|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стили педагогической деятельностиПедагог, решая те или иные задачи, выявляет себя через характерный для него стиль педагогической деятельности – неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и методов взаимодействия, характеризующих в совокупности индивидуальную стратегию и тактику педагога. В.Т.Чепиков выделяет императивный, демократический и либеральный стили педагогической деятельности. В исследованиях А.К.Марковой, А.Я.Никоновой предлагается иная классификация: - эмоционально-импровизационный – педагог строит учебный процесс с учетом самостоятельности учеников; не любит заниматься повторением и закреплением; предпочитает работать с яркими учениками и поощряет их; - эмоционально-методичный – ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной работы, высокая оперативность; определенное преобладание интуитивности над рефлексивностью; - рассуждающе-импровизационный – педагог проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы; реже практикует коллективные обсуждения; - рассуждающе-методичный – четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточное управление, педагог обеспечивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует активность и инициативу самих школьников. Другой характеристикой деятельности учителя является мастерство как «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в определенное время педагог достигает оптимального результата» (Н.В.Кузьмина). Педагогическое мастерство – не врожденное качество, это результат огромного напряжения сил, терпения, выдержки, работоспособности учителя, умения преодолевать временные трудности, стремления к самосовершенствованию. Мастерство – это особое состояние, переживаемое каждым из педагогов по-своему, дающее степень профессиональной свободы и определяющее границы возможного и внутренне дозволенного на творческом уровне деятельности. Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д.Ален, К.Раин): 1. Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.). 2. Привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п. 3. Педагогически грамотное подведение итогов занятий или его отдельной части. 4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляда, мимики, жестов). 5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений. 6. Постановка наводящих вопросов проверочного характера. 7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала. 8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности. 9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности учащегося в умственную работу по внешним признакам его поведения. 10. Использование иллюстраций и примеров. 12. Использование приема повторения. Следующей характеристикой педагогической деятельности является позиция педагога – система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Позиция педагога носит динамичный характер и зависит от многих факторов. Она формируется, с одной стороны, под влиянием требований, ожиданий и возможностей, которые предъявляет и предоставляет педагогу общество. С другой стороны на выбор профессионально й позиции педагога огромное влияние оказывают его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер. В позиции педагога проявляется его личность, социальная ориентация, тип гражданского поведения и деятельности. Л.Б.Ительсон выделил следующие позиции педагога: – информатор – ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; – друг – стремится проникнуть в душу ребенка; – диктатор – насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; – советчик – использует осторожное уговаривание; – проситель – упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести; – вдохновитель – стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами. Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость, произвол, подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его личной инициативы и т.п. Контрольные вопросы и задания 1. Определите объект, предмет, цель и средства педагогической деятельности. 2. Сравните модели педагогической деятельности разных ученых. Укажите оптимальную с вашей точки зрения. Объясните свой выбор. 3. Что такое стиль педагогической деятельности, и какую роль он играет в профессиональной деятельности педагога? 4. Прочитайте главу «Вода из реки Лимпопо» из повести К.Г.Паустовского «Далекие годы» (Источник: Паустовский, К.Г. Повесть о жизни / К.Г.Паустовский. – Т. 1. – М.: Современный писатель, 1993. – С.63 – 69, либо любое другое издание). Определите стиль педагогической деятельности учителя географии Черпунова. 5. В чем заключается мастерство деятельности учителя? 6. Как соотносятся понятия «стиль педагогической деятельности», «мастерство учителя» и «профессиональная позиция педагога»? 7. Может ли студент – будущий педагог развить в себе способность к творчеству, потребность в творческой работе? Если «да», то, как он должен развивать свои творческие способности? 8. Существуют две точки зрения. Первая: без педагогического призвания настоящим учителем, как ни старайся, все равно не станешь. В лучшем случае получится честный «урокодатель». И вторая: призвание и дарование учителя в его собственных руках. Каждый учитель может и должен сотворить себя сам. А как считаете вы? Почему? 9. Внесите определения основных понятий лекции в ваш терминологический словарь.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |