|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМАТатарова С.П., Восточно-Сибирская гос. академия культуры и искусств, Улан-Удэ
В современном обществе растет количество опасных и негативных проявлений, которые угрожают подорвать целостность и благополучие российского государства. К числу таковых относят терроризм, насильственное изменение конституционного строя, захват власти, создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение расовой, религиозной, национальной и прочей розни и так далее. Все многообразие отрицательных крайних проявлений поведения, насилие, террор трактуются как экстремистская деятельность. В силу протекающих кризисных процессов в разных сферах общественной жизнедеятельности, имеющихся противоречий в ограничении возможностей тех или иных массовых движений бороться за достижение своих целей легальными путями, дискредитации, беззакония и нарушения прав человека, рождаются иллюзии их возможного разрешения путем террора, как крайнего проявления насилия. Неадекватное государственное функционирование, существующие несправедливость и произвол, процессы люмпенизации и маргинализации создают «кадровые» предпосылки для террористических и других экстремистских выпадов. Особую тревогу вызывает омоложение исполнителей насильственных действий, рост экстремизма в молодежной среде. Безусловно, может быть названо значительное число факторов, предопределяющих данную ситуацию. Однако в рамках обозначенной конференцией проблемы считаем актуальным рассмотрение влияние культуры и основного проводника идей и ценностей, формирующего и социализирующего социального института – средств массовой информации. Система ценностей современной молодежи формируется в большей степени под воздействием западной массовой культуры, в условиях разрушения прежней системы ценностных ориентиров. Развитие массовой культуры приводит к серьезной деформации и самой личности, и искаженному восприятию времени, пространства и этноса. Из-за уродливо складывающихся рыночных отношений активно насаждается псевдокультура, разрушительно воздействующая на неокрепшую детскую психику, провоцирующая жестокость, переворачивающая порой представления о подлинных идеалах, ценностных ориентирах. Специфическими чертами массовой культуры, отмечаемой многими исследователями, является ярко выраженный гедонизм, апелляция к примитивным инстинктам (сексуальность и агрессивность), поощрение их неконтролируемых проявлений (Козловски П. Культура Постмодерна. М., 1997). Предлагаемая культурная продукция низкопробного качества – кассеты, лазерные диски с записью произведений массовой культуры, ее маргинальных элементов – боевиков, полицейских, детективных, милитаристских фильмов пробуждает в людях самые низменные животные инстинкты, и способствует развитию скрытой агрессивности, жестокости, которые при провоцирующих обстоятельствах могут обернуться весьма неблагоприятными проявлениями. У большей части молодежи складывается ореол культа силы, насилия, жестокости. Это приводит многих к слепому подражанию «крутым» героям американских боевиков. Объединяясь, такие подростки становятся стаей, в которой своя культура общения, свои законы, требующие от каждого отказа от своего «я», демонстрации силы, развязности, даже агрессии. Слишком часто сегодня культивируется нетерпимость, которая угрожает стать неотъемлемой частью повседневной жизни, откладывающей отпечаток на умы и поведение молодежи. Показ насилия приучает миллионы людей мириться с ним и воспитывает у молодежи жестокость по отношению к окружающим, безразличие к страданиям ближнего. В таких условиях свободы выбора, возможности самостоятельно выстраивать свои культурные реалии, формирующегося человека нельзя оставлять без путеводителя – иначе количественный перевес легко доступной продукции сыграет разрушающую роль. Проводником многих негативных явлений запада являются средства массовой информации. Именно с их подачи стали активно распространяться такие аморальные проявления как презрение к ценности человеческой жизни, склонность к применению насилия, безудержное стремление к получению наслаждения, будь то сексуальное или наркотическое. Современное телевидение предлагает нам большой выбор образцов насилия, всех видов преступности, разжигающее обоюдную подозрительность и взаимную вражду. Большинство криминальных историй сопровождается демонстрацией ярких и броских атрибутов преступности, современный кинематограф создает образы представителей преступного мира, вызывая популярность и симпатию у населения к криминальным киногероям, повышая вероятность выбора молодежью криминального образа как паттерна поведения. Сегодня средства массовой информации скорее разрушают сознание несовершеннолетних, чем воспитывают и образовывают: ежедневные программы со сценами насилия и жесткости пропагандируют и насаждают нравственный беспредел. Специалистами доказано, что ни семья, ни школа не оказывают такого сильного влияния на подрастающее поколение, как, к примеру, телевидение. Особенно актуальной проблема влияния телевидения на умы зрительской аудитории стала в связи с ростом насилия в современном обществе. Возникла необходимость в изучении взаимосвязи содержания телепродукции и агрессивного поведения ее потребителей, особенно детей и молодежи. Суть проблемы можно выразить словами одного американского политика: «любое телевидение является образовательным. Вопрос лишь в том, чему оно учит…». Результаты проведенных исследований (Бандура А., Донерстайн Э., Берковитц Л., Дроздов А.Ю.) позволяют утверждать о наличии взаимосвязи между склонностью к просмотру телевизионных сцен насилия и дальнейшим агрессивным поведением по отношению к сверстникам. Дети более подвержены негативному воздействию средств массовой информации, поскольку они, в отличие от взрослых (которые просто возбуждаются), принимают негативное поведение за образец. Как отмечает Майерс Д. наблюдение насилия по телевидению ведет к усилению агрессивности; повышает порог чувствительности зрителей к насилию; формирует их взгляды на социальную реальность (Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2001. С.482). Таким образом, к сожалению, следует признать, что средства массовой информации вряд ли можно назвать образовательным и воспитательным сподвижником государства в одной из основных его функций – передаче всего самого ценного, что накоплено веками в российском обществе. Среди утраченных ценностей можно назвать и потерю терпимого отношения к людям, функцию социализации личности, а значит, интеграции в наше общество новых членов, с толерантными взглядами в отношении других. Забота о благополучии и стабильности общества предопределяют внимание просвещенной общественности к значимости формирования у подрастающего поколения толерантного сознания, духа патриотизма, привития традиционных для России ценностей. Осознание проблемы и усилия по внедрению возможных и реальных на сегодняшний день форм и технологий по воспитанию ответственных граждан, к сожалению, не приводят к ожидаемым результатам, поскольку количество контрфакторов слишком велико. Причем, рассуждая о тенденциях негативных общественных проявлений можно «прогнозировать лишь дальнейший рост, причем рост агрессивной, организованной и жестокой преступности, включая и терроризм» (Дегтярев С.В. Тянем под узцы Троянского коня // Советская Россия. 2004. 28 окт. С.3). Огромные возможности, богатый потенциал, великая сила в плане интеграции общества и воспитания достойных его граждан имеются у средств массовой информации, и очень хочется надеяться, что они станут союзником государства в направлении выстраивания цивилизованной жизни, внесут свою лепту «в строительство благополучия людей в контексте их долгосрочных отношений друг с другом» (Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. С.171).
ЭКОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
Фурсей Г.Н., Вице-президент Российской академии естественных наук,
1. Творческое начало реализуется в культуре. Самое нелепое и опасное, что к культуре в нашем обществе сейчас относятся крайне несерьезно и безответственно, а к людям, которые о ней говорят, как к наивным романтикам, своего рода юродивым. Я позволю себе процитировать слова нашего современника и замечательного ученого и человека Дмитрия Сергеевича Лихачева, который предложил Декларацию прав культуры, и которая начинается словами: «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла». Вне культуры мы не нация, мы не народ и не страна, а некое народонаселение, проживающее на данной территории. Национальная же идея могла бы состоять в том, чтобы объединиться на базе Великой многонациональной культуры России. Об этом также неоднократно говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев. 2. Существуют фундаментальные законы природы: законы сохранения, законы симметрии, закон всемирного тяготения и другие. В живой природе, в сфере разумной жизни существует фундаментальный универсальный принцип глобальной этики. Мораль, нравственность – это не то, что придумало человечество. Это не придумка, это фундаментальные законы, которые определяют оптимальный путь его развития. Многие из них пришли из Великих религий, многие осознаны эмпирически. На протяжении всей истории человечества постепенно понималось, что только следуя нравственным законам, можно устойчиво двигаться по пути восхождения. И, тем не менее, эти законы чрезвычайно часто нарушались и нарушаются. И именно нарушение этих законов привело человечество, при всем том, что оно накопило колоссальные знания о том, как можно развивать технику и развивать биологические системы и так далее, к тому, что мы оказались в чрезвычайно сложном, почти тупиковом состоянии. В настоящее время положение таково, что катаклизмы, связанные с нарушением нравственных законов, приобретают глобальные масштабы. Нарушение экологии, само существование оружия массового уничтожения грозит исчезновению жизни. Разврат, приведший к эпидемии СПИДа, наркомании, алкоголизма грозит генетической деградацией человека. 3. Возникшие глобальные проблемы как в России, так в мире могут быть решены только при напряжении всех интеллектуальных сил общества и принципиально не могут быть решены без интеллигенции. В связи с этим роль интеллигенции в обществе и ее ответственность за будущее неизмеримо возрастают. Наука, образование, искусство, журналистика, проникнутые нравственными принципами, становятся определяющими, главными приоритетами. 4. Мы почти не знаем основные, основополагающие нравственные документы, появившиеся в последние десятилетия. Мы плохо знаем даже такой документ, как Декларация прав человека. Декларация Прав Культуры – еще более общий документ и другие. Чрезвычайно важно, чтобы правила жизни знали все и желательно с самого раннего возраста. Для этого эти документы должны быть опубликованы, адаптированы к воспирятию различных групп населения, преподаваться в школе, вузе и даже в детском саду. Они должны лежать в основе воспитательного процесса. Я назвал свой доклад «Экология информационного пространства». С этим определением можно спорить. Но по сути дела, действительно возникла новая развитая, чрезвычайно важная среда обитания человека – информационное пространство. Мы в нем живем, «купаемся», мы им пользуемся, мы с ним взаимодействуем непрерывно. В нашей стране состояние информационного пространства особенно важно, потому что мы находимся на таком переходном, переломном этапе, где нам нужно выбрать ориентиры. 5. Чрезвычайно важно, чтобы не вводилось искушение в человеческое сообщество. Наши СМИ содержат и пропагандируют целый ряд искушений. И это очень страшно. Хочу привести пример. Американцы демонстрировали фильм о детях-убийцах в черных плащах. И это привело к настоящей трагедии – к убийствам реальными детьми своих сверстников. Я, как-то болея, просматривал наше телевидение, разные программы – и смотрел, и считал. И я видел, что за неделю показывают несколько тысяч убийств. Какое уважение к высшей ценности существования разумной жизни, человеческой жизни может быть, если непрерывно пропагандируются убийства и насилие! И это первое. Ложь и разврат – это второе. Вы понимаете, люди больные бывают. Есть различные, как говорится, сексуальные ориентации. И, прошу прощения, есть больные люди, которые аномальны. Их не нужно унижать, ничего плохого с ними делать. Но не нужно, нельзя пропагандировать извращения. А это делается. Это же очень страшно, потому что здоровая часть населения вовлекается в извращения в результате такого искушения. В последнее время это даже стало некоторым стилем жизни, широко обсуждаемым и пропагандируемым СМИ. Третье. Безусловно, наше телевидение и радио, и в том числе газеты, содержат массовую информацию, которая зомбирует наш мозг. Я вот человек мало восприимчивый к этому, не так уж часто я смотрю телевизионные программы, но я должен сказать, что я как-то поймал себя на том, что читая лекции студентам, стал произносить слова: «неизменно прекрасные результаты». Это вы знаете – из рекламы продукта «Анкл Бенс». Вот насколько это влияет и влияет вредно, а что там за кадром еще, мы вообще не знаем. На вред такого зомбирования мы должны обратить серьезнейшее внимание. 6. Телевидение, радио и наша пресса должны нести воспитательные функции. Какого героя мы видим сейчас на экранах телевидения? – Героя, который перестрелял сорок человек, схватил красотку под мышку, мешок с деньгами и смылся в Мексику. И вот это герой?! Где наши прекрасные сказки? Где былины? Где русский романс? Почти ничего этого нет. Причины этого – рыночная экономика. Апологет рыночной экономики, так сказать, суперкапиталист Джорж Сорос написал книгу, которая называется «Кризис современного капитализма», где он сказал, что рыночная экономика не содержит человеческих ценностей. А мы приняли за основную доктрину в свое время рыночную экономику, которая якобы должна была расставить все по своим местам. Действительно, в рыночной экономике есть обратные связи и многое другое – все, кроме морали, кроме этики, кроме общечеловеческих ценностей. Ранее многие другие говорили об этом, и в первую очередь, великие писатели и мыслители XIX века. Все их творчество было проникнуто тем, что общечеловеческие ценности являются главными ценностями, что эти ценности обязательно должны быть введены в систему экономических отношений. За последние годы две Нобелевские премии вручены за социальную ориентацию экономики. А мы этого как будто не замечаем. 7. Вопрос: «Как защитить себя и своих детей, и всех нас от дурной, опасной информации?» Причина – в рыночной (в наших условиях псевдорыночной) экономике. Первая причина в том, что выгодно выпускать дешевые шоу-суррогаты, собирать аудиторию вокруг этого действа и, соответственно, прокручивать рекламные ролики, которые кстати бывают весьма сомнительными с точки зрения морали и русского языка. Вторая причина связана с тем, что целый ряд абсолютно «бескультурных» программ и совершенно нелепых исполнителей, которых не только на экран выпускать, даже слушать и видеть стыдно, буквально заполонили телевизионное время. И это, оказывается, тоже рыночная штука, потому что клипы, которые прокатываются, оплачиваются тем, кто их показывает, и это большие деньги. Поэтому прекрасные наработки творческих людей, и романсы, и музыка, и наши замечательные дети-исполнители, которые на всех нас трогают до слез, не могут попасть в средства массовой информации, потому что они не приносят прямого дохода. 8. Значит, необходимы государственная политика и наше общественное мнение, и мнение правозащитных органов, которые сказали бы свое веское слово. Я против цензуры. Мы натерпелись этого вполне. Но слово «цензура» используется сейчас как жупел для того, чтобы оправдать то безобразие, которое имеет место в средствах массовой информации. Я не могу сейчас дать однозначных рекомендаций. Необходимо специальное статистическое исследование этой проблемы, необходима четкая формулировка общественного мнения и четкая позиция общественности. Я вас уверяю, что голос в защиту морали и нравственности, настоящей культуры будет преобладающим. В заключение хочу сказать следующее. Значимость культурной составляющей в устойчивом развитии человечества в международных документах сформулирована достаточно полно. Организация Объединенных Наций в 1988–1990 годы специально обсуждала проблему культуры в связи с концепцией устойчивого развития. В 1991 году была создана специальная комиссия по культурному развитию, которую возглавил бывший генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр. В нее вошли такие люди, как лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин (Бельгия), Клод Леви-Стросс (Франция), Никита Михалков и ряд других замечательных людей современности. Они создали труд, которого, к сожалению, общественность России не знает. Он даже не опубликован по-русски. Это доклад Комиссии по культурному развитию ООН. Я хотел бы отметить всего два момента. Один из них состоит в том, что без культуры никакого устойчивого развития быть не может. Потому что в основе Культуры лежит мораль, глобальная этика – универсальные ценности. Второй состоит в формулировке основного принципа устойчивости человеческого сообщества. Каждое общество имеет право на свою самостоятельную форму жизни, то есть на свою Культуру, на свою среду интеллектуального обитания. Мы должны относиться к разным культурам не только терпимо, но мы должны относиться к ним с большим уважением. Более того, мы должны радоваться, что мы разные, потому что унификация – это вырождение, а разнообразие – это наша перспектива дальнейшего развития. Приведу буквально три фразы из этого документа: «В условиях открытой рыночной экономики, роста конкуренции, увеличивается роль средств массовой информации. Появляется много новых информационных инфраструктур. Следует разумно поощрять эту деятельность. Но, вместе с тем, стараясь не вводить цензуру, стремиться, чтобы свобода не переходила границы вседозволенности и бесконтрольности. То, что справедливо в национальном плане, должно быть справедливо и в международном, ибо внимание руководителей всех стран мира к вопросам культурного развития не утопия, а обязательное условие выживания человечества, его прогресса на нашей планете». «Развитие, лишенное своего человеческого и культурного содержания, становится бессмысленным. Экономическое развитие, когда оно находится в своем полном расцвете, становится частью человеческой культуры».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |