АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Единство экономического и социального развития

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  3. F8 Нарушения психологического развития
  4. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  5. I. Развития государственного мониторинга сельскохозяйственных земель
  6. I. Этапы развития бронхиальной астмы
  7. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  8. II. Понятие социального действования
  9. II. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
  10. II. Схема оценки физического развития детей. Сестринский процесс по оценке физического развития.
  11. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  12. III. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Единство двух сфер. Безусловно, при выполнении макроэко­номического анализа есть резон рассматривать экономическую и социальную сферу как относительно самостоятельные, подчи­няющиеся в своем развитии собственным законам и закономер­ностям. Тем более что есть экономические и социальные явления, а в специальных расчетах принято выделять экономическую и социальную эффективность хозяйственной деятельности. Раз­дельно формируется экономическая и социальная власть, есть экономические и социальные интересы, есть национальная эко­номическая система и соответствующий ей социальный уклад.

Но опять же экономика невозможна без человека — непос­редственного участника и организатора производственного про­цесса. К тому же человек выступает не только фактором произ­водства (рабочая сила), но и собственником всех факторов производства (капитал и т. д.). В своей деятельности люди ру­ководствуются не только экономическими, но и социальными интересами. Произведенный продукт проходит весьма непрос­той круг обмена, распределения и перераспределения, где стал­киваются интересы различных социальных групп. Наконец, развитие национальной экономики непосредственно зависит от интенсивности личного потребления.

Вступая в отношения присвоения (экономические отноше­ния), люди одновременно вступают в прямые отношения меж­ду собой (социальные отношения), подтверждая при этом свой статус в обществе, имеющиеся возможности доступа к матери­альным и прочим благам.

Таким образом, национальная экономика всегда выступает и как социальная сфера. Единство социального и экономичес­кого развития подтверждается наличием множества прямых и


обратных взаимосвязей. Люди организуют производство, пре­следуя решение конкретных социальных задач собственного развития. Они же одновременно выступают субъектами как экономических, так и социальных отношений. Экономическое развитие сопровождается социальным развитием. Экономиче­ские изменения неизбежно вызывают и соответствующие соци­альные изменения. Любые экономические действия всегда вы­зывают ответную социальную реакцию, так как не могут не затрагивать экономических интересов.

Вывод: национальная экономика неразрывно связана с судьбами людей, с их положением в обществе.

Социальная экономика. Двойственная природа отношений людей, как отношений экономических субъектов и одновремен­но субъектов социальных отношений, реализуется не только в рамках отношений собственности, но и в институциональных структурах, нормах и правилах поведения.

Формирование в национальной экономике средней нормы прибыли и межотраслевой перелив капитала, повышение капиталоемкости производ­ства и т. д. детерминированы действием ряда экономических законов.

Вовлечение женщин в производство, количество в семье детей, общее или раздельное проживание представителей разных поколений детерми­нировано социальными закономерностями.

Но абсолютный отрыв социальной сферы от состояния эко­номики неизбежно ведет к обострению противоречий, усилива­ет социальную и политическую нестабильность. Тогда вред бу­дет нанесен как экономической, так и социальной сфере. Поэтому в современных моделях национальной экономики вы­деляются экономическая система и обязательно соответствую­щий социальный уклад.

При этом надо учитывать, что связь экономической и соци­альной деятельности людей носит прямой и обратный характер. Традиции, общественные и политические правила, социальные нормы активно определяют характер и содержание экономичес­ких отношений (28, стр. 459).

Примечание. Обратим внимание на то, что во второй половине XIX века в мировой экономической науке стало активно развиваться особое направле­ние — социальная экономика. Так, в Германии сформировалось социально-этическое направление экономической теории (Г. Шмоллер, А. Вагнер и др.). Весомый вклад в развитие идей социальной ориентации экономического развития, которые в ФРГ легли в основу доктрины «социальное рыночное хозяйство», внес известный немецкий мыслитель В. Ойкен (43; 59).

При анализе единства экономического и социального воз­никает проблема обеспечения социальной устойчивости эконо­мического развития, сбалансированности экономических и со­циальных преобразований.


Социальная устойчивость экономического развития. Вы­ступает как важнейшее свойство национальной экономической системы современного типа. Обнаруживается через сохранение стабильного положения членов общества, их высокой уверенно­сти в завтрашнем дне, а также через непрерывное повышение благосостояния и отсутствие социальных антагонизмов.

Способность общества постоянно сохранять и поддержи ватъ свое стабильное социальное положение есть социальная устойчивость.

Важно то, что социальная устойчивость позволяет в полном объеме мобилизовать социальные факторы экономического ро­ста, высокими темпами наращивать человеческий капитал. Со­циальная стабильность, состояние многих психологических ожиданий отражаются на динамике совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS), на уровне цен и процентных ставок, на величине денежных остатков в секторе домашних хозяйств и на скорости движения денег, на склонности населе­ния к потреблению и к сбережениям.

Не секрет, что в отдельных случаях социальная устойчи­вость может быть обеспечена достаточно простым способом — за счет прямых заимствований у будущих поколений (интенсив­ная разработка природных ресурсов, присвоение естественной ренты, проедание амортизационного фонда, ухудшение харак­теристик физического капитала, состояния почвы и т. д., уде­шевление подготовки школьника, студента и молодого рабоче­го). В таких недальновидных устремлениях может отразиться и политическая конъюнктура, и игнорирование в коридорах власти современных рекомендаций отечественной экономиче­ской науки.

В данном аспекте особо выделим неосмотрительное наращивание стра­ной внешнего государственного долга. Некоторое время это позволяет искусственно поддерживать приемлемый курс национальной валюты и уровень потребления, ритмично насыщать внутренний рынок импортиру­емыми товарами. Но в скором времени счет за такую социальную стабиль­ность будет включать не только погашение основного долга и выплату про­центов, но и определенные политические требования, которые прямо или косвенно будут предъявлены к стране внешними кредиторами.

Понятно, что такая разновидность социальной устойчивос­ти не является привлекательной для суверенного народа. Сле­довательно, через макроэкономический анализ необходимо оп­ределять рациональные экономические основы достижения и сохранения долгосрочной социальной стабильности. При этом основы такой стабильности должны гарантированно воспроиз-


водиться. Например, эксплуатируемая окружающая среда дол­жна восстанавливаться, а не уничтожаться. Не должен возни­кать разрыв между уровнем потребления и уровнем эффектив­ности национального производства.

Социальная стабильность и устойчивость национальной эко­номики во всех своих проявлениях есть результат достигнутого макроэкономического равновесия. Социальная устойчивость обес­печивается через стабильный доступ каждого члена общества к материальным благам, а также благодаря низкому уровню безра­ботицы и инфляции. Это же в свою очередь предполагает дости­жение стабильных темпов развития национальной экономики, систематическое наращивание «национального пирога».

Достижение социальной устойчивости обусловливает нали­чие соответствующих институциональных предпосылок.

Сделаем еще одно уточнение. Современная история знает много примеров, когда консолидация общества, как ни стран­но, обеспечивалась в условиях не улучшения, а резкого ухудше­ния экономической ситуации, даже при возникновении опас­ности голода и нищеты. Так что социальная устойчивость не есть признак исключительно «сытого государства». При ухудшении экономической ситуации социальная стабильность может уси­ливаться именно за счет сильного институционального окруже­ния или сложившейся высоко эффективной «культурной сети» экономических отношений, т. е. за счет наличия полноценных институтов экономического и регионального самоуправления, наконец, благодаря мобилизации здоровой национальной идеи. Сбои в функционировании национальной экономики и кризис­ное недопроизводство ВВП временно могут быть компенсирова­ны высоким «кредитом доверия» населения к властям.

Социальная устойчивость предполагает повышение ответ­ственности людей за результаты хозяйствования, расширение для хозяйствующих субъектов возможностей самостоятельно вырабатывать полноценные экономические решения, обеспече­ние гласности в общественных делах.

Известно, что в условиях рыночной экономики такая ответ­ственность обеспечивается через непрерывную дифференциа­цию товаропроизводителей, механизм банкротства и т. д. При­менительно к смешанной экономике такая модель подвергается критике, а поэтому предлагается более сложный механизм обеспечения социальной ответственности. Так, допускается лишь оправданная дифференциация доходов и потребления в зависимости от результатов предпринимательской активности


граждан. Одновременно предполагается устранение тех обсто­ятельств, которые вызывают получение спекулятивных, тене­вых и прочих сомнительных доходов.

Вслед за повышением роли человеческого фактора поощря­ется стремление домашних хозяйств получать повышенный доход с инвестиций в человеческий капитал. При государствен­ной поддержке развивается социальное партнерство. Стимули­руется диффузия капитала (социализация собственности). При­сутствие государства позволяет обеспечить единый подход к системе социальной защиты населения, поддерживать прием­лемые параметры социальной справедливости.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)