероятно доехало с работы домой и предположительно включило телевизор. В исследовании все наблюдаемые сцены были разделены на 3 типа по вызываемым у эксперта эмоциям: 1) положительные (люди танцуют, поют, смеются, улыбаются и т.п.); 2) нейтральные (видовые – городские улицы, пейзаж, заставки, нейтральный диалог, сцены не вызывающие положительных или напротив отрицательных эмоций и т.п.); 3) негативные (сцены агрессии и насилия, откровенной эротики и порнографии, что трудно отличимо, криминальные события, военные сражения, экологические и природные катастрофы, пожары, аварии и т.п.). Также отмечалась по трехбалльной шкале степень эмоциональной выраженности наблюдаемых сцен. В ходе исследования было зафиксировано 1642 единицы наблюдения. Распределение по типам выглядит следующим образом: Позитивные сцены – 334 ед.набл. – 20,3%; Нейтральные сцены-1103 ед.набл. – 67,2%; Негативные сцены – 205 ед.набл. – 12,5%. Распределение негативных сцен по данным наших наблюдений таково: Сцены агрессии и насилия – 84 ед.набл. – 40,9%; Откровенные эротические сцены – 16 ед.набл. – 7,8%; Криминальные, военные, экологические катастрофы – 105 ед.набл.– 51,2%. Таким образом, если телезритель «прощелкивает» 14 каналов со скоростью достаточной для того, чтобы сориентироваться «о чем идет речь» и принять решение смотреть этот канал или двигаться дальше, то он обязательно наталкивается на сцены негативного воздействия, хотя бы на одном канале и он не сможет избежать встречи с шокирующей сценой. По данным нашего наблюдения этот эффект при поисковом переключении программ избежать невозможно, хотя сам вес сцен насилия и жестокости и невысок (12,48%). Этот эффект особенно травмирующим образом воздействует на зрителей, которые намеревались спокойно по семейному отдохнуть у телевизора, а, следовательно, не обладали сформированной психологической установкой на просмотр, скажем, фильмов ужасов или сцен с мест ДТП, т.е. не были психологически защищены от воздействия негатива. По нашим данным половина негативных сцен (48%) приходится на 4 канала: Рамблер, 5 канал Петербург, ТВ-3, НТВ (13,2%, 11,8%, 11,8%. 11,3% соответственно). Примерно половина (45,3%) позитивных сцен распределено по другим 4 каналам: МУЗ-ТВ, СТС, МТВ, Россия (12,6%, 11,4%, 11,1%, 10,2% соответственно). Приведенные данные наблюдения требуют осмысления, т.к. ни один канал особенно не выделяется как в трансляции негатива, так и в передаче позитива; они как бы размыты по всему информационному полю ТВ, а, следовательно, и какие бы то ни было меры в рамках одного канала малоэффективны.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |