АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НАРЫВ МОЗЖЕЧКА. ABSCESSUS CEREBELLI

Читайте также:
  1. МОЗГОВОЙ НАРЫВ. ABSCESSUS CEBEBRI.
  2. ПРОЧИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ МОЗЖЕЧКА.

Нарыв мозжечка бывает главным образом в отроческом и молодом воз­расте. Статистические сводки показывают, что на второе и третье десятилетие приходится 90% всех случаев, и только 10% — на все остальные возрасты. Главной причиной мозжечковых абсцессов являются отиты — в громадном большинстве хронические, редко — острые. Другие причины играют второ­степенную роль. Условия развития и течения их во многом напоминают гнойники большого мозга; об этом в свое время я говорил подробно, но, пожалуй, будет нелипшее повториться еще раз.

Хронический отит у больного протекает так, как у всех, — много лет, с небольшими колебаниями в ту и другую сторону. И на этот раз было колебание: гноетечение почемуто сильно сократилось или вовсе пре­кратилось. Но вслед за этим видимым благополучием появилось что-то другое: небольшая лихорадка, общее недомогание, некоторые изменения душевного склада — больной стал раздражительным и в то же время вя­лым, потерял свою обычную энергию и как-то по-стариковски почувство­вал потребность прежде всего в покое. Иногда дело этим не ограничи­вается, и появляются более серьезные симптомы — рвота, головная боль с преобладанием локализации в затылке. Через несколько дней все это стихло, и наступил второй период болезни — период ремиссии. Такая ремиссия продолжается разное время, но в общем недолго — короче, чем при мозговых абсцессах; изредка она сильно удлиняется — до несколь­ких недель и даже месяцев. Но скоро или нескоро — чаще очень скоро — наступает третий период болезни, так называемый мозжечковый.

Здесь уже дело идет о несомненно внутричерепном остром заболе­вании, и вопрос может быть только о топическом диагнозе. К сожале­нию, это как раз самый больной вопрос. Если вы будете ожидать появления ясно и резко выраженного мозжечкового синдрома, то вы жестоко ошибе­тесь: это бывает только под самый конец болезни. А вначале он тонет в массе общемозговых и отдаленных признаков. Это обстоятельство надо знать, и надо особенно тщательно выискивать отдельные мозжечковые сим­птомы, помня, что они и должны быть прикрыты явлениями другого порядка.

Замечено, что первым признаком бывает гипостения в области движений рефлекторного типа — тонуса и рефлексов. Вы должны поэтому вспомнить соответствующую часть из того, что я говорил об общей симптоматологии мозжечка, и тщательно проверить ее на больном..

В этой работе вы встретите еще одно препятствие — возможность осложнения со стороны лабиринта. Так как дело идет о субъекте с хро­ническим ушным страданием, то переход процесса на лабиринт не пред­ставляет ничего необычного. А картина лабиринтита во многом похожа на картину мозжечкового страдания. Необходимо поэтому указать некоторыедифференциально-диагностические признаки.

Стояние, особенно на одной ноге, при лабиринтитах расстроено го­раздо больше, чем при болезнях мозжечка. Оно появляется с самого на­чала, а у мозжечковых больных — под конец.

Симптом Ромберга резко меняется при лабиринтитах от разных по­воротов головы, а у мозжечковых больных — нет. Тоже можно сказать и относительно походки: ее можно ухудшить при лабиринтите, подобравши подходящий наклон головы.

Латеропульсия усиливается при лабиринтите от закрывания глаз, а у мозжечковых больных не усиливается или очень мало.

Расстройство походки при лабиринтите зависит от головокружения и неразрывно связано с ним; у мозжечковых больных этой связи нет, и боль­ной может шататься, не испытывая постоянного головокружения.

Картина самого головокружения не совсем одинакова в тех и других случаях. При лабиринтите оно выражено очень сильно, сопровождается отчетливым чувством вращения предметов, их колебания, косого стояния; вид движущихся предметов усиливает головокружение; так же действуют резкий шум, яркий свет, жара, усталость, всякая работа, даже чтение.

У мозжечковых больных головокружение слабее и не сопровождается такими отчетливыми побочными ощущениями: оно носит более неопреде­ленный характер какого-то общего ощущения, мало дифференцированного.

Возвращаюсь теперь к картине болезни. Установивши немного мозжеч­ковых симптомов, вы найдете зато много признаков отдаленных. Это будут признаки со стороны мозгового ствола: очень частый паралич отводящего нерва, расстройства со стороны V пары и даже бульбарных нервов, пе­рекрестная гемиплегия, судороги и т. п. Слабо будут выражены расстрой­ства чувствительности. Затем по мере развития болезни появляется рас­стройство произвольных движений — дисметрия, адиадохокинезия, tre­mor, резкие расстройства походки и стояния и т. д. Все это, постепенно нара­стая, дает последний, терминальный период болезни. Появляются резкая кахексия, общая прострация, затемнение сознания, упадок сердечной дея­тельности. Так, среди всех этих признаков, среди резко усилившихся симпто­мов общемозговых — жестокой головной боли, рвоты, застойных сосков, общих судорог — больной погибает, — большею частые внезапно, от остановки сердца. течение болезни, собственно говоря, уже описано, и нужно только дать для него короткую формулу оно прогрессивное, с острым толчком в начале и с паузою после этого толчка. Общая продолжительность страдания заметно короче, чем при мозговых абсцессах: самые острые случаи проделы­вают весь цикл развития в несколько дней, а самые затяжные в 2 — 3 месяца. патологическая анатомия такая же, как при мозговых абсцессах, и на ней я останавливаться не буду. Так же мало придется гово­рить и о патогенезе: мозжечковые симптомы вызываются гнойным очагом, а остальные — такими факторами, как сдавление, отек, расстройство кровообращения, токсические моменты и т. д. (рис. 145, на табл. VIII, стр. 728 — 729). лечение может быть только хирургическое. Техническую его сто­рону я предполагаю известной вам из курса хирургии и не поднимаю о пей речи. Нужно только сказать два. слова о предсказании. Разумеется, без хирургического вмешательства оно совершенно безнадежное. Но и при последнем оно не радужное. Оно тесно связано с личной техникой хи­рурга и сильно зависит от последнего. Новейшие сводки, основанные на материале больших мастеров, дают в среднем около 40% выздоровлений и около 60% летальных исходов.

 

 

ОПУХОЛЬ МОЗЖЕЧКА. TUMOR CEBEBELLI клиническая картина. Большая часть известных новообра­зований может первично или метастатически развиваться и в мозжечке. По общему правилу для опухолей черепной коробки в таких случаях бу­дут симптомы трех категорий: 1) гнездные, т. е. мозжечковые, 2) отдаленные, 3) общемозговые.

Все они тесно перепутаны между собой, и мозжечковый компонент, к сожалению, часто занимает далеко не первое место, часто теряется в пе­строй и сложной картине болезни. Описывать наново во всех подробностях каждую группу симптомов нет смысла — все они уже известны вам. Можно только подчеркнуть отдельные частности и в двух словах коснуться вопроса о сочетании всех признаков вместе.

Из общемозговых симптомов заслуживает упоминания застойный со­сок. Он развивается сравнительно быстро и выражен бывает сильно. Ве­роятно, причиной является близость к опухоли больших венозных резер­вуаров в виде синусов и v. magna Galeni; такая близость, надо думать, способствует расстройствам циркуляции в черепе и является одной из при­чин застоя в сетчатке..

Другой общемозговой симптом — головная боль — чаще наблюдается в области затылка, но может локализоваться и в других частях головы. Кроме застойного соска нередко, по-видимому, могут быть явления так называемого «застойного лабиринта», т.е. симптомы лабиринтита: они сильно мешают диагностике, вносят в мозжечковый синдром посторонние элементы и таким образом отнимают у него отчетливость и чистоту В связи, вероятно, с застоями в лабиринте головокружение при опухолях мозжечка может быть выражено очень сильно, достигать таких степеней, которые, говоря вообще, не свойственны этому органу. Под конец болезни бывают очень сильно выражены изменения со стороны общего чувствилища — расстрой­ство сознания, спячка.

Отдаленные симптомы очень многочисленны. Это — параличи черепных нервов — V, VI, VII, VIII пар, реже бульбарных нервов. Затем симптомы со стороны пирамид — центральные парезы и параличи, судороги, кон­трактуры», Чувствительность расстраивается реже в слабее.

 

 

Рис. 146. Опухоль мозжечка.

 

Наконец последняя группа симптомов — очаговые, т. е. в данном слу­чае мозжечковые. Здесь можно найти разные элементы мозжечкового син­дрома в самых пестрых сочетаниях. Перечислить все такие сочетания, в осо­бенности если принимать в расчет и симптомы остальных категорий, нет возможности: их кажется бесконечно много, хотя, вероятно, это своего рода обман зрения. Вероятно, мы просто еще не знаем тех типичных симпто­мокомплексов, в какие выливаются мозжечковые опухоли. Можно указать только самые грубые очертания двух основных типов болезни в связи с лока­лизацией опухоли: процессы до средней линии, т. е. в червячке, и про­цессы в полушарии. При локализации опухоли в червячке возникает так называемый червячковый синдром, В нем преобладают расстройства равно­весия — типичная «пьяная походка», латеропульсия, ретропульсия. Расстроено может быть и стояние, даже сидение. Сильно бывают выражены не­правильные позы головы и туловища. Кроме того заметно бывает расстрой­ство речи. Постоянным или почти постоянным симптомом является нистагм.

При локализации в полушарии преобладает — по крайней мере в на­чале болезни — односторонний мозжечковый синдром: все те элементы» которые были мною перечислены, довольно ясно бывают выражены на сто­роне опухоли. Разумеется, эти типы бывают сколько-нибудь отчетливыми преимущественно в начале болезни. Дальше опухоль, где бы она ни была» сдавливает все и дает смешанную картину — тотальный мозжечковый син­дром (рис. 146). течение болезни — медленное, хронически-прогрессивное, как при всяких опухолях. Опухоли, богатые сосудами, — особенно после специфического лечения, — дают иногда заметные ремиссии. Общая продол­жительность болезни — от 1 года до 3 лет. лечение, как при всяких опухолях, — исключительно хирурги­ческое. Все, что говорилось по этому поводу относительно абсцессов, при­менимо и здесь. Только результаты операции еще скромнее: в круглых ци­фрах успех наблюдается в 20% всех случаев, а остальные 80% больных по­гибают. Сейчас делаются опыты с лечением лучистой энергией, но результаты этого метода еще не определились.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)