|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ
Все те рефлексы, которые мы разбирали до сих пор, представляют нормальное явление, так как они наблюдаются у здоровых людей. Но при патологических изменениях в нервной системе появляются при известных условиях особые рефлексы, не существующие в норме; они называются «патологическими».
Рис. 80. Патологический рефлекс Бабинского.
Условия, при которых возникают эти рефлексы, будут в свое время мною разобраны подробнее, сейчас же я только опишу их и способы их вызывания. На первом месте следует поставить очень важный и частый рефлекс, называемый рефлексом Бабинского или просто Бабинским. Он вызывается так же, как подошвенный, — легким раздражением кожи подошвы. Но получается не обычный рефлекс, а нечто другое. Именно, большой палец медленно поднимается кверху, делает тыльное сгибание. Что касается остальных пальцев, то участие их в рефлексе бывает различно. В одних случаях они совершают движение в противоположную сторону — подошвенное сгибание, в других — так же, как и большой, тыльное сгибание, в третьих — остаются совершенно неподвижными (рис. 30). Рефлекс Бабинского, если отвлечься от бесконечных споров о нем, в общем должен считаться очень частым признаком поражения пирамидного пути. У несомненно здоровых взрослых людей он никогда не встречается. Но у детей первое время после рождения он составляет правило; к концу первого года жизни он еще наблюдается в значительном большинстве случаев (70 — 80%), к концу второго года — изредка (5%) и только в течение третьего года окончательно исчезает, сменяясь нормальным подошвенным рефлексом. Другой патологический рефлекс называется рефлексом Оппенгейма. Это есть извращение нормального рефлекса того же автора, который я уже вам описывал. Вы помните, что при проведении молоточком по внутренней поверхности голени у здорового человека пальцы, а иногда и стопа совершают подошвенное сгибание (рис. 31). В патологических случаях и именно при повреждениях пирамидного пути довольно часто все пальцы или один большой совершают тыльное сгибание (рис. 32).
Рис.31. Нормальный рефлекс Оппенгейма Рис.32. Патологический рефлекс Оппенгейма.
Обыкновенно это движение имеют ввиду, когда говорят, о том, что «Оппенгейм налицо» «рефлекс Оппенгейма вызывается», «Оппенгейм положительный» и т. п. Так же обстоит дело еще с одним патологическим рефлексом, известным под названием рефлекса Мендель-Бехтерева. Здесь тоже идет дело об извращении нормального рефлекса, уже описанного мною: вместо тыльного сгибания пальцев при поколачивании тыла стопы получается подошвенное сгибание, Чтобы избежать той путаницы в терминологии, которая существует около этого рефлекса, вы должны знать, что когда говорят о «положительном Мендель-Бехтереве» или о том, что «Мендель-Бехтерев налицо», то имеют в виду именно эту извращенную форму нормального рефлекса. Эта извращенная форма рефлекса наблюдается, хотя и далеко непостоянно, при повреждениях пирамидного пути. Важное значение приобрел за последние годы рефлекс Россолимо или просто «Россолимо», получивший от самого автора название пальцевого рефлекса. Вызывается он таким образом, что исследующий указательным пальцем быстро и отрывисто дергает большой палец ноги пациента в дорзальном направлении так, как например дергают струну гитары во время игры. В результате такого раздражения происходит подошвенное сгибание 1) или всех пяти пальцев, 2) или сгибание 2 — 5 пальцев, или наконец, 3) сгибание одного большого пальца. Другой формой того же рефлекса является отведение большого пальца или всех пальцев. Все эти разновидности одного рефлекса наблюдаются при поражении пирамидного пути. Громадное диагностическое значение имеют два патологических рефлекса, называемые клонусами: клонус стопы и клонус коленной чашки. Клонус стопы вызывается так у больного, лежащего на спине, исследующий берет левой рукой голень сейчас выше голеностопного сустава и приподнимает ее над постелью. Правой же рукой он захватывает стопу, дает ей резкий толчок в направлении дорзального сгибания и удерживает в этом положении. Тогда стопа начинает «дрожать» — совершать ритмические подошвенные сгибания. Эти ритмические сокращения икроножной мышцы продолжаются до тех пор, пока исследующий будет силой удерживать стопу в положении дорзальной флексии. Как только прекратить это растяжение икроножной мышцы, а особенно если сделать подошвенное сгибание стопы, клонус прекращается (рис. 33). Елонус чашки вызывается так: больной лежит на спине с вытянутыми ногами и по возможности с расслабленной мускулатурой. Исследующий захватывает пальцами с боков коленную чашечку, резким и отрывистым движением толкает ее книзу — по направлению к стопе — и удерживает ее в этом смещенном положении. Тогда чашка также начинает «дрожать» — совершать ритмические движения вдоль своего ложа вследствие ритмических сокращений четырехпавой мышцы бедра.
Рис. 34. Метод вызывания клонуса чашки.
Как только вы прекратите насильственное растяжение этой мышцы и отпустите чашку, клонус ее сейчас же прекратится (рис. 34). Клонусы стоп и чашек, если они выражены вполне ясно и несомненно, являются патологическими рефлексами, указывающими на поражение пирамидного пути, хотя и не абсолютно постоянными при этих условиях. До сих пор еще время от времени поднимается спор, могут ли быть клону сы без пирамидных изменений, — например при общих неврозах — истерии, неврастении. Решить этот вопрос в такой его постановке очень трудно, так как между несомненно органическим, долго продолжающимся клонусом и полным отсутствием его существует целый ряд переходных форм — переходных в количественном и качественном отношениях. Уже на глаз можно видеть иногда эти несколько необычные толчки — не строго ритмичные, непродолжительные, колеблющиеся в своей интенсивности. Попытки изучения с записывающими. приборами также в общем доказывают возможность существования разных типов клонуса, откуда создалось понятие о «ложном» и «истинном» клонусе. Мне такое разделение кажется ошибочным. Пример других патологических рефлексов показывает, что они могут иметь разные клинические формы, и никому не приходит в голову одни из них называть «истинными», а другие «ложными». Кроме того возможно, что в самой постановке вопроса заключается ошибка — ошибка определенного противопоставления случаев органического поражения пирамид случаям общих неврозов. Нельзя отрицать той возможности, что неврозы представляют собой сложную аутоинтоксикацию, которая может оказывать между прочим преходящее токсическое воздействие на пирамидный путь. Если бы это оказалось со временем так, то вопрос о том, наблюдаются ли клонусы только при повреждении пирамидного пути или они могут иметь место и при неврозах, отпал бы сам собой.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |