|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СУЩНОСТЬ ЭКСТРЕМИЗМА И ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: МЕЖСИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ПРОБЛЕМАТИКИ
Светлов С.В., Институт истории естествознания и техники РАН, Москва
«Ничего не доводи до крайности...» Козьма Прутков
Понимание сущности экстремизма – необходимое условие успешной борьбы с ним. В этом плане необходимо сразу разделить значение термина «экстремизм» в юридическом смысле и значение этого термина в широком смысле. В первом случае его определение дано в законодательных актах, в частности в Федеральном законе РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» – по объему оно занимает более 200 слов, поэтому приводить его здесь не целесообразно. Имеет смысл сосредоточиться на анализе значения термина «экстремизм» в широком смысле. Это будет уместно еще и потому, что юридический смысл терминов должен следовать из общего их смысла, а не наоборот. В широком смысле определить экстремизм можно как приверженность к крайним взглядам и действиям. Экстремизм – это иностранное слово, и уже в силу этого его понимание затруднено. Смысл любого термина можно лучше понять, дав ряд близких терминов. В данном случае: экстремальный – экстремальность – экстремизм – экстремист. Полезно и дать перевод иностранного слова на русский язык. Латинские: extremus – крайний; extremum – крайность. Поэтому в переводе на русский язык вышеприведенный ряд терминов: крайний – крайность – крайнизм – крайнист. В русском языке есть слова крайний и крайность, а слова крайнизм и крайнист, к сожалению, отсутствуют. Вместо этих слов используют иностранные слова экстремизм и экстремист. Понять истинные значения этих терминов можно путем создания их эквивалентов в русском языке – крайнизм и крайнист. Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и действиям. Крайний – это чрезвычайный, радикальный. Чрезвычайный – это превосходящий обычную меру, не такой как обычно, исключительный, не предусмотренный обычным положением дел, вызванный исключительными обстоятельствами, экстраординарный. Для лучшего понимания можно дать ряды близких терминов. Чрезвычайный – чрезвычайность – чрезвычайщина – чрезвычайщик. Радикальный – радикальность – радикализм – радикалист. Все эти термины максимально близки друг к другу. Например, можно сказать – «министерство чрезвычайных ситуаций», а можно – «министерство э кстремальных ситуаций». В любом случае, его сотрудники действуют в чрезвычайных, экстремальных условиях, используя крайние, радикальные средства (что совершенно логично, так как другие средства не будут адекватны таким условиям). Recurrendum est ad extraordinarium, quando non valet ordinarium (приходится обращаться к чрезвычайным средствам, когда обращение к обычным средствам не имеет успеха). Было бы просто глупо применять ординарные средства в экстраординарных условиях. Но также недопустимо применять экстраординарные средства в ординарных условиях. Таким образом, чрезвычайность, экстремальность, крайность, радикальность – это не негатив сам по себе, а выражение определенного состояния, условий, средств, мер, которые выходят за обычную меру, превосходят обычные средства, вызваны необычными условиями и экстраординарным состоянием. Однако в обычных условиях и ординарном состоянии чрезвычайность, экстремальность, крайность, радикальность – это негатив, и с этим негативом необходимо бороться, в том числе и с помощью СМИ. Но современные СМИ часто не только не выполняют этой функции, но, напротив, в значительной мере способствуют чрезвычайности, экстремальности, крайности, радикальности. Почему это происходит? Для ответа на этот вопрос необходимы не скоропалительные выводы, а серьезная научная работа. Необходимы не мнения, а факты, не поверхностный взгляд, а понимание сущности явлений... Прежде всего, необходимо глубокое понимание сущности человека, общества и окружающего мира. А для этого необходимо развивать фундаментальные науки, причем не только науки физического уровня, но и науки биологического, социального и ноологического (от noos – разум) уровней. Без фундаментального научного знания все усилия по борьбе с экстремизмом и другими негативными социальными явлениями обречены на неудачу. Человек сочетает в себе все уровни организации – физический, химический, биологический, социальный и ноологический, и понять его сущность можно только посредством понимания всех его ипостасей. Тем не менее, под флагом борьбы с «биологизаторством» до сих пор продолжается фактическое отрицание биологической ипостаси человека, что имеет свои глубочайшие исторические корни. Лишь относительно недавно биология человека начала взаимодействовать с социологией человека... Комплексное понимание человека во всех его ипостасях позволяет выявить многие скрытые причины роста экстремизма и эффективно бороться с ним. Биологические науки в этом плане могут дать много полезной информации, реализовать которую – дело практиков. Однако для успеха всего этого необходимо межсистемное сотрудничество как специалистов в различных фундаментальных науках, так и специалистов в различных практических сферах деятельности и технологиях. Использование современных технологий фокусируется на физическом и химическом уровнях. Сам термин «биотехнология» (Biotechnology) также лишь относительно недавно получил широкое распространение. Социотехнология (Sociotechnology) и ноотехнология (Nootechnology) фактически еще только ждут своего официального признания... СМИ фактически представляют собой один из инструментов социотехнологии, и именно это важно полностью осознать. СМИ могут быть использованы как для образования, повышения культурного уровня человека, борьбы с экстремизмом, так и для деградации человека и культивирования экстремизма. В этом проявляется амбивалентность СМИ, как и практически любого инструмента любой технологии... Много ли среди современного множества телеканалов создано телеканалов для образования и для культуры? Мягко говоря, не очень много, а это – важнейший количественный показатель направления и эффективности использования СМИ. Печально, что столь совершенное техническое достижение, которым является современное телевидение, используется с таким низким коэффициентом полезного действия... Необходимы серьезные комплексные научные исследования, прежде всего исследования социальные. Все социальные науки должны быть подняты на должный уровень развития, отвечающий требованиям современности. А это невозможно без адекватного их финансирования – никакая наука не может развиваться без материальной базы... Продолжая копеечную экономию на развитии науки, государство несет миллиардные потери от негативных социальных явлений, в ряду которых экстремизм начинает занимать одно из первых мест. Но с современной цивилизацией, переполненной опасной техникой, экстремизм несовместим. Его развитие грозит катастрофой глобального масштаба, а предотвратить это может только наука.
«ХИЩНЫЕ» ВЕЩИ УШЕДШЕГО ВЕКА
Сергеева О.В., Волгоградский гос. университет, Волгоград
С точки зрения теории социальных практик, чтобы понять природу экстремизма, необходимо помимо прочего реконструировать материальную историю этого явления. Технологии манипуляции сознанием масс зависят от характеристик средств коммуникации. Поэтому технические новации XX века – домашнее радио и домашний телевизор – можно рассматривать как «участников» социального поля борьбы за доминирование. В связи с чем предлагается проанализировать не особенности сообщений СМИ, а артефактные параметры радио и телевизора, которые делают экстремизм переживаемой реальностью. Не требующим доказательств кажется утверждение «вещи – необходимые компоненты многих видов активности». Тем не менее, исследовательская традиция практик, во-первых, переформулирует представление о естественном статусе вещей, как ресурсах, результатах, инструментах; во-вторых, не оспаривая внимание к вещам, сложившееся в культурной теории, интерпретирующей материальные объекты в качестве символических феноменов, развивает и эмансипирует этот интерес. С точки зрения теории практик, вещи учреждают элементы форм поведения. Устойчивое, казалось бы, противостояние «человеческое – вещное» в ракурсе теории практик теряет свою полярность, актуальнее становятся «человещные» общности: сети людей и вещей в качестве агентов социальных практик. Радио и телеприемник по сравнению со средствами передачи информации эпохи письменно-печатной культуры отличаются скоростью и дальностью трансляции, что влечет за собой детерриториализацию (сфера приватного пространства дома человека открывается «в глобальный мир») и синхронизацию времени и действий. Благодаря чему ушедшее столетие продемонстрировало небывалые до этого проекты политической мобилизации. Аудиовоздействие и визуальное проникновение – также факторы того, что террор стал информационным. Резонно дополнить исследовательские вопросы по проблеме экстремизма следующей идеей: если экстремизм «делается» при помощи бытовых вещей, стоящих в каждом доме, то каковы перспективы этого явления.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |