АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭКСТРЕМИЗМ: СМЫСЛ И РЕЗУЛЬТАТ (ОРДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Читайте также:
  1. B. интерпретация результатов ультразвукового исследования
  2. C) Функциональные сдвиги достигнутые в результате выполнения упражнения
  3. G. Ожидаемые результаты и способы их оценки
  4. I. Абсолютные противопоказания (отвод от донорства независимо от давности заболевания и результатов лечения)
  5. I. Анализ конечных результатов нового учебного года
  6. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  7. I. НИОКР дали положительные результаты
  8. I. ФІНАНСОВІ РЕЗУЛЬТАТИ
  9. II. БЛАГО, СМЫСЛ ЖИЗНИ
  10. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
  11. III.Результати дослідження
  12. IV. Результаты контрольных испытаний

Аксеновская Л.Н.,

Саратовский гос. университет, Саратов

 

Экстремизм видится нам как психосоциокультурный феномен, объективная оценка которого осуществляется на базе критерия социальных и социопсихологических последствий, вызываемых экстремистскими действиями социальных групп, группировок и индивидов. «По плодам их» мы узнаем их в политике, экономике, культуре и образовании, религии и т.д. и «плоды их» всегда одинаковы, несмотря на несхожесть социальных контекстов, в которых они проявляются. Это – питаемая ненавистью вражда, убивающая и калечащая людей как физически, так и морально и психологически.

Как известно, предпосылки для проявления экстремистских тенденций в обществе носят комплексный характер. Это всегда соединение экономических, социально-политических, культурно-этических условий с индивидуальными психологическими особенностями отдельных людей. Другими словами, – соединение остроты и тяжести нерешенных социально-экономических, политических и других проблем с психологической незрелостью одних (последователей) и нравственной деформированностью других (вожаков), приводит к взрывам агрессии, вспышкам физического и психологического насилия в обществе.

Экстремизм можно понимать как контркультурное явление, но не по отношению к существующей культуре определенного общества, а по отношению к метакультуре человеческого сообщества в целом, в которой аккумулированы универсальные культурные ценности (в первую очередь этические), отвечающие за возможности выживания человечества и как биологического, и как духовного вида одновременно.

Экстремизм как своего рода «противокультура» имеет несколько аспектов. Это и метод решения вопросов (в политике, экономике, в быту и т.п.), это психологическая (инфантильная) реакция на трудности (с внешним локусом контроля), это стиль жизни определенных субкультурных групп и индивидов, который сопоставим по психологическим механизмам с тягой к экстриму в спорте (адреналиновая зависимость) и к шоу в поп-культуре.

Современный мир экстремален по скорости развития событий и степени возникающих рисков. Культура, детерминированная этикой, выдвигает повышенные требования к уровню ответственности человека и организаций в этих объективно сложных условиях, принуждая проявлять волевые качества, способность противостоять собственным деструктивным эмоциям (страху, гневу) и оставаться человеком, а не взбесившимся животным, несмотря ни на что. Контркультура, в образе экстремизма, напротив, снимает все культурные и этические ограничения с человека и группы и разрешает не просто быть влекомым потоком событий, но и подхлестывать их, усугублять, действуя по принципу «чем хуже, тем лучше». Безусловно, в этом смысле экстремизм является одним из механизмов усиления деструктивных процессов в обществе и в культуре. Важно отметить еще два обстоятельства, объясняющих присутствие экстремизма в нашей жизни. Одно из них – неумение жить в поликультурном, многоголосном мире, где трудно быть услышанным, замеченным. Это мир, где идет тотальная конкуренция за внимание. И ясно (еще с античности), что сжечь библиотеку легче, чем написать книгу, а шансов привлечь к себе внимание таким действием – больше. Особенно сегодня, когда благодаря СМИ любое событие может стать общепланетарной новостью. Второе обстоятельство в свое время подробно разъяснил А.Швейцер: экономические условия жизни не способствуют культурному прогрессу, выбору в пользу культуры и этики. Экономика задает правила игры. Экономика работает, чтобы продавать. Для продажи нужно захватить внимание и эмоции. Эта задача решается средствами шоу. Шоу помогает продавать все: от жевательной резинки до политиков на выборах. И если мир превращен в сцену, где нужно «показать себя», то очевидно, что привлечь внимание выдающимся талантом дано немногим, зато скандал – средство общедоступное (при условии снижения уровня культурных норм). Для продающих – экстремизм – это вид скандального шоу. Отбор и показ такого материала повышает рейтинги СМИ и, соответственно, стоимость рекламного времени. В противоречие приходят возможность материального благополучия представителей СМИ и их культурное и нравственное достоинство. Этот выбор, безусловно, этический.

Экстремизм по результатам, по своим последствиям есть вид аутоагрессии социума, механизм самоуничтожения культуры и жизни в целом. Своего рода вид культурного и социального суицида. Экстремизм по своему смыслу – это этический вызов современному человечеству, российскому обществу, в частности, предполагающий проверку способности к волевому противостоянию смерти и выбору воли к жизни. Это – проверка нашей способности перейти от борьбы к сотрудничеству, от поисков способов обострить и ухудшить ситуацию к поиску способов к улучшению ситуации. Это – этический вызов нашей способности к ответственному поведению, от которого зависит и физическое, и духовное спасение человечества.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)