АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности денежно-кредитной политики в условиях Республики Беларусь

Читайте также:
  1. A) подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий
  2. I Распад аустенита в изотермических условиях
  3. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  4. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  5. I. Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.
  6. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  7. I. Рвота, причины рвоты. Особенности ухода при рвоте: пациент без сознания, в сознании, ослабленный. Возможные осложнения.
  8. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  9. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  10. III. Изучение ассортиментной политики организаций розничной и оптовой торговли.
  11. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  12. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)

Три этапа эволюции. В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства есть основание выделять несколько основных этапов.

Начало первому этапу было положено принятием Верхов­ным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского рас­четного билета» в качестве национальной валюты. Националь­ному банку Республики Беларусь де-юре было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства.


Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денеж­но-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансии.

Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Бела­русь произошли некоторые позитивные изменения.

Денежно-кредитная экспансия. К концу 1994 года в Бе­ларуси функционировал валютный рынок, сформировался еди­ный обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВ были получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о необходимости ограничения кредитной экспан­сии. На основе установления положительной процентной став­ки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорус­ских рублях. Открытие для коммерческих банков специальных депозитных счетов в Национальном банке позволило умень­шить денежное предложение и подавить гиперинфляцию (7, стр. 25).

В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредит­ной сферы осуществлялись в рамках реализации специальной Антикризисной программы. Тем самым были созданы опреде­ленные предпосылки для проведения экономической рефор­мы, хотя упомянута программа так и не была выполнена дол­жным образом.

Нарастание кризиса неплатежей и обострение других про­блем в условиях сдерживания радикальных преобразований, отсутствие должной теоретической концепции предопределили принятие курса на смягчение проводимой денежно-кредитной политики. Некритически были восприняты идеи позитивного значения высокой степени монетизации ВВП. В соответствии с таким подходом основная причина экономических проблем усматривалась в якобы необоснованном сжатии денежной мас­сы и лишении реального сектора экономики весомой кредитной поддержки со стороны банковского сектора.

Примечание. Действительно, в устойчиво развивающихся странах степень монетизации ВВП в некоторых случаях превышает 100% (напри­мер, ФРГ, Япония и т. д.). Что касается стран с переходной экономикой, то к середине 90-х годов монетизация ВВП была равна лишь 10-12%.

Сама по себе высокая степень монетизации ВВП свидетельствует об устойчивости экономического развития. При этом процесс монетизации во многом имеет объективный характер. Он связан с уровнем инфляции, высокой склонностью населения к сбережениям, уровнем прибыльности реального сектора экономики, со скоростью движения денег, наконец, и


со степенью доверия населения к денежным властям. По крайней мере, отсутствуют более или менее значимые возможности резко повысить мо­нетизацию ВВП за счет административного принуждения.

Усилия печатного станка привели к тому, что каналы де­нежного обращения стали быстро заполняться новой денежной массой. Коммерческие банки побуждались направлять кратко­срочные ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льгот­ные кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых на срок до 40 лет.

Тем самым узкому кругу льготников была предоставлена возмож­ность присваивать инфляционный налог, собираемый со всего населения республики.

Денежная масса постоянно обесценивалась, поэтому не уди­вительно, что денег в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционно­го обесценения денежной массы возросли неплатежи в нацио­нальной экономике, а столь желанный коэффициент монетиза­ции ВВП даже снизился: с имевшихся 10-12% до 5-6%. Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт «бегства от денег», возросла до 10-12 оборотов в год.

В условиях нарастающей кредитной эмиссии стало невоз­можным удерживать единый обменный курс белорусского руб­ля. Кроме того, стал увеличиваться разрыв (спрэд) между офи­циальным и теневыми (наличным и безналичным) обменными курсами.

Кризис национального валютного рынка пришелся на се­редину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой валютный ры­нок, а белорусский рубль был срочно выведен из международ­ного оборота и перестал выполнять на территории СНГ функцию резервного средства.

Примечание. В те кризисные дни автор этих строк готовил исход­ные материалы и принимал участие в переговорах белорусской правитель­ственной делегации во главе премьер-министра с руководством Центро­банка РФ. В группе советников премьер-министра была подготовлена весьма содержательная программа неотложных мер, направленных на ста­билизацию валютного рынка и обменного курса белорусского рубля.

В дальнейшем при нарастании кризиса денежно-кредитной, платеж­ной и валютной системы Беларуси были открыты переговоры с Россией о введении единой «союзной валюты», которые привели к принятию согла­шения о внедрении на территории Беларуси российского рубля.

Гипертрофированными темпами нарастала дебиторско-кре-диторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение стало наполняться всевоз-


можными суррогатами. Резко возросла «долларизация» эконо­мики. Белорусский рубль окончательно утратил функцию сбе­режений и накоплений. Чистые иностранные активы Нацио­нального банка приобрели отрицательные значения. Оборотные средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отри­цательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов.

Таким образом, концепция «форсирования монетизации ВВП и канализации кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях нереформи­рованной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной сферы.

Путь к стабилизации. Необходимость формирования при­емлемых условий функционирования белорусской экономики заставили внести некоторые неотложные коррективы в прово­димую денежно-кредитную политику. Такие изменения были приняты под давлением нарастающих проблем, при участии МВФ и Центрального банка России, с которым в конце 1999 года было подписано соответствующее соглашение.

В первую очередь с учетом интересов предприятий-экспор­теров и российских партнеров была ликвидирована множествен­ность валютных курсов и восстановлена валютная биржа.

Сняты административные ограничения по объему приобретения на­личной иностранной валюты физическими лицами, по максимальному объему сделок купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рын­ке для юридических лиц; обеспечен доступ нерезидентам на валютный рынок республики; отменены ограничения расчетами белорусскими руб­лями по импорту и обеспечена конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям. Беларусь приняла на себя обязательство (предусмот­ренное статьей VIII Устава МФВ) в последующие 5 лет обеспечить либе­рализацию валютных операций с капиталом и постепенно отказаться от обязательной продажи хозяйствующими субъектами валютной выручки.

Несколько сократились объемы кредитной эмиссии. Наци­ональный банк Беларуси стал обеспечивать положительный уровень официальной ставки рефинансирования (т. е. выше уровня инфляции). Процентная политика стала учитывать эле­ментарные требования по недопущению обесценения депозитов населения в национальной валюте, а также по обеспечению бо­лее высокой доходности активов в белорусских рублях над ак­тивами в иностранной валюте.

Вместе с тем следует признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек от завершения. Так, объе-


мы прироста кредитной эмиссии (чистый внутренний кредит Национального банка) превышают официальные темпы приро­ста реального ВВП. Кредитная эмиссия в меньших объемах, но все же по-прежнему используется на финансирование жилищ­ного строительства, покрытие дефицита республиканского бюд­жета и на компенсацию вкладов населения. Сохраняется ярко выраженная «долларизация» белорусской экономики.

Пример. Подавляющая часть денежных сбережений населения при­ходится на валютные вклады. Основная масса кредитов реальному секто­ру экономики выдается в иностранной валюте. На валютную часть прихо­дится примерно 60% от совокупной денежной массы.

Надо видеть и то, что ужесточение денежно-кредитной поли­тики в условиях нереформируемой экономики грозит нарастани­ем неплатежеспособности, прежде всего государственных пред­приятий, которые привыкли получать кредитную подпитку на льготных условиях. Положительные процентные ставки по рубле­вым вкладам сохраняют склонность населения к рублевым сбере­жениям, тем самым несколько блокируют инфляцию и способству­ют стабилизации валютного курса. Но в длительной перспективе, когда радикальные преобразования откладываются, это может обер­нуться удорожанием кредитных ресурсов, снижением рентабель­ности реального сектора экономики и его инвестиционных воз­можностей, в целом — кризисом банковской системы.

Свои претензии есть и у банковского сектора. Так, сегодня по многим причинам нет оснований считать, что сложившаяся макроэкономическая среда является идеальной для развития банковского сектора. И дело не только в том, что высок удель­ный вес убыточных (около 40%) и малорентабельных предпри­ятий (примерно 35-45% от общей численности). Известно, что в условиях гиперинфляции хозяйствующему субъекту значи­тельно проще «плюсовать» по прибыли и другим экономичес­ким показателям. Снижение темпов инфляции за счет обузда­ния некоторых чисто монетарных факторов всего лишь высветило реальное положение дел. Главная проблема кроется не в снижении эффективности национального производства, а в сложившейся низкой мотивации доминирующего государ­ственного сектора хозяйствовать рационально.

Дальнейшее совершенствование денежно-кредитной поли­тики в Беларуси во многом будет зависеть и от развития теории банковского дела. Жизнь свидетельствует о том, что простое заимствование чужих схем и рекомендаций без учета местной


белорусской специфики, своеобразное увлечение «монетарист­ской перестройкой» в ущерб становлению новой экономической системы обречены на провал.

Контрольные вопросы, тесты и задания (глава 15)

1. Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий,
регламентирующих функционирование денежно-кредитной системы с
целью достижения стратегических задач экономического развития
страны:
а) верно; б) неверно.

2. Стратегическая цель денежно-кредитной политики: а) подавле­
ние инфляции; б) стабильный обменный курс; в) сокращение безработи­
цы; г) кредитная поддержка убыточных предприятий.

3. Основные инструменты денежно-кредитной политики Цент­
рального банка страны:
а) операции с ценными бумагами правительства;
б) изменение норматива отчислений в обязательные резервы; в) регули­
рование валютного курса; г) изменение ставки рефинансирования.

4. Учетная ставка или ставка рефинансирования: а) есть норма про­
цента при скупке коммерческих векселей; б) есть процентная ставка по
коммерческим кредитам; в) есть степень доходности ценных бумаг прави­
тельства; г) есть норматив отчислений в фонд обязательных резервов.

5. Содержание системы рефинансирования коммерческих банков: а)
порядок предоставления денежных средств Центральным банком коммер­
ческим банкам; б) условия выполнения долгосрочного кредитования; в)
условия купли-продажи ценных бумаг правительства; г) формирование
обязательных резервов.

6. Обязательные резервы как инструмент денежно-кредитного ре­гулирования: а) налог на прибыль коммерческих банков; б) отчисление мобилизованных денежных средств на специальный беспроцентный счет в Центральном банке страны; в) минимальная ставка ссудного процента.

7. Основные модели современной денежно-кредитной политики: а)
политика дешевых денег (кредитная экспансия); б) политика дорогих
денег (политика кредитной рестрикции); в) политика мягких бюджетных
ограничений; г) кредитование Центральным банком реального сектора
экономики.

8. Задача. Срочные депозиты в банковской системе увеличились с 5
до 6 млн. талеров. Национальный банк изменил норму отчислений в фонд
обязательных резервов с 10 до 8%. Как изменятся избыточные резервы в
банковской системе?

9. Задача. Избыточные резервы в национальной банковской системе
возросли с 8 до 9 млн. талеров. Норматив отчислений в фонд обязатель­
ных резервов составил 10%. Денежно-кредитный мультипликатор равен
5. Определите ожидаемый объем денежной массы.

10. Задача. Центральный банк продал коммерческим банкам на вто­
ричном рынке ценных бумаг правительства на сумму 10 млн. талеров.
Денежный мультипликатор равен 4. Ставка рефинансирования равна 10%.
Как изменится совокупная денежная масса или объем денежного предло
жения в банковской системе?


11. Задача. Средние темпы прироста ВВП составили 10%. Уровень
цен за анализируемый период возрос на 2%. Как изменится объем сово­
купной денежной массы с учетом уравнения денежного прироста?

12. Основная задача надзора за банковской деятельностью со сто­
роны Центрального банка страны:
а) защита интересов вкладчиков и
стабилизация банковской системы; б) разработка условий кредитования
реального сектора экономики; в) определение условий денежной эмиссии;
г) контроль за уровнем денежного мультипликатора.

13. Выделите основные этапы формирования современной денежной
политики в условиях Беларуси:
а) до 1997 года; б) 1997-2001 гг.; в) пос­
ле 2001 года; г) 1994-2001 гг.; д) после 1998 года.

Правильные ответы: 1а; 2а, б; За, б, г; 4а; 5а, в; 66; 7а, б; 8 (+ 1,02 млн. талера); 9 (45 млн. талеров); 10 (-40 млн. талеров); 11 (+12%); 12а; 13а, б, в.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)