АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Механизм контроля за деятельностью СМИ

Читайте также:
  1. A.для контроля качества сырья пищевых продуктов, для контроля технологических процессов
  2. C. разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека ?
  3. II. Механизмы и условия социализации личности
  4. II. СЛОВО В ЯЗЫКОВОМ/РЕЧЕВОМ МЕХАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
  5. III. КРИТЕРИИ ДОПУСКА К СДАЧЕ ИТОГОВОГО МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (ЭКЗАМЕНА).
  6. III. Описание основных целей и задач государственной программы. Ключевые принципы и механизмы реализации.
  7. III. Психофизиологические механизмы психических процессов и регуляции поведения личности
  8. IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
  9. V. Материалы для контроля знаний
  10. V1: Радиометрические методы контроля
  11. V1: Хроматографические методы контроля качества продовольственных товаров
  12. V1: Цветометрические методы контроля качества

 

Скобелина Н.А.,

Волгоградский гос. технический университет, Волгоград

 

СМИ играют сегодня огромную роль в пропаганде толерантно-интелерантных установок. Ранее основными источниками формирования терпимого отношения были, в первую очередь, родители, школа, университет как социальные институты воспитания личности. В настоящее время российское общество находится в состоянии аномии. Общественная дезорганизация ведет к потере институтами возможности реализовать основную функцию – удовлетворение конкретной социальной потребности. Неудовлетворенная потребность вызывает к жизни стихийное поведение нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить функцию законных институтов. Дисфункция социальных субъектов порождает преступность и иные формы девиантного поведения, которые носят инструментальный, направленный к достижению определенной цели, и структурированный, внутренне взаимосвязанный характер.

В такой ситуации следует отметить особую роль СМИ. Сейчас, в связи с институциональными изменениями и широкой информатизацией общества, довольно большое значение имеет деятельность четвертой власти. В частности, телевидение и электронные СМИ все больше влияют на распространение нравственных ценностей. Представители СМИ имеют эффективный инструмент в своих руках. Однако они зачастую искажают информацию, используя методы дезинформации, подтасовки фактов, семантического манипулирования и др. Через СМИ индивид получает разнообразную информацию, как позитивную, так и негативную. Ценностные ориентации формируются по каналам средств массовой коммуникации различными способами – от активного навязывания до отстраненного информирования о них. Путем многократного повторения они включаются в массовое сознание. Иными словами, что-либо новое, даже если это относится к негативным элементам, можно преподнести для общества с помощью различных информационных средств, и постоянное его повторение в различных ситуациях приведет к изменениям в ожиданиях общества. В итоге происходит «эволюционная стабилизация ожиданий или структур систем коммуникаций». Именно таким образом усваивается новый смысл какого-либо слова или социального явления, формируется толерантное отношение к инновациям. Согласно немецкому социологу Н.Луману, инновации появляются в обществе и принимаются его членами благодаря возможности «интерпретации языка как генетического пула варьирующихся элементов». В то время как «варьирования (мутации) должны быть слепыми», «выражения, тексты целенаправленно придумываются». «Вариация – это начальное, случайное появление нового, отклоняющегося, неожиданного коммуникативного смысла слова, который затем может быть отобран, а впоследствии и закреплен, если применяющие это слово коммуникации получат системно-воспроизводящий характер» [4, с.250]. По мнению американского социолога Ч.Х.Кули, терпимость всегда требует нравственного усилия, так как довольно сложно изменить социальные установки, привычный образ мыслей. Но если общество постоянно сталкивается с многообразием мнений, вариантов поведения, то «люди приучаются к относительной терпимости благодаря неизбежному столкновению с противоположными взглядами» [2, с.273]. Это характерно, прежде всего, для аномийных обществ. В такие моменты истории развития общества у населения воспитывается выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам.

Вопрос в том, какие ценности навязывают СМИ? Ответ прост: финансовые ценности, ценности наживы. В результате чего, формируется общество не критически мыслящих личностей, а индивидов-потребителей. Таким обществом легче управлять. В массовое сознание внедряются ценности тех социальных субъектов, которым они принадлежат. К ним отнесем коммерческие, финансовые структуры, а также непосредственных владельцев изданий. В настоящее время это влияние распространяется на издания периодической печати. Что касается телевидения, то наиболее популярные среди населения каналы принадлежат государственным структурам. Но ситуация не изменилась. Поэтому, сделаем вывод – современная власть по различным причинам не проводит или не в состоянии проводить эффективную политику в духовно-идеологической сфере общества.

Для изменения данной ситуации необходим комплекс мер, направленных на ограничение произвола деятельности СМИ. Согласно представителю новосибирской неоинституциональной школы С.Кирдиной, российскому государству присущи черты Х-матрицы. Для этой модели характерно: преобладание институтов иерархической вертикали власти во главе с центром, господство принципов назначения и единогласия, доминирование коллективных, общих ценностей над индивидуальными и др. [1, с.59-65]. Правильность теории институциональных матриц еще раз доказывает процесс становления гражданского общества и его отдельных элементов, где довольно значительную роль в жизни российского общества играет политическая элита. Это обусловливает определение следующего механизма контроля средств массовой информации. Во-первых, именно государству в этом механизме принадлежит превалирующая роль. Во-вторых, следует подчеркнуть особую значимость так называемого «третьего сектора», общественных организаций и движений, ориентированных на решение конкретных проблем и выражение интересов, представляющих их групп. И, наконец, такие социальные институты, как семья и образование занимают центральное место в процессе социализации личности, ее включении в общество, в процессе формирования системы ценностей. Элементами механизма контроля являются следующие компоненты: как государственные органы контроля, так и гражданские инициативы, общественные организации и движения, ставящие определенные задачи и тем самым стремящиеся ограничить вседозволенность СМИ; усовершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность СМИ; оптимизация воспитательной функции социальных институтов. Государство должно различными способами обязать СМИ проводить пропаганду демократии, распространять патриотические настроения, формировать общечеловеческие ценности. В данном случае имеется в виду ограничение некоторых методов в деятельности СМИ, способов, позволяющим журналистам увлекаться некоторыми вопросами (пропагандой насилия, жестокости, войны, эротики, политического экстремизма) На определенные темы необходимо ввести жесткую цензуру.

Интегрируясь в мировое сообщество, российское общество должно организовать, структурировать социальное пространство согласно российским традициям, специфическим особенностям, которые на протяжении всей истории развития общества поддерживали его целостность и общественный порядок. Эту задачу невозможно решить без участия четвертой власти – СМИ как основного источника формирования толерантных установок в российском обществе.

Литература:

1. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭИ ОПП СО РАН, 2001.

2. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

3. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Социологические исследования. 000. № 10.

4. Луман Н. Эволюция. Пер. с нем. / А.Антоновский. М.: Издательство «Логос», 2005.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)