|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ф-т социологии СПбГУ, Санкт-ПетербургТермин «экстремизм» (от лат. extremus – крайний), означает приверженность к крайним взглядам. Сегодняшний мир оказался перед лицом вызова со стороны его идеологии и практики, а киберпространство в частности стало крайне благоприятной сферой для пропаганды экстремистских идей: оно позволяет получить беспрецедентную степень свободы в выборе объектов экстремистских действий и культивирования объектов ненависти. Коммуникативные свойства виртуальной среды позволяют фашистам, антисемитам, ультралевым и прочим экстремистам развивать непропорционально большую активность в информационном пространстве: они давно и со знанием дела используют интернет-технологии. Сетевая активность антисемитов приводит к тому, что любая массовая интерактивная дискуссия имеет шанс получить оттенок «национального вопроса» и выйти на обсуждение путей «спасения России» (2). Сегодня в Интернете действуют до 40 русскоязычных сайтов, содержащих материалы экстремистского и террористического характера, причем каждый четвертый такой сайт располагается на ресурсах отечественных провайдеров. Кроме того, экстремистские воззвания могут распространяться по электронной почте или с помощью интернет-пейджера типа ICQ (1). Исследователи отмечают специфику структуры и речевых приемов экстремистских сайтов: они, как правило, имеют собственный взгляд на историю и «правильный» социальный порядок. Обычно исторические события оцениваются отличным от общепринятого способом, благодаря чему появляется возможность критики существующего социального порядка, а также обоснование необходимости его изменения. В качестве аргументов представляются чаще всего естественно-научные (например, исследования неких ученых-биологов, подтверждающие превосходство белой расы) и аргументы социальных наук (истории, психологии, социологии, экономики). Кроме того, авторы могут апеллировать к логике (например, обнаруживая нелогичные места в Библии) или «фактам» (в этом случае авторами проводится самостоятельное псевдонаучное исследование). Проблемы обычно формулируются в виде дилемм («либо они нас, либо мы их»), риторических вопросов, призывов, лозунгов, легко запоминаемых штампов (8). Значимым явлением с точки зрения рассмотрения киберэкстремизма является деятельность хакеров: с начала 2006 г. в Рунете произошло около десяти взломов сайтов общественных организаций (антифашистских, демократических и еврейских объединений), в 2005 году атаке хакеров подверглись Интернет – ресурсы информационно-аналитического центра «Сова», «Союза коммунистической молодежи», «Глобального еврейского онлайн-центра» (6). Эксперты прогнозируют, что «Интернет – экстремизм» в скором времени может стать официальным термином Уголовного кодекса. Только за последний год выявлена серия преступлений, совершенных при помощи сетевых ресурсов. Например, студент Алексей Сафин опубликовал в Сети около пятнадцати статей, возбуждающих национальную вражду. В частности, в своем онлайновом дневнике молодой человек размещал карикатуры на таджиков-наркоторговцев, цитировал антисемитские и шовинистические тексты (4). Существующий Закон «О противодействии экстремистской деятельности», принятый в 2002 году, всего лишь запрещает использование сетей связи общего пользования для экстремистской деятельности. В расширенной же редакции, предложенной в этом году, запрещается, во-первых, использование Интернета для распространения и рекламы экстремистских материалов; во-вторых, размещение информации, указывающей на месторасположение используемых для экстремистской деятельности ресурсов (под этот запрет попадают гиперссылки); в-третьих, предоставление средств доступа к используемым для осуществления экстремистской деятельности ресурсам или средств поиска данных ресурсов (этот запрет касается Интернет – провайдеров и поисковых систем) (5). Одной из форм виртуального экстремизма являются компьютерные игры. В пример можно привести «Carmageddon» (суть игры: Вы сидите за рулем гоночной машины, Ваша задача – задавить как можно больше людей, собак, коров и овец). С момента появления игры прошло уже много лет, и ее название стало именем нарицательным, обозначающим виртуальный экстремизм и садизм. «Кармагеддоном» стали именовать любую экстремально-жестокую игру. Сейчас трудно найти игру, в которой не было бы насилия, и все чаще в них дается возможность поиграть за так называемые «силы зла». Однако игровая отрасль развивается в соответствии с законами рынка: предложение здесь порождается спросом (7). В сентябре 2006 годе в США появилась новая компьютерная игра: в ней любой желающий может поставить себя на место командующего фашистским подразделением, которое подавляет еврейское восстание в Варшавском гетто. За каждого виртуального узника, убитого при помощи минометов и танков, полагаются призовые очки. Правительственный форум США по борьбе с антисемитизмом уже выпустил заявление, в котором требует найти и наказать разработчиков и распространителей чудовищной игры. Аналогичные компьютерные «стрелялки» получили широкую популярность и в России. В виртуальном мире популярны все виды экстремизма и антиобщественного поведения. В американской игре «Kaboom» шахид, нарисованный в духе карикатур, превращает прохожих в куски обуглившейся плоти. Чрезвычайно популярная американская игра «Grand Theft Auto» хоть и не изобилует подобными жестокостями, зато пропагандирует образ мысли явно асоциальный: её герой разъезжает по городу на краденых машинах и давит всех попадающихся на пути. Играми, где можно разрядить эмоции на представителях меньшинств, национальных, сексуальных или религиозных, забиты все игровые интернет-страницы (3). Таким образом, Интернет, к которому очень часто оказываются неприменимыми существующие механизмы контроля за информационной средой, дал экстремистам разного толка весьма мощное средство для пропаганды своих взглядов и мобилизации единомышленников, а некоторые сайты экстремистской направленности по числу посетителей могут конкурировать с сайтами официальных общественных организации, опирающихся на мощный административный ресурс. Литература: 1. Аронов А. Власти ищут экстремистов в Интернете // Финансовые известия, от 26.04.2006г. (http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-1004125) 2. Иванов Д. История Интернета как история мифов // Независимая газета, N 18 от 02.02.2002 г. 3. Носырев И., Леонов А. Жестокие игры // Новые известия от 13.09.2006 4. Пашков Д., Павликова О., Саргин А. Веб-шовинизм // Газета, 2006, №152 от 25.08.2006 г. Источники: 5. «Провайдеры и поисковики ответят за экстремизм» http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/02/07/195686 6. «Рунет беззащитен перед хакингом фашистов» http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/04/03/198962 7. Хворостов А. Битва с «кармагеддонами» http://www.newsweekly.ru/net/article.shtml?2006/01/23/806 8. Шпаковская Л.Л., Карпенко О.В. Экстремизм в Интернет. Как читать экстремистские сайты? http://ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_sec=79&id_vconf=16&id_thesis=2825&d=light
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |