|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СМИ, ЭКСТРЕМИЗМ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕЗобов Р.А., НИИКСИ СПбГУ, Санкт-Петербург
Сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что средства массовой информации акцентируют внимание слушателей, зрителей и читателей на из ряда вон выходящих явлениях социальной жизни. Навязывание, излишнее подчеркивание тех или иных крайних позиций приводит к убеждению, что именно они доминируют в социуме. Это, на уровне сознания и особенно подсознания, формирует установку на допустимость их использования в тех или иных актах жизнедеятельности. Тем самым открывается возможность и правомерность их применения в тех или иных ситуациях. Этот аспект получил широкое освещение на разных уровнях и разделяется многими. Это конечно справедливо, но нам хотелось бы обратить внимание на некоторые другие последствия, проистекающие из факта стимулирования экстремистских настроений средствами СМИ. Что касается социального здоровья, то оно определяется как комфортное состояние человека в социуме. И такая комфортность есть проявление сложного целостного образования. С одной стороны, она зависит от включенности (или исключенности) человека в социальные структуры, а с другой, – определяется гармоничностью сочетания внутренних компонент личности, как материальных, так и духовных. Гармоничность сочетания таких компонент гарантируется наличием физического и духового здоровья и специфическими особенностями каждого человека (особенностями характера, наследственными признаками и пр.) (1). В наши дни особую актуальность приобретает проблема воздействия средств массовой информации (СМИ) на социальное здоровье людей, ибо они начинают затрагивать глубинные основы человеческого бытия. Действительно, пропаганда экстремизма приводит к нарушению гармонии человека и социума. Естественно, в таких условиях возникают различные формы противодействия. Собственно такие формы противостояния, хотя и не в такой острой форме как в наши дни, были в обществе всегда. И не удивительно, что некоторые из них возрождаются, хотя и в ином виде. Так, недавние опросы молодежи показали, что подавляющее большинство молодых людей не воспринимает сообщаемой СМИ информации, а рассматривает их как условие приятного времяпрепровождения. Можно полагать, что современные СМИ обслуживают «карнавальную фазу мировоззрения». Собственно говоря, это ситуация не новая. Гротескные, экстремистские образы, создаваемые в свое время скоморохами, привлекали внимание большого количества людей, которые получали удовольствие, и тем самым повышался уровень их социального здоровья. Но за пределами отдыха и развлечения деятельность скоморохов считалась недопустимой. В наши дни среди молодежи таким же образом воспринимаются всякого рода «оранжевые революции» (на Украине, в Грузии и пр.), участие в которых рассматривается как возможность отвлечься от серьезных проблем. Известно, что в современном мире важнейшей задачей СМИ считается манипулирование человеческим сознанием в интересах отдельных лиц или элитарных групп. Но такое манипулирование сознанием значительно понижает уровень социального здоровья. Действительно, принятие человеком навязываемых СМИ норм неизбежно приводит к разочарованию и деградации личности. Скажем, ориентация на максимальное удовлетворение материальных потребностей блокирует возможности самореализации и приобщения к полноценной духовной культуре (2). В конечном счете, возникает недовольство и разочарование даже в тех странах, где материальные потребности удовлетворяются на достаточно высоком уровне. В таких условиях ни о каком социальном здоровье говорить не приходится (3). В качестве противодействия манипулированию человеческим сознанием все более активно выступает ориентация на духовные ценности в виде стремления к самореализации, приобщения к духовной культуре и т.п. Вырабатываются и другие формы противостояния манипулированию сознанием, среди которых указываются такие как повышение уровня образования, а также формирование стереотипов типа «зачем мне это сообщается или демонстрируется?», «кому выгодно, чтобы я принял сообщаемую мне информацию?» и т.п. (4). Не следует забывать и того, что на протяжении тысячелетий люди адаптировались к природе и социальной среде и тем самым достигли определенного более или менее стабильного уровня социального здоровья в рамках традиционного общества. Современное же техногенное (индустриальное) общество порождает потоки инноваций, которые средствами СМИ пытаются внедрить в сознание людей. Некоторые из них, которые не затрагивают сложившихся отношений человека с природой и социумом, более или менее безболезненно принимаются людьми. Другие же отбрасываются, и в результате формируется негативное отношение к СМИ в форме неприятия любых инноваций, что нашло свое выражение в известной поговорке «нет новостей – хорошая новость». Разумеется, такая позиция не способствует развитию современного общества. Особую опасность представляют те случаи, когда СМИ затрагивают глубинные характеристики человека и общества, такие как ценности, этические нормы и т.п. Здесь нарушение гармонии приводит к деградации общества и человека, и поэтому экстремизм недопустим ни в какой форме. Здесь необходимо приобщение к полноценной культуре, что способствует формированию чувства меры, снимающего все виды экстремистских проявлений. Понятно, что СМИ приносят огромный вред российскому обществу, когда пытаются навязать русским людям нормы и ценности, характерные для западных стран. Столкновение таких установок с традиционными российскими стереотипами соборности, общинного сознания и т.п. порождают кризисные ситуации и, конечно, понижают уровень социального здоровья (5). Из сказанного вытекает, что СМИ могут способствовать сохранению социального здоровья людей в тех случаях, когда их рекомендации органично вписываются в систему существующих взаимоотношений человека с природой и обществом. Всякие же проявления экстремизма, попытки навязать чуждые ценности, абсолютизировать отдельные компоненты и т.п. носят разрушительный характер. Под их влиянием человек становится односторонним и плохо вписывается в социальный контекст. И в таких условиях вырабатываются различные формы противодействия воздействиям СМИ, что и наблюдается в нашей повседневной жизни. Здоровое общество, которое заботится о социальном здоровье своих граждан, должно вырабатывать механизмы, которые контролировали бы деятельность СМИ и не допускали с их стороны неадекватных, экстремистских воздействий на население, ибо чрезмерное стимулирование отдельных компонент социума и человека всегда приводит к негативным последствиям. В этом контексте особое значение приобретает толерантность, ориентирующая на достижение согласия и терпимости в рамках общепринятых этических норм и ценностных ориентаций. Литература: 1. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Социальное здоровье и социализация человека. СПб., 2005. 2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997. 3. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2005. 4. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. 5. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. СПбГУ, СПб., 2001.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |