|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность различных трудовых концепцийТруд и общественные отношения, при которых совершается процесс труда, в совокупности формируют процесс производства. При этом именно труд человека делает возможным само производство, т.е. процесс изготовления материальных благ. Однако различные экономические теории по-разному оценивают человеческую деятельность (и ее различные виды) с точки зрения организации производства. Марксистская теория выделяет личный и материально-вещественный факторы производства. При этом в качестве личного фактора выступает индивидуальная и совокупная рабочая сила. Рабочая сила —единственный фактор, который рождает новую стоимость, поэтому главной целью организатора является рабочая сила как единственный товар, способствующий возникновению новых товаров и услуг. Потребление в процессе производства товара рабочей силы сопровождается созданием новой стоимости. Экономикс считает факторами производства: • материальные ресурсы (земля, в том числе все сырьевые ресурсы, капитал); • человеческие ресурсы (труд и предпринимательская деятельность). Несмотря на внешнюю схожесть приведенных классификаций факторов производства, четко прослеживаются их принципиальные различия, главное из которых — выделение в рамках экономики предпринимательской деятельности в отдельный фактор производства. При этом особое значение придается предпринимателю как ключевой фигуре бизнеса, инициирующего процесс производства. Труд же в системе данной классификации ассоциирован с наемным работником и, следовательно, с наемным трудом. Марксизм объединяет все виды деятельности в процессе производства в категорию личного фактора производства, не выделяя фигуры предпринимателя как «трудящегося» и рассматривая его с классовых позиций лишь в качестве эксплуататора, а не организатора производства. Более того, сам процесс труда воспринимается как процесс потребления рабочей силы капиталистом, и такой методологический подход придает классовую направленность исследованию чисто экономического явления. Безусловно, изучение роли труда в национальной экономике, жизни общества не ограничивается названными теориями. Например, в работах Адама Смита и Давила Рикардо уделялось большое внимание человеку и его месту в трудовом процессе. В результате их исследований сформировалась модель «экономического человека», который характеризовался следующими чертами: • определение экономического поведения каждого человека его личным интересом; • компетентность экономического субъекта в собственной деятельности; • учет классовых различий и ненадежности сегодняшнего благосостояния. Джон Стюарт Миль рассматривал человека как индивида, стремящегося к получению богатства и способного эффективно оценивать оптимальность путей достижения данного богатства. При этом он считал, что любой человек испытывает отвращение к труду и именно это толкает его к добыванию богатства. В настоящее время многие авторы уделяют основное внимание проблеме мотивации трудовой деятельности в увязке с потребностями людей (А. Маслоу); с экономической сущностью человека (Ф. Тейлор); с «социальной гигиеной» (Ф. Херцберг); с различными подходами к оценке человека в процессе труда (Д. Мак-грегор). Анализируя различные трудовые концепции, можно сделать вывод, что при всем различии подходов к понятию «труд», к определению места и роли человека в экономической системе общества и причин, которые побуждают человека к труду, общим является признание труда как основы жизни — и отдельного человека, и общества в целом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |