|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ В СМИ ПРОБЛЕМЫ ИНОМЕРНОСТИМельник Г.С., ф-т журналистики СПбГУ, Санкт-Петербург
В журналистском дискурсе доминирующей сегодня является конфликтологическая модель социальной реальности, в основе которой лежат: неприязнь, антипатия, недоверие, распределение по принципу «мы – они» (Проблема другого голоса» в культуре, философии и публицистике / Под ред. Н. В. Тишуниной. СПб., 2004). В отражении проблемы иномерности используется hate speech («язык вражды»). Массмедиа рассматривают в ракурсе жесткого противостояния отношений: «глобализм – антиглобализм», «Восток – Запад», «журналистика – власть», «журналистика – общество», «бедный – богатый», «мусульманин – православный», «мужчина – женщина» и т. д. Механизмы формирования различных видов социальной нетерпимости имеют между собой много общего – это стереотипизация, социальная конкретизация и социальная атрибуция (Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. СПб.: Питер, 2007. С.73). Дилемма «МЫ» и «ОНИ» во всех случаях становится разделяющей и отчуждающей. СМИ не просто выражают противоречие между глобализацией мира и самобытностью (идентичностью) конкретного мира, но и жестко противопоставляют две точки зрения на эту проблему. Согласно первой, создание единого информационного пространства неизмеримо расширяет функции СМИ, поддерживающих во фрагментированном обществе связь между людьми. Вторая – прямо противоположна первой: глобальное информационное пространство взрастит информационный тоталитаризм с диктатом сильнейшего, материальным и духовным подчинением ему слабых, механическим наложением его культуры уподоблением остальных себе или культурной ассимиляцией, ведущей к однообразию, одинаковости, монологичности, нетерпимости. Дихотомия «центр – периферия» выражается в том, что на региональном уровне СМИ неизменно тиражируют образ центра в виде эксплуататора, который наносит непоправимый вред жизни регионов, присваивает их ресурсы и мешает решению местных проблем. Одновременно в СМИ формируется мифологема региональной общности, т. е. коллективного «мы», принадлежность к которому – «уже достоинство» (Дзялошинский И. М. О некоторых причинах интолернатности российских СМИ // Толерантность. Журналистика, Политика. Культура. СПб.: СПбГУ, 2004. С.46). Провокационный характер носят публикации, формирующие этническое противостояние (Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. СПб., СПбГУ, 2003). Следствия влияния СМИ на аудиторию: распространение явления ксенофобии, расизма, гомофобии по отношению к людям, отличающимся от большинства. Этнос часто понимается как «пассионарное поле одного ритма, ибо у другого этноса другой ритм» (Гумилев Л. Сущность этнической ценности // Вестн. Ленингр. ун-т, 1971. № 24. С.101). Острые публикации в СМИ способны потревожить этническое самочувствие, задеть национальное достоинство, тем более что этнос (по Р.Барту) – биологически самовоспроизводящаяся популяция, разделяющая общие ценности и нормы, с установленной сферой коммуникации и взаимодействия. Этнические различия нередко представляют СМИ как форму структурирования общества, но на самом деле они скорее существуют в сознании людей, чем в реальности. Настаивание на этничности как фундаментальной характеристике этого мира, неизбежно приводит к «проблемному» восприятию межэтнических отношений. В СМИ рисуется мрачная картина: кровеносная система России насмерть схвачена нерезидентами. Какие только номинации не используются в средствах массовой информации, – мигранты, иммигранты, этнические меньшинства, резиденты, нерезиденты; титульная нация, «цветное» население, иноземцы, приезжие, цивилизованные, нецивилизованные и т. д., чтобы доказать вредность «не своих». Для формирования негативного отношения к субъекту чаще всего выступают нарочито грубые, вульгарные, стилистически сниженные слова и выражения, дискредитирующие личность и формирующие восприятие субъекта как подозрительного и нежелательного, вызывающего неприязнь, отвращение. Вход идут идеологемы уничтожения: «вытесняют», «заполняют», «наводняют», «нашествие», «засилье», «лезут без очереди», «наглеют», «портят жизнь». Это уже не просто чужаки, а враги. Провокационный характер терминов, подобных этим: «лицо кавказской национальности», «русскоязычное население», «русский фашизм» способствует нагнетанию межэтнической напряженности. Как результат – сложившиеся стереотипы в отношении этнических групп. Какие чувства вы испытываете по отношению к приезжим с Северного Кавказа, из Средней Азии и других южных стран, проживающих в вашем городе, районе»: «уважение» – 2%, «симпатию» – 3%, «раздражение» – 20%, «неприязнь» – 21%, «страх» – 6% и «никаких особых чувств» – 50% (затруднились ответить всего 2%, что говорит о выраженности в массовом сознании подобных установок). Суммируя, получим, что негативные чувства проявляются у 47% населения, то есть на порядок превышает позитивное отношение (5%). (Социологический опрос, ноябрь 2005 г. Данные Л.Д.Гудкова – отдел социально-политических исследований Левада-Центра (Независимая. 2005. 26 дек.). Не без помощи СМИ в массовом сознании проявляются предрассудки и страхи: ксенофобии как реакция на встречу с чужим человеком или культурой, этнофобии (в частности, кавказофобии и антисемитизма), мигрантофобии, приводящих к ущемлению прав человека, национализму, дискриминации и нетерпимости. Анализируя тексты газетных публикаций, очень трудно однозначно говорить о толерантной (или конфликтной) информации в прессе. Лингвисты предлагают условно разделить всю газетную информацию на «толерантную», «смешанную», «нейтральную» и «безусловно конфликтную» (Диагностика толерантности в средствах массовой информации / Под ред. В.К.Мальковой. М.: ИЭА РАН, 2002. С.105). «Свои» и «чужие», «мы» и «они» проявляются в массовых стереотипах, отражающих гендерную проблематику. Мысль о том, что мужчина и женщина в природе, социуме и культуре иномерные начала и основания человеческого бытия не требуют специальных доказательств. Мера проявления мужского и женского в человеке неодинакова: человек тяготеет к тому или другому полюсу. Любой человек наследует инаковости мужского и женского (Мужчина и женщина: параллельнеы миры? / Под ред С.М.Виноградовой. СПб.: СПбГУ. Вып. 1, 2005; Вып. 2, 2006). Эти противоречия в современных СМИ преподносятся как антагонистические. Жизненные стратегии женщины даже в меняющемся мире определяет мужчина. Эта модель отношений между мужчиной и женщиной в современном мире тиражируется во многих текстах СМИ. Часто журналисты оказываются показать все многообразие жизненных сценариев и стилей, и лишь утверждают стереотипы. Журналисты оказываются не всегда готовыми правильно отразить эту масштабную проблему, проанализировать современную культуру и человека с точки зрения соизмеримости и несоизмеримости порождаемых человеком (женщиной или мужчиной) миров и способов их означивания. Однако не будем обвинять журналистов во всех смертных грехах. Мы не заметили, как Террроизм изменил идеологический и ментальный универсум современного мира. От гуманистической парадигмы, зиждившейся на таких столпах как толерантность, мультикультурализм, плюрализм, неолиберальное общество начало эволюционировать в сторону ксенофобской доктрины войны Запада и Востока, в сторону столкновения между христианской и мусульманской цивилизациями. Появляются новые сюжеты наступившего столетия. Конкурентная вражда представляет здесь «психологическое топливо» общественной жизни, и заставляет постоянно искать новый образ врага (Доктрина христианско-мусульманского конфликта: фашизация запада) Задача общества и СМИ не ликвидация ксенофобских настроений, а их контроль и редукция к каким-то общественно приемлемым и административно регулируемым формам. В целом все же наступает перелом ситуации в медиаиндустрии. Так ее лидеры приняли «Обращение к журналистскому сообществу» (Журналист. 2006. С.8). В обращении содержался призыв к СМИ не допускать политических авантюристов и подчеркивалось большая роль в системе оповещения общества о возможной опасности. Общественная палата при Президенте подготовила программу, в которой обозначила меры против социальной нетерпимости (Коммерсантъ. 2006. № 66). и совместно с учеными-специалистами разработает «этический кодекс» принципов освещения этнокультурных вопросов, религиозных тем и конфликтов. Принимаются меры противодействия экстремизму на законодательном уровне – вышел закон РФ «Об экстремистской деятельности». В Уголовном кодексе РФ и Законе о СМИ предусмотрены меры ответственности изданий и телерадиоканалов за злоупотребление свободой слова. С 2002 г. реализуется Федеральная программа внедрения в общественное сознание принципов толерантности. Медленно, но меняется тональность выступлений в средствах массовой информации.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |