|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ СМИ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИСемёнов В.Е., НИИКСИ СПбГУ, Санкт-Петербург В условиях жестоких социально-экономических и идейно-нравственных конфликтов так называемой «перестройки» и последующих 90-х годов уже прошлого ХХ века само понятие воспитания почти исчезло из системы отечественного образования и молодежной политики, не говоря о деятельности СМИ, одной из главных функций которых во всем мире является социализация, попросту общественное воспитание подрастающих поколений – детей, подростков, молодежи. Многие, в том числе на государственном уровне, вдруг «забыли», что составляющими общего процесса воспитания являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Принципиальным моментом в преодолении этого очередного заблуждения стало постановление Правительства РФ № 122 от 16 февраля 2001 года о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». В июле 2005 года появилось новое постановление Правительства об аналогичной программе на 2006-2010 годы и вышла сама программа. Но что же происходит с нашей молодежью в конце ХХ – начале XXI веков? Какие жизненные ценности, социальные установки, особенности ментальности проявляются у молодых людей? В целом, результаты социологических и социально-психологических исследований молодежи, проведенных сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ под руководством и при участии автора в 1999-2006 гг. в Петербурге, Ленинградской области и других регионах, позволяют сделать вывод, что у большинства молодых людей выявляется мозаично-эклектический псевдоменталитет, то есть отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании [1-3]. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование целостной системы воспитания и социализации молодежи. Однако, главным препятствием в реализации общественного воспитания молодежи в настоящее время является противоречие между его просоциальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальными, условиями отечественных не цивилизованных рынка (как в сфере труда, так и потребления), инфраструктуры досуга и СМИ, экстремальные противоречия между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения. Современный молодой человек (пока большинство молодых людей) в России, с одной стороны, находится в более или менее нормальной нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения, работы (прежде всего, на государственных предприятиях), а с другой стороны, покинув эти «оазисы», – на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга, даже просто «соприкасаясь» со СМИ, он оказывается в совершенно иной атмосфере. Его окружает навязчивая двусмысленная реклама, иногда переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми словами которой являются «наслаждение», «соблазн», «искушение». Активно рекламируются алкоголь, пиво, сигареты, сомнительные для здоровья напитки (всевозможные «колы», джин-тоники, «энергетические» напитки и т.п.) и продукты. Визуальный и вербальный ряды этой рекламы порой просто поражают своей агрессивностью и вульгарностью, навязыванием антисоциального поведения по хамскому принципу «бери от жизни всё» (слоган рекламы «Пепси-колы»). Повсюду на улицах больших и малых городов подмигивают огоньки множества казино и залов игровых автоматов (в развитых странах убранных в специальные кварталы или «городки порока»), стимулирующих алчность к незаработанным неправедным деньгам, вечерами начинают действовать многочисленные дискотеки, ночные клубы и бары, развлечения в которых весьма мягко называются эротикой. Во всевозможных многотиражных изданиях можно обнаружить рекламу неких массажных салонов и салонов тату, завуалированную рекламу наркотиков и проституции и открытую рекламу абортов, в том числе, на самых поздних сроках (тем не менее, данные нашего исследования свидетельствуют, что 53% молодых петербуржцев считают аборт убийством человека). Индустрия и реклама современной моды также отличается экстремизмом и садомазохизмом (пресловутый пирсинг). Но все это меркнет перед «желтой» продукцией СМИ – телевидения, радио, прессы. Газетно-журнальные киоски на улицах, в метро, универсамах пестрят обнаженными телами, вызывающими позами, кричащими сенсациионными заголовками – о преступлениях, извращениях и пороках, а также чудовищной видеопродукцией (фильмы, насыщенные жестокостью и садизмом, порнографией и извращенным сексом). Радиоэфир забит негативными, бесконечно повторяющимися новостями (как будто в стране не происходит ничего хорошего), наркотической и агрессивной музыкой и соответствующими текстами, в том числе криминальным жаргоном и ненормативной лексикой (по данным наших социологических исследований молодежи в Петербурге, Москве и городах провинции в 2006 г. соответственно 85, 89 и 87% опрошенных считают, что недопустимо использовать в СМИ нецензурную лексику). Российское телевидение отличается особой аморальностью и бесчеловечностью. Пошлейшие реалити-шоу, пропагандирующие психологический эксгибиционизм, принцип «все на продажу», и опять же неправедные, шальные деньги (пресловутый «Дом-2», с «учителем жизни» Ксенией Собчак). Бесконечные сериалы о бандитах и мошенниках, нашествие сексуальной пропаганды, в том числе гомосексуальной, особенно поразительной в стране, где смертность в два раза превышает рождаемость. Возможны ли в цивилизованной стране на общественном телевидении передачи, подобные программе «Секс с Анфисой Чеховой» (обидно за фамилию великого русского классика, глубоко нравственного человека Антона Павловича Чехова)? Оказывается, возможны. Но цивилизованное ли это общество – возникает законный вопрос. И как грибы поганки на прочих каналах ТВ размножаются передачи типа «Азбука секса», «Сексуальная революция», «Техника секса» и др. Не менее аморальными являются якобы юмористические сериалы об армии вроде «Осторожно, Задов» (о некоем чудовищном дебильном прапорщике). Юмор на российском телевидении вообще приобрел какой-то извращенно-утробный характер. Все эти отечественные и калькированные с американских образцов юмористические передачи просто невозможны для восприятия человеком с нормальным чувством юмора. Поневоле возникает совершенно обоснованное умозаключение, что деятельность отечественных СМИ подчинена странной сверхзадаче (помимо бизнеса и прибыли), а именно – обалваниванию, зомбированию аудитории, превращению людей, и прежде всего молодежи, в ту самую римскую чернь, жаждущую хлеба (ныне пива) и зрелищ, то есть в биомассу, которой можно легко манипулировать. Даже на самом интеллектуальном канале нашего телевидения – «Культуре» – идут передачи типа «Культурная революция», наполненные сомнительными и антикультурными внушениями (например, терпимого отношения к нецензурной речи). В последнее время к развращению молодежи активно подключились и средства мобильной связи. Разные компании дружно рекламируют под лозунгом «Be free!» цветные картинки и клипы с названиями вроде «Забавы юных лесби», «Любовь геев», «Игры юных развратниц», «Как оригинально лишиться девственности», «Как определить размер на расстоянии (у парня)» и т.д. и т.п. и так называемые «прикольные звонки»: «Смех обкуренной обезьяны», «Алло, кореша звонят. Бухать пора», «Безумство женского оргазма» и т.п. Причем, реклама этих «шедевров» мобильной связи публикуется в еженедельной программе телевидения буквально миллионным тиражом! Вся эта индустрия и инфраструктура порока, действительно, чудовищна и отвратительна. Ее негативное влияние очевидно и на уровне здравого смысла (по нашим и других исследователей данным, 80% населения в стране, в том числе в Санкт-Петербурге, выступает за нравственный контроль над содержанием телевизионных программ) и на уровне психологических исследований (сотни исследований за рубежом и в России) [4, 5]. Однако многочисленные обращения педагогов, ученых, просто родителей в СМИ, в Министерства образования и культуры, в Гос. Думу, в правительство, Президенту – пока не имеют никакого эффекта. У нас, мол, демократия, свобода слова и распространения любой информации. Понятно, что в таких условиях программа патриотического воспитания граждан России со своими не столь многочисленными мероприятиями и скромным финансированием просто теряется в море «чернухи и порнухи». Дмитрий Мережковский в начале ХХ века в своей книге «Больная Россия» писал о грядущем хаме, который сокрушит культуру и повергнет общество в хаос насилия и порока. Дальнейшие события ХХ века во многом подтвердили это пророчество. Громадных жертв и усилий стоило России преодолеть этот духовно-нравственный кризис. В начале XXI века мы сталкиваемся с аналогичной, но еще дальше зашедшей ситуацией. Грядущий хам стал настоящим, существующим среди нас множеством. Ситуация требует неотлагательных действий. Необходимо добиваться принятия Закона об информационно-психологической безопасности детей, подростков и молодежи от негативного воздействия СМИ и рекламы, Закона о нравственном контроле в сфере СМИ и рекламы (включая мобильную связь) в русле концепции «Доктрины информационной безопасности РФ». Помимо юристов и педагогов, ведущую роль в этой самой настоящей духовной и политической борьбе за будущие поколения России должны занять психологи и социологи и, конечно, честные журналисты, которые лучше всех знают методы и эффекты этой индустрии зомбирования и порока. Литература: 1. Положение молодежи в Санкт-Петербурге / Под ред. В.Е.Семёнова. СПб., НИИКСИ, 2003. 2. Семёнов В.Е., Юрков Е.Е. Русская речь в современной России: тенденции развития (по результатам социологического исследования). СПб., «Политехника», 2004. 3. Социальные и ментальные тенденции современного российского общества (Человек и общество. Вып. XXXI) / Под ред. В.Е.Семёнова. СПб., Изд-во СПбГУ, 2005. 4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., «Питер»., 1997, с.517-531. 5. Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., Изд-во СПбГУ, 1995.
СЕКЦИЯ II. ЭКСТРЕМИСТСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СМИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |