|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Второе специальное определение КонференцииПринято на секции «Организация противостояния сектантству и миссионерской работы на епархиальном уровне» (ведущие: протоиерей Александр Новопашин, священник Владимир Зайцев. В работе секции приняли участие 30 человек из 16 епархий: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Екатеринбургской, Костромской, Кемеровской, Тверской, Челябинской, Уфимской, Чебоксарской, Пермской, Казанской, Йошкар-Олинской, Ижевской, Оренбургской, Самарской) и одобрено единогласно вбей Конференцией — 201 человек из 22 епархий РПЦ. Участники секции считают необходимым обратить внимание на обязательную организацию на епархиальном и приходском уровнях антисектантских центров. На епархиальном уровне необходимо, как минимум, понимание работы, проводимой как отдельными приходами и священниками, так и мирянами. Также необходима поддержка епархией сотрудников центров в случае их травли со стороны сектантов. Предлагаем организовать приходские катехизаторские молодежные послушания для работы с новыми членами приходов. Необходимо также создать в епархиях юридические центры для защиты сограждан от посягательства на них со стороны сект. Примером может являться консультационный центр «Человек. Закон. Власть», действующий на территории Челябинской области. Отмечаем необходимость тесного сотрудничества с городскими и районными администрациями, а также с правоохранительными органами. Нужно усилить работу со спортивными юношескими организациями под эгидой епархиальных управлений или приходов. Считаем недопустимым сотрудничество с сектантами со стороны отдельных священнослужителей, особенно в то время, когда эти же секты участвуют в травле тех или иных православных активистов. Тем более недопустима поддержка этими священнослужителями критических высказываний сектантских лидеров в адрес тех, кто занимается анти сектантской деятельностью. Считаем необходимым предостеречь всех правящих архиереев, что выпущенный от лица Миссионерского отдела Московской Патриархии лазерный диск «Тоталитарные секты деструктивного и оккультного характера» не является вполне адекватным. Особое возмущение и недоумение вызывает помещенная на диске «рецензия» некоего адвоката Кузнецова на книгу А.Л. Дворкина «Сектоведение: Тоталитарные секты». Эта безграмотная рецензия написана для подрыва значимости и необходимости книги Дворкина, несмотря на то, что книга имеет официальное благословение и является плановой в учебно-просветительской работе Свято-Тихоновского Богословского института. Совершенно недопустимо то, что в данном электронном справочнике представлены экспертизы лидера неохаризматической тоталитарной секты С. Ряховского и сектозащитника А. Пчелинцева. Таким образом, участники работы секции «Организация противостояния сектантству и миссионерской работы на епархиальном уровне» расценивают позицию авторов вышеуказанного электронного справочника как антицерковную. [1] В течение нескольких месяцев после этих событий многие из членов секты, которым удалось выжить, совершали самоубийства. Одна женщина, прежде чем покончить с собой, перерезала горло трем своим детям. Еще через год были зверски убиты бывшие члены секты Джин и Эл Миллс и их малолетняя дочь Линда. Миллсы, выйдя из секты, открыто рассказывали о пережитых ужасах и помогали другим бывшим сектантам вернуться к нормальной жизни. За это им отомстили... [2] Лишь 19 ноября 1999 года японский парламент принял закон о запрете деятельности «Аум Синрикё». [3] Текст подглавки основан на сообщении в журнале «Fair News» (2000. № 3). [4] Об этой «боговидице» с большим благоговением отзывался глава Богородичного центра Иоанн Береславский. [5] См.: Lifton R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. A Study of-Brainwashingin China. N.Y.1961. [6] Взгляды Лифтона излагаются по: Lumberg L Psychiatrist Explores Apocalyptic Violence in Heaven's Gate and AumShinrikyo Culls //Journal of the American Medical Association. 7/16/97. [7] Архиепископ Иоанн. Белое Евангелие. Об уникальных явлениях Божией Матери последнего времени. М. 1995. [8] ХассанСтивен. Освобождение от психологического насилия. СПб, 2001. С. 45. [9] В отличие от частого популярного словоупотребления, протестантами корректно называть лишь классические деноминации, возникшие входе реформации и сохраняющие хотя бы некоторую церковную структуру, а именно лютеран и кальвинистов (реформатов, пресвитериан и конгрегационалистое), а так же англикан. Мы привыкли к трехчастному делению христианского мира: есть православные, есть римо-католики. а всех остальных автоматически относят к протестантам. Таким образом, протестантизм получается чем-то вроде безразмерного мешка, в который пихают все, что ни попадя, иной раз даже «Свидетелей Иеговы» или мормонов. В данном повествовании мы будем отличать протестантов от постпротестантских христианских деноминаций. Последних довольно трудно объединить в какую-либо единую группу, тем более, что отделения каждой из этих деноминаций, даже носящих единое название, могут разительно отличаться друг от друга (например. британские и корейские методисты: первые являются переходной группой от классического протестантизма к постпротестантизму, а вторые, скорее всего, будут иметь целый ряд признаков псевдохристианской тоталитарной секты). Наиболее заметная группа среди постпротестантских деноминаций объединяет людей, называющих себя «евангельскими христианами» (не путать с «христианами веры евангельской» — стандартным самообозначением российских пятидесятников и неопятидесятников — см. гл. 16 настоящего издания). К ней, например, относятся известные нам баптисты. Обычно всю эту группу (хотя входящие в нее организации, опять же, могут сильно отличаться друг от друга) обозначают собирательным термином «евангелики». В этой книге для удобства мы будем употреблять термин «евангелики» в обозначенном собирательном смысле. [10] В Септуагинте. а также в переводах Священного Писания на церковно-славянский и русский языки, употребляется только слово «ересь». В Вульгате haeresis употребляется в Деян. 5:17.15:5, 24:14; haeresis переведено как secta в Деян. 24:5. 2 Петр. 2:1, Гал. 5:20. Вплоть до Нового времени эти два слова употреблялись на латинском Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово – «секта» стало употребляться в вышеуказанном смысле, «ересью» стало обозначаться неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причем это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан исповедовала монофизитскую ересь). Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сегодня в обоих значениях употребляется только слово haeresis. [11] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 708. [12] Вопреки своему названию, не имеющая никакого отношения ни к науке, ни к христианству. [13] Иной раз этот аргумент приводят сами тоталитарные секты. Ответить им можно так: «Вот когда, через сто или двести лег (если, конечно, вы проживете такой срок), вы изменитесь, тогда и продолжим этот разговор». [14] Остается под вопросом, можно ли обвинять в ереси людей, по рождению принадлежащих, скажем, к культурообраэующей традиционной церкви Ирландии (Римо-католической) или к традиционной церкви Дании (Лютеранской), не знающих ничего другого и стремящихся с тем. что им дано, быть добрыми христианами. Ведь еретик — это человек, пребывавший в истине и, тем не менее, сознательно делающий ложный выбор, либо, по крайней мере, узнавший об истине и противостоящий ей... В равной степени несомненно пребывание в ереси какого-нибудь иезуитского патера, активно занимающегося прозелитизмом в нашей стране и сознательно отрывающего людей от Церкви Христовой. [15] Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, слова «кришнаиты», «кришнаизм» означают членов «Международного общества сознания Кришны и его учение». [16] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород. 1997. [17] Например, согласно справочнику, число адептов тоталитарных сект в России составляет от 3 до 5 миллионов. Если отнестись к этой цифре серьезно, это значило бы. что каждый тридцатый человек в нашей стране, включая новорожденных, — сектант. Впрочем, некоторые сотрудники Миссионерского отдела по-прежнему уверены в правильности этой неизвестно откуда взятой статистики. Так, по сообщению газеты «Радонеж» (2001. №11-12. С. 15). на прошедшем летом 2001 г. «круглом столе по проблемам деструктивных культов в Москве» священник Олег Стеняев заявил, что в России имеется около 5 млн жертв сектантства, в том числе в Москве — 1 млн. Тогда каждый десятый москвич, включая младенцев. — член деструктивного культа. [18] Например, автор рассказывает о нынешней (четвертой по счету) супруге основателя секты «Церковь объединения» Муна, как о двух женщинах Хан Джа Хак Мун и Хан Хак Я Мун, с которыми у Муна были две последовательные свадьбы одна за другой в том же самом 1960 году (с. 346-347). [19] Например, рассказ о страшной и ужасно законспирированной секте сатанисток-лесбиянок «Крысятниц» (с. 103). [20] Айлин Баркер вынуждена была признать это в ходе допроса на судебном процессе «Якунин и секты против Дворкина и Отдела религиозного образований и катехизации РПЦ», где она выступала свидетелем-экспертом на стороне сект. Ряд документов, характеризующих ее деятельность, опубликован в сборнике «Секты против Церкви (Процесс Дворкина)».– М., 2000. С. 330-339. [21] Ведущий в Англии специалист по сайентологии Джон Атак рассказывал мне, что после выхода первого издания книги он направил Айлин Баркер письмо, где только лишь перечень грубых фактических ошибок, допущенных автором книги, занял несколько страниц. Как ответила ему Айлин Баркер, она весьма сожалеет, что не видела этих замечаний до выхода книги, иначе она бы их учла. Тем не менее ни одно из замечаний Атака не было учтено во втором издании «Новых религиозных движений». [22] Зачастую к этому приему прибегают и различные евангелические деноминации, то есть секты. по большинству признаков не подпадающие под определение деструктивных. [23] См. главу 21 о движении «Нью-эйдж». [24] Индийская богиня смерти, живущая в местах сожжения трупов и требующая кровавых жертвоприношений. [25] Цит. по: Ткачева Л.А.Новые религииВостока. М., 1991. С. 82. [26] Цит. по: Серафим Роуз. Православие и религия будущего. М., 1991. С. 39. [27] Парадоксальным образов в них религия заменена верой, и именно здесь выявляется расхождение этих понятий, обычно отождествляемых. [28] Об адвентизме см. С. 167. [29] Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of TotaNsm. P. 5. [30] Эта информация опубликована на интернетовском сайте Info-Cult. [31] Такие, например. как Ф.-В. Хаак, Т. Гандоу, И. Огорд. [32] Бхактивинода Такур. Шри Харинама Чинтамани. Бомбей, б. г. С. 2. (Прописные и строчные буквы даны по оригиналу.) [33] Уроженец Российской империи, популярный в декадентских кругах начала XX века; с 20-х гг. жил в эмиграции в окружении боготворивших его адептов. Скончался после Второй мировой войны близ Парижа. [34] В 1995-1996 гг. оно было распространено в Интернете. [35] Дворкин А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995. С. 9. [36] См. главу о «Международном обществе сознания Кришны». [37] Даже если цепь семинаров в конце концов кончается, многие «запавшие» на них начинают всю череду сначала. [38] Стоит еще раз отметить, что такое выделение отечественных сект носит весьма условный характер и допускается ради удобства обучающихся. На самом же деле все секты, вошедшие в этот раздел, являются типичными производными движения «Нью эйдж». [39] Smith Joseph. History of the Church. 1844. Vol. 6. Р. 319-320. [40] http://www.kuraev.ru/gb/view.php3?subj=8333 [41] У отечественных мормонов ввиду наших условий жизни есть некоторое послабление: «семейный день» часто заменяется «семейным вечером», но зато он проводится в приходском здании совместно с другими семьями прихода, а собрание по средам проводится у них пока нерегулярно и может переноситься на другие дни. Но спортивные игры остаются важным элементом мормонской жизни и у нас: по возможности миссионеры стараются арендовать ближайший к приходу спортивный зал. где проводятся те самые волейбольные матчи по понедельникам. [42] Мормоны называют всех не принадлежащих к секте английским словом gentiles. Так иудеи называли всех неевреев (гои). Парадоксально, что и евреи для мормонов оказываются также gentiles (гоями). [43] Интересно, что это было признано даже лютеранами. Назначенная «Советом Евангелической Церкви» Германии комиссия, которая, в связи с конкретным случаем, должна была выработать критерии для «Признания или непризнания мормонского крещения христианским», после нескольких заседаний (1989 г.) пришла к следующему выводу: «Из официального учения мормонов следует, что при мормонском крещении слова «Отец, Сын и Святой Дух» относятся к совершенно иным субъектам, чем Триединый Бог, засвидетельствованный в библейском повелении о крещении. По этой причине в случае мормонского крещения мы не можем говорить о тринитарной формуле, и, следовательно, существенный признак действительности крещения здесь отсутствует. Таким образом, совершенное мормонами действие не может быть приравнено к христианскому крещению» (Hauth R. Die Mormonen: Sekte Oder neue Kirche Jesu Cristi? Freiburg; Basel; Wien. 1995. Z. 72). [44] Ropp Harry. Are the Mormon Scriptures Reliable? Downers Grove. Illinois, 1987. P. 11. [45] Цит. по: Мартин Уолтер. Царство культов. СПб., 1992. С. 176. [46] Вначале Джозеф рассказывал о своемвидении по-другому, причем несколько раз эти рассказы изменялись (см. ниже). [47] Выдержки из истории пророка Джозефа Смита // Драгоценная жемчужина. Параграф 15. [48] Там же. §§ 27-50. [49] Moron по-английски значит «дебил». [50] Hill D. Joseph Smith: The First Mormon. N. Y., 1977. P. 86. [51] Цит. по: Ropp. P. 42. [52] Whitmer David. An Address to All Believers in Christ Concord. Calif., 1976. Р. 12. [53] Hill D. Joseph Smith... P. 86-87. [54] Выдержки из истории пророка Джозефа Смита // Драгоценная жемчужина. Параграф 72. [55] Марк Твен. Налегке. Собр. соч.: В 12 т. Т. 2. М., 1959. С. 92. [56] Цит. по: Ropp. P. 37. [57] Цит. по: Ropp. Р. 37. [58] Whitmer, P. 35. [59] См.; Where Does It Say That? (A Research Tool Compiled by Bob Witte). Gospel Truths: Grand Rapids, Michigan, s. а. Разд. 6/4. [60] Марк Твен. Налегке. С. 90. [61] Правильно было бы иаредитов, так же как и нефитов и ламанитов. Но поскольку мы приводим точные цитаты, мы вынуждены предлагать читателям те формы этих слов, которые встречаются в корявых мормонских переводах. Мы также сохранили все языковые особенности изданных на русском языке мормонских текстов. [62] Книга Ефер является одной из частей «Книги Мормона», ссылки на которую в мормонской литературе даются по образцу библейских: книга, глава, стих. [63] Book of Mormon Institute. 1959. Extension Publications BYU.1964.P8. [64] В «Сатанинской Библии Антона Шандора ЛаВея (Unholy Word F.O.D.: Б. м.. б. г.) приводится список имен диавола (с. 159), одно из которых Мормо (очевидно, от греч. mormo, что значит «чудовище», пугало, «страшилище»). Если учесть, что и Смит, и ЛаВей начинали с оккультизма и оба проходили церемонии посвящения в масонских ложах (см. ниже), то это совпадение не кажется простой случайностью. Это название диавола, по всей видимости, было достаточно широко известно и во времена Смита, потому что, судя по его письму от 15 мая 1843 г., многие задавали ему вопросы о происхождении слова «Мормон». Ответ Смита на эти вопросы чрезвычайно интересен: он поясняет что прочитанное им на золотых пластинах слово «Мормонне» имеет ничего общего с греческим словом «mormo», а происходит от двух слов — древнеегипетского «мон» — «добро» и английского «мор» (more) — больше. Оставляя без комментариев компетентность Смита в египтологии, зададим лишь один вопрос: каким образом заявляемые авторы «Книги Мормона», завершившие ее написание в V в. по Р.Х. и владевшие только реформированным египетским и древнееврейским, знали английский язык, и в помине тогда не существовавший? [65] Или, по более ранней версии Смита, Нефием (см. выше). [66] Smith J. The History of the Church of Jesus Christ of Utter-day Saints. Salt Lake City, 1972. IV, 461. [67] Tanner J. & S. Mormon ism: Shadow or Reality? Salt Lake City, 1982. P. 89. [68] Times and Seasons. Vol. 4. Р. 194. [69] Хотя еще в 1979 г. в редакционном материале официальной мормонской газеты «Church News» заявляется, что возбуждать в умах людей сомнения в подлинности указанного местонахождения холма Кумора в штате Нью-Йорк, где Мороний захоронил свои пластинки. — чрезвычайно опасно — так как таким образом подвергаются сомнению слова пророков (Editorial // Church News. 1979 Jul.29. P. 16.). [70] См. Приложение к главе, с. 146. [71] См. Ropp. P. 57. [72] См. Ropp. P. 40-41. [73] «And it came to pass...». В современном мормонском переводе: «И было так...» или «И было...». В некоторых главах почти каждый стих начинается с этих слов. Всего в «Книге Мормона» это характерное для «Библии короля Иакова» выражение встречается более 2000 раз. [74] Марк Твен. Налегке. С. 90-91. [75] Одна из трех главных священных книг мормонов (см. ниже). [76] Newell L. K. & Avery V. N. Mormon Enigma: Emma Hale Smith, Prophet's Wife, «Elect Lady». Polygamy's Foe, 1804-1879. Garden City, N.Y. 1984. P. 47. [77] Имя умершего, в усыпальницу которого был вложен этот папирус. [78] Baer K. The Breathing Permit of Hor // Dialogue. 3. No. 3. Autumn. 1968. P. 119-120. [79] History of the Church. Vol. 6. Salt Lake City. 1843. P. 408-409. [80] History of the Church. Vol. 7. Salt Lake City. 1844. P. 103. [81] В 2000 г. она была переименована в «Community of Chrict» («Община Христа»). [82] Journal of Discourses. Vol. 13. P. 95. [83] См.: Deseret News. 1855. November. 14; цит. по: Tanner J. & S. The Changing World of Mormonism. Chicago, 1980. P. 266. [84] Deseret News. 1962. Aug. 6. [85] Millenial Star. T. 72. C. 673. [86] Stewart J. A BrighamYoung and His Wifes. Salt Lake City. 1861. Р. 71. [87] Как сообщается в фильме «The God-Makers», Бригам Янг говорил даже, что мормоны, вступающие в браке чернокожими, подлежат немедленной казни. [88] Интересно, что еще в конце 60-х гг. официальные мормонские лица заявляли, что «неравенство негров и белых имеет божественное происхождение и посему негры никогда не смогут быть мормонскими священниками, и «церковь» бессильна изменить такое положение дел. [89] Его можно найти на последних страницах «Учения и заветов/Драгоценной жемчужины». [90] Цит. по: Ropp. P. 65. [91] Разумеется, астрономам такая звезда неизвестна. [92] Hunter M. R. The Gospel Through the Ages. Salt Lake City, 1957. P. 114. [93] Times and Seasons. Vol. 5. P. 613-614. Цит. по: Tanner J. AS. The Changing World of Mormonism, Р. 173. [94] Smith Joseph Fielding. Doctrines of Salvation. Salt Lake City. 1969. V. 1. P. 12. [95] Journal of Discourses, by Brigbam Young, President of the Church of JesusChrist of Latter-day Saints, His Two Councilors, the Twelve Apostles, and Others. 26 vbls. Liverpol. 1854-1886. Vol. 7. P. 333. [96] Widtsoe J. A., ed. Discourses of Brigham Young. Salt Lake City. 1991. P. 227. [97] Hunter M. The Gospel through the Ages. Salt Lake City. 1958. P. 113. [98] Scousen W. C. The First 2000 Years. Salt Lake City, 1979. Р. 355. [99] Journal of Discourses. Vol. 1. P. 50. [100] Church News Section // Deseret News. 1976. October 9. P. 11. [101] Hauth R. Die Mormonen. Secte oder neue Kirche… [102] Милтон Хантер так и пишет: «Иисус — духовный брат людей. <...> Он наш старший брат» (Hunter М. Указ. соч. С. 21). [103] Мормоны среди нас // Коммерсантъ-Власть. № 22 (274). 1998.16 июня. [104] Там же. [105] Journal of Discourses. Vol. 1. P. 51. Однако в «Книге Мормона» ясно и недвусмысленно утверждается обратное (Алма 7:10). Отметим и то, что, развивая свою мысль, Янг доходит до грубейшего кощунства: «Я повторю маленький анекдот. Как-то я обсуждал эту тему с одним ученым профессором и возразил ему так: «Если Сын был зачат Святым Духом, то было бы очень опасно крестить и конфирмировать женщин и давать им Духа Святого, а то он, прячась в руках Старейшин, зачинал бы детей и ставил бы старейшин в чрезвычайно неловкое положение перед людьми» (Journal of Discourses. Vol.1. P. 51). [106] Journal of Discourses. Vol. 8. P. 115. [107] The Seer. S. I., 1853. Р. 158. [108] Серия буклетов «Mormon Miscellaneous», февраль 1982. [109] McConkie B. R. Mormon Doctrine. Salt Lake City. 1979. P. 319. [110] См., напр., слова Opco Ha Xa Ciflaf Journal of Discourses. Vol. 4. P. 259. [111] Journal of Discourses. Vol. 4. P. 54. [112] Ibid. Vol. 3. P. 247. [113] Это слова самого «пророка» Бригама Янгэ, написанные 8 февраля 1857 г., были опубликованы в «Deseret News» (1857, Febr. 18) и «Journal of Discourses» (Vol. 44. P. 219, 220). [114] «Книга Мормона» ясно и недвусмысленно говорит о причащении хлебом и вином (3 Неф. 18:3; Морон. 4-5). [115] Roberts B. H. Comprehensive History of the Church of Jesus Christ of the Latter-day Saints. 6 vols. Salt Lake City. 1930. Op. cit Vol. 2. P. 135-136. [116] Apostle John A. Widtsoe. Evidences and Reconciliations (first edition). Salt Lake City, 1963. Vol. 3. P. 358. [117] History of Freemasonry in Illinois. P. 184. Цит. по: S. H. Goodwin. Mormonism and Masonry. N. p., n. d. P. 34. [118] Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder neue Kirche Jesu Cristi? (Пер. Ю.С. Терентьева.) Z.129. [119] Здесь и выше цит. по: Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte Oder neue Kirche Jesu Cristi? Z. 98-99. [120] Об этом же напоминают и горизонтальные разрезы на «святом белье». [121] Рассказ о тайных храмовых церемониях мормонов приведен со слов их участника, бывшего члена секты и по описанию Рюдигера Хауга в его книге Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte Oder neue Kirche Jesu Crist? [122] Journal of Discourses. Vol. 19. P. 229. [123] Tan. Encyclopedia of 7770 Illustrations. P. 414. Цит. по: Tucker. Strange Gospels. P. 80. [124] См.: Коммерсант-daily. 1999.12 марта. [125] http://www.mormons.org/basic/temples/listing/htm [126] http://www.mormons.org/faq/index.htm [127] Английский текст заявления опубликован в: Where Does It Say That? Разд. 9/5. [128] Russel Charles Tase. Studies in the Scriptures (7 vols.). Brooklyn. N. Y. 1917. Vol. 3. P. 327. [129] Так Свидетелей Иеговы часто называют в нашем обществе. Однако, употребляя этот привычный термин, следует оговориться, что, во-первых, сами «Свидетели, так себя не именуют, а во-вторых, имеется еще несколько иеговистских сект (т.н. «ильницы» и др.), правда, довольно малочисленных и маловлиятельных. Но все-таки употребление этого термина в отношении Свидетелей Иеговы вполне верно с богословской точки зрения: религии, как правило, называются по имени Бога или высшего существа, в которого веруют их приверженцы (ср. христиане, кришнаиты, буддисты, муниты, сатанисты и т.д.). То, что «Свидетели Иеговы», отрицая божество Христа, называют себя христианами, — типичный пример лжи, к которой прибегает секта. [130] Для «внешних» официальные представители секты часто говорят, что отказываются переливать кровь из-за боязни заразиться или оттого, что «бескровное лечение намного более передовое». На самом деле это еще один пример сектантской лжи. [131] Об истории отношения «Свидетелей Иеговы» к переливанию крови см.: Православный информационно-просветительский журнал «Прозрение». 1999. 2 (3). С. 90-91. [132] Во всяком случае, в 2000 г. руководство секты дало понять, что если человек, переливший себе кровь под страхом смерти, покается, к нему не будут применены дисциплинарные меры. Тогда же было заявлено о допустимости применения составных элементов крови. Однако пока это решение не будет доведено до сведения рядовых сектантов через публикацию в «Сторожевой Башне», мы не можем воспринимать его как вступившее в силу. [133] Сами иеговисты местоимения, относящиеся к Иегове, часто пишут с маленькой буквы. [134] Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М., 1999. С. 23. [135] Кретъен Л. и М. Свидетели Иеговы. СПб., б. г. С. 2. [136] Эта супружеская пара успела родить детей еще до своего перевода в Вефиль. [137] Там же. С. 3. [138] И это число постоянно растет: по данным Центра апологетических исследований, в мире ежеминутно появляется новый иеговист. Правда, эта статистика не учитывает число выбывающих из секты. [139] Данные на 1 января 2001 г. [140] Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. С. 23. [141] См., напр.: Организованы проводить наше служение. Watch Tower Bibleand Tract Society of Pennsylvania, 1990. C. 119, 127; а так же: Сторожевая Башня. 01.11.1996. С. 30-31; 01.11.1997. С. 27, 29. [142] Qualified To Be Ministers. New York, S. a. C. 197. [143] Watch Tower. N. Y. 01.06.1960. C. 352. [144] Цит. по: Стратегия теократической войны. СПб., б. г. С. 1. [145] Russel Ch. T. Studies in the Scriptures. N. Y.. 1891. P. 410. Цит. по: Tucker Ruth. Strange Gospels. London, 1991. P. 137. [146] Сторожевая Башня. 01.05.1997. С. 17. [147] См., напр., брошюру «В чем смысл жизни?» (1993). С. 19. [148] Брошюра «Что от нас требует Бог?» (1996). С. 22. [149] Пробудитесь! 22.02.1997. С. 18. [150] Сторожевая Башня. 01.07.1998. С. 9. [151] Там же. 01.12.1994. С. 6. [152] Там же. 01.04.1991. С. 4. [153] Там же. 01.06.1993. С. 11. [154] Там же. 01.03.1994. С. 13. [155] Там же. 01.05.1997. С. 17; см. также: Там же. 01.07.1994. С. 7. [156] Там же. 01.03.1994. С. 13. [157] См.: Дворкин А. Процесс «Свидетелей Иеговы» и пропагандистская война // Прозрение. 1999. 2(3). С. 86-89. [158] Ты можешь вечно жить в раю на земле. Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania. Германия, 1989. С. 36-37. [159] Там же. С. 44. [160] Там же. [161] См.: Там же. С. 34-46. [162] Там же. С. 49. [163] Радуйся жизни на земле вечно! Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, Германия, 1993. Подпись к иллюстрации 29. [164] Ты можешь вечно жить в раю на земле. С. 58. [165] Радуйся жизни на земле вечно! Подпись к иллюстрации 29. [166] Ты можешь вечно жить в раю на земле. С. 58-59. [167] Гордиенко Н.С. Российские свидетели Иеговы: история и современность. СПб., 2000. С. 57. [168] Ежегодник Свидетелей Иеговы за 1975 год. N.Y., 1975. С. 148-149. [169] Watch Tower. N.Y., 01.07.1964. P. 395. [170] См. ниже. [171] Гордиенко Н.С. Российские свидетели Иеговы: история и современность. С. 60-61. [172] Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 143, 147. [173] Там же. С. 174. [174] См.: Там же. С. 159. [175] Сторожевая Башня. 01.04.1996. С. 8. [176] См.: Евменов Д.В. История создания и учение «Общества Сторожевой башни»: Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия (на правах рукописи). М., 1998. С. 130-134. [177] Римо-католическая церковь виделась им (как и теперь, по инерции) врагом номер один, что тоже было в духе времени: в Америке в конце XIX в. ощущалась сильная враждебность к новоприбывшим иммигрантам из южной и восточной Европы — по большей части римокатоликам. Ку-клукс-клан возник приблизительно в то же время и с теми же популистскими антиинородческими (в том числе и антикатолическими) лозунгами. [178] См.: Сторожевая Башня. 15.09.1910. С. 298. [179] Они также пытаются вести прозелитическую деятельность в России, правда, в несравненно более скромных масштабах, чем «Свидетели Иеговы». Во всяком случае, они издали целый ряд своих книг и брошюр на русском и украинском языках. [180] Некоторые исследователи, говоря об этих личностях и их ролях в своих организациях, вспоминают соотношение между Лениным и Сталиным. [181] Царственное служение. 1974. Май. С. 3. [182] Факсимиле письма см.: Haac F.-W. Jehovas Zeugen. Muenchen. 1993. S. 25-27. На русском языке это письмо опубликовано в журнале «Прозрение». 2 (3), 1999. С. 73. [183] См.: Чинилин П. Кто виновен в страданиях «Свидетелей Иеговы» // Прозрение. 1999. 2 (3). С. 72. [184] Garbe D., Winkel D. Die «Bibelforsche»(Zeugen Jehovas) in den Konzentrationslager (19331945) // Dahauer Hefte, Sludien und Dokumente zur Geschichte der nationalsozialistischen Konzentrationslager. Nov. 1994. S. 22-25. [185] См.: Чинилин Л. Кто виновен в страданиях «Свидетелей Иеговы». [186] См. выше. [187] Сторожевая Башня. 01.01.1999. С. 18-21. [188] Там же. 01.01.2000. С. 18-21. В «Сторожевой Башне»от 01.01.2000 количество «крещенных возвещателей» в России составляет уже 120 577 человек. Однако процент роста организации в нашей стране за последние 10 лет сократился с более чем 20% до 4%. [189] К концу 2001 г. — более 120 тысяч. [190] Там же. [191] Пробудитесь! 22.02.1998. [192] Сторожевая Башня. 01.01.2001. С. 18-21. [193] Там же.01.05.2000.С. 9-10. [194] Там же. 15.09.1981. С. 24-26. [195] Цит. по: Швечиков А.Н. Рай земной: новая сказка. СПб., 1997. С. 90-91. [196] Сторожевая Башня. 01.10.1967 г. Цит. по: Швечиков А.Н. Рай земной: новая сказка. С. 93. [197] Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. С. 203, а также с. 7. [198] Французский закон против сект был принят в мае 2001 г. [199] См. этот материал на сайте Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского (http://iriney.vinchi.ru). [200] Bergman J. R. Jehovah's Witnesses and the Problem of Mental Illness («Свидетели Иеговы и проблемы душевных болезней»). Clayton, 1992. P. 56. [201] См.. напр.: Montague H. The Pessimistic Sect's Influence on the Mental Health of its Members: The Case of Jehovah's Witnesses//Social Compass. 1977. № 1. P. 135-148. [202] Bergman J. ft. Jehovah's Witnesses and the Problem of Mental Illness. P. 142. [203] Ibid. [204] Franz ft. Crisis of Conscience. Atlanta, 1992. P. 608. [205] Опасность, стоящая у ваших дверей. СПб., б. г. С. 1. [206] Bergman J. R. Указ. соч. P. 142. [207] Ibid. [208] Ibid, P. 189. [209] См.: The Guardian. 17.11.2001. [210] Cohn W. Jehovah's Witnesses asa Proletarian Sect. New York, 1954. Apr. P. 24-26. [211] Ibid. [212] Об этом подробнее см.: Parker A. Jehovah's Sect Girl. 15, killed widow // The Sun. 1985. Mar. 1. P. 11; Jack D. The Disciple of Death // Daily Express. 1985. Mar. 13. S. 1. 3. Летом 2001 г. в СМИ появились сообщения о том, что молодая таганрогская «свидетельница» ограбила старушку, к которой она напросилась беседовать о Библии и помогать по хозяйству. Руководство местной общины «Свидетелей Иеговы» также отказалось от комментариев (см: http://iriney.vinchi.ru/secls/witness/news002.htm). [213] The Daily Sentinel-Tribune. 1983.20 (II). [214] Письмо Савеловскому межрайонному прокурору г. Москвы от 6.06.199б. [215] Более подробно о сайентологии можно узнать из книги «Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии» (М., 1997). [216] Религии и секты в современной России: Краткий справочник. Новосибирск, 1997. [217] Hubbard L. Ron. Policy Letter, Nov. 1.1965. Цит. по: Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии. С. 52. [218] Цит. по: Капкан безграничной свободы. С. 41. [219] Hubbard L Ron. The Volunteer Minister's Handbook. Цит. по немецкому изданию «Das Handbuch furden Ehrenamtlichen Geistlichen» (Denmark, 1980. P. 355-356). [220] В одной из недавних сайентологических листовок на русском языке он был назван «самым лучшим другом человека». [221] Решение судьи Брекенриджа опубликовано в сборнике «Секты против Церкви». С. 384-386. [222] Приблизительно такая биография Хаббарда приводится, например, в стандартном сайентологическом томе «What is Scientology?» (Los Angeles, 1992). [223] Подлинная биография Хаббарда изложена по книгам: Atack J. A Piece of Blue Sky. N. Y., 1990 и Corrydon В. Hubbard L R. J. Hubbard: Messiah or Madman? New Jersey, 1987. [224] Контр-адмирал Брайсет в рапорте о служебном несоответствии писал:...Данного офицера отличает полное отсутствие таких необходимых качеств, как оценка окружающей обстановки, лидерство и способность к совместным действиям. Он не задумывается о возможных последствиях своих поступков» (цит. по: Капкан безграничной свободы. С. 11). [225] См. гл. 21 настоящего издания. [226] О сатанинских связях Хаббарда см.: Атак Дж. Хаббард и оккультизм // Капкан безграничной свободы. С. 76-100. [227] На самом деле Диана не была богиней смерти, как считал Хаббард: она отождествлялась с Немесидой и карфагенской богиней неба, которую римляне называли Целестой; а Астарта и вовсе была богиней любви и плодородия; впрочем Хаббард в данном случае лишь следует за многими оккультистами, утверждавшими, что обе богини втайне являли со бой образ смерти. [228] Цель человека // Дианетика. Книга 1, гл. 3. [229] См.: Психосоматические заболевания // Дианетика. Книга 2. гл. 5. [230] В безграмотной транслитерации наших сайентологов — е-метр. [231] Цит. по: Религии и секты в современной России: Краткий справочник. Новосибирск, 1999. С. 156. [232] Рассказ об аудитинге (одитинге) приводится по свидетельству очевидцев. [233] См.: Сфера деятельности дианетики // Дианетика. Книга 1, гл. 1. [234] Цит. по: Капкан безграничной свободы. С. 17. [235] Хаббард Л.Р. 20-я лекция Филадельфийских докторских курсов, 1952 г. Цит. по: Капкан безграничной свободы. С. 16. [236] В Санкт-Петербурге на Невском проспекте сайентологические вербовщики предлагали прохожим бесплатно подвезти их до «Центра дианетики» для заполнения «Оксфордского теста». [237] Одно из наиболее детальных исследований «Оксфордского геста» и всей связанной с ним торговли было проведено мюнхенским учителем и членом Баварского комитета родителей и близких жертв сектантства Карлом Шнайдером. См.: Schneider Karl H. Dossier Scientology. Muenchen, 1996/97 (на правах рукописи). [238] Хаббард Л. Р. Как сайентологии держаться на плаву (Keeping Scientology Working). 7 февр. 1965 г., переиздано 27 авг. 1980 г. Цит по: Капкан безграничной свободы. С. 36. [239] См. статью «Сайентология — культ алчности и власти» в журнале «Тайм» (Scientology: ThrivingCult of Greed and Power // Time Magazine. 1991. May 6). [240] См.: Le procesde L'Eglisede Scientologie. Albin Michel. Paris. 1997. [241] См. ниже примечание на с. 213. [242] L Ron Hubbard. Cause and Effect Part Two // Source: Magazirie of trie Flag 50. P. 4. [243] Эти рассказы приводятся в англоязычном сайентологическом рекламном листке «ОТ Phenomena» (архив Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского). [244] Примечание на листке: «Направляющий Центр Хаббарда — отдел в организации, предоставляющий одитинг». [245] Рассказ об уровнях Действующих Тетанов приводится по книгам и личным воспоминаниям Джона Атака, прошедшего все уровни до ДТ-4. Кроме того. ДТ-3 был опубликован в Интернете, и на него ссылались авторы многих публикаций. [246] Не исключено, что эта тема получит свое дальнейшее развитие. Уже несколько лет сайентологи грозятся выпустить новые уровни ДТ — 9-й. 10-й и т.д. — вплоть до 15-го. Уже было объявлено, что лишь ДТ-8 является приближением к настоящему ДТ. Все уровни вплоть до ДТ-7 теперь называются пре-ДТ (по аналогии с преклир). [247] Corrydon В., Hubbard L.R.J. Hubbard: Messiah or Madman? P. 13-14. [248] Капкан безграничной свободы. С. 18. [249] Копия этого договора имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского. [250] Рассказы об ОРП содержатся, в частности, в аффидевитах бывших сайентологов Дэвида Мэйо и Андре Табайойона, которые опубликованы в сборнике «Секты против Церкви» (с. 463-464, 467-470). Подробный рассказ о пребывании в RTF содержится в неопубликованных воспоминаниях бывшего члена секты Марджери Уэйкфилд «Дорога к Ксену» (Margery Wakefield. The Road to Xenu). Наиболее полное исследование ОРП см.: Kent S. Brainwashing in Scientology's Rehabilitation Project Force (RPF). Hamburg, 2000. [251] См. Kent S. Scientology's Forced Labour and Re-lndoctination Program // Spirituality in East and West Aarhus, 1997. [252] См. Hubbard L Ron. All About Radiation. L A., 1989. [253] Журнал «International Scientology News» (Issue 4, 1997). [254] Ходорыч Д., Конэшенок Н.,Студнев М.Товарищества на вере // Коммерсантъ-Деньги. 2001. № 43. 31октября. С. 35. [255] Руководство по основам обучения по трудам Л. Рона Хаббарда. New Era Publications International. Дания, 1994; Как чему-то научиться по трудам Л. Рона Хаббарда. New Era Publications International, Дания. 1994. [256] См. публикации в российской прессе: МК. 1994. 12 нояб.;1997. 20авг; 1998. 10 февр.; Вечерняя Москва. 1998. 2 апр. [257] В июне 2001 г. выступая в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Владимир Иванов объявил, что порывает с «Церковью сайентологии», по его словам являющейся «оголтелой, агрессивной, коммерческой организацией, которая нарушает права человека, попирая законы Российской Федерации», и просит прощения у всех людей, которых он по неведению в нее втянул. [258] Хорошие новости. Вып. 1. 1994. [259] См.: Вестник «Медицина для вас». № 14 (21). Июль 1996. С. 18. [260] Колосовская С. Оскандалившиеся на Западе сайентологи покорили Минздрав РФ // Тверская, 13. 1995. №35. [261] Hubbard L Ron. Purification: An Illustrated Answer to Drugs. Copenhagen, 1985. [262] Цит. по: Ответ Минздрава России на запрос Департамента труда, здравоохранения и социальной защиты населения, связанный с возвращением в Правительство Российской Федерации директора Гуманитарного центра Хаббарда. № П12-2113 // Секты против Церкви. С. 563. [263] Этот документ также опубликован в сборнике «Секты против Церкви». С. 550-556. [264] См. статью «Церковь сайентологии и Лиза Макфирсон» и др. статьи о сайентологии в православном информационно-просветительском журнале «Прозрение» № 1, 1998 и № 1 (2), 1999. 2]. Сайентология уличена в международном шпионаже // «Прозрение». 1999. № 2 (3). С. 14-15. [265] Религии и секты в современной России. С. 166. [266] Рассказ о жизни Муна. о деятельности его «империи» и о смысле мунитских обрядов приводится в основном по книге: Гандоу Г. Империя преподобного Муна. М., 1995. [267] http://www.unificatjon.net/news/news20001126.html [268] По некоторым сведениям, теперь эта церемония проводится каждое утро и каждый вечер. [269] См. Гандоу Т. Империя «преподобного Муна». С. 61-62. [270] См. гл. 3 настоящего издания. [271] Мун С. М. Учебник Мира во всем мире. Появление истинных родителей и идеальной семьи. Б. м., б. г. С. 50. [272] Мун С. М. Провозглашение Мессии. Появление второго пришествия. Б. м., б. г. С. 56-57. [273] Unification News. 1990. January. P. 6. [274] Гандоу Т. Империй «преподобного» Муна. С. 29. [275] Серьезные проблемы возникают у Муна и с другими детьми, развращенными роскошью и абсолютной вседозволенностью, в которых они выросли. Некоторые дети бежали из семьи и более не хотят слышать о своих родителях. А 28 октября 1999 г. 21-летний Ион Джин (Филипп) Мун покончил с собой, выбросившись с 17 этажа дорогого отеля в г. Рено, штат Невада. [276] Освободившись из-под стражи, Виноградов уехал в Вашингтон, где возглавил мунитскую балетную академию «Юниверсал баллей дэнс академи». Прима-балерина этой академии — Джулия Мун, вышедшая замуж за покойного сына Муна Хен Джина (посмертно) и усыновившая ребенка, рожденного в семье другого сына Муна. [277] Правда, сейчас Яковлев записался в сторонники другой тоталитарной группы восточного происхождения — японской секты «Сока Гаккай»; в своих нынешних интервью он делает грубо-невежественные оскорбительные высказывания в адрес Православной Церкви. См., например: Московские новости. № 4. 1997. 26 янв. - 2 февр.; № 6. 1998. 15-22 февр. [278] Мой мир и я. Путь любви. М. Станеки-Коэвоски, У. Хейнс, Л. Бжиска, под ред. проф. Б.П. Битинаса. МФО. 1994; Мой мири я. Путь к единению. М. Станеки-Козвоски, У. Хейнс, Д. Фелленц Усами, под ред. проф. Б.П. Битинаса. МФО. 1994; Мой мир и я. Путь к единению: Пособие для учителя. М. Станеки-Козвоски, У. Хейнс, Д. Фелленц-Усами, под ред. проф. Б.П. Битинаса. МФО. 1993; Мой мир и я. Путь любви. Пособие для родителей. Сост. М. Станеки-Козвоски, под ред. проф. Б.П. Битинаса. МФО. 1994; Мой мир и я. Путь любви. Руководство для учителя. М. Станеки-Козвоски, У. Хейнс, под ред. проф. Б.П. Битинаса. МФО. 1994. [279] Христианство: Словарь / под общ. ред. Л.Н. Мигрохина и др. М., 1994. По свидетельству Л. Семенова — бывшего зам. председателя правления «Церкви Объединения в России», издание сборника финансировалось мунитами. [280] Вот одна из его прежних публикаций: Иваненко С.И. Актуальные проблемы атеистического воспитания учащихся средних профессионально-технических училищ: Методические рекомендации. М., 1986 (тираж 11000 экз.). Труд религиоведа состоит из введения и двух глав: «Марксистско-ленинский подход к атеистическому воспитанию молодежи и «Роль комсомольских организаций в дальнейшем повышении эффективности научно-атеистического воспитаний учащихся». Как видим, стаж у «религиоведа» действительно большой, а опыт — богатый. [281] На процессе Якунина и сектантов против Дворкина и Отдела религиозного образования и катехизации РПЦон выступал в качестве эксперта-свидетеля со стороны сектантов. Суд, убедившись в ходе допроса в некомпетентности Иваненко в данной области, не принял его показаний к сведению. См.: Секты против Церкви. С. 299. [282] Moon S. M. Restoration Through Indemnity and America's Role. 23-3-75 (MS-453). H. 4. [283] Moon S. M. Jacob's Course and Our life in Faith. 5-27-73 (MS-372 r.). [284] Мун С. М. Новое будущее христианства. 29.09.1974. С. 41. [285] Moon S. M. Jacob's Course and Our life in Faith. 5-27-73 (MS-372 r.). [286] Ibid. [287] Хан-Джа Хан Мун. Воспоминании Истинной Матери.// Семья. № 3. Зима 1997. С. 15-16.18. [288] Хан-Джа Хан Мун. Там же. С. 17. [289] Там же. [290] Эти заверения повторяют некоторые религиоведы, либо ангажированные мунитами, либо по той или иной причине не сумевшие вдумчиво и критически ознакомиться с первоисточниками (см., напр.: Кузнецова Г. Н. «Церковь Муна»: цели и методы: Сборник статей. М., 1997. С. 3.). [291] Божественный Принцип. Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства. Б. м. 1997. С. 45. [292] В поисках первоисточника вселенной: Обращение преподобного Сан Мен Муна на торжественном открытии 15 октября 1996 г. Московской конференции «Федерации семей за мир во всем мире». М., 1996. С. 4-5. [293] Божественный Принцип. С. 47. [294] Moon S. M. God's Hope for Man // Moon S. M. Christianity in Chrisis. New Hope. S. 1974. P. 14. [295] Moon S. M. I will Live with True Parents. 7-03-93. [296] Moon S. M. God's Hope for Man. P. 4. [297] Божественный Принцип. С. 48. [298] Там же. С. 48. [299] Там же. С. 49. [300] Там же. С. 69-73. [301] Там же. С. 76-79. [302] Там же. С. 86-88. [303] Yoo, Hwang-Vol. Ansprach in Washington 4/74, New Hope News 9/74. Ср.: Divine Principle, The Holy Spirit Association for the Unification of World Christianity (Fifth edition. 1977). P. 78. [304] См. Moon S. M. [Declaration of Return to the Home Country // Today's World. Oct. 1993. [305] Сохраняем заглавные и прописные буквы оригинала. [306] Вот уж воистину «и бесы веруют и трепещут» (Иак 2:19)! По всей видимости, являвшееся мунитскому медиуму «духовное существо» не дерзнуло назваться Христом и совершило такую тонкую подмену. Впрочем, степень осведомленности мунитов в истории христианства тоже могла проявиться таким экстравагантным образом. [307] Доктор Ли Сан-Хан. Жизнь в духовном мире и на земле. Послания из духовного мира. М., 1998. [308] О методах контролирования сознания на начальных стадиях мунитской вербовки см. гл. 3 настоящего издания. [309] Moon S. M. The Way of Tradition. Vol. III. HSA-UWC. 1980. P. 471. [310] Кузнецова Г.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М.. 1999. С. 64-65. [311] Впрочем, Мун продолжал заводить «романы на стороне». Об этом он, в частности, рассказывал своей бывшей невестке, жене своего сына и наследника Хьё Джин Муна Нансук Хонг. Кроме того, он сообщил ей, что его сын, а ее муж Хьё Джин также встречается с другими женщинами. По словам Муна, в обоих случаях эти отношения имеют «провиденциальную» роль. См.: Hong Nansook. In the Shadow of the Moons. Boston. 1998. [312] См. Sudo К. Internal Meaning of Blessing// Blessing, Vol. 1/2.30.4.1977. P. 46; Moon S. M. Preparation for Blessing. 19-20.05.78. Kim Young Whi. True Celebration of Parents 8.4.84 // Kim Young Whi. Guidance. P. 125. Все эти источники цитируются в: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 66. Некоторые восточные исследователи мунизма сравнивали этот ритуал с небезызвестным «правом первой ночи», то есть с правом или даже обязанностью главы племени (или феода) осуществить первый половой акт. В этом обычае, наряду с утверждением авторитета вождя, значимо и ритуальное отведение порчи (см.: Империя преподобного Муна. С. 69). При очевидной зацикленности Муна на вопросах пола такое предположение кажется более чем оправданным. [313] Master Speaks: 19/20. May 1978 // Father's Speech: Preparation for Blessing, P. 17. [314] Это было проделано даже в семье самого Муна (см. сноску 2 на с. 237). [315] Доктор Ли Саи-Хон, Жизнь в духовном мире и на земле. Послания из духовного мира. [316] Там же. С. 108. [317] Рассказ о духовном мире по: Доктор Ли Сан-Хон. Указ, соч. [318] Jesus Speaks // HJS: 26.4.89. Цит. по: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 110. [319] Хак-Дла Хан Мун. Воспоминания Истинной Матери. С. 15 -16, 18. [320] 120 Days Training Manual// Internal Guidance. P. 43 ff. Цит. по: Гандоу Т. Империя –преподобного Муна С. 65-67. [321] Однако экологическая вредность монокультур — давно и прочно установленный факт. [322] Последняя надежда Муна // Прозрение. 1999. № 2 (3). С. 17-18. [323] Вначале сектанты хотели получить под свою церемонию Красную площадь, и шанс у них был: жена Муна уже раз выступала в Кремлевском Дворце съездов, где открыто называла своего мужа Мессией. [324] Исключением может быть лишь беседа с людьми, недавно попавшими в секту, которым муниты объясняют, что их вера основана на Библии, в которой, дескать, предсказано пришествие Муна. [325] На чтении этой речи Муном в Вашингтоне присутствовал бывший президент США Джордж Буш. [326] В поисках первоисточника вселенной. Обращение преподобного Сан Мен Муна на торжественном открытии 15 октября 1996 г. Московской конференции «Федерации семей за мир во всем мире». М., 1996. [327] По поводу некоторых вопросов, поднимаемых в прессе о Движении Объединения. М., 1995. [328] См. гл. 3 настоящего издания. [329] Полный текст документа можно найти по адресу: http://family.tongil.or.kr/ctnews/eng2/news02/INDEX0101.htm [330] Глава написана диаконом Михаилом Плотниковым (в прошлом издании — под псевдонимом Анатолий Михайлов). [331] Цит. по: Johannes Aagaard. Guruism — A Hindu Counter-mission // Update. № 4. May. 1980. P. 6. [332] Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского М.Л. М., 1996. С. 6. [333] Уже в древнейшей Ригведе содержится такой стих: «Что есть одно, вдохновенные называют многими способами. Агни, Ямой, Мэтаришваном (его) называют» (1.164.46). Цит. по: Ригееда. Мандалы I-IV. М., 1989. С. 205. [334] Санскритское слово – «йога» имеет тот же индоевропейский корень, что русское слово «иго» английское «yoke», и означает соответственно «ярмо», «тяжкий труд», «обуздание». [335] Сейчас в Индии существует несколько тысяч каст – замкнутых этических, профессиональных и религиозных групп [336] О некоторых исключениях из этого правила, приемлемых для нормативного индуизма, будет сказано ниже. [337] По переписи 1991 г. в Индии 637 млн. индуистов (82% населения). 103,6 млн. мусульман (12,1%), 19,6 млн. христиан (2,32%), и только 3,3 млн джайнов (0,41%). Буддистов больше — 6,5 млн. (0,77%), однако значительную их часть составляют беженцы из Тибета. (См.: Горохов С.А. География религиозно-общинных конфликтов в Индии: Автореф. дис. канд. географ. наук. М.. 1999. С. 5-7.) [338] Поздние пураны составлялись в течение еще нескольких веков, причем не только на санскрите, но и на местных языках. Основных пуран насчитывается 18. [339] Слово «орден» здесь употребляется для обозначения группы общин саньясинов одной духовной традиции. От римо-католических орденов такие индуистские монашеские объединения отличаются отсутствием единого руководства и устава. Даже подробности садханы разных общин, входящих в «орден», зависят от их гуру. [340] Цит по: Индуизм: традиции и современность. М., 1985. С. 224. [341] Субрамуниясвами Садгуру Шивайя. Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма. Киев. 1997. С. 363. [342] Ткачева А.Л. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989. С. 17 [343] Там же. С. 9. [344] По другому подсчету, сейчас 3103 год кали-юги. [345] Цит. по: Авадхута Димешвар Рам. Тантра постижения высшей реальности. СПб. 1992. С. 38. [346] Авадхута Дичешвар Рам. Тантра постижения высшей реальности. С. 41. [347] Там же. С. 9. [348] Там же. С. 39. [349] Ср.: Элчаде Мирча. Йога: бессмертие и свобода. СПб., 1999. С. 147. [350] Название происходит оттого, по какую — правую или левую — руну от тантрика садится во время совершения обряда его партнерша, символизирующая Шакти. [351] Ср.: «Яко вси бози язык бесове» (Пс. 95.5). [352] Цит. по: «Тантрический путь». Вып. 3. 1995-1996. С. 56. [353] См. главу 9. [354] Пандиты — авторитетные знатоки писаний, прежде всего дхарма-шастр. [355] Клюев В.И. Некоторые экономические аспекты функционирования религиозных институтов индуизма // Индуизм: традиции и современность. С. 139. [356] Ткачева А.А. Индуистские мистические организации и диалог культур. С. 9. [357] Bowes P. The Hindu Religious Tradition. Bombay, 1976. Цит. по: Ткачева А.А. Индуистские мистические организации... С. 10-11. [358] Об индуистском инклюзивизме см.: Шохин Б.К. Пауль Хакер и святоотеческая трактовка нехристианской мысли // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). С. 242-256. [359] Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994. С. 21. [360] Там же. С. 22-23. [361] См. гл. 2. [362] См.: Ray BenoyGvpal. Religious Movements in Modern Bengal. 1965. P. 72. [363] Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. С. 114. [364] Ткачева А.А. Неоиндуизм и неоиндусский мистицизм // Древо индуизма. М.. 1999. С. 38. [365] Цит. по: Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. С. 99. [366] Там же. С. 101. [367] Ткачева А.А. Детективы духа: Индуистский мистицизм: что в нем есть и что в нем ищут. М.: Знание, 1990. С. 24. [368] Там же. [369] Там же. С. 28, 31. [370] Подробнее о учении Шри Ауробиндо см.: Бродов В.В. Индийская философия нового времени. М.. 1967. С. 229-251. [371] Ткачева А.А. Детективы духа. С. 26-27. [372] http://homo-solaris.com/golden/ [373] Brunton Poul. A search in Secret India. 1934. Р. 131 f. [374] Собственно говоря, крия-йога представляет из себя лишь предварительную ступень раджа-йоги, как она представлена в сутрах Патанджали. Однако в данном случае речь идет о разновидности кундалини-йоги. [375] Ананда: Ежеквартальный вестник московского центра крия-йоги. Зима 96/97. С. 34. [376] Цит. по: Ковалевская Ж., Каширина Т. Учения и культы на основе индуизма // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 2. Религии мира. М.: Аванта+, 1996. С. 620. [377] Там же. [378] Там же. С. 621-622. [379] О степени «научности» (и небезопасности для здоровья) методик крия-йоги можно судить по такому высказыванию: «...йогин научными методами добивается того, что дыхание перестает быть необходимостью...» (Ананда. Зима 96/97. С. 8). [380] Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. С. 237-238. [381] Organiser. New Delhi, July 28, 1985. Vol. XXVII. № 11. P. 11. [382] Ткачева А.А. Индуистские мистические организации... С. 65-66, 68. [383] Там же. С. 69. Ткачева ссылается здесь на: Ranganatbananda. The Administrator in a Welfare State. Calcutta, 1966. P. 69. [384] Там же. С. 70-71. [385] Цит. по: Ткачева А.А. Индуистские мистические организации... С. 72. [386] Там же. С, 73. [387] «Вишва хинду паришад» (ВХП) была создана в 1964 году Шри Кришной Джанмэстами Даем при активном участии РСС для координации деятельности фундаменталистских объединений, работы среди индуистской диаспоры и прикрытия неоиндуистских групп, действующих на Западе. Занимает резко антихристианскую и антиисламскую позиции, поддерживает практику насильственного обращения в индуизм христиан и мусульман из этнических индийцев. ВХП и созданная ею молодежная экстремистская организация «Баджарангдал» выступили движущей силой в индо-мусульманском конфликте 1992-1993 гг., когда индуистские фундаменталисты разрушили мечеть Бабра Масджид в Айодхье с целью восстановить на этом месте индуистский храм (в результате вспыхнувших беспорядков погибло более двухсот человек). «Баджарангдал» и, посредством антихристианской пропаганды, ВХП активно участвуют в нынешних гонениях на индийских христиан. Организация имеет около 3000 отделений в Индии и еще в 22 странах. С начала 1980-х годов ВХП проводит европейские съезды. На съезде в Копенгагене в 1985 г. одной из целей ВХП был провозглашен «возврат» славян в их «исконную веру» — индуизм. [388] Аюрведа — традиционная индуистская медицина, восходящая к древности, но систематизированная в трактатах, редактированных в средневековье. Аюрведа популярна в движении «Нью эйдж» (см. гл. 21). [389] К этому же ордену принадлежал и Свами Брахмананда — наставник создателя «Трансцендентальной медитации» Махариши. [390] См.: Ткачева А.А. Индуистские мистические организации... С. 26, 38, 56. [391] Sivananda. Yoga and Realisation. Rishikesh. 1955. P. 191. Цит. по: Ткачева А.Л. Индуистские мистические организации... — С. 14. [392] Заключительное заседание Форума посетил отмеченный печатью «нового мышления» Михаил Горбачев, который прослушал, как Свами Парамананда Бхарати поет молитву о мире. Зал подпевал «Ом». [393] См. гл. 9. [394] Субрэмуниясвами Садгуру Шивайя. Танец с Шивой. С. 623-626. [395] Традиционной индуистской формой текста являются комментарии на древние писания и трактаты. [396] Цит. по: Клюев Б.М. Кундалини-йога (от психотерапии к политическим спекуляциям) // Индуизм: традиции и современность. С. 225. [397] Там же. [398] Первое место уверенно занимает Махариши Махеш Йоги, основатель «Трансцендентальной медитации». [399] Statesman. 05.06.1978. Цит. по: Клюев Б. М. Кундалини-йога. С. 216. [400] Клюев Б. М. Кундалини-йога. С. 216-217. [401] Там же. С. 216. [402] В этой главе все вероучительные цитаты приводятся не по древним индийским священным текстам, являющимся частью общечеловеческого наследия, а по пересказам основателя «Общества сознания Кришны» Прабхулады и его же комментариям к ним. [403] Шри Шримад А.Ч. Бхактведанта Свами Прабхупада. Наука самосознания. М.. 1992. С. 194. [404] Гл. 10, тексты 29, 34; Гл. 11. текст 32. [405] От англ. «International Society for Krishna Consciousness» (ISKCON). [406] Независимая газета. 1996 г. 6 июля. См. об этом подробнее 11-й раздел главы. [407] Так у кришнаитов называется сбор денег на улице, как и любое приобретение денег для ОСК. [408] «Какую бы ты норму для себя ни установил, Кришна хочет от тебя гораздо больше. Твоя норма — что в этом особенного? Норма, которую установил для тебя Кришна. —10 тыс. книг в день, а не те 10 или 20, которыми ты так гордишься. Кришна хочет, чтобы ты отдал ему все. Лишь когда повысишь свою норму в сто раз, у тебя появится небольшое представление о том, что хочет от тебя Кришна. Предайся!.. Существует всего лишь одна идея, одна цель — исполнять именно эту миссию с полной отдачей, энтузиазмом и любовью (Санкиртанам. № 3(25). Май-июнь 1997. С. 12). [409] См. например. 13-й раздел главы. [410] «Свами» означает «святой» (буквально — «господин»), а «Прабхупада» — «тот, у чьих ног [сидят все] могучие (то есть учителя)». [411] В пантеоне сикхов Кришна считается одним из наиболее страшных демонов. В мифологии джайнов и буддистов Кришна — фигура отрицательная. У буддистов он глава черных демонов, врагов Будды. [412] Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 10, текст 36, комментарий. [413] Шримад-Бхагаватам. Песнь 1, ч. 1. гл. 8, текст 29 (эта книга, традиционно называемая «Бхагавата Пурана». также как и «Бхагавад-Гита как она есть», является вольным пересказом Прабхупадой текста, написанного в период от IV до VI века христианской эры). [414] Бхактиведанта Свами Прабхупада. The Nectar of Devotion. N. Y. BBT. 1970. Подпись под иллюстрацией. [415] Еще один «неологизм» Прабхупады. В традиционном индуизме известно лишь небо Вайкунтхи. [416] Впрочем, долго эти предписания не продержались, и сейчас кришнаиты вне храмов, как правило, ходят в европейской одежде. [417] См.: Сатсварупа дас Госвами. Прабхупада — человек, святой, его жизнь, его наследие. Бхакти веданта Бук Траст, 1993. [418] По опубликованному свидетельству Ф.Д. Бобкова, бывшего главы 5-го управления КГБ (журнал «Люди», июль 1997 г. № 1), в Прибалтике кришнаиты находились под особым патронажем РК ВЛКСМ. [419] См., напр.: HubnerJ., Gruson L Monkey on a Stick. N. Y., 1988. P. 187-188. Другие случаи преступлений, приведенные выше, также взяты из этой книги. [420] См.: Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 2, комментарий к тексту 20. [421] The Voice of the Second Generation. As it Is. 1993. April-June № 002. P. 3. Весной 2000 г. группа из сорока четырех бывших воспитанников гурукул подала в Техасе иск на 400 млн. долларов против МОСК за моральный и физический ущерб во время их искалеченного детства (см.: Жертвы «Общества сознания Кришны подали в суд на секту // Прозрение. 2000. № 2 (5)). [422] Эта оценка подтверждается даже фактами, изложенными боготворившими Прабхупаду кришнаитами в восторженных воспоминаниях о нем. [423] См. ниже оценку роли гуру в печатных изданиях ОСК. [424] Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18, комментарий к тексту 66. [425] Первым об этом довольно безапелляционно заявлял сам «непогрешимый» Прабхупада (см.: Шри Шрнмад А.Ч. БхактиведантаСвами Прабхупада. Кришна. Кристос, Христос // Наука самосознания. С. 125-156). [426] Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 7, комментарий к тексту 15. [427] Шримад-Бхагаватам. Песнь 2. гл. 3, комментарий к тексту 19. [428] Там же. Песнь 1, ч. 1. гл. 3, текст 18. [429] Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 11, тексты 16.19.23, 27.29-30. [430] Там же. Гл. 10, тексты 29.34; Гл. 11, текст 32. [431] Шримад-Бхагаватам. Песнь 1. ч. 2, гл. 13. комментарий к тексту 19. [432] Шримад-Бхагаватам. Подпись к иллюстрации. [433] Шримад-Бхагаватам. Подпись к иллюстрации. [434] См. Sparks J. The Mindbenders. Nashville. 1979. Р. 100. [435] Бхактивинода Такур. Шри Харинама Чинтамани. Бомбей, б. г. С. 2. (Прописные и строчные буквы даны по оригиналу.) [436] Прабхупада-сумедхасам. Вып. 1. М., 1997. С. 19, 35-36, 40. [437] Там же. С. 1.15. [438] Там же. Вып. 2. М., 1997. С. 81-82. [439] История МОСК полна сексуальных скандалов самого различного рода, связанных с именами «отрекшихся от мира саньясинов». [440] Бхактиведанта Свами Прабхупада. The Nectar of Devotion. P. 230-236. [441] То есть вишнуистов – так себя называют кришнаиты по имени бога Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.116 сек.) |