АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кузнецова-Моренко И.Б.,

Читайте также:
  1. I ЧАСТЬ
  2. II. Механизмы и условия социализации личности
  3. Дополнительная
  4. Закон о мировых судьях РФ и РБ. //СПС
  5. Захист прав стягувача, боржника та інших осіб під час проведення виконавчих дій
  6. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕФИЦИТОМ ЗАПАСОВ
  7. Имя числительное как часть речи.
  8. Информация для разработки анкеты (разделы)
  9. Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижение и кадровым резервом. Учебно-практич. пособие. М., 2012.
  10. НАРЕЧИЕ
  11. НЕ СОВСЕМ СВЕЖИЕ ИСТЧОНИКИ

Казанский гос. медицинский университет

Конфликт, связанный с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда, недавно облетевший весь мир, показал, что исламофобия – один из «краеугольных» камней ксенофобии в современных медиа. Норд-Ост, события в Ираке и даже «дело о хиджабе» – выступали поводами для некорректного изображения мусульман в СМИ и в нашей стране.

Мониторинг сообщений печатных медиа (с 2001 по 2004 г.) и телевидения России, в том числе Татарстана (июнь 2003-июнь 2004), осуществленный нами, показал наличие влияния средств массовой информации на формирование негативного образа ислама и мусульман. Параметры этого влияния достаточно широки и включают в себя способы сбора и подачи информации, интерпретацию событий, стигматизацию персонажей. Интервью с мусульманскими священнослужителями и журналистами помогли выявить внутриинституциональные факторы исламофобии: отсутствие регулярного и своевременного информирования средств массовой информации о событиях, происходящих в мусульманском мире российских регионов; нехватка/отсутствие знаний у журналистов по этой тематике; недостаток кадров и преобладание традиционализма в мусульманской журналистике; низкая степень внутрикорпоративного контроля, незнание большинством мусульманских деятелей своих прав во взаимодействии с журналистами; низкая степень вовлечения мусульманских институтов в производство информации и слабая эффективность коммуникации журналистского и мусульманского сообществ; отсутствие специализированной первичной и поствузовской (курсы, семинары) подготовки журналистов, работающих с религиозной тематикой.

В прессе отсутствует информация о позитивной деятельности зарубежных мусульман. Доминирующие оценки процессов, происходящих в мусульманском мире зарубежных стран, в российской прессе характеризуются напряженностью, обусловленной репрезентацией деятельности радикальных группировок исламского толка.

Большая часть материалов СМИ, касающаяся ислама, построена без анализа, достаточного для формулирования обоснованных выводов и суждений. Поверхностность, репрезентация «жареных фактов», неаккуратное применение исламской терминологии отражают спекулятивность СМИ в отношении ислама.

Зачастую исламофобские установки транслируются не в самом тексте, а выражаются в форме заголовков, журналистских ремарок, т.е. того, что воздействует не на рациональное, а мифологическое сознание.

Освещение повседневной жизни мусульманской уммы, замеряемой в исследовании с помощью контент-анализа репрезентации праздника Курбан-байрам, выявило наличие политизации. Это выражалось в транслировании официальных поздравлений мусульманских деятелей и политических лидеров. С одной стороны, в определенной степени это «снимало» негативизм по отношению к представителям этой религии, но, с другой стороны, выступало свидетельством политической остроты и амбивалентности исламской тематики.

Местная (Татарстанская) пресса не ориентирована на демократический диалог. Подобная тактика умалчивания может иметь негативные последствия. Функция лидера мнений автоматически передается центральным СМИ, чья позиция зачастую не отличается толерантностью. Отсутствие демократического диалога по данной проблематике в местной печати работает на увеличение нетолерантного потенциала местного населения, нелояльного к мусульманам.

На данный момент мусульманская журналистика пока не является ни силой, «замыкающей» мусульманское сообщество, ни, к сожалению, проводником межрелигиозного и межнационального диалога.

Мусульманские журналисты регионов компактного проживания мусульман (в частности, Татарстана) не представляют собой интегрированного сообщества. Для того, чтобы мусульманская журналистика стала весомым источником информации, помимо институциональной консолидации необходимы постоянные встречи, сотрудничество, обмен информацией, создание корпоративной культуры.

Для СМИ характерна нехватка профессиональных журналистов, пишущих о религии. Отсутствует специальная подготовка журналистов, специализирующихся на религиозной тематике – как университетская, так и дополнительная (курсы, семинары). Журналисты сами зачастую находятся в плену обывательских стереотипов, мифов по отношению к мусульманам, и воспроизводят их уже в качестве лидеров мнений. Редакторы большинства СМИ не признают информационную ценность репрезентации материалов о жизни мусульман.

Профессиональная журналистская этика не является действенным регулятором в репрезентации материалов о мусульманах. Деятельность Большого Жюри Союза журналистовнеобходимо популяризировать, создавая его представительства во всех регионах.

Производство информации относительно мусульман характеризуется низкой степенью вовлечения в него мусульманских институтов. Мусульманские деятели редко выступают источниками информации и не обладают навыками работы со СМИ. Это может быть преодолено с помощью специальных учебных курсов в религиозных учебных заведениях. В Татарстане отсутствует информационный канал, аккумулирующий все новости о жизни мусульман республики, что препятствует их объективному и всестороннему отображению в региональной и центральной прессе. Необходима организация специализированной пресс-службы по трансляции религиозной информации республики, которая будет дополняться сайтом.

Эффективным для формирования толерантных установок по отношению к мусульманам является не столько трансляция экспертных мнений (мусульманских деятелей, политиков и пр.), сколько журналистская авторская интерпретация.

На основе работы круглого стола «Ислам и СМИ», собравшего журналистов и мусульманских деятелей Татарстана (Кузнецова-Моренко И.Б., Салахатдинова Л.Н. (ред.) Ислам и средства массовой информации. Казань, 2004) и результатов политико-социологического исследования, были разработаны рекомендации по трансформации медиа политики в отношении ислама. Целью данных предложений является укрепление позитивного имиджа мусульман и преодоление негативных стереотипов в отношении ислама в российской и татарстанской журналистике. Мероприятия, необходимые для достижения этой цели:

1. Подготовка будущих журналистов, специализирующихся на религиозной тематике, с участием специализированных мусульманских СМИ.

2. Организация обучающих курсов об исламе, тренингов для журналистов.

3. Повышение внутрикорпоративного контроля в сфере журналистики.

4. Создание пресс-центра, аккумулирующего информацию о событиях в жизни различных конфессий в Республике Татарстан.

5. Внедрение подготовки в сфере PR и взаимодействия со СМИ в мусульманских учебных заведениях.

6. Организация регулярных встреч представителей мусульманского и журналистского сообществ.

Многие из предложенных мероприятий не требуют серьезных финансовых затрат, а зависят во многом от гражданской инициативы групп интересов – журналистов и мусульман. Преодоление ксенофобии в СМИ – задача медиа-политики как на высшем уровне, так и на уровне повседневных практик журналистов и других участников формирования информационного пространства.

Автор выражает признательность Фонду Макартуров и IPF Института Открытое Общество за поддержку в проведении исследований, на материале которых построена публикация.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)