АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика права собственности на природные ресурсы

Читайте также:
  1. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  2. I. Теория естественного права
  3. I.2. Система римского права
  4. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  5. I.4. Источники римского права
  6. II. Заемные (привлеченные) ресурсы коммерческих банков
  7. II. Интернет-ресурсы
  8. II. Историческая школа права
  9. II.3. Закон как категория публичного права
  10. II.6. Корпорации публичного права (юридические лица)
  11. III. ПРАВА СТОРОН
  12. III.2. Преступление: общая характеристика

Институт права собственности на природные ресурсы занимает ключевое место в экологическом праве, поскольку эти отношения выступают предпосылкой возникновения всех иных правоотноше­ний, связанных с использованием природных ресурсов. Отношения собственности на природные ресурсы регулируются нормами эко­логического права, а в той мере, в какой они не урегулированы этими нормами, применяются нормы гражданского права.

Право собственности на природные ресурсы выступает юриди­ческим выражением, формой закрепления экономических отноше­ний собственности и представляет собой урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоря­жению природными ресурсами. Право собственности на природные ресурсы рассматривается здесь как правовой институт. Право соб­ственности — это право лица на природные ресурсы, которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц.


Совокупность правовых норм экологического права, регули­рующих отношения собственности на природные ресурсы, об­разует право собственности на природные ресурсы в объектив­ном смысле. На основе норм права возникает право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле, то есть право соб­ственности конкретных субъектов права на определенную индиви­дуализированную часть природных ресурсов.

На протяжении последних лет в Украине сформировался новый институт права собственности на природные ресурсы, начало кото­рому положил Закон Украины от 7 февраля 1991 г. «О собствен­ности» (697-ХП). Положения этого закона стали определяющими для принятия в дальнейшем соответствующих поресурсовых кодек­сов и законов. На основании анализа этих нормативных актов мож­но сделать вывод о том, что право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения по поводу владения, пользо­вания и распоряжения природными ресурсами в интересах, как отдельного лица, так и общества в целом.

В соответствии с Конституцией Украины все природные ресурсы, а именно: земля, ее недра, атмосферный воздух, воды и другие при­родные ресурсы, которые находятся в пределах территории Укра­ины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключи­тельной (морской) экономической зоны, — являются объектами права собственности Украинского народа. Земля выступает основ­ным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Таким образом, в Конституции закреплен особый правовой статус природных ресурсов. Поэтому право соб­ственности на природные ресурсы имеет ряд специфических осо­бенностей, связанных как с экологическим содержанием последних, так и с особым правовым статусом их охраны и использования.

Во-первых, право собственности на природные ресурсы не явля­ется всеобъемлющим, так как не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в собственности, а только те из них, которые относятся к относительно стабильным, могут быть ка­ким-либо образом индивидуализированы на местности, выделены в натуре. К ним относятся земля, недра, воды, леса, животный и растительный мир. Другие элементы природной среды не способны по объективным свойствам быть объектами собственности, напри­мер, ветровая и солнечная энергия, климатические ресурсы и т.п., так как не могут служить объектом присвоения со стороны челове­ка и общества с целью преобразования их в свою собственность.

Во-вторых, природные ресурсы, хотя и являются самостоятель­ными объектами права собственности, тем не менее, находятся в неразрывной экологической взаимосвязи друг с другом, их нельзя отделять от окружающей природной среды, они подчиняются имен­но законам развития окружающей среды. Поэтому эксплуатация


 




природных ресурсов путем изъятия отдельных полезных элементов в виде добычи полезных ископаемых, заготовки древесины, забора воды, отстрела животных, ловли рыбы и т.д., — не прекращает пра­ва собственности на природные ресурсы, а лишь служит основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации полезных свойств природных ресурсов.

И, наконец, в-третьих, природные ресурсы как объекты при­родного происхождения составляют национальное богатство Укра­ины и, в отличие от товарно-материальных ценностей, не имеют стоимости. Стоимость товара возникает как оценка вложенного труда, а природные ресурсы не созданы трудом человека, поэтому они не являются имуществом в собственном значении этого слова. Денежная оценка земли и иных ресурсов природы выражает отно­шения частной собственности на природные богатства. Цена в дан­ном случае выступает в виде капитализированной ренты. Продавая природный объект, собственник, по сути, продает право на получа­емую от него прибыль, продает право на ренту.

Экологическое законодательство определяет содержание права собственности на природные ресурсы как совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению природ­ными ресурсами для целей и в объеме, определенных экологическим законодательством.

Ни в экологическом, ни в гражданском законодательстве, к со­жалению, не содержатся определения этих правомочий, поэтому они сформулированы в научной юридической литературе.1 В юри­дической науке определяют содержание субъективного права соб­ственности как совокупность трех видов правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами в пределах, определенных законом.

Перечисленными правомочиями не исчерпывается содержание субъективных прав собственника. В юридической литературе пред­лагается расширить перечень правомочий собственника относитель­но объекта собственности, выделить, например, право на осущест­вление собственной хозяйственной деятельности. Но, на наш взгляд, такая позиция является необоснованной.

Каждое из правомочий имеет свои особенности применительно к природным ресурсам и свое назначение. Так, право владения — это право фактического (физического или хозяйственного) господ­ства над определенным природным объектом. Естественно, что фактическое владение тем или иным природным объектом, а в дан­ном случае землей, недрами, лесами, животным миром, делает

1 См.: Носик В.В. Право собственности в Украине:Учеб.пособие / ОВ.Дзера,Н.С.Кузнецова, О.А. Подопригора и др.; Под ред. О.В.Дзеры, Н.С.Кузнецовой.—К., Юринком Интер, 2000. — С.432-441; Экологическое право Украины: Учебник / В.К.Попов, А.П.Гетьман, С.В.Разметаев и др.; Под ред. В.К.Попова, А.П.Гетьмана. — Харьков, Право, 2001. —С.83-88.


возможным осуществление других правомочий: пользования и рас­поряжения ими. Очевидно, что нельзя использовать природные ресурсы, не имея хозяйственного или фактического господства над ними. Тем не менее, правомочие владения в отношении природных ресурсов как объектов права собственности, имеет определенную специфику. Это связано с неотделимостью отдельных природных ресурсов от окружающей природной среды в целом, их экологиче­ской взаимосвязью, невозможностью их изъятия и переноса, ска­жем, в другое место.

Право владения может принадлежать не только собственнику, но и лицу, которому собственник передал природные ресурсы на основе договора (например, аренды). Собственник при этом не те­ряет права владения. Он перестает осуществлять его, но полностью сохраняет возможность иметь природные ресурсы в составе своего имущества. Право владения одними и теми же природными ресур­сами принадлежит в подобных случаях и собственнику, и лицу, которому собственник передал природные ресурсы по договору в пользование. Здесь владение не отделяется от права собственности, так как собственник может, в соответствии с законом, истребовать природные ресурсы из чужого владения. Право владения всегда должно иметь то или другое правовое основание — титул. Правовым основанием владения собственника выступает его право собствен­ности. Для пользователей таким основанием может быть договор с собственником, административный акт и иные юридические акты. Экологическое право признает только титульное владение. Если лицо фактически владеет природным ресурсом, но без надлежаще­го основания (титула), оно считается незаконным собственником.

Пользование — это право собственника удовлетворять с помо­щью природных ресурсов свои нужды. С учетом экологической специфики природных ресурсов как объектов права собственности под пользованием в данном случае надо понимать обеспеченную законом возможность их непосредственной хозяйственной эксплу­атации для предоставленных целей путем извлечения из них их полезных свойств, в том числе получения плодов и иной прибыли.

Право пользования, как и право владения, может на основании договора с собственником принадлежать и несобственнику. Право пользования лиц, которые не являются собственниками, производ­ное и зависимое от права собственности. В частности, арендатор может пользоваться арендованными природными ресурсами только на условиях, определенных договором и в соответствии с целевым назначением.

Третьим правомочием, которое присуще исключительно собст­веннику, выступает право распоряжения. Право распоряжения — это признанная за собственником и гарантированная ему возмож­ность совершать действия, направленные на изменение юридиче­ского статуса, экономического назначения или состояния природ-


 




ных объектов, определение их юридической судьбы (передача их другим субъектам права в собственность).

Такими действиями являются, главным образом, сделки (куп­ля-продажа, дарение, обмен и др.)- Вследствие совершения таких сделок собственник передает другому субъекту все свои правомочия, то есть исчерпывает свое право (например, в случае продажи).

Право распоряжения включает возможность совершать не толь­ко сделки, но и другие юридические действия. Так, право распоря­жения объектами государственной собственности на природные ресурсы возможно путем издания соответствующих администра­тивных актов определяющих их юридическую судьбу.

Действующее законодательство провозглашает равенство всех собственников перед законом, предусматривает создание равных условий для их развития и защиты (ст.319 ГК Украины). Тем не менее, фактически собственники природных ресурсов обладают разным объемом прав.

В наиболее полном объеме право распоряжения принадлежит праву государственной собственности на природные ресурсы. Содер­жание права распоряжения государства как собственника составля­ют полномочия относительно передачи природных объектов в ком­мунальную или частную собственность, предоставление их в пользо­вание и изъятие их у пользователя. Не следует включать в понятие права распоряжения действия государства как органа государствен­ной власти. Например, определение порядка, условий и форм при­родопользования, осуществление учета природных ресурсов и кон­троль за их рациональным использованием является функций госу­дарства как органа власти, а не как собственника. Указанные дейст­вия не приводят к изменению юридической судьбы природного объекта и не могут рассматриваться как правомочия собственника.

Для собственников, которым природные ресурсы принадлежат на праве частной собственности, законом установлены различные ограничения при совершении сделок с последними. Так, собствен­ник природных ресурсов может изменять целевое назначение ис­пользования природных ресурсов только с согласия органов госу­дарственной власти или местного самоуправления, он также обязан заключать договор залога только с кредитным учреждением. Введен мораторий и относительно права частного собственника на отчуж­дение земель сельскохозяйственного назначения и др.

Правомочия владения, пользования и распоряжения характе­ризуют в совокупности обеспеченные собственнику возможности, но не раскрывают в полной мере специфики права собственности на природные ресурсы как субъективного права. Важным признаком, который характеризует отношение собственности, является их независимость. Субъективное право собственности необходимо рассматривать как обеспеченная и гарантированная лицу возмож-


ность владеть, пользоваться и распоряжаться природными объек­тами независимо, по своему усмотрению.

Независимое (на свое усмотрение) владение, пользование и рас­поряжение означает, что содержащиеся в перечисленных право­мочиях возможности обеспечены и гарантированы собственнику законом, они не базируются на праве других лиц.

Независимый характер субъективного права собственности на природные ресурсы нельзя понимать в том смысле, что оно не за­висит от отраженной в нормах права воли общества. Наличие определенных и устанавливаемых законом ограничений права соб­ственности связано с необходимостью сохранения природных ре­сурсов для будущих поколений и обеспечением безопасной окружа­ющей среды для нынешнего. Поэтому собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами только в пределах, установленных законом. Тем не менее, ограничение пра­ва частной собственности на природные ресурсы в части ограничения права распоряжения, которые содержатся в действующем законо­дательстве, не обусловлены их экологическим содержанием и пред­ставляются нецелесообразными и несоответствующими современ­ным задачам создания многофункциональной рыночной экономики с развитым экологически ориентированным рынком природных ресурсов.1

Право собственности на природные ресурсы в Украине выража­ется различными организационно-правовыми формами, которые по-разному определяются в действующих нормативных актах. Су­ществует разночтение по этому вопросу между Конституцией Укра­ины, Законом Украины «О собственности», Гражданским кодексом Украины и экологическим законодательством. Тем не менее, анализ именно экологического законодательства, и, в первую очередь, по-ресурсовых нормативных актов, позволяет выделить три основные формы собственности на природные ресурсы, а именно: государ­ственную, коммунальную и частную. Права коллективной собствен­ности на природные ресурсы в Украине больше не существует. Бывшим коллективным собственникам — сельскохозяйственным кооперативам, садоводческим обществам и др. природные ресурсы переоформляются в частную собственность или в долгосрочную аренду.

В наиболее полном объеме вопросы собственности урегулирова­ны в Земельном кодексе Украины. В других поресурсовых законах вопрос о собственности на те или иные природные ресурсы урегу­лирован лишь в общих чертах.

1 См.: Колякин О. А. Земельное законодательство Украины: перспекти­вы развития; Кулинич П. Ф. Рыночная реформа и структурная перестрой­ка земельного законодательства Украины//Правовая система Украины: теория и практика: Тезисы док. и науч. сообщений научно-практ. конф. — К., 1993.—С. 301-307.


 




Как уже отмечалось, ст. 13 Конституции Украины провозглаша­ет все природные ресурсы в пределах территориальных границ объектом права собственности народа Украины, поэтому на прак­тике возникают вопросы относительно согласования между собой нормы Конституции и норм экологического законодательства, пред­усматривающих возникновение права частной, коммунальной и государственной собственности на природные ресурсы. В юридиче­ской литературе преобладает мнение, что в данном случае норма Конституции Украины регулирует не отношения собственности на природные ресурсы, а закрепляет суверенитет народа Украины на определенную территорию, на окружающую природную среду во­обще и ее отдельные составные элементы. Поэтому, при урегулиро­вании отношений частной, коммунальной и государственной соб­ственности на природные ресурсы следует руководствоваться нор­мами экологического законодательства.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)