|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разработка товарного знакаТребования к товарному знаку. Назначение товарного знака в качестве средства индивидуализации и идентификации предопределяет целый ряд требований, которые стоят перед его разработчиками. Поскольку условия, в которых осуществляют свою деятельность различные субъекты рынка, существенно различаются, то и требования также различны. Они учитывают отраслевые особенности, характер конкуренции, тип товара, особенности его позиционирования и многое другое. Однако среди всего многообразия требований можно выделить перечень основных, соответствие которым обязательно независимо от специфики деятельности потенциального владельца. Индивидуальность — использование в товарном знаке оригинальных элементов, стилей, комбинаций, позволяющее иметь отличия от ранее зарегистрированных товарных знаков. Это требование является основополагающим и обеспечивает возможность регистрации знака, а также его дальнейшее использование без нарушения прав прочих субъектов хозяйствования. Именно поэтому требование находит отражение в законах о товарных знаках, действующих в различных странах. Простота — требование, которое носит рекомендательный характер и предполагает использование в товарном знаке элементов, легко идентифицируемых потребителями целевого сегмента. Это обеспечивается за счет ориентации на средний уровень эрудиции потребителя, ограничений на количество элементов, входящих в знак, и т.д. Анализируя изобразительные составляющие всемирно известных тов* ных знаков, нельзя не отметить их простоту. Достаточно вспомнить товарные знаки Apple, Nike, Lancome. S Привлекательность для потребителей — свойство а варного знака вызывать положительные эмоции и ассоц? ции у любых потенциальных потребителей данного товар 102 Пос • рльку это требование нередко является трудновыполни-мыл | то задача-минимум заключается в том, чтобы товар-ны5 знак (т.е. входящие в него изобразительные, словесные к п ^чие элементы) не вызывал отрицательных эмоций. знаваемостъ — способность товарного знака легко залом 'наться и быть однозначно идентифицированным как целевыми сегментами потребителей, так и прочими потребителями. Узнаваемость товарного знака, как правило, обеспечивается за счет наличия в нем выразительных и ассоциативных элементов. Охраноспособность — способность знака быть зарегистрированным согласно требованиям законодательства, а также поддерживать этот статус в течение всего срока регистрации. Все эти требования тесно взаимосвязаны между собой. Индивидуальность, простота и привлекательность товарного знака являются залогом его узнаваемости для потребителей. Индивидуальность и узнаваемость товарного знака способствуют его охраноспособности, причем индивидуальность обеспечивает ее на этапе регистрации знака, а узнаваемость способствует поддержанию охраноспособности впоследствии, даже в том случае, если знак приобрел большую известность и широко применяется в разговорной речи. В законах о товарных знаках каждой страны содержится подробное указание на перечень обозначений, регистрация которых недопустима. Общим положением для законов различных стран является недопущение регистрации в качестве товарных знаков или их элементов, обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. Для соблюдения этого положения закона Российское патентное ведомство обратилось в 2000 г. к руководству Русской Православной Церкви с просьбой высказать мнение об -""" 'гьзовании обозначений, «включающих церковную се-jKy» [19], в связи с тем, что в последние годы участились гки зарегистрировать названия, включающие церков-1ексику и религиозные изображения. По этой причине.ю,ка десяти заявителей получили отказ в регистрации: бы пресечены попытки зарегистрировать лики святых и H3i ажения храмов, а также православного креста, причем в (ibhom для производства алкогольной продукции. Одной из пострадавших стала петербургская компания «Евростиль», выпускающая масло под маркой «Монас ское». Она подала заявку на регистрацию этой же марки по классам 32 (пиво и безалкогольные напитки) и 33 (алкогольные напитки, кроме пива) и получила ответ, что «заявленное словесное название «Монастырское» не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, так как относится к церковной семантике, поэтому противоречит морально-этическим нормам и оскорбляет чувства верующих» [19]. Владельцы товарных знаков, так или иначе связанных по смыслу с религиозной тематикой, по-разному отреагировали на новую процедуру, например, маркетологи петербургской компании Bravo International не считают аморальными свои марки пива «Рождественское» и «Бочкарев-Пасхальное». «Я уверен, что любое исследование подтвердит: для нашей аудитории эти слова носят уже совсем другой оттенок, — говорил Дмитрий Ситников, директор по маркетингу Bravo International. — Рождество — это прежде всего семейный праздник». Когда шесть лет назад наша компания регистрировала товарный знак Red Devil для энергетических напитков, никто в «Роспатенте» не говорил, что это название может противоречить догматам православной церкви. Кстати, эта марка у нас по всему миру зарегистрирована, — сказал сотрудник компании Red Devil International. — Мы вложили в раскрутку Red Devil много денег и между прочим благотворительностью занимались. Хотя были случаи, когда дирек-торы магазинов по религиозным соображениям сначала отказывались брать Red Devil» [19]. «Новые инициативы «Роспатента» создают для предпринимателей дополнительный барьер в их нелегкой попытке найти новые бренды, — говорит В. Станковский, генеральный директор фирмы патентных поверенных «Городнекий и партнеры» в Петербурге. — Когда зарегистрировано более 200 тыс. знаков, словаря уже с трудом хватает. Кроме того, такая трактовка закона создает прецедент. Далее кто-нибудь может позаботиться о том, чтобы не задевать чувства коммунистов, ветеранов войны. Тогда в опасности могут оказаться такие бренды, как тушенка «Красноармейская», водка «Комдив», сухари «Чапсы» с изображением Чапаева» [19]. Проблемы в поддержании статуса зарегистрированного варного знака могут возникнуть в том случае, если будет обнаружено сходство данного обозначения с ранее зарегистрированными, что вызовет обращение прочих владельцев в Патентный суд. Поэтому охраноспособность напрямую зависит от индивидуальности товарного знака. Еще одним важным требованием, которое не входит в состав основных, но тем не менее должно учитываться, является ассоциативность товарного знака, т.е. его способность вызывать у потенциальных потребителей заданный комплекс ассоциаций.J Психологические аспекты восприятия товарных знаков. Составители товарных знаков должны уделять особое внимание их привлекательности, чтобы они вызывали положительные эмоции и известный комплекс ассоциаций. Например, во Франции для обуви применяется товарный знак Ришелье — по имени кардинала, который был ростом выше короля. Мужские туфли имеют низкий каблук и рассчитаны на мужчин более высокого роста. У людей, принадлежащих к разным культурным кругам, одни товарные знаки могут вызывать разные ассоциации. Причина — фоновые знания лиц, живущих в одной стране или местности. Это часть национальной культуры, основа намеков, аналогий, иносказаний, локального колорита, исторической привязанности и др. Неудачным в нашей стране считается товарный знак польской фирмы U nit as для галантерейных товаров. Неблагоприятные ассоциации с поражением под Седаном (1870) вызывает у французского потребителя марка чешского авто «Шкода Седан». Нельзя назвать благозвучным название американской фирмы-производителя батареек Duracell. Хорошее марочное название должно наводить на мысли об его использовании, достоинствах или качествах, легко запоминаться, произноситься лишь одним способом; при необходимости применяться для всей ассортиментной группы, иметь положительное или хотя бы нейтральное значение в угих странах и на международном рынке. (Методы разработки товарных знаков. Семонемика — ис-к, сство создания коммерческих названий для идентифика-Ц' и компаний, товаров и услуг.
Рис. 2.21. Этапы разработки товарного знака Этап 1. Определение вида и перечня товаров, которые будут обозначены товарным знаком. Этап 2. Определение круга потребителей: сегменты, рынки. Этап 3. Формулировка требований к товарному знаку. Приступая к разработке товарного знака, каждая компания имеет перечень индивидуальных требований, предъявляемых к товарному знаку ЛНапример, российская парфюмер-но-косметическая компания «Уральские самоцветы», проводя в 1999 г. конкурс по разработке нового фирменного товарного знака, среди перечня основных требований выделяла «отсутствие указания на географическое происхождение товара» [19]. Очевидно, требование было связано с тем, что предыдущее название фабрики ассоциировалось у потребителей с производством ювелирных изделий и драгоценных камней, причем высокого качества за счет ассоциаций с «малахитовой шкатулкой». Однако уральское происхождение косметики скорее вызывает недоверие, особенно у потребителей, не знакомых с продукцией этого производителя. 106 Этап 4. Выбор вида товарного знака по способу обозначения. Принципиальное решение относительно словесного, изобразительного, объемного, комбинированного или иного вида знака в качестве наиболее предпочтительного может быть связано со спецификой деятельности компании или ее товара. В настоящее время, когда зарегистрировано огромное коли-•ество словесных и изобразительных знаков и обеспечить индивидуальность знака непросто, используют одновременное в< здействие на органы чувств — зрение, слух, обоняние^ На-^имер, на одной из парижских улиц у щита, рекламирующе-/> вино, электронное устройство воспроизводит один из немногих звуковых товарных знаков французского производителя алкогольных напитков — громкий хлопок пробки, извлекаемой из бутылки, и звук наливаемого вина. На центральной площади Лейпцига специальное устройство источает зарегистрированный в виде товарного знака запах разных пряностей, привлекая внимание покупателей к небольшому магазинчику, где продаются специи, хорошо запакованные и не издающие никакого запаха в магазине. Этап 5. Выбор метода создания товарного знака. Этап 6. Разработка вариантов товарного знака. Например, в процессе разработки товарного знака Pentium его создатели работали над этим именем около трех месяцев. Была создана специальная база данных из 1500 слов и частей слов из области высоких технологий. Этап 7. Тестирование вариантов: на ассоциации, произношение, запоминаемость, предпочтение. После того, как сформированы первые варианты названий, предложения каждой группы разработчиков анализируются. Как правило, риходится обрабатывать от 100 до 200 стоящих имен-кан-щдатов. После юридической проверки остается около половины. Этой сотне присваиваются приоритеты. Клиенту на ыбор предлагается 25—50 имен, после отбора и оценки — 'ается 3—5 вариантов. Этап 8. Выбор окончательного варианта. Этап 9. Регистрация товарного знака. Словесная часть марочного названия может быть разра-гана с помощью следующих методов (рис. 2.22). Рис. 2.22. Методы разработки марочного названия Заимствование существующих слов: • лексика собственного языка — используются отдель • иностранные слова. Определяющим фактором в дан • собственные имена. Это могут быть имена литератур :и «Питсбург», сыр «Нарочъ», конфеты «Беловежская пу- ^а»); названия картин (мюсли «Завтрак на траве»)лВ не- оторых странах фамилию нельзя зарегистрировать, по- кольку любой человек может заняться бизнесом под своим /менем. Она может быть зарегистрирована в случае, если ис- • рльзуется для описания конкретной деятельности («Ресто- • аны Роджерса») либо сочетается в товарном знаке с портре (• комбинация слов и цифр, например, духи «Шанель № 5», портвейн «777». Такая комбинация может указывать на улучшение качества уже известного товара («Крот», «Крот 2»), дату и год выпуска товара, срок действия препарата (Rexona 24) возраст потребителя, количественный состав компонента (Sanpelegrino 40), свойства товара (Jonsons pH 5,5). • аббревиатуры и инициалы, например, IBM, ABC; • словесные константы. Среди них: laine, Ian; maxi; lux; Конструирование названий: • композиция — соединение двух слов, т.е. их слитное • декомпозиция — деление слова и написание его в не слияние — соединение слов путем перекрывания оди-1ы; ^вых частей этих слов. Этот метод часто используется в aii' оязычных странах, например, слова maxima и image обра ^али товарный знак Maximag; ' шарады, анаграммы, ребусы, например, товарные знаки ^lop, Scudo; • звукоподражание — написание слова по транскрип • присоединение констант в качестве приставки или • сокращение — произвольные сокращения естествен • семантация — формирование нового слова из наиболее В процессе разработки товарного знака зачастую используют симбиоз различных методов. Профессиональные разработчики идут по пути создания собственных подходов и методов, например, интересен опыт компании Lexicon Branding, разработавшей товарный знак Pentium. Слово «Pentium» появилось от греческого Pente, означающего «пять», — т.е. пятое поколение процессоров. Поскольку процессор — это компонент, входящий в состав другого продукта (компьютера), то специалисты обратились к химикам, лингвистам, чтобы почувствовать, как должно звучать это слово. В итоге было принято использовать суффикс названия химических элементов — натрия (англ, sodium) или магния (англ, magnesium). Кроме того, лингвисты констатировали, что сочетание звуков I — U — М ассоциируется с чем-то маленьким и очень мощным. Формула сработала, появилось краткое и звучное имя, которое компания Lexicon Branding считает самой удачной своей работой в настоящее время.,/ Товарный знак как элемент фирменного стиля. Фирменный стиль — это совокупность графических, цветовых, пластических, языковых и других приемов, обеспечивающих определенное единство всей продукции производителя или продавца, воспринимаемое во внешней и внутренней среде, и одновременно противопоставляющих производителя и его продукцию конкурентам и их товарам. Он отражается на 110 своеобразии работы фирмы, ее товарной, технической, торговой политике, порой даже внутренней организации. Основными составными элементами системы фирменного стиля являются: • торговая марка; • товарный знак; • логотип — специально разработанное оригинальное на • фирменный блок — объединенные в жесткую компози • фирменный лозунг — коммерческое или техническое • фирменный цвет; • фирменный комплект шрифтов; • фирменные полиграфические константы — формат, спо Товарный знак занимает центральное место в системе фирменного стиля предприятия, фирмы и определяет отношение потребителей к фирменному стилю и товару. Задача специалистов по маркетингу состоит в предвидении и формировании этого отношения. Именно цветовое, шрифтовое и стилистическое решения товарного знака предопределяют особенности его нанесения и оформление в целом всех носителей фирменного стиля. Традиционно носителями фирменного стиля являются товар, его упаковка, рекламные материалы во всех средствах массовой информации, документы компании, визитные карточки сотрудников и их униформа, фирменные сувениры и поздравительные открытки, фирменные флаги и плакаты, интерьер офисов и магазинов и т.д. Документ, в котором отражены все параметры использования фирменного стиля компании — Logobook, либо Corporate Style Guidelines. Особое внимание разработке фирменного стиля и утверждению единых принципов его использования уделяют крупные транснациональные или национальные Ш компании. Такие компании имеют большое количество филиалов, дилеров, лицензиатов и прочих партнеров, которым делегируются полномочия самостоятельного производства товара (возможно, расфасовка, розлив, сборка), рекламной продукции, разработки собственного веб-сайта и прочих носителей фирменного стиля. Подобные документы имеют крупнейшие банки, в том числе и в Республике Беларусь, отделения и представительства зарубежных компаний, крупные промышленные предприятия. Наличие фирменного стиля обеспечивает узнаваемость товаров, документов и рекламных материалов компании, позволяет отличить фирменную продукцию от поддельной. Например, особенные требования компании Hewlett Packard к дизайну печатных рекламных материалов, а также разработка и предоставление официальным партнерам фирменных рекламных макетов позволяют читателям газет и журналов даже издалека отличать их по особому классическому деловому стилю, большой площади и характерному повышенному объему свободного (т.е. белого) пространства в макете. Компания Intel активно распространяет среди дистрибьюторов, дилеров и конечных пользователей информацию о фирменной маркировке на упаковке товаров, соответствующей требованиям фирменного стиля, что позволяет бороться с распространением пиратской продукции на рынках. С содержанием Logobook, либо Corporate Style Guidelines, можно ознакомиться на фирменных веб-сайтах компаний, они предоставляются всем официальным партнерам крупных компаний. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |