|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вторник, 13 февраля 1973 годаЖивописный сиднейский Ботанический Сад стоит в ряду старейших в мире и занимает площадь больше 30 гектаров. Нижний Сад примыкает к Сиднейской бухте. Его пруды, тенистые рощи, цветочные клумбы и просторные лужайки с разбросанными там и сям экзотическими пальмами, были, казалось, идеальным местом для утренней прогулки Прабхупады. Прабхупада, с тростью в руке, в сопровождении учеников вошел в Сад со стороны Консерватории, быстро прошагав по центральной аллее. Они миновали несколько больших беспорядочно растущих фиговых деревьев родом из залива Мортона — ficus macro — родственников знаменитого дерева баньян — ficus bengalensis. Прабхупада отметил их сходство и тут же процитировал стих из Бхагавадгиты: «Урдхва-мулам адхах-шакам», в котором материальный мир сравнивается с гигантским перевернутым деревом баньян. Прабхупада шагал мимо старых перечных деревьев. По небу уже разливалось красное сияние приближающегося утра, и за ними уже можно было разглядеть бухту. Дорожка пролегала между высоких стволов съедобных пальм. Прабхупада свернул направо и пошел по тропинке, ведущей вниз, минуя старый бельведер и направляясь к живописному озеру, которое оживляли плещущиеся в нем черные утки. Перейдя рукотворный пруд по маленькому деревянному мостику преданные дошли до Бухты Фарм, вокруг которой шла дорожка, подходившая к самому краю воды. В отдалении сверкали огни Северного Берега. Дул легкий холодный бриз, и в темноте можно было увидеть внезапный огонь парома, бесшумно пересекающего бухту. Сороки уже завели свою утреннюю музыку — нестройные созвучия, словно извлекаемые из флейты Пана. На дальних деревьях хохотали кукабурры — большие австралийские зимородки, в отдалении слышались звуки просыпающегося пригородного шоссе. Силуэт белого ибиса вырисовывался на фоне черной маслянисто поблескивавшей поверхности Бухты, в которой отражалось залитое оранжевым небо. Прабхупада дошел до Сиднейского Оперного Театра, в котором завершались приготовления к его торжественному открытию. Здание Театра — с его умопомрачительной архитектурой, напоминающий парусник или раковину какого-то морского животного — парило над Бухтой, сверкая в лучах утреннего солнца. Прабхупада и преданные шли по аллее, которая, заворачивая, возвращалась сама к себе, мимо Дома Правительства и башен Сиднейского Моста. Прабхупада остановился и, указывая на мост, произнес: — Это знаменитый мост. — Да, Шрила Прабхупада, — ответили преданные. — Когда его построили, он был известен как самое большое в мире стальное арочное сооружение. На Прабхупаду это, казалось, не произвело впечатления. — Хм, я видел и больше, — сказал он и продолжил прогулку. Под конец группа прошла под высокими акациями и эвкалиптами и, вернувшись в автобус, направилась в храм, где их ожидала утренняя программа и легкий экадашный завтрак. * * * У Шрилы Прабхупады воспалился правый указательный палец, и это причиняло ему беспокойство. После обеда он попросил принести ему сандаловой пасты, которую приложил к месту воспаления. Это, однако, не принесло облегчения. Преданные предложили Шриле Прабхупаде лекарство, которое он и принял. * * * Расарани помогала своему мужу Амогхе распространять Сознание Кришны в Индонезии, и приехала в Сидней на побывку. Этим утром в разговоре всплыла тема визита Прабхупады в Джакарту, и Прабхупада пожелал принять твердое решение. После обеда Шрила Прабхупада пригласил Расарани к себе. — Итак, — обратился он к Расарани, в волнении опустившейся на пол перед его низким полированным столиком, — как продвигается проповедь в Индонезии? — Ну, мы только что нашли дом и… — Нет, нет! — перебил ее Прабхупада. — Проповедь… Как продвигается проповедь? — Прабхупада, у нас есть печатный станок! Казалось, Прабхупаду обрадовала эта новость, но через несколько минут беседы он решил не ехать в Индонезию. — Но, Шрила Прабхупада… — перепугалась Расарани. И она рассказала ему, что они уже назначили несколько программ: большая лекция в правительственном зале, лекция в местном балийско-индуистском храме, встречи и с правительственными чиновниками Индонезии, и с членами местной индусской общины. Услышав об этом, Шрила Прабхупада принял окончательное решение: он летит в Джакарту из Окленда и пробудет там неделю, после чего вернется в Калькутту. * * * После вечерней арати Шрила Прабхупада читал лекцию в храмовой комнате, до отказа заполненной гостями и преданными. Темой лекции был один из любимейших стихов Прабхупады — БГ 9.2. раджа-видйа раджа-гухйам павитрам идам уттамам пратйакшавагамам дхармйам су-сукхам картум авйайам
«Это знание – царь знания, тайна тайн. Это чистейшее знание, и, поскольку оно дает живому существу живой опыт постижения своего «я», оно является совершенной религией. Знание это вечно и постижение его радостно». Прежде чем начать лекцию, Шрила Прабхупада попросил всех преданных сесть двумя ровными рядами. — Нельзя сидеть спиной к Богу. Преданные должны сидеть лицом к лицу. Да, таковы правила хорошего тона. Посредине должен быть проход, а вы должны сидеть лицом друг к другу. Темой вечерней лекции было «истинное образование». Движение сознания Кришны, объяснял Прабхупада, предлагает настоящее образование, находящееся за пределами каких бы то ни было сектантских убеждений. — Так называемые верующие скажут: «Мы верим так» или «Мы верим этак». Но все эти верования выдуманные. Верование — не есть факт. Вы можете верить так, а я могу верить иначе, между нами могут быть какие-то противоречия, но факт остается фактом. Вы же не скажете: «Я верю, что два плюс два равно четырем». Это факт. Вы не можете сказать: «Я христианин, поэтому два плюс два равно пяти». Или: «Поскольку я индус, то я верю, что два плюс два равно трем». Нет. Два плюс два равно четырем — всегда, верите вы в это или нет, христианин вы, мусульманин или индус. Точно так же мы в нашем Движении сознания Кришны учим сознанию Бога, и мы можем спросить людей: «Если вы называете себя верующими, скажите, знаете ли вы, чтó есть Бог?» Поскольку мир остро нуждается в подобном образовании, утверждал Прабхупада, сознание Кришны должны быть принято всеми без промедления. Он привел несколько подходящих примеров из Чанакьи Пандита. — Вишад апи амритам грахьям — иногда человек уже лежит на ложе смерти, и чтобы привести его в сознание, ему водят смертельный змеиный яд. Хотя это и яд, но человека он приводит в сознание. Таким же образом, если нечто является эффективным лекарством, то надо это принять, даже если это яд. И также амедхьяд апи канчанам. Если человек находит золото, лежащее в грязи, он должен немедленно подобрать его. И стри-ратнам душкулад апи — если девушка обладает прекрасными качествами, то даже если она происходит из низкой семьи, нужно взять ее в жены. Прабхупада привел пример из истории: великий император Махараджа Шантану взял себе в жены Сатьявати, которая происходила из семьи рыбака. Мысль Прабхупады была ясна — следует принять знание и образование, откуда бы оно ни пришло. После лекции, когда пришло время вопросов, молодой человек с короткими волосами и серьезным видом сделал довольно смелое заявление, удивившее аудиторию. Он сказал, что решил жить вечно! Прабхупада заверил его, что это невозможно: — Вы не сможете жить вечно. Вы же в материальном теле. Молодой человек предложил свой сценарий. — Почему не превратить материальное в духовное? Почему не сделать всё «всесознающим»? Прабхупада допустил, что если человек станет сознающим Кришну, то тогда он сможет поддерживать свое духовное сознание даже после выхода из этого тела. Однако тело, озарено оно духовным знанием или нет, не вечно, и его предстоит сменить в момент смерти. — Зачем вообще менять тело? — продолжал спорить молодой человек. — Ваше тело и так уже меняется, — терпеливо объяснял Прабхупада. — Вы пришли из тела ребенка к тому, что имеете сейчас. Вы не остались ребенком. — Ну и что? — упрямо возражал парень. — Из того, что мое тело менялось до этого момента вовсе не вытекает, что оно должно продолжать меняться в будущем. — А как же? — бросил вызов Прабхупада. — Почему вы не остались в своем детском теле? Наконец молодой человек показал свое истинное лицо. — Если я решил, что я Бог, все сотворивший… Прабхупада был суров: — Дог может решить, что он Бог. Но значит ли это, что он действительно Бог? Аргументы юноши становились все более абсурдными, преданные только в изумлении переводили дыхание. — Так вот, это моя прерогатива — решать, принять ли мне на себя ответственность, соответствующую положению Богу… Прабхупада не согласился с этой чепухой. — Почему же вы не решили стать президентом Никсоном? — Не захотел. — Ерунда. А мы не занимаемся ерундой, мы ведем научную беседу. — Я предпочел взять ответственность за всю вселенную. — Если вы решите: «Стану-ка я президентом Никсоном», — вы сможете им стать? — Да. — Сможете? — Да. Прабхупада помолчал, а затем сухо произнес: — Ну, так станьте. Слушатели ловили каждое слово и от души смеялись сжатым, метким репликам Прабхупады. — Сначала станьте — потом поговорим. Если вы говорите, но не делаете, тогда вы болтаете чепуху. Сначала станьте Богом, а потом говорите, что вы стали Богом. У нас есть понимание Бога. Бог всемогущ. Вы всемогущи? — Да. Смех. — Если я ударю вас по лицу, вы будете протестовать? Смех усилился. Молодой человек не ожидал такого поворота. — Ну, ладно, ударьте. Ладно, хорошо, вы можете ударить меня по лицу, если вам хочется — это ваше дело. — Какой силой вы обладаете, чтоб воспрепятствовать этому? — Силой, которой я обладаю как человек. — Как же вы говорите, что вы Бог? Вы обладаете силой человек, а заявляете, что стали Богом. — Но это мое человеческое право — думать, что… — Это правильно. У вас есть право как у каждого человека. Так почему же вы заявляете, что вы стали Богом? Это ваша глупость. Вы должны стать таким же могущественным, как Бог, а тогда уже заявлять, что вы Бог. Так же точно, как вы должны сначала стать президентом Никсоном, а потом уже заявлять, что вы президент Никсон. Заявлять что-либо голословно нельзя. Вы можете сказать, что вы приобрели силу — это я признаю — но сначала сделайте это, а потом говорите. Бог всемогущ. Когда вы станете всемогущим, это будет означать, что вы стали Богом. — Значит, тогда мне надо доказать вам… — А как же иначе я поверю? Если вы мне не докажете, как я смогу поверить вам? — Я принимаю вызов. Дайте мне только немного времени. — Снова чепуха. — Зал буквально зарыдал от смеха. — Арджуна требовал от Кришны: «Как я узнаю, что ты всемогущий?» И Кришна тут же показал ему Свою вселенскую форму. Так что если вы Бог, тогда покажите мне свою вселенскую форму. Тогда я поверю вам. Послушайте, не верьте вы всем этим бредням. Вы заблуждаетесь, считая себя Богом. — Тогда дайте мне что-нибудь лучше. Я ничего лучшего, чем Бог, не нашел, а вы? — Пожалуйста, думайте что хотите, думайте любую чепуху. Я просто говорю вам: «Не заблуждайтесь», — но решение остается за вами. Наконец молодой человек замолчал. Говорить было больше нечего. Прабхупада попросил преданных начать петь. Беря в руки свои сверкающие караталы и приготовившись петь, Прабхупада бросил полный сострадания взгляд на молодого человека и обратил к нему последний совет: — Станьте боговым. Become God-ly. Don’t become God. Не надо становиться Богом. * * * После лекции преданный принес Прабхупаде в комнату серебряный поднос с маха-прасадом от вечерней трапезы Божеств и поставил его на низкий столик Прабхупады. Прабхупада посмотрел на поднос: миски с овощными блюдами, пури и горячее молоко. Прабхупада отметил, что все пури превосходно вздулись и были похожи на маленькие полупрозрачные светло-коричневые воздушные шарики. — Этот пури лучше всех, — сказал Прабхупада, указывая на самый круглый из них, и, повернувшись к преданному, спросил: — Кто готовил? — Курма-дас, Шрила Прабхупада, — ответил тот. Прабхупада одобрительно кивнул. — Он соблюдает заповеди. Шрила Прабхупада позвал Шрутакирти. — Иди научись у него готовить такие пури. Беседа продолжилась в кулинарном направлении. Когда готовишь для Кришны, объяснял Прабхупада, нужно помнить, что ты готовишь для голодного шестнадцатилетнего юноши, который любит поесть. Нужно готовить соответствующие количества пищи. Для последнего, вечернего подношения Господу, Прабхупада предложил следующее меню: три овощных блюда на гхи, шесть больших пури на порцию или восемь средних или шестнадцать маленьких пури на порцию, сладости на гхи, например, ладду, и горячее молоко. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |