АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. Д. Семенов (род. 1930 г.),

Читайте также:
  1. Лев Семенович Понтрягин
  2. Макаренко Антон Семенович
  3. Семенов В.Ф., Михайлюк О.Л., Галушкіна Т.П., Крусір Г.В., Мозгалева В.М., Сухіна Л.В., Стеценко С.В., Ткаченко Н.І., Давиденко І.В., Логвіновська СІ.

доктор педагогических наук, профессор

«НОВАЯ» ПАРАДИГМА И ПОДХОДЫ К ПРАКТИКЕ

В конце XX в. можно уже точно сказать, что воспитание как одна из функций жизнедеятельности людей по воспроизводству социальной и духовной культуры индивида и общества – не всесильно. Оно не всесильно ни на макроуровне (в надличностных структурах: экономических, политических и пр.); ни на микроуровне (индивид, семья, школа и пр.). Романтическая вера гуманистов века Просвещения в разум, в науку, в воспитание не выдержала испытания природой человека и созданным им обществом – прошедшие XIX и XX вв. тому свидетельство. Ф.М.Достоевский, размышляя об этом, писал: «...осмыслить и прочувствовать можно даже и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо вы делаться в человека... страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если бы этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные». Почему?

Известный ученый Н.П.Дубинин различает «биологическую наследственность» и «социальное наследование». Для педагогов-исследователей это научное расчленение имеет прогностическое значение: а) индивид при рождении наследует от родителей как индивидные, так и родовые биологические свойства; б) социальное наследование как индивидуальное, так и родовое – это уже результат «выделки», это то, что прижизненно осваивается каждым. Что-то из опыта каждого приходит в опыт всех. Отсюда – взрослые воспитывают, возможно, и не осознавая, ребенка и как неповторимую личность, и как представителя рода, типичного для своего социума человека.

В течение многих лет в опыте воспроизводства личностей сложились стратегии отношения к биологическому в индивиде:

- религиозные представления о «тварной» природе как о греховной, которую следует в себе преодолевать (монахи, пустынники и т.п.); противопоставление души и тела, потому тело подлежит всяческому подавлению (наказание, голод, истязания и пр.);

- научные представления более многообразны: от почти полного отрицания биологического в человеке как социальном продукте до абсолютизации биологического в нем.

Вера просветителей в то, что «общие законы» исправят человека, реализовалась в социальных теориях, смысл которых выразил К.Маркс: «Если человека создают обстоятельства, то надо сделать обстоятельства человечными». Когда эта мысль овладевает политиками, то на первое место выходит слово: «сделать». Делают же люди, вышедшие из бесчеловечных обстоятельств и несущие в себе все заводить полезные знакомства, я их заводить не буду. Ты ненавидел стихи, я их буду любить.

Все будет делаться наоборот. И если ты сейчас хвалишься своим семейным счастьем, то я буду агитировать за фалангу Фурье, где детей воспитывает государство, и ребенок не попадает в руки такого самодура, как ты.

Ты хочешь известности, я предпочитаю погибнуть в любом болоте.

Ты любишь хозяйство, я его любить не буду.

Ты хочешь, чтобы я стал охотником, я в руки не возьму ружья, не зарежу ни одного животного».

(Печатается по изданию: Семенов, В.Д. Социальная педагогика: история и современность / В.Д.Семенов. – М., 1998. – С. 234 – 237.)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)