АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Р и с. 31.4. Влияние экономической политики на реальный обменный курс

Читайте также:
  1. A) к любой экономической системе
  2. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  3. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  4. V3: Основные черты и особенности политики военного коммунизма
  5. VIII. Состояние экономической мысли в России
  6. Авторитет и влияние менеджера, и их формы.
  7. Аграрной политики
  8. Адыгея в Политико-экономическом пространстве России. Особенности проведения экономической реформы в республике.
  9. Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.
  10. Анализ безубыточности деятельности. Влияние на безубыточность деятельности производителей цены продукции, затрат на производство, объемов продаж
  11. Анализ взаимосвязи между обобщающими, частными показателями экономической эффективности деятельности предприятия и эффективностью каждого научно-технического мероприятия
  12. Анализ дивидендной политики предприятия

инвесторам налоговых льгот. Это приведет к увеличению объема ин­вестиций, и кривая 5-/2 также сдвинется влево, курс национальной валюты возрастет (рис. 31.4, б);

в) внешнеторговая политика. Предположим, правительство огра­ничивает импорт (это может быть прямой запрет, повышение тамо­женных пошлин, нетарифные ограничения), что приведет к сокраще­нию импорта, возрастанию чистого экспорта. Это отразится в сдвиге вверх кривой чистого экспорта (рис. 31.4, в).

Обменный курс возрастет, однако физическая величина чистого экспорта останется неизменной и это не отразится на сальдо счетов платежного баланса. Отсюда следует важный вывод о том, что невоз­можно преодолеть дефицит торгового баланса путем проведения лишь протекционистской внешнеторговой политики.

(31.5)

Модель Манделла—Флеминга является модификацией модели 18 — ЬМ для открытой экономики. Рассмотрим уравнение этой модели:

/ = С (У - Г) + /(г) + С + ЫХ(е) - /5.

Уравнение (31.5) описывает рынок товаров. В соответствии с ос­новным тождеством счетов совокупный доход У равен сумме потреб­ления е, инвестиций /, государственных закупок С и чистого экспор­та. Потребление е находится в прямой зависимости от располагаемо­го дохода I— Ту инвестиции I— в обратной зависимости от ставки про­цента г, чистый экспорт — в обратной зависимости от обменного кур­са е. Графически это уравнение можно представить в виде кривой 18.

В модели 18—ЬМ для закрытой экономики находит свое выраже­ние также равновесие денежного рынка. Это же относится и к откры­той экономике, т.е. предложение денег должно соответствовать спро­су на них:

М/Р = Ь(г,У) - ЬМ. (31.6)

Уравнение (31.6) описывает рынок денег. Предложение денег представлено выражением М/Р, спрос на деньги — I, он находится в обратной зависимости от ставки процента г и в прямой от дохода У.

В модели Маиделла-^Флемиига в качестве исходного принима­ется положение, что внутренняя ставка процента равна мировой, т.е. страна представляет собой малую открытую экономику и своей по­литикой не может повлиять на мировую ставку процента:

г = г*. (31.7)

Поскольку модель Манделла—Флеминга содержит три эндоген­ные переменные У, г и в, ее нельзя представить на одном двухмерном графике. Поэтому она рассматривается в двух системах координат, в каждой из которых одна из переменных величин принимается за кон­станту и анализируется взаимосвязь между двумя другими. Одна система координат У — г, другая — У — е. Поскольку нас интересует проблема взаимосвязи макроэкономической политики и обменного курса, рассмотрим эту модель в системе У — е (рис. 31.5).

(31.8)
Рис. 31.5. Модель Манделла—Флеминга

Кривая 15 будет иметь отрицательный наклон, так как она задает­ся уравнением

У = е(У - Т) + Яг*) + С + ЫХ (е).

В уравнение входит чистый экспорт ЫХ, находящийся в обратной зависимости от обменного курса е.

Кривая ЬМ вертикальна, пос­кольку в уравнение (31.6) не входит обменный курс. Ставка процента за­дана мировой ставкой.

Рассмотрим последствия макро­экономической политики при пла­вающем обменном курсе:

а) бюджетно-налоговая поли­тика. Предположим, что проводит­ся стимулирующая бюджетно-на- логовая политика. В таком случае кривая 15 сдвинется вправо (рис. 31.6, а).


 

Р и с. 31.6. Последствия макроэкономической политики в условиях плавающего обменного курса


Приведет к возрастанию обменного курса, уровень дохода оста­нется неизменным, хотя получается и несколько иной результат, чем в закрытой экономике;

б) денежно-кредитная политика. Предположим, центральный банк увеличивает предложение денег (рис. 31.6, б). Это приведет к увеличению дохода и снижению обменного курса;

в) внешнеторговая политика. Предположим, что государство проводит политику ограничения импорта. В таком случае мы будем наблюдать увеличение чистого экспорта ЫХ и кривая 15 сдвинется вверх (рис. 31.6, в).

Таким образом, введение внешнеторговых ограничений приведет к росту обменного курса, но доход останется прежним, т.е. мы полу­чим тот же вывод, что и в модели платежного баланса.

Теперь перейдем к последствиям макроэкономической политики при системе фиксированного обменного курса:

а) бюджетно-налоговая политика. Предположим, что проводится стимулирующая бюджетно-налоговая политика. Это приводит к сдвигу кривой 15 вправо. Однако для поддержания фиксированного обменного курса центральный банк должен увеличить предложение денег (рис. 31.7, а).

Таким образом, стимулирующая бюджетно-налоговая политика при фиксированном обменном курсе неизбежно вызывает денеж­но-кредитную экспансию;

о) денежно-кредитная политика. Предположим, правительство увеличивает предложение денег. Произойдет сдвиг кривой ЬМ к пер­воначальному положению и тем самым снизится рыночный обмен­ный курс. Поскольку официальный курс не меняется, начинаются спекулятивные операции, возрастает предложение национальной ва­люты и центральный банк для поддержания фиксированного курса должен ее скупать. Предложение денег снижается, и кривая 1Л/воз­вращается в прежнее положение (рис.31.7, б).

Таким образом, при фиксированном обменном курсе денеж­но-кредитная политика становится невозможной;

в) внешнеторговая политика. Предположим, правительство про-


 

 


ЬМХ ЬМ2
I б
е 4 *
ЬМ
15 У

ЬМ, ьм2


 

 


Р и с. 31.7. Последствия макроэкономической политики в условиях фиксированного обменного курса


водит политику ограничения импорта. Кривая 15 сдвинется вправо вверх. Для поддержания фиксированного обменного курса необхо­димо увеличить предложение денег, т.е. кривая ЬМ сдвинется вправо (рис. 31.7, в).

Таким образом, введение внешнеторговых ограничений при фик­сированном обменном курсе приводит к росту совокупного дохода.

Общий вывод из модели Манделла—Флеминга заключается в том, что результаты макроэкономической политики в открытой эко­номике зависят от применяемой системы обменного курса.

Литература

Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. М., 1992. Т.2. Гл. 40. С. 341-364.

Мэнькью Г. Макроэкономика. М., 1994. Гл. 7. С. 515 —548.

Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.. 1993. Гл. 38. С. 711-732.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М. 1997. Гл. 6. С. 179-220. Гл. 20. С. 731-776.

Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика? Глобальный подход. М., 1996. Гл. 10. С. 324-363. Гл. 13. С. 427-450. Гл. 14.456-487.

Г Л А В А 32 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 32.1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Анализ макроэкономических показателей за достаточно длитель­ный промежуток времени позволяет сделать вывод о том, что харак­терной особенностью современного развития в мире является эконо­мический рост.

Для иллюстрации этого процесса воспользуемся понятием дол­говременного тренда экономического развития. Трендовая динамика реального ВВП — это уровень, на котором бы находился фактичес­кий ВВП, если бы он на протяжении всего периода равномерно рос темпами, равными уровню среднего фактического темпа прироста.

Графически экономический рост может быть изображен восходя­щей линией, которая отражает трендовый уровень реального ВВП (рис. 32.1).

Для большинства стран тренд за десятилетний (или больший пе­риод) является возрастающим. Это означает, что происходит долго­срочный экономический рост. Несмотря на то что во время промыш­ленных циклов может наблюдаться временное снижение объема вы­пуска и даже глубокий и продолжительный спад производства, об­щее развитие экономики большинства стран характеризуется тен­денцией увеличения объема выпуска и занятости.

Под ростом экономисты обычно понимают движение экономи­ческой жизни, тенденции в развитии элементов экономики (цен, про­изводства, безработицы и др.). Понятие экономического роста вклю-

Рис. 32.1. Тренд и фактическая динамика реального ВВП за 1980—1995 гг.

 

чает в себя изменение результатов функционирования националь­ной экономики: увеличение валового внутреннего продукта, нацио­нального дохода, дохода на душу населения, уровня жизни и т.д.

Хотя ни одна отдельно взятая цифра не может отразить разнооб­разные величины общего роста, все же лучшим единым показателем динамики экономики является реальный национальный продукт (чистый и валовой). В количественном отношении экономический рост определяется и измеряется как увеличение реального ВВП (ЧНП) за некоторый период времени, при этом используется показа­тель годового темпа прироста реального ВВП (в процентах):

Темпы прироста _ Реальный ВВП текущего года — Реальный ВВП прошлого года ^ реального ВВП Реальный ВВП прошлого года

Используя данный показатель, можно проанализировать дина­мику развития как национальной экономики, так и динамику мировой. Например, среднегодовой темп прироста ВВП (в процен­тах) за 1870 — 1985 гг. составил в среднем около 3 %:

Австралия 3,13 Япония 3,81

Франция 2,18 Великобритания 1,79 Германия 2,42 США 3,44

Италия 2,31

Такой темп прироста обычно считается признаком экономичес­кого процветания. Численность населения за тот же период ежегодно возрастала приблизительно на 1 %. Среднегодовые темпы роста вы­пуска продукта на душу населения в указанный период в индустри­альных странах составляли около 1,6 %.

Если проанализировать динамику экономического развития не только индустриально развитых стран, но и других регионов мира, то можно увидеть, что темпы экономического роста существенно разли­чаются по странам. Среднегодовые темпы роста ВВП надушу населе­ния за период с 1965 по 1989 г. находились в диапазоне от -1,3 % на Ямайке до +7 % в Сингапуре. Следует заметить, что кажущиеся не­большими различия в среднегодовых темпах роста с течением време­ни могут оказать значительное влияние на изменение уровня дохода на душу населения. При темпе роста в 1 % в год требуется 70 лет, что­бы удвоить доход на душу населения, но если рост составляет 3 % в год, то стране понадобится только 24 года для получения таких же ре­зультатов. Это поразительное отличие основывается на эффекте сложных процентов.

Однако проблему экономического роста нельзя сводить лишь к количественной стороне. Увеличение объемных показателей — не са­моцель. Высокие темпы не всегда свидетельствуют об оптимальном развитии экономики и росте благосостояния. Изменения в ВВП мо­гут неточно отражать изменения в уровне жизни населения. Поэтому при характеристике экономического роста следует учитывать эф­фект появления новых товаров, уровень потребления, рост свободно­го времени, расходы на охрану окружающей среды и др., т.е. динами­ку материального уровня жизни. Для сравнения уровней жизни за длительные периоды времени можно рассмотреть, кроме динамики ВВП, и другие показатели, например среднюю продолжительность жизни.

Почему экономический рост сам по себе обычно рассматривается как важная экономическая цель? Увеличение общественного про­дукта в расчете на душу населения означает повышение уровня жиз­ни. Рост реального продукта влечет за собой возрастание материаль­ного изобилия и отвечает принципам минимизации издержек. Расту­щая экономика обладает оолыпей способностью удовлетворять но­вые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

По определению, растущая экономика характеризуется прирос­том годового реального продукта, который может использоваться для более эффективного удовлетворения существующих потребнос­тей или для разработки новых программ. Увеличение реальных зара­ботков расширяет круг возможностей, доступных для любой семьи без ущерба для других возможностей и благ. На макроуровне эконо­мический рост позволяет осуществить новые программы по борьбе с бедностью и загрязнением окружающей среды без падения сущес­твующего уровня потребления, сокращения объемов инвестиций и производства общественных благ.

Экономический рост облегчает решение проблемы ограничен­ности ресурсов. Это можно объяснить, используя понятие границы производственных возможностей (см. графики на рис. 32.2). Эконо­мический рост (увеличение совокупного объема производства това­ров и услуг) возникает в двух различных случаях. Во-первых, рост происходит, когда неиспользуемые ресурсы направляются в про­изводство. При этом экономика перемещается из внутренней точки С в точку Яна границе производственных возможностей (рис.32.2, а). Во-вторых, экономический рост также происходит, когда сдвигается

Граница производственных возможностей Я Развлечения

 

Рис. 32.2. Экономический рост при полном использовании ресурсов (а) и при расширении границы производственных возможностей (б)

сама граница производственных возможностей, как это показано на рис.32. 2, б. Если первоначально экономика находилась в точке С на границе АЕ, то в силу экономического роста она переместится в точку С'на новой границе А Е\

Однако у экономического роста есть и оборотная сторона. Более столетия назад английский экономист Дж. С. Миль выразил свое бес­покойство по поводу того, что экономический прогресс может стать причиной "потери большей части того, что так привлекает нас в окру­жающем мире". В наше время того же мнения придерживаются эко­логи, которые озабочены тем, что экономический рост влечет за со­бой усиленное загрязнение окружающей среды и создает опасность глобальной экологической катастрофы.

Безусловно, экономический рост несет с собой определенные из­держки. Однако критиков концепции ускоренного экономического

роста можно обвинить в том, что они часто смешивают две разные пробле­мы: темп экономического роста и его направление. Для объяснения вос­пользуемся все той же кривой про­изводственных возможностей (рис. 32.3).

Эконо­мичес­кий рост
Развлечения

Приведенный график изобража­ет экономическую систему, в кото­рой производится только два вида товаров — чистый воздух и автомо­били. У экономической системы, эф­фективно функционирующей на., границе своих производственных томо или возможностей, существует выбор Р и с. 32.3. Экология между этими двумя благами. Про- и экономический рост изводство большего количества ав­
томобилей увеличивает загрязнение воздуха; производство меньше­го количества автомобилей позволяет улучшить параметры окружа­ющей среды.

С учетом непрерывности модернизации технологий и доступ­ности новых видов ресурсов границы производственных возможнос­тей расширяются. Если экономическая система в результате роста производства перейдет из точки А в точку С\ это вызовет ухудшение экологической обстановки. Но при определенных условиях могло бы произойти как расширение материального производства, увеличение его объемов, так и улучшение условий окружающей среды. Это стало бы возможным, если бы в результате экономического роста больше усилий и затрат было направлено на разработку экологически более безопасных технологий. На рис. 32.3 это отразилось бы перемещени­ем экономической системы из точки А в точку С.

Экономический рост порождает важные эволюционные измене­ния в структуре экономики. По крайней мере, в растущих экономи­ках отчетливо прослеживается общая "модель развития". Что касает­ся структуры производства, то здесь экономический рост характери­зуется двумя главными обстоятельствами:

в производстве отмечается рост тех товаров и услуг, которые яв­ляются определяющими для прогресса;

происходят перемены в распределении активного населения между различными секторами экономической деятельности.

Первой отличительной особенностью роста экономики является тенденция к снижению значимости сельскохозяйственного сектора, что выражается в уменьшении его относительной доли в общем объе­ме выпуска и занятости. В своем знаменитом труде "Условия эконо­мического прогресса" британский экономист К. Ютрк отмечал, что оборотной стороной снижения доли аграрного сектора является вна­чале рост доли промышленности, а затем увеличение доли сферы ус­луг. На начальных стадиях ускоренного роста промышленный сек­тор быстро расширяется, потом его доля в общем объеме производ­ства достигает своего пика и начинается ее постепенное уменьшение. Сфера услуг также постоянно расширяется, и ее доля в экономике увеличивается, в то время как доли промышленности и сельского хо­зяйства уменьшаются.

Для стран, вступающих в стадию быстрого экономического роста, весьма характерен также сдвиг в сторону урбанизации, который аме­риканский экономист С.Кузнец определил как "концентрацию насе­ления в густонаселенных, относительно крупных регионах". Урбани­зация является следствием снижения доли аграрного сектора и про­цветания индустрии.

Определенные изменения вызывает экономический рост и в структуре потребления. С одной стороны, с ростом доходов ранее не столь существенные расходы начинают занимать в индивидуальном или семейном бюджете сравнительно более важное место. До про­мышленной революции от 85 до 90 % дохода обычно шло на покупку продуктов питания (именно так происходит еще и сегодня в странах с низким уровнем развития); в Европе и Соединенных Штатах доля дохода, расходуемого на эти продукты, не превышает 35 — 40 %. Сни­жение доли расходов на приобретение продуктов питания с ростом душевого дохода известно под названием закона Энгеля и является одним из наиболее достоверных эмпирических обобщений во всей экономической науке.

С другой стороны, если доход растет, то в пределах каждого вида расходов (питание, одежда, жилище, прочие виды расходов) увели­чивается доля благ высокого качества по сравнению с низшими бла­гами.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)