|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПЕДАГОГИКА КАК ИСКУССТВО И КАК ТЕОРИЯ(Из кн. «Курс педагогики») 1) Педагогика как техника (Коменский, Мюнстерберг). Обыкновенно воспитатель, покупая книгу по педагогике, ищет в ней, прежде всего, определенных технических указаний, как воспитывать и обучать. Таким образом, на педагогику смотрят как на практическую науку; точнее, педагогика даже не наука, но искусство. В старину такой взгляд на педагогику был общераспространенным. Тогда на воспитателя смотрели как на ремесленника, который, подобно всякому другому ремесленнику, должен самым тщательным образом усвоить технику своего дела для того, чтобы стать искусным мастером. Да, воспитатель, это – мастер педагогического дела, а место его деятельности, например, школа, это – та мастерская, в которой из ребенка делают человека в полном смысле этого слова. Такое сравнение принадлежит отцу новой европейской педагогики Яну Коменскому (1592–1670), который всюду ставит в качестве примера для учителя – мастера. По мнению Коменского, учитель в своей деятельности должен подчиняться тем общим правилам, которым подчиняются и всякие другие искусства или ремесла, и которыми руководятся, например, садовник, архитектор, кузнец и иные мастера, и именно потому, что решительно во всех искусствах и ремеслах согласование с указаниями природы является залогом успеха, согласование с природой должно стать основным правилом и для воспитателя. Кто открыл этот секрет воспитания, кто усвоил соответствующие приемы обучения, тот наверное достигнет полного успеха: все в воспитании зависит от правильного метода. «Надо желать, чтобы метод человеческого образования был механическим, т.е. он должен все предписывать столь определенно, чтобы всё, чему учатся, чем занимаются, не могло не иметь успеха». Обучение должно стать «дидактической машиной». Взгляд на педагогику как на технику живет и доныне. И сейчас еще многие курсы по педагогике, дидактике и особенно по методикам обучения отдельным учебным предметам наполнены так называемой «педагогической рецептурой» и шаблонами. 2) Педагогика как индивидуальное творчество («Педагогика личности»). Против такого взгляда в наше время особенно восстает то направление, которое известно под названием «педагогика личности». По мнению представителей этого направления (Линде, Гансберг, Шаррельман), даже ремесло, если оно хочет достичь известного совершенства, требует некоторого личного творчества со стороны ремесленника. Рабское, механическое подражание заранее данным шаблонам должно быть отвергнуто: в Рим ведет много дорог, и каждый должен идти по своей. Деятельность воспитателя аналогична деятельности художника, создающего свое произведение. Но если бы художник захотел творить по шаблонным правилам, он не создал бы художественного произведения, ибо последнее вышло бы не из творческих глубин души создателя, между тем как творчество всегда носит личный характер, есть результат личной работы, проявление именно данной личности. Итак, воспитание как искусство подобно всякому искусству, есть творчество, вытекающее из недр личности воспитателя, который отнюдь не ремесленник, но художник-творец. Но если так, тогда педагогика как техника воспитания наука сомнительная. «Абсолютно лучшего нет ни одного метода: всякий метод приобретает свою настоящую силу лишь благодаря тому, что он есть собственность известной личности, не орудие в руке учителя, но самая его рука... Духовное воздействие, имеющее своим источником свободную, всесторонне развитую личность учителя, часто оказывает решающее влияние на всю жизнь ученика» (Wiese). Каждый индивидуальный случай требует особого приспособления к себе, и педагогики как общеобязательной техники воспитания нет: педагогика должна быть делом личного творчества каждого воспитателя. Итак, воспитатель не ремесленник, но художник– творец. 3) Педагогика как теоретическая наука. Но для того, чтобы воспитатель мог создавать сам свою технику воспитания применительно к индивидуальным условиям данной обстановки и к личности своей и воспитанника, он должен иметь известные личные качества и прежде всего педагогический талант. «Недостатки метода, учебного плана и школьного механизма могут быть исправлены благодаря личным достоинствам учителя, но непригодность учителя гораздо труднее исправить при помощи самых совершенных методов и устройства школы» (Маттиас). Таким образом, если воспитание как искусство есть творчество, то для того, чтобы быть воспитателем, необходим, прежде всего, талант. Но, все-таки, Коменский и Мюнстерберг правы в том смысле, что одним талантом дело не исчерпывается: во всяком искусстве есть известный элемент техники, который– то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и талант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. Но встает вопрос, что понимать под усвоением техники? Ясно, что это не должно быть механическим подражанием чужим шаблонам: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт» (Ушинский). Самый опыт всегда останется личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т.е. известная, основанная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука. Педагог, кроме таланта и личного опыта, должен иметь и теоретическое педагогическое образование. И техника, и талант, и теоретический анализ являются одинаково необходимыми для воспитателя, но в то время, как техника приобретается лишь посредством личного опыта, а талант врожден, только теоретическое рассмотрение основных идей педагогического искусства может быть передано в виде предварительной теоретической подготовки к будущей деятельности воспитателя. Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде системы известных идей может существовать педагогика как наука… Каково же содержание педагогики как теоретической науки? По мнению Гербарта, она должна, прежде всего, установить цель воспитания. Но рассмотрение цели воспитания ведет нас в область идеала, и так как о назначении человека говорит философия, то педагогика стремится стать философской наукой. С другой стороны, обсуждение средств и препятствий при воспитании низводит нас к повседневной действительности и, прежде всего, к самому воспитаннику и его душе. Таким образом, как наука, педагогика зависит от философии, (этики) и от психологии. Первая указывает цели воспитания, вторая – путь к цели… 4) Педагогика и философия (Наторп). Взгляд гербартианцев на значение этики для педагогики оспаривает Наторп. («Философия как основа педагогики».) По мнению Наторпа, этика устанавливает законы только для человеческой воли, стремящейся к нравственности, тогда как логика устанавливает нормы или законы для деятельности мышления или познания, а эстетика – для свободного творчества воображения. Разве эти параллельные этике науки, логика и эстетика, не должны принимать участия в определении цели и задач воспитания? Ведь задача воспитания – развить всего человека, и в этом отношении развитие мышления или эстетического творчества не менее важно, чем развитие нравственной воли. Итак, не только этика, но также логика и эстетика должны участвовать в качестве нормативных законоустанавливающих наук в деле обоснования педагогики… Поскольку путь образования один и тот же для всех, он определяется именно содержанием образования, а не психологией. Итак, теоретическое обоснование педагогики есть дело философии: последней принадлежит высшее руководство делом воспитания, и педагогика есть не что иное, как прикладная философия. Педагог должен быть философом. 5) Педагогика как самостоятельная наука. Однако рассуждение Наторпа вряд ли может быть принято. Дело в том, что, хотя внимание и философии, и педагогики направлено на одно и то же, именно на содержание идеального мира, точки зрения этих наук различны. Вопрос философии – вопрос о том, что такое идеальное; вопрос педагогики – как идеальное можно сделать эмпирическим. Философия от эмпирического идет к идеальному и ищет общеобязательные нормы, чуждаясь субъективности; педагогика от идеального идет к эмпирическому и воплощает общеобязательные нормы именно в данном субъекте. Педагогика, по своим заданиям, наука гораздо более сложная, нежели философия: основная проблема педагогики – как установленные философом нормы идеального мира, посредством соответствующего конкретизирования их, воплотить в условиях данной общественной среды, описываемой социологом, в воспитываемом субъекте, картину душевного мира которого дает психолог. Итак, педагогика по отношению к философии, как и по отношению к психологии и социологии, вполне самостоятельная наука со своими собственными проблемами и со своей собственной особой точкой зрения на познаваемые факты. 6) Предмет педагогики. Итак, педагогика – вполне самостоятельная наука, имеющая свой
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |