|
||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дополнительная. 1. Анин, Б. Учитель моей жизни: кн
1. Анин, Б. Учитель моей жизни: кн. интервью / Б.Анин. – М.: Сов. Россия, 1982. – 172 с. 2. Блага, К. Я – твой ученик, ты – мой учитель: кн. для учителя / К.Блага, М.Я.Шебек; пер. с чеш. Д.М.Прошуниной. – М.: Просвещение, 1991. – 140 с. 3. Вульфов, Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие / Б.З.Вульфов, В.Д.Семенов. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с. 4. Горгонова, Т.А. Путь к профессии учителя / Т.А.Горгонова, И.Ш.Королева. – М.: Просвещение, 1981. – 294 с. 5. Кнебель, М.И. Поэзия педагогики / М.И.Кнебель. – М.: Просвещение, 1976. – 168 с. 6. Кондратенков, А.С. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли: кн. для учителя / А.С.Кондратенков. – М.: Просвещение, 1989. – 206 с. 1.2. Педагогическая профессия в обществе
Возникновение и развитие педагогической профессии. Профессия учителя в оценке известных мыслителей, государственных и общественных деятелей. Социальный статус профессии учителя на современном этапе развития общества. Особенности педагогической профессии. Педагогическая профессия и педагогические специальности. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.
1.2.1. Возникновение и становление педагогической профессии [1] С возникновением человеческого общества появляется необходимость в передаче опыта старших поколений, взрослых, новым, вступающим в жизнь поколениям, детям, т.е. в воспитании. И первоначально воспитание осуществлялось стихийно, в процессе совместной деятельности и общения людей. Однако по мере накопления производственного и жизненного опыта люди все более осознавали важность воспитания и пытались управлять этим процессом. Так появился новый вид человеческой деятельности – педагогическая, и в первую очередь обучение: передача мастерства более опытных людей менее опытным, дабы сделать эффективным и полезным их участие в совместной жизни и общем труде – главном условии существования человека. Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания: общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX веке до нашей эры в стране существовала организация, ведавшая делами просвещения народа, назначавшая на должность учителя мудрейших представителей общества. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Владимира Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить Родину, заботиться о народе, делать добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее...». В Древней Руси и Беларуси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие университетское образование. Новый идеал личности, иной подход к человеку в эпоху Нового времени потребовал иного учителя: учителя, владеющего психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, «любящего учеников, как отец родной», превращающего учебное заведение из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний в храм разумного, приносящего радость от воспитания и образования. Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» – обращается к нему ученик. «Обогати ее», – отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» – спрашивает ученик. «Обучи ее!» – восклицает учитель.
Великим педагогом Беларуси был Симеон Полоцкий. Получив блестящее образование и приняв монашество, он работал учителем Полоцкой братской школы, писал стихи, пьесы для школьного театра. По приглашению русского царя Алексея Михайловича переехал в Москву, где стал советником царя и воспитателем его детей. Возглавил греко-латинскую школу. Создал привилегию первого высшего учебного заведения. Открыл в Москве типографию, в которой издавал учебно-педагогические и детские книги. В своих произведениях раскрывал роль и значение воспитания, роль окружающей среды в воспитании, основы семейного воспитания, воспитывающую роль обучения, вопросы нравственного и гражданского воспитания, роль воспитателя и требования к нему. Симеон Полоцкий указывал на три главные «вещи» учителя: во-первых, должен быть «да искусен сам»; во-вторых, «должен слово свое украсити» и, в-третьих, «преклонять сердца подобает ко творению делес». Впервые доказал, что человек при рождении не имеет никаких прирожденных идей, что ум ребенка – «чистая доска», на которой воспитатель и родители могут написать все, что захотят. Эта «доска» заполняется по мере взаимодействия человека с окружающей средой и в процессе обучения.
Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение», не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. Я.А.Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все – для других, ничего – для себя».
Демократические идеи Песталоцци продолжил и развил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого за его заботу о подготовке кадров учителей для школы и работу с ними называли учителем учителей. Выдвинутая им идея общечеловеческого воспитания, основанная на принципах природосообразности, культуросообразности и самодеятельности на многие годы определила подходы и к содержанию образования, и к методам учебно-воспитательного процесса. Особую роль в этом процессе отводил учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».
Другой великий педагог России Лев Николаевич Толстой, разрабатывая теорию свободного воспитания, призывал к новому типу отношений между учителями и учениками. Он утверждал, что: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, – он совершенный учитель». Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX века продолжил советский педагог Антон Семенович Макаренко. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей». Ученики простят своим учителям и сухость, и даже придирчивость, полагал педагог, но не простят плохого знания дела. «Выше всего ученики ценят в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль».
Теоретическое наследие и опыт А.С.Макаренко приобрели всемирное признание. По сегодняшний день особое значение имеет созданная А.С.Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания.
В 50 – 60-е гг. ХХ века идеи Макаренко развивал Василий Александрович Сухомлинский – директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Разрабатывая теорию гуманистического воспитания, он утверждал, что ни один учитель не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся. Нелегок хлеб, добываемый на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог, радостей и печалей, дерзаний и поисков, – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность. Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний, на самом деле – это высокая миссия, предназначение которой – сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |