АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 2. Составьте конспект статьи «Русское барокко» (Иконников А.В

Читайте также:
  1. А) Задание по вводу в действие производственных мощностей
  2. Аналитическое задание
  3. ДЗ Домашнее задание по теме «Алкалоиды»
  4. Домашнее задание
  5. Домашнее задание
  6. Домашнее задание к занятию № 1 по теме
  7. Домашнее задание к занятию № 2 по теме
  8. Домашнее задание №1
  9. Домашнее задание №2
  10. Домашнее задание №4
  11. Дополнительное задание
  12. Дополнительное задание.

Составьте конспект статьи «Русское барокко» (Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: Развитие традиций. М.: Искусство, 1990. С. 177-184.). Представьте работу в следующей форме

Поля Конспект Поля

ТЕКСТ. Русское барокко

В зодчестве, как и во всей русской культуре, призна­ки наступления нового времени можно заметить со второй четверти XVII в. К середине столетия пере­мены уже столь значительны, что можно говорить о переходном периоде...

Признаки переходности зодчество сохраняло... до 60-х гг. XVIII в. Таким обра­зом, между средневековой русской архитектурой и архитектурой нового времени лежит более чем столетний переходный период, начало которого можно условно отнести к 1650-м гг. Столь длительный, он не мог быть однородным. Начало его не обозначено четко; примерно до 1680 г. уже заметные отличия от зодчества бо­лее раннего времени еще не позволяют определить общий характер наступающе­го периода. Далее, в 80-90-е гг. XVII в. и первые десятилетия XVIII в., признаки нового сложились в стилистическую систему, которую... сначала называли«русским барокко»; несколько позже... использовали прочнее привившийся термин «московское барокко», который имел более жесткое хронологиче­ское ограничение (московское — подразумевалось «допетербургское», предшест­вовавшее времени активного вовлечения зодчества в сферу петровских реформ). В явлении этом отразилась историческая ситуация, влиявшая и на другие области художественной культуры: живопись, уже не сводившуюся к церковному искус­ству, литературу, рождавшийся российский театр. «Русское барокко» стало если не стилем времени, то его важнейшим художественным направлением...

В архитектуре 1630-1680 гг. еще невозможно не только выявить сложив­шуюся стилистическую систему, но и говорить о преобладании какого-то оп­ределенного, единого направления в формообразовании. Никогда еще не создавалось так много значительных каменных построек, и никогда строи­тельная активность не захватывала так широко провинцию. Но, главное, ни­когда не возникало так много новых типов сооружений и новых приемов композиции. Почти каждое здание несло в себе что-то новое.

И все-таки за этой пестротой различимы устойчивые тенденции... Назовем эти тенденции. Первой и главной среди них была секуляризация архитектуры, становление в ней активного светского начала. К XVII в. окончательно опреде­лился тип русского народного жилища. На его основе складывался н6вьш жанр — каменное жилое зодчество, специфика которого претворялась в особые формы и приемы композиции. С его появлением в кругу задач монументального культового зодчества обретала конкретность метафора «церковь — дом божий», популярная уже в посадском строительстве XVI в. Теперь ее воплощению могли служить ассоциации, возникавшие на всех уровнях композиционной системы — от пространственной структуры до декора. Элементы жилой архитектуры, пере­веденные в план метафоры, в культовом зодчестве развивались свободно и дина­мично, подчиненные поиску образной выразительности. Противопоставление ду­ховного и светского, столь резкое в


средневековом зодчестве, стиралось. Откры­лась возможность активного взаимодействия жанров, способствовавшая разви­тию зодчества. Тенденция эта отвечала общему направлению развития культуры.

Второй тенденцией была антинормативность, «живописность». XVI в. создал своеобразную и цельную систему общерусского зодчества, с развитой системой жанров и типов, с определившимся кругом форм и приемов художественного языка. На этой основе созданы произведения, относящиеся к высшим достиже­ниям художественной культуры средневековья. Однако рамки системы были уже тесны для новых потребностей, нового восприятия мира... Антинормативность побуждалась стремлением сделать архитектурные образы более эмоциональными, отражающими крепнущее личностное начало человека, особые пристрастия за­казчика и зодчего. Обусловленность выразительной формы конструкцией и функцией, потерявшая обязательность уже в XVI столетии, еще более ослабела.

Эти тенденции дополняла и третья — стремление к крайностям, к обостре­нию выразительности форм, пластической и орнаментально-декоративной насы­щенности композиций. Через нее прорывалась в зодчество «неистовость» харак­теров, свойственная эпохе. Вместе со стремлением к антинормативности, живо­писности она вносила в русскую архитектуру барочную тональность. Подобная тенденция развивалась в западном барокко; там ее воплощение выливалось в трагическую напряженность, а иногда — истерическую взвинченность... Русской архитектуре XVII в. чужда эмоциональная окраска подобного рода. В ее образах преобладает жизнелюбие — иногда наивно-радостное, иногда полнокровное, энергичное. Тяготам реальности, памяти о подлинных трагедиях и разорениях, которыми был отмечен XVII в., противопоставлены идеальные образы «вертогра­да многоцветного», изобильного цветущего рая.

Новые средства для воплощения этих основных тенденций искали в двух ис­точниках: во-первых, в народной традиции, которую подспудно питали древние земледельческие мифы, связанные с семантикой жилища и бытовых обрядов, прочно осевшие в памяти народа, во-вторых — в тех произведениях иноземной художественной культуры, которые казались отвечающими новым идеалам. В числе последних — орнаментально-декоративные мотивы немецкой, датской и особенно голландской архитектуры конца XVI — начала XVII в.; с ними знако­мились по гравюрам и книгам (что-то, возможно, перенимали и у приезжих мас­теров). Во второй половине столетия стало ощутимым влияние украинского и белорусского искусства. Большую роль сыграло, по-видимому, и новое прочте­ние наследия Алевиза Нового и Аристотеля Фьораванти.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)