АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПИННОМОЗГОВАЯ ЖИДКОСТЬ

Читайте также:
  1. Спинномозговая жидкость
  2. СПИННОМОЗГОВАЯ ПУНКЦИЯ
  3. Цереброспин жидкость.

Вы знаете, что вся центральная нервная система — головной и спин­ной мозг — одета мягкой мозговой оболочкой. Последняя очень плотно прилегает к этим органам нервной системы, очень туго натянута на них, сидит на них так, как тесная перчатка на руке.

Поверх центральной нервной системы и мягкой мозговой оболочки, составляющих одно целое, лежит вторая оболочка, паутинная. Она уже не прилегает так плотно, она как бы свободно наброшена на нервную систему, как набрасываем мы на себя пальто или халат.

Поэтому между ней и центральной нервной системой есть свободное пространство, называемое подпаутинным или субарахноидальным и выпол­ненное спинномозговой жидкостью.

Поверх этой оболочки лежит третья — твердая мозговая оболочка.

Вероятно у вас сейчас же возникает вопрос: есть ли в свою очередь промежуток между паутинной и твердой мозговыми оболочками?

Ответ будет следующий. В черепной коробке такой промежуток есть. Он очень небольшого объема, и в нем содержится немного жидкости, прони­кающей сюда из подпаутинного пространств

В полости же позвоночника твердая мозговая оболочка настолько плот­но прилегает к паутинной, что фактически здесь никакого свободного промежутка нет, или, точнее, он весь заполнен жировой тканью и венозными сплетениями.

Если вы отчетливо представите в своем воображении все то, что я ска­зал, то вы согласитесь, что с известным правом можно сказать, что цент­ральная нервная система, затянутая в мягкую мозговую оболочку, плавает в спинномозговой жидкости, как препарат в банке со спиртом. А сосудом, в котором плавает этот препарат, является мешок из паутинной оболочки.

Все сказанное до сих пор изображает в схематическом виде только одну половину действительности, и нужно сейчас же сделать необходимую поправку.

Вы знаете, что вся центральная нервная система, изображенная мною в виде сплошного тела, в действительности не является таковым. Она представляет полов тело, содержащее внутри себя полости желудочков.

Таким образом первоначальное, упрощенное представление о куске твердого вещества, погруженного в жидкость, должно измениться. В жид­костии плавает не сплошное тело, вроде крокетного или биллиардного шара, а нечто вроде резинового мяча, который имеет внутри полость.

Сообщаются ли между собою эти две полости — подпаутинная и полость мозговых желудочков?

Да, сообщение между ними есть в виде так называемого отверстия Мажанди (Magendie) и отверстий Лушки (Luschka).

Эти отверстия находятся в нижнем мозговом парусе и прикрыты моз­жечком.

Если теперь вернуться к сравнению с,мячом, плавающим в жидкости, то придется сделать еще одну, последнюю, поправку; этот мяч не целый, а разорванный — в нем имеются отверстия.

Разорванный мяч, погруженный в сосуд с жидкостью, сам наполнится ею, и мы будем иметь одну непрерывную жидкую систему, одну сплошную жидкую массу — и окружающую мяч и наполняющую его.

Так ли обстоит дело по отношению к нервной системе и цереброспи­нальной жидкости? Приблизительно так.

Полость желудочков также наполнена спинномозговой жидкостью, которая сообщается с жидкостью подпаутинного пространства.

И в этом сходство между анатомическими взаимоотношениями организ­ма и той моделью, которую я выбрал для иллюстрации, — разорванный мяч, погруженный в жидкость.

Но биологическая действительность сложнее механической модели, и наряду со сходством, о котором я уже сказал, есть и различие, о котором мне еще придется говорить.

Поэтому позвольте мне оставить схемы, модели и сравнения и перейти в область анатомо-физиологических фактов, которые в действительности имеют место у человека.

Итак в мозговых желудочках имеется жидкость, сообщающаяся с жид­костью подпаутинной полости, а последняя окутывает жидкой оболочкой всю центральную нервную систему снаружи.

Каково общее количество всей этой жидкости?

Оно, по-видимому, различно у разных людей и в общем колеблется от 60 до 150 см3.

Из этого количества около 20 — 30 см3 находится в желудочках, а почти все остальное — в подпаутинной полости.

Откуда берется эта жидкость?

Точного ответа на этот вопрос, к сожалению, дать в настоящее время нельзя: мнения невропатологов здесь довольно значительно расходятся.

Одни считают цереброспинальную жидкость специфическим секретом мозга, наподобие того как желчь является секретом печени.

Этот секрет скопляется в мозговых желудочках, как желчь в желчном пузыре, а из желудочков через отверстия Мажанди и Лушки вытекает в подпаутинную полость и наполняет ее.

При такой аналогии не хватает того, что соответствовало бы желчным ходам и желчному протоку. Ввиду этого надо представлять себе, что жид­кость выделяется самими стенками желудочков: она выступает каплями на стенках,, как вода на стенках сырого помещения, и затем стекает на дно.

Другие авторы придерживаются несколько иного воззрения.

Они считают органом секреции не всю стенку желудочков, а только вдающиеся в просвет последних особые образования — сосудистые сплете­ния (plexus chorioidei).

Вы помните из анатомии, что сосудистые сплетения представляют, в смысле эмбриологического происхождения, вдавшиеся в полость желудоч­ков вывороты мягкой мозговой оболочки, так сказать, начиненные клуб­ками сосудов.

По своему гистологическому строению и по некоторым данным экспе­римента эти образования действительно имеют много шансов считаться же­лезистыми органами. Секрет их в таком случае должен опять-таки нако­пляться в желудочках и отсюда вытекать в подпаутинное пространство.

Третьи считают ее транссудатом из сосудов желудочков и оболочек. В этом воззрении важна та особенность, что местом образования жидкости считаются уже не одни желудочки, по и сама подпаутинная полость.

Существует еще и эклектическое воззрение, допускающее одновремен­ное действие всех этих механизмов разом. Цереброспинальная жидкость, согласно этому взгляду, есть секрет, сложный в смысле своего происхожде­ния и места образования; она образуется из разных источников и в разных местах.

Насколько трудно выбрать из всех этих взглядов наиболее приемлемый. будет видно, если вы попробуете стать на точку зрения сторонников любой из приведенных теорий и сделать из нее все выводы.

Приведу вам два-три примера.

Попробуйте, например, отождествить спинномозговую жидкость с плаз­мой крови, что естественно, если вы будете считать ее транссудатом из крове­носной системы, и вы сейчас же натолкнетесь на ряд любопытных возраже­ний.

Например в человеческой крови есть и комплемент, и гемолитический амбоцептор для бараньих шариков, а в цереброспинальной жидкости их нет.

При воспалениях мозговых оболочек, менингитах разного рода, и комплемент и амбоцептор вдруг появляются в спинальной жидкости _

При прогрессивном параличе появляется амбоцептор, а комплемент как правило, отсутствует, сахар содержится у здорового человека и в крови и в спинномозговой жидкости, но в последней его меньше.

Попробуйте проверить теорию, говорящую, что жидкость образуется тем или иным способом в желудочках и отсюда стекает в подпаутинное пространство.

Из этого следует, что состав ее должен быть везде одинаков, и: в доказательство вам приведут факты из области и клиники и: эксперимента.

Например при кровоизлияниях в желудочки гемоглобин находят везде — и в подпаутинной полости и в жидкости желудочков.

Китайская тушь, впрыснутая животному в мозговые желудочки, очень скоро оказывается и в спинномозговой полости.

Но едва вы на этом успокоитесь, как перед вами появятся новые парадоксы.

Например при прогрессивном параличе жидкость подпаутинной полос­ти очень чаете дает положительную реакцию Вассермана, а жидкость же­лудочков — отрицательную.

Аналогичным образом вы можете найти при желтухе пигменты в спи­нальной жидкости, а в жидкости желудочков их может не быть.

Все эти противоречия могут стать сравнительно более понятными: только при одном условии: если допустить, что спинномозговая жид­кость не остается все время неизменной, что состав ее меняется при пере­мещении из одного участка общего вместилища в другой.

Здесь мы вплотную подходим к сложному и трудному для решения во­просу о циркуляции спинномозговой жидкости.

Движется ли жидкость эта, как вода в реке, или она неподвижна, как озеро?

И если она движется, то каково направление этого движения, каков источник движущей силы?

Ответ на эти вопросы пока еще не ясен, намечены пока только самые общие его очертания. Мы знаем в этой области ряд отдельных фактов, еще не складывающихся в цельную и стройную картину.

Поэтому лучше всего будет, если вы сами узнаете эти факты, сами попы­таетесь их сопоставить и сами почувствуете невозможность дать исчерпы­вающий ответ на все поставленные вопросы.

Спинномозговая жидкость все время образуется — безразлично ка­ким путем; она все время прибывает в своем количестве. А так так об­щая емкость пространства, в котором она заключена, ограничена, то оче­видно, должны быть и пути оттока для жидкости: если в замкнутый сосуд все время вливается жидкость и всегда для новых порций находится место, значит в другом каком-то месте она куда-то выливается.

А сказать, что имеется наличность притока и оттока какой-нибудь жид­кости, это значит сказать, что она перемещается, что в ней существует циркуляция.

Принимая за основное положение позвоночника — вертикальное, в ко­тором человек проводит около 16 часов в сутки, естественнее всего до­пустить сток жидкости по законам тяжести из желудочков в спинномозго­вую полость.

И действительно, опыты с введением различных красящих веществ в желудочки мозга показали переход этих красок немедленно в спиналь­ный канал.

С другой стороны, есть опыты обратного типа, правда оспаривае­мые некоторыми исследователями: тушь, введенная поясничным проколом в спинной канал, оказывается и в желудочках мозга.

Если это верно, то должен существовать и обратный ток — из спинного-канала в желудочки мозга, снизу вверх.

Наличность этих двух диаметрально-противоположных направлений тока жидкости дает основание некоторым исследователям утверждать, что движения ее происходят по типу волнообразных колебаний — то сверху вниз, то снизу вверх.

Я думаю, что возможно и другое объяснение того же факта. Мыслимо-одновременное существование двух токов жидкости — постоянных, но про­тивоположных по направлению: одного сверху вниз, другого снизу вверх.

При таком допущении дело бы шло о движении не по типу волны, или лучше сказать, маятника, а по типу водоворота, имеющего не округлен­ную, а очень вытянутую форму. Струя жидкости спускалась бы где-нибудь,. например, в передней половине подпаутинной полости, доходила бы до дна ее, заворачивала бы кверху и шла по направлению к мозгу по задней поло­вине арахноидального мешка — или наоборот.

Есть мнение, что существует еще одно направление тока цереброспи­нальной жидкости — спереди назад.

Если вы сопоставите все это, то окончательный, наиболее вероятный вывод будет таков.

Движение спинномозговой жидкости носит очень сложный характер, сильно отличающийся от такого простого типа движения, как, например, движение крови в сосудах. В арахноидальном мешке жидкость, вероятно, дви­жется в разных направлениях, напоминая в этом отношении движение кипя­щей жидкости в котле.

Каковы источники той силы, которая приводит жидкость в движение?

И здесь динамика этого процесса остается, к сожалению, мало выяс­ненной, и потому ответить на поставленный вопрос можно только в общих чертах.

Во-первых, самый факт постоянного накопления жидкости является источником ее движения. Раз жидкость поступает в замкнутую полость, она неизбежно вытесняет уже находящуюся там, т. е. создает некоторое пе­ремещение жидкой среды.

Во-вторых, пульсовые и дыхательные движения, как показывает наблю­дение, вызывают тем или иным путем постоянное колебание давления в подпаутинной полости. По всей вероятности, это ритмическое сжимание жид­кости вызывает своего рода взбалтывание, т. е также является одним из источников ее перемещения.

Наконец, жидкость все время всасывается из подпаутинной полости частью в отверстия лимфатической системы, открывающиеся в подпаутинную полость, частью через стенки вен, периваскулярные пространства которых открываются в ту же полость.

Это всасывание действует приблизительно так, как поршень шприца, втягивающий нужное лекарство, т. е. также создает движение жидкости.

Все эти факторы, а, может быть, еще и другие, неизвестные нам, сумми­руясь вместе, создают, вероятно, картину очень сложных и разнообразных токов спинномозговой жидкости.

На этом я покончу с анатомической и физиологической стороной дела и перейду к описанию свойств нормальной цереброспинальной жидкости.

В норме она совершенно прозрачна, имеет щелочную реакцию, удельный вес ее колеблется от 1003 до 1008.

Воды в ней содержится 98,73%, солей — 1,25% и белка 0,02%; есть «ничтожное количество сахара — 0,4%.

Из форменных элементов у здорового человека встречаются почти исклю­чительно лимфоциты.

Предельное число их, за которым уже начинается область патологии, считается обыкновенно 5 — 6 в 1 мм3.

Спинальная жидкость находится в подпаутинной полости под извест­ным давлением, которое легко измерить. При лежачем положении больного оно равно 5 — 7 мм ртутного столба, или 100 — 126 мм водяного столба. При сидячем же положении оно может доходить до 200 мм водяного столба.

Такова характеристика спинномозговой жидкости у здорового человека.

Когда возникает органическое страдание центральной нервной системы или ее оболочек, то описанная выше картина меняется — или вся или в отдельных частях.

Поэтому исследование добытой жидкости может явиться серьезным под­спорьем для диагноза.

Как добыть жидкость для анализа? Соответствующая процедура называется поясничным проколом или л юмбальной nyнкциeй.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)