|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Четверг, 22 мая 1975
В машине, по пути в Ботанический Сад, Мадхудвиша рассказывал Прабхупаде историю «Дома Прабхупады». Эта земля была куплена в 1875 году у Британской Короны английским судьей Томасом Эберкромби Муаттом. Обустраивая свое имение, он не поскупился на расходы: выписал из-за океана множество рабочих, особенно искусных итальянских штукатуров. Прекрасный особняк вскоре был отстроен. В то время все побережье от Сент-Кильды до Порт-Мельбурна было покрыто песчаными дюнами и напоминало Сахару в миниатюре. Дом судьи одиноко возвышался среди песков — единственное строение на много миль военной дороги, прорезающей то, чему предстояло стать впоследствии Пляжем Изумрудного Холма, единственная высота над гладью океана. Судья назвал свое имение «Дом Монтальто», но местные жители звали его «Блажь Муатта». Они считали, что, поскольку дом построен на песке, он не простоит долго. Однако судья довольно долго жил в нем посреди своих обширных владений, включавших в себя и просторные конюшни. Величественное здание из песчаника не только не утонуло в дюнах, но, напротив, пережило своего владельца и его семью. После смерти судьи особняк стал собственностью Джемса Элстона, известного фабриканта оригинальных оросительных сооружений, приводимых в движение ветром. На рубеже веков проложенная по пляжу новая дорога под названием Променад Биконсфилда лишила особняк его господствующего положения на пляже. В должный срок по обе стороны от него были выстроены новые дома, фронтоны которых образовали то, что ныне называется улицей Данкс. Вдова Элстона завещала оба здания католической церкви, которая превратила их в «Школу для мальчиков во имя Пресвятой Богородицы-на-горе-Кармель». Классы разместились во вновь отстроенном кирпичном здании, а «Дом Монтальто» стал жилищем католических монахов, преподававших в школе. Теперь это здание, десятилетиями полнившееся мальчиками, изучавшими в нем основы естественных наук, математики и английского языка, стало храмом Радхи и Кришны. «Дом Прабхупады» был превосходным образчиком итальянизированной викторианской архитектуры. Этот экстравагантный стиль приобрел большую популярность, особенно во время земельного бума в Австралии в 70-х годах девятнадцатого века, как символ буржуазного процветания джентри — нетитулованного мелкопоместного дворянства. В этом здании сочетались лучшие черты стиля: ясные очертания выступающего фасада с тройными арками, крыша и фронтоны, украшенные карнизами, веранда второго этажа с нарядной балюстрадой, поддерживаемой высокими круглыми колоннами с коринфскими капителями. Внутри высоченные потолки украшены искусно вылепленными розетками и карнизами. Мадхудвиша Свами рассказал Шриле Прабхупаде, что «Дом Прабхупады» имеет историческую ценность, благодаря своей великолепной архитектуре, и охраняется Национальным Фондом Австралии, который несколько лет назад внес его в Реестр исторических зданий. Преданные полностью восстановили первоначальную архитектуру здания, как внутри, так и снаружи. Если не считать некоторых добавлений — тилаки на лицах женских головок в стиле Возрожения, украшающих фронтон, золотой чакры на крыше и нового названия «Дом Прабхупады» на фризе — здание засияло изначальной своей красотой. * * * Все преданные, приехавшие из Новой Зеландии, ходили с Прабхупадой на утренние прогулки. Один преданный снова поднял вопрос относительно все еще имеющегося недопонимания формальной стороны духовной жизни. Вчера вечером, когда один из слушателей предположил, что достаточно принять гуру в сердце, и нет необходимости совершать какие-то физические действия, связанные с обрядом посвящения, Шрила Прабхупада уже высказался против такой нерешительности. И вот — снова непонимание. Преданный спросил: — Необходимо ли посвящение? Можно ли вернуться в духовный мир без него? — Нет, это невозможно, — сурово и недвусмысленно ответил Прабхупада. — Поэтому Рупа Госвами говорит: адау гурвашрайям — перво-наперво надо принять духовного учителя. Кто обучит человека? Он глупец и негодяй. Поэтому ему нужно пройти обучение у представителя Кришны. Позже, уже возвращаясь в храм, Шрила Прабхупада сухо произнес: — Они думают, что Кришна в сердце, и поэтому они могут получить посвящение через сердце. Но где искать Кришну в сердце — они не знают. * * * Сентиментальные и туманные идеи относительно правил и предписаний, гуляющие в головах некоторых учеников Шрилы Прабхупады, продолжали раскалывать Австралазийскую зону. Эти идеи, в совокупности с разногласиями по поводу того, жить или не жить в храмах, были предметом постоянной озабоченности Шрилы Прабхупады. Его позиция по этому вопросу, особенно для тех, кто слушал его внимательно, оставалась совершенно непоколебимой и ясной. Шрила Прабхупада придавал большое значение жизни в храме. Это было ясно и по тому, как он отвечал на вопросы в конце вечерней лекции в среду. Прабхупада объяснил, что жизнь в храме естественным образом ставит преданного в определенные рамки и, главное, дает ему возможность поклоняться Божествам, а это один из пяти важнейших видов преданного служения. Такая жизнь, объяснял Прабхупада, вкупе с общением с другими такими же искателями духовности, усиливает духовное рвение человека, его решимость. Прабхупада, разумеется, не ограничивал преданного служения только жизнью в храме. В прошлом году на Гавайях Шрила Прабхупада столкнулся с очень похожим положением. Тогда он говорил: — Вовсе не обязательно каждому человеку жить в храме. Если кто-то не согласен со своими духовными братьями или друзьями, он может жить отдельно. Большинство преданных «из-за ограды» — на Гавайях, в Мельбурне или в Окленде — вели простую жизнь и занимались практикой преданного служения дома. Однако Прабхупада ставил условие: «в ограде» или «за оградой» — нужно строго следовать правилам и предписаниям, а ведь «в ограде» соблюдать все заповеди несомненно намного легче. Прабхупада приводил такую аналогию. Фондовая биржа. Если вы хотите купить — там тут же находится продавец. Если вы хотите продать, там тут же находится покупатель. Подобным образом, и преданные живут вместе «на бирже обмена преданным служением». И тогда, по словам Прабхупады: — Ты можешь помогать мне, я могу помогать тебе. Так что наш бизнес идет превосходно. Но если человек живет за триста миль от биржи, у него нет таких богатых возможностей для бизнеса. Во время своего пребывания на Гавайях Прабхупада подвел итог тогдашней дискуссии, сказав, что не так уж важно, где человек живет. Важно следовать указаниям духовного учителя. — Где бы вы ни жили, — сказал Прабхупада гавайским преданным, — если вы строго следуете предписаниям духовного учителя, вы остаетесь совершенными. Но как только мы начинаем измысливать нечто вопреки приказу духовного учителя, мы катимся прямиком в ад. Ясья прасадад бхагават-прасадо, ясья-апасадан на гатих куто ‘пи. Ты больше не защищен. Если гуру думает: «Я хотел забрать этого человека домой, к Богу, но он выступил против меня», — это апрасада, гуру недоволен, всему конец. * * * После завтрака Шрила Прабхупада написал трем своим ученикам письма с подтверждением получения от них денежных пожертвований. В таких письмах Шрила Прабхупада провозглашал и освещал путь Сознания Кришны для своих искренних учеников. Эти письма Прабхупады бесценны, ибо содержащиеся в них наставления вдохновляют учеников и указывают им направление их духовной жизни. Расарани он написал: Большое тебе спасибо за письмо и подношение. Всегда продолжай заниматься служением Кришне, ибо это верный способ спастись из тисков майи… Рама-дасу: Благодарю тебя. Пожалуйста, продолжай изо всех сил стараться укрепиться в преданном служении Господу Кришне, постоянно повторяй Харе Кришна (по меньшей мере шестнадцать кругов), соблюдай четыре заповеди и почаще читай мои книги. Не отклоняйся с пути, который я проложил для каждого из вас, и будь счастлив в сознании Кришны. А Ганеше: Из твоего письма я понял, что ты прилежно читаешь мои книги и понимаешь нашу философию. Это то, что нужно. Внимательно читая мои книги, ты будешь еще сильнее вдохновляться распространять их все больше и больше. Если ты будешь продолжать таким образом, имея твердое намерение достичь успеха уже в этой жизни, соблюдать все правила, повторять по меньшей мере шестнадцать кругов и читать мои книги, тогда все твои желания, связанные с сознанием Кришны, исполнятся, и ты несомненно обретешь духовное совершенство и сможешь весьма скоро вернуться к Богу. * * * Билет для Шрилы Прабхупады был взят на сегодня на после обеда, на рейс до Гонолулу через Фиджи. Однако, рассудив, что отправляться в четверг после полудня неблагоприятно, Шрила Прабхупада продлил свое пребывание в Мельбурне на один день. Поскольку преданные храма и прихожане очень хотели лично пообщаться с Прабхупадой, Мадхудвиша Свами спросил его, не даст ли он особую даршану перед тем, как уехать за океан. Прабхупада согласился принять преданных после обеда в своей комнате. Такая открытая даршана была первой в Австралии, и преданные предвкушали ее с нетерпением. * * * Во второй половине 1974 года одно крупное рекламное агентство Мельбурна обратилось к преданным с деловым предложением. Агентство предлагало преданным принять участие в широкомасштабной рекламной кампании известной фирмы-производителя одежды Wrangler. Некоторые преданные с опаской отнеслись к этому предложению, считая его майей. Другие возражали, что преданным зато хорошо заплатят, так что это совсем не плохая мысль. Мадхудвиша Свами и Уграшрава были главными сторонниками идеи и считали предложение блестящим. Поэтому два дня подряд ранними октябрьскими утрами мельбурнских брахмачари фотографировали на улице во время исполнения «санкиртаны с изюминкой». К тому времени, как Прабхупада прибыл на открытие храма, рекламная кампания достигла своего пика. На главном рекламном плакате красовались босые брахмачари, облаченные в новые шафрановые одежды. Они пели на трамвайных путях на пустынной улице в центре города, а за спиной у них сияло солнце. Фотограф запечатлел их экстатическое настроение. Однако один преданный выглядел мрачновато. С умыслом помещенный в самый центр группы, он был одет в синюю джинсовую рубашку поверх шафранового дхоти. Эти плакаты с надписью «Если мне не разрешат надеть мою старую рубашку Wrangler, я не пойду» разошлись по всей Австралии. Они смотрели с разворотов газет, с обложек журналов и со всех афишных тумб. * * * Перед массажем Уграшрава повез Прабхупаду на короткую прогулку. Прабхупада сидел на заднем сиденье, а Уграшрава рассказывал ему историю рекламной кампании фирмы Wrangler. Эта фирма стала настолько популярной во всей Австралии, что рекламное агентство записало дополнительные ролики с преданными для радио и телевидения и заплатило преданным несколько тысяч долларов за работу. На обратном пути в храм, проезжая через центр города, Уграшрава решил показать Прабхупаде огромный рекламный щит со знаменитым плакатом. Уграшрава: Я подрулил к свободному месту на углу Латробы и улицы Елизаветы. Там, на глухой стене красовался огромный плакат. Он был метров двенадцать в ширину, и я указал на него Шриле Прабхупаде. Это было удивительное зрелище, и я сказал, что оно наверняка ежедневно привлекает внимание тысяч горожан. Пока мы стояли там, я сказал Прабхупаде, что некоторые преданные считают всю эту затею майей. Шрила Прабхупада смотрел на плакат и ухмылялся во весь рот. Было очевидно, что ему нравится. Он обернулся ко мне и покачал головой. «Нет, нет. Парень, который это придумал, — сказал он и улыбнулся так широко, что показал все зубы, — очень умен». * * * Преданные пришли на особую даршану к Шриле Прабхупаде с гирляндами, свежими букетами цветов и другими подарками. Вскоре вся комната была заполнена людьми так плотно, что сияющего паркета стало совсем не видно. Шрила Прабхупада сидел посреди учеников на своей кушетке, положив левую ногу на бедро правой, которую спустил на пол, и выглядел очень спокойным и расслабленным. Преданные подходили к нему один за другим и предлагали ему гирлянды, цветы и красиво упакованные подарки. Одна молодая женщина из Новой Зеландии, похожая на хиппи, подвела к нему свою довольно грязную и нечесаную дочку и попросила дать ей имя. Прабхупада немного подумал, а потом, ласково улыбнувшись, сказал: — Мриналини. Другая подошла к нему со своим маленьким сыном и стала показывать рисунки ребенка. — Это рыба тимингила, это корова сурабхи, это Кришна, — говорила она, выкладывая рисунки по одному из толстой пачки, которую она держала в руке. Преданные заерзали, видя, как непропорционально много времени отнимает она со своими рисунками. Но Прабхупада терпеливо принял все подарки. Теперь он сидел молча, оглядывая комнату. — Шрила Прабхупада, — заговорил Мадхудвиша Свами, — эти преданные пришли сюда, чтобы еще немного лично пообщаться с Вами. — Мне тоже это нравится, — засмеялся Шрила Прабхупада. — Ясья прасадад бхагават-прасадо, ясья прасадан на гатих куто ‘пи. Это очень важно — стремиться к общению с духовным учителем. Чайтанья Махапрабху утверждал, что по милости Кришны человек входит в соприкосновение с истинным духовным учителем, а по милости духовного учителя получает Кришну. Кришна пребывает в сердце каждого, Он знает, чего мы хотим. Прабхупада внимательно посмотрел на разношерстную группу, сидевшую перед ним. Прошел слух, что на этой встрече Шрила Прабхупада разрядит напряженную ситуацию тихого противостояния между группами преданных, живущих в храме и «за оградой». Прабхупада продолжал: — Итак, если мы действительно хотим получить Кришну, Кришна посылает к нам своего представителя, гуру. Гуру — это внешний представитель Кришны. Получается, что искреннего ученика Кришна учит и изнутри, и снаружи. Таким путем можно быстро подготовиться к возвращению домой, к Богу. Ваша привязанность к духовному учителю — это хорошее качество, его очень ценит Кришна и Его преданные. Поэтому, прошу вас, продолжайте сохранять это настроение и следуйте наставлениям. Тогда вы вернетесь домой, к Богу. Это гарантия. Вернуться к Богу совсем не трудно, особенно в эту эпоху Кали, когда Господь Кришна явился Сам как Шри Чайтанья Махапрабху, и очень, очень добр к падшим душам. Шрила Прабхупада процитировал свой любимый бхаджан — «Ишта деве вигьяпти» Нароттама-даса Тхакура. — В эту эпоху каждый — папи, законченный грешник, и тапи — страдалец. Господь Чайтанья, вместе со Своими спутниками пришел, чтобы освободить «папи-тапи». Если мы примем прибежище Шри Чайтаньи Махапрабху, то по Его милости получим все. И вот теперь Шри Чайтанья Махапрабху и Шри Нитьянанда пришли в Мельбурн. Они очень красивы. Пожалуйста, продолжайте постоянно служить Им. Как? Шри виграхарадхана-нитья-нана-шрингара-тан-мандира-марджанадау. Шри виграхарадхана — в поклонении Божеству все — от мангала-арати до шаяна-арати — все нужно делать очень тщательно, и храм должен быть очень чистым. Тан-мандира-манрджанадау. Одевать Божества так же важно, как мыть храм. Не так, что вы Божества наряжаете, а храм у вас грязный. Нет. Все в храме должно сиять чистотой. И чем чище будет ваш храм, тем чище будет ваше сердце. И тогда вы сможете понять Кришну очень легко. Сейчас мы не можем понять Кришну, потому что наше сердце замусорено. Поэтому сначала мы должны очистить сердце, и когда Кришна увидит, что оно чисто, Он придет. В комнате стояла тишина. Шрила Прабхупада заключил: — Итак, я очень рад, что у нас есть это прекрасное здание. Содержите его в чистоте и продолжайте петь и танцевать. На свободной земле выращивайте цветы. Превратите, пожалуйста, это место в уникальный центр. Это известное здание. Когда люди поймут, что оно служит теперь храмом, что там чисто и красиво, они придут посмотреть. Поэтому всегда придерживайтесь принципов и пойте «Харе Кришна». Вы все образованные люди, читайте книги и старайтесь понять философию. Тогда ваша жизнь будет успешной. Большое вам спасибо, что пришли. Пора было уходить, но ни один из преданных не хотел сделать это первым. Все они наслаждались теплом присутствия Прабхупады. Мадхудвиша оглядел комнату и ухмыльнувшись повернулся к Прабхупаде. — Не думаю, что кто-то из преданных захочет уйти, Шрила Прабхупада. Они хотят быть с Вами! Прабхупада ответил мягкой улыбкой. — Ну, хорошо. Преданные посидели еще пять минут, но потом пришло все-таки время уходить. Преданные начали предлагать поклоны, а Прабхупада повернулся к Мадхудвише. — Все это жители храма? — спросил он, сделав легкое движение рукой. — Мы бы хотели, чтобы все они жили в храме, но для некоторых это трудновато. — Так сделай это доступным, — многозначительно ответил Прабхупада. Из его беседы было совершенно ясно, что он хочет, чтобы все присутствующие преданные — и жители храма, и те, кто живет за его пределами, сосредоточили свою духовную жизнь вокруг храма. Прабхупада подчеркнул важность уборки храма, поклонения Божествам, он сказал о том, что надо выращивать цветы в храмовом садике и поддерживать храмовую садхану. Однако последние слова Прабхупады — «Так сделай это доступным» — явно были предназначены для тех, кто живет в храме, особенно для лидеров, чтобы они осознали огромную ответственность, которая лежит на них. Они должны повысить свой уровень сознания Кришны до такой степени, чтобы те, кто приходит в храм, чувствовали себя непринужденно и легко, а не под давлением или отчужденно. Прабхупада писал: Наши центры должны объединять чистых преданных, чтобы начинающие посетители могли брать с них пример и таким образом привязаться сознанию Кришны. Если преданные достаточно продвинулись в сознании Кришны, то естественные украшения святого — милость, смирение, беспристрастие, кротость, миролюбие, учтивость и свобода от ложной гордости — проявятся сами собой и подействуют на обычных людей так, что они не только придут в храм, но и захотят воспользоваться предлагаемым методом. Употребленное Прабхупадой слово «доступный» содержало в себе ясное наставление для тех преданных, которым посчастливилось уже приобрести постоянное прибежище в храме Кришны, ограждающее их от враждебности и противостояния внешнего мира. Коротко говоря, Прабхупада дал понять совершенно недвусмысленно, что пример куда лучше, чем предписание. Преданные неохотно вставали, понимая, что пора уходить. — Примите прасад, — ласково обратился к ним Прабхупада. Преданные окружили его и Прабхупада молча, с улыбкой раздал прасад, никого не обойдя. Ловко и изящно он брал плоские перы и точным движением клал их в протянутые ладони, не делая различий между крепкими мужчинами, застенчивыми женщинами и жадными детьми. Прабхупада хотел, чтобы прасад широко распространяли все центры ИСККОН. И сейчас он показывал, как это должно делаться, собственной рукой раздавая сладости. * * * Вечером к Шриле Прабхупаде пришли три близких друга мельбурнского храма: Рэймонд Лопес, известный мельбурнский адвокат по уголовным делам и Уолли Стросс, поверенный, не раз защищали преданных в суде. А Боб Борн, профессиональный фотограф, много раз фотографировавший Божества, вчера фотографировал преданных с Прабхупадой. Все трое расположились на стульях перед Шрилой Прабхупадой, который сидел на своей кушетке, завернувшись в мягкий шерстяной чаддар, и Мадхудвиша представил их. — В 1973 году, — начал Мадхудвиша, — в ночь перед праздником Ратха-Ятры, преданные «обнесли» целую оранжерею с гвоздиками, чтобы украсить колесницы Ратха-Ятры, и Рэймонд защищал их так успешно, что преданные избежали наказания. Прабхупада улыбнулся и рассказал чудесную историю. — В южной Индии жил один великий преданный, который обокрал сокровищницу наваба, мусульманского правителя и построил очень красивых храм. Наваб схватил его и бросил в тюрьму. Той же ночью навабу явились во сне двое прекрасных юношей. Один из них обратился к нему с такими словами: «Я отдам тебе все деньги, которые он взял у тебя, но ты должен освободить его». «Если я получу обратно деньги, — ответил наваб во сне, — я отпущу его». В это мгновение сон наваба прервался и он увидел на полу кучу денег, но в комнате никого не было. Он тут же понял, что по ошибке посадил в тюрьму великого преданного и немедленно велел привести его во дворец. «Ты свободен. Я прощаю тебе все деньги, которые ты уже взял, и прошу: возьми и это и потрать по своему усмотрению». Гости с удовольствием слушали, а Прабхупада продолжал: — Преданные иногда делают подобные вещи. На самом-то деле никакой частной собственности нет вообще. Так говорит наша философия. Ишавасьям идам сарвам — все принадлежит Богу. Это факт. Лишь под влиянием майи мы думаем: «Это моя собственность». Прабхупада указал на голубую кушетку на которой он сидел. — Возьмем, к примеру, эту кушетку. Откуда взялось дерево из которого оно сделано? Кто-нибудь где-нибудь производит деревья? Это собственность Бога. Мы просто украли имущество Бога и провозгласили: «Это моё». Или взять, например, Австралию. Англичане пришли сюда, но разве эта земля является собственностью англичан. Она существовала раньше, и Америка существовала. И в конце, когда все построенное здесь разрушится, эта земля будет продолжать существовать. А где-то в середине мы приходим и заявляем: «Это моё», — и сражаемся. Разве не так? Прабхупада с улыбкой посмотрел на Рэймонда. — Вы ведь законник, вам это ясно как никому. Рэймонд и другие рассмеялись. — Изначально все исходит от Бога, так почему же мы заявляем, что все — наша собственность? Представьте себе: вы пришли сюда, посидели час, другой и говорите: «Все это — мое». Разве это будет здравое суждение? Вы пришли с улицы, вам позволили посидеть здесь пару часов, и вдруг вы заявляете: «Все это — мое». А? Так и мы приходим в этот мир. Мы принимаем рождение в Америке, Австралии или Индии и остаемся там пятьдесят-шестьдесят или сто лет, так как же мы можем заявлять: «Это мое»? Рэймонд предположил, что если мы владеем какой-то собственностью, то можем заявлять свои права на нее. Прабхупада согласился, но добавил: — Вы временно приобрели право на этот стул, но это еще не значит, что он ваш собственный. Рэймонд, воспользовавшись своей юридической логикой, продолжал: — Но я думаю, что если кто-то сейчас придет и захочет отнять у меня стул, на который, как я считаю, я имею права, я буду чрезвычайно недоволен этим. Прабхупада не дал увести разговор в сторону. — Нет, это совсем другая вещь. Никто вас не беспокоит. Вы остаетесь сидеть на своем стуле. Но это не значит, что если вам разрешили посидеть на нем пару часов, вы стали его собственником. — Каждый привязывается к своему стулу, — пошутил Уолли. — Мне нравится мой стул. Он прекрасен. — Это нормально, — сказал Прабхупада, — вам нравится, вы сидите на нем, а потом встанете и уйдете. Как вы можете говорить, что это ваша собственность? Наконец Прабхупада объявил вывод: — Все принадлежит Богу. Бог дал нам все необходимое для жизни. Давайте же благодарить Бога, чувствовать себя обязанным Ему и славить Его. Таков наш взгляд. Таково Движение сознания Кришны. Вы принимаете истинное положение вещей, ничто не принадлежит вам, а все принадлежит Богу, вы сами тоже принадлежите Богу: ваше тело, ваша личность — все принадлежит Богу. Это тело материально. А материальная энергия — земля, вода, воздух, огонь — вся принадлежит Богу. Это море тоже принадлежит Богу. Вода, бескрайняя вода. Не вы создали его и не ваши предки. Это тело сделано из земли воды, воздуха, огня, эфира — из пяти стихий. И оно тоже принадлежит Богу. Даже более того, я душа, но я являюсь неотъемлемой часть Бога. Итак, все принадлежит Богу. Таково сознание Кришны. — Шрила Прабхупада, — заговорил Мадхудвиша, — это концепция, что все принадлежит Богу не заработает, пока все не поверят. — Тогда все сумасшедшие, — парировал Прабхупада с улыбкой. — От этого факт не перестает быть фактом. Если какой-нибудь сумасшедший придет сюда и начнет воевать: «Все здесь мое, а вы уходите», — это еще не будет фактом. Уолли попытался схватить мысль Прабхупады. — Я понял. Вы говорили о море и так далее, но ведь оно дано людям, чтобы они пользовались. — Пользуйтесь, пользуйтесь, — сказал Прабхупада, — тена тьякнета бхунджитха, таково предписание Вед. Пользуйся тем, что тебе дано. Например, у человека пять сыновей. Он дает одному: «Вот тебе имущество, пользуйся». Но сын должен помнить: это собственность отца, это он дал мне. В ведах так и говорится: «Все принадлежит Богу, и ты можешь пользоваться всем, что Он дал тебе. Но не посягай на остальное». — А как вы можете приложить это к современному обществу, — спросил Уолли. — Все принадлежит Богу, но общество должно же как-то существовать и … — Да вы просто не забывайте, что все принадлежит Богу, — ответил Прабхупада. — Ведь то, что общество должно существовать, не значит, что вы должны забывать истинное положение вещей. Уолли признал, что у него нет возражений против самой идеи, но он так и не может понять, куда ее пристроить на практике. — Дело в том, что система в которой мы живем, состоит из разных концепций. Прабхупада стоял на своем: — Это нужно исправить. — И привел современный пример того, как это может быть сделано. — У вас есть ООН. Теперь, если они нормальные люди, они должны издать резолюцию: «Весь мир принадлежит Богу, а мы все дети Бога. Поэтому, давайте создадим Соединенные Штаты Мира». Это легко сделать. Если люди смогли создать Соединенные Штаты Америки, то почему нельзя сделать Соединенные Штаты Мира? Уолли согласился, что мысль хороша. — Думаю, это решило бы множество проблем, поскольку … — Да, продолжил Прабхупада, — все проблемы. Предположим, в Индии голод. В Америке, Африке, Австралии зерна достаточно. Произведите пищу и раздайте ее. Сразу все нации объединятся. Используйте все, что дал Господь, мы все его сыновья — прекрасно. Так можно решить все проблемы. Трудность заключается в том, что мы привязались: «Нет, это моя собственность, я сам буду пользоваться ею». В Ведах нет концепции национальности. Вообще нет. Ведическая концепция общества или политики — это великая идея. Но там и речи нет о национальности. Уолли, похоже, начинал понимать в общих чертах. — Вы думаете скорее об интернациональном мире чем о национальном? Что ж, не думаю, чтобы кто-то стал бы возражать. Во всяком случае, я не стал бы. — Да, — сказал Прабхупада, — это и есть то, к чему мы стремимся. Один Бог, одно государство, одно Писание и одна деятельность. Такова конечная цель Движения сознания Кришны. Мельбурнский храм, по мнению Прабхупады, являл собой пример истинного объединения наций. — Мы из разных стран, — произнес он, широким жестом обведя преданных, которые сидели на полу, внимательно слушая беседу. — Мы не мыслим в категориях национализма: «Я американец», «Я индиец». Нет. Мы думаем: «Мы слуги Кришны». И эти ребята трудятся в таком духе. Это возможно, как видите. Если ООН примет эту идею, то все можно будет организовать так. Но они не примут. Они собираются объединяться, но каждый думает: «Мои интересы прежде всего». Все обманывают. Внешне они говорят: «Вот мы собрались в Организацию Объединенных Наций», — но ни один не хочет объединяться. Каждый думает: «Мои интересы превыше всего. Если кто-то будет выступать против, я воспользуюсь своим правом вето». Так все и идет. Поэтому, хотя на протяжение последних двадцати лет они стараются объединиться, но на деле они все больше разъединяются. Флагов все больше и больше. В Нью-Йорке у них штаб-квартира. Я как-то проходил мимо, и увидел, что появился новый флаг. Так что Организация Объединенных Наций — это провал, и будет оставаться провалом, пока они не осознают Бога. Первый шаг к объединению, сказал Прабхупада, возвращаясь к началу разговора — это то, что каждый должен быть убежден или хотя бы ясно сознавать, что все принадлежит Богу. — Но ведь у них даже нет понимания Бога. Вот в чем беда. Все человеческое общество в наше время, большинство людей — безбожники, особенно это касается коммунистов. Те вообще не признают Бога. Ученые, философы, интеллигенция — все безбожники. Ученые заняты в основном тем, что бросают вызов Богу. Они говорят: «Наука — это все. При помощи науки можно достичь любых целей. Зачем еще нужен какой-то Бог?» Уолли не был уверен, что это так. — Я уже так не думаю. Просвещенных людей гораздо больше. Нельзя сказать, что ученые трудятся только для того, чтобы нарушить волю Бога. Но Прабхупада был уверен в том, что говорил. — Да, это именно так. Я встречался со многими учеными. Они говорят: «Мы все проблемы решим научными методами. На самом деле мы уже это делаем». Вот что они говорят. Прабхупада описал недавний случай в Университете Калифорнии, когда его ученик Сварупа-Дамодара бросил вызов одному тамошнему ученому, сказав, что жизнь произошла вовсе не из химических элементов. — Сварупа-Дамодара сказал ему: «Если дать вам все необходимые химикалии, вы сможете произвести жизнь?» «Я не могу этого утверждать», — таков был ответ ученого. Уолли рассмеялся. — По крайней мере, они пытаются. Прабхупада широко улыбнулся. — Это еще одна их глупость. Если вы пытаетесь стать юристом, адвокатом, это еще не значит, что вы являетесь юристом или адвокатом. Если вы студент юридического факультета, вы не можете сказать о себе: «Я — юрист». Вы так не можете сказать. Вы только пытаетесь. Это совсем другое. Но они, хотя тоже только пытаются, все же стремятся занять положение вожаков. Какой толк от таких вожаков. В Шримад-Бхагаватам говорится: «Один слепец пытается вести множество других слепцов». Куда он их заведет? Если поводырь слеп, как он сможет помочь другим слепцам? Разговор вернулся в юридическое русло. Рэймонд описал интересную концовку кражи из оранжереи. — Цветы были похищены у двоих хозяев оранжереи. Шло следствие, и дело вот-вот должны были передать в суд. И вот как раз перед судом ребятам понадобилась теплица для этого особого растения, которое у вас тут растет. — Туласи, — вставил Шрутакирти. — Да, туласи. А они о теплицах ничего не знали. И вот они едут как-то на машине и говорят: «Где бы узнать хоть что-то об этих теплицах». И тут видят оранжерею. И один говорит другому: «Смотри, какая чудесная оранжерея. Давай зайдем, спросим». Прабхупада и преданные засмеялись. — И вот они подъезжают, представляете?… Преданный выходит из машины и обращается к хозяину: «Простите, сэр, мы интересуемся теплицами…»А тот отвечает: «Не будете ли вы столь любезны убраться к черту с моей земли?» Это была та самая оранжерея! Там вокруг две сотни оранжерей, но преданные попали именно в эту! Прабхупада буквально трясся от хохота, обнажая при этом все зубы. Когда смех постепенно утих Прабхупада добавил свой комментарий с точки зрения сознания Кришны: — Но если бы люди сознавали Бога, они отнеслись бы совершенно иначе: «О, это слуги Бога, все в порядке, берите, пожалуйста, что хотите». Поэтому первое дело — это дать людям сознание Бога, тогда все наладится. Дружеская беседа продолжалась еще довольно долго. Все слушали живой диалог с неослабевающим вниманием, а Прабхупада, как всегда, был гостеприимным хозяином. Вручив гостям тарелки с фруктами и бурфи и проводив их, преданные спустились вниз на вечернюю арати. * * * На своей последней лекции по Шримад-Бхагаватам Шрила Прабхупада дал развернутый и детальный анализ той ответственности, которую налагает на живое существо человеческая форма жизни. Вместе с человеческой формой, объяснял он, приходят великий разум и богатство возможностей, но если они не используются должным образом в развитии духовного знания, то люди тогда ничем не лучше кошек и собак. Если мы выбираем общение с людьми, похожими на кошек и собак, мы заражаемся от них. — Изначально существует три вида инфекции: саттва-гуна или благость, раджа-гуна — страсть и тамогуна — невежество. Они подобны трем основным цветам: красному, желтому и голубому. Так же точно, как опытный художник может создать великое разнообразие красок из этих трех основных цветов, эти три изначальных качества, смешиваясь в разных пропорциях — трижды три это девять, девять на девять это восемьдесят один — дают 8400000 форм жизни[KMd20]. В заключение Шрила Прабхупада попросил присутствующих принять все преимущества Движения сознания Кришны. — Если вы поверите, что просто посредством пения можно осознать Бога, вы сможете это сделать. Если вы предпочитаете все тщательно изучать, то не принимайте ничего на веру. Придите, почитайте наши книги и попытайтесь понять их смысл при помощи всего знания, которым мы располагаем. К чему бы у вас ни лежала душа, вы можете прийти сюда, в мельбурнский центр и получить максимальное благо. Прежде чем разрешить задавать вопросы, Мадхудвиша сообщил хорошую новость. Шрила Прабхупада вернется в Мельбурн в январе и останется надолго. Преданные в восторге закричали: «Джая! Харибол! Харибол!» Обмен вопросами и ответами был довольно живым. Один инициированный преданный — ныне живущий отдельно от общины — спрашивал, должна ли у каждого быть какая-то своя особая садхана или ежедневная практика в духовной жизни, ведь каждого одолевают свои особые желания. Некоторые преданные заподозрили, что это вопрос есть не что иное, как завуалированная попытка получить санкцию на снижение требований к соблюдению правил и предписаний. Ответ Шрилы Прабхупады был глубок и ясен. Прабхупада объяснил, что желания могут меняться, но ежедневный распорядок — никогда. Различные желания — это лишь заражение от разных видов общения. Поэтому мы рекомендуем вам общаться с нами. Тогда у вас будет только одно желание — понять Бога. В комнате было жарко. Два брахмачари, по пояс обнаженные, стояли по обе стороны от Шрилы Прабхупады и почтительно обмахивали его опахалами из хвоста яка. Рагхунатха, преданный-домохозяин средних лет, испытывал трудности в понимании некоторых описаний из Бхагаватам. И он допустил ошибку: вместо того, чтобы еще серьезнее изучать книги своего духовного учителя, он стал читать книги Теософского общества, что только усилило его сомнения и замешательство. Он поднял руку и робко спросил: — Шрила Прабхупада, когда в Писаниях говорится, что господь Брахма летает на лебеде, хамсе, э… должны ли мы понимать, что речь идет о реальном лебеде или это какой-то символ? Прабхупада выпрямился на своей вьясасане. — Никой это не символ, это факт. Какой еще символ? — Но ведь это э… несколько необычно, — сдержано возразил Рагхунатха. — Необычно? — Прабхупада широко раскрыл глаза. — А какой у вас опыт? У вас же нет опыта. Что вы знаете о других планетных системах? Что там есть? А? Ваш опыт ничтожен. Поэтому вы не должны оценивать жизнь Брахмы и все остальное исходя из своего ничтожного опыта. В Бхагавадгите продолжительность жизни Брахмы описана: сахасра-юга-парьянтам ахар яд брахмано видух… так жизнь Брахмы описана в шастрах. Мы уже объясняли, что во всем опираемся на авторитетное утверждение шастр. И вот жизнь Брахмы описана там. Архат означает, что один его день равен четырем югам. Четыре юги — это четыре миллиона триста тысяч лет помножьте это на тысячу сахасра-юга-парьянтам. Сахасра означает тысяча, а юга означает четыре миллиона триста тысяч лет. Помножьте на тысячу. Это будет один день Брахмы. Столько же длится его ночь. Отсюда один месяц, один год. И таких лет он будет жить сто. Так как вы это оцените? Как это поместится в ваш опыт? Вам это будет казаться мистикой. Нет, ваш опыт — ничто, поэтому вам нужно получить опыт от совершенной личности Кришны. Тогда ваше знание будет совершенным. Это я уже говорил. Не пытайтесь понять все, исходя из своего ничтожного опыта, иначе вас ожидает провал. Один постоянный посетитель храма, человек странноватый, с заниженной самооценкой, спросил Шрилу Прабхупаду, считаются ли в конце концов бесполезными маленькие усилия служить Кришне. Прабхупада ответил ему очень тонко. — Я это уже объяснял. Вот вы приходите сюда, хотя не имеете посвящения. Это уже служение. Если вы будете откладывать по одному центу каждый день, то со временем наберется сто долларов. А со ста долларами уже можно открывать дело. — Прабхупада засмеялся. — Поэтому приходите сюда каждый день. Цент за центом, и когда наберется сто долларов, вы станете преданным. Ответ Прабхупады вызвал смех и возгласы в аудитории. А он продолжал: — Ничто не теряется. Так говорит Шримад-Бхагаватам: Крита-пунья пуньях. Крита-пунья. Крита означает «сделанное». Шукадева Госвами описывает, как Кришна играл со Своими друзьями-пастушками: «Мальчики-пастушки, которые играют с Кришной, не достигли этого уровня в один день». Жизнь за жизнью творили они дела благочестия и так достигли своего нынешнего состояния, когда им позволено играть с Кришной. В этом смысл Движения сознания Кришны. Один молодой человек спросил: — В мире много разных духовных движений. Как узнать, какое из них правильное? — Это очень просто. Духовное движение предназначено для осознания Бога. Любое духовное движение, которое приводит вас к осознанию Бога, правильное. Если вы думаете, что какое-то движение духовное — хорошо, примите его. И если, находясь в этом движении, вы увидите, что осознали Бога, то все в порядке. Ну, а если нет, то это движение — мошенническое. — Но я не настолько опытен, чтобы … — Вот вам и опыт. Например, когда вы наедаетесь, вы чувствуете удовлетворение. Но без еды — как вы наедитесь? Так и здесь: если вы следуете духовному движению вы осознаете Бога. Это результат. А если вы думаете, что следуете какому-то духовному движению, но при этом так и не узнаёте, что представляет собой Бог, это означает, что вы попались на удочку. Такова проверка. Здесь не нужен сертификат. Вы сами все поймете. Также как с едой: если вы наедаетесь, вы чувствуете удовлетворение. Вам не нужно подтверждение со стороны, вы не спрашиваете соседа: «Как ты думаешь, я наелся?» Вы сами это знаете. Если вы осознали Бога во всей полноте, тогда вы в духовном движение. Если не осознали, тогда нужно признать, что вас занесло не туда. Так можно проверить. Один молодой преданный спросил: — Как убедить человека, что он страдает, если он говорит, что он счастлив и не боится смерти? Ответ Прабхупады был коротким и резким: — Это сумасшедший! Комната взорвалась смехом, а Прабхупада, обнажив зубы в широчайшей улыбке, продолжал: — Вот и все. Что нам за дело до того, что говорит сумасшедший. Руку поднял Вишвахету, преданный получивший посвящение совсем недавно. — Если мы жизнь за жизнью занимались здесь греховной деятельностью, значит ли это, что нам придется теперь жизнь за жизнью совершать благочестивые поступки, чтобы уравновесить наши грехи? Прабхупада широко открыл глаза и мягко отругал своего юного ученика. — Подожди, подожди! Это Движение сознания Кришны. Ты что, не читаешь Бхагавадгиту? Что говорит Кришна? Сарва-дхарман паритьяджа мам эка шаранам враджа ахам твам сарва-папепьхьё мокшайишйями. «Предайся Мне, оставь все твои дела. Я немедленно освобожу от всех последствий твоих грехов». Для этого потребуется всего одна минута. «Дорогой Кришна, я позабыл Тебя. Теперь я все понимаю. Я полностью предаюсь Тебе». В этот миг вы освобождаетесь от всех грехов. Без всяких условий, без всякой политики. Если вы полностью предаетесь, Кришна обещает: ахам твам сарва-папепьхйо мокшайишйями ма шучаха. Прабхупада на мгновение приостановился, его лицо с широко открытыми глазами сияло. — Он обещает: «Не беспокойся о том, смогу ли Я освободить тебя от всех реакций. Ма шучаха. Окончательно и бесповоротно. Сделай это». Сколько времени занимает предание Кришне? Вы можете сделать это мгновенно. Предаться означает отдать себя Кришне и делать то, что Он говорит. А что Кришна велит делать? Четыре вещи: «Всегда думай обо Мне, стань моим преданным, поклоняйся Мне и выражай Мне почтение». Вот и делайте эти четыре вещи. Это полное предание. Мам эваишьяси асамшаях — «Так ты непременно придешь ко мне». Вот и все. Кришна дает все, полностью. Если вы это принимаете, жизнь становится очень простой. Никаких трудностей. В конце еще один юный брахмачари задал Шриле Прабхупаде сложный вопрос. — Вот вы здесь, и все эти преданные — ваши ученики, Шрила Прабхупада, вечные ученики, вечные слуги. Но что если нам придется снова родится в материальном мире? Как мы тогда будем непосредственно служить Вам? — Даже если вы останетесь в материальном мире, — ответил Прабхупада, — если вы не достигнете цели своей духовной жизни, вы примете хорошее рождение. Шучинам шриматам гехе йога-бхраштах санджаяте. Если человек не достиг успеха в сознании Кришны, ему дается следующий шанс, и он получает рождение в аристократической или благородной и чистой брахманской семье, чтобы продолжать развивать свое сознание Кришны. Юный брахмачари продолжал. — Значит ли это, что нам придется принять посвящение от другого гуру, или мы останемся Вашими вечными слугами? — Вопрос такой, — решил пояснить Мадхудвиша, — когда мы принимаем от вас посвящение, мы знаем, что становимся вашими вечными слугами, но если нам придется вернуться и снова родится здесь … — Если вы получили вечные наставления, — продолжал Шрила Прабхупада, — а потом перестали их исполнять, то как вы можете оставаться вечным слугой? Вы должны прочно стоять на основе. Тогда вы будете вечно спасены. Если же вы сходите с этой основы, это ваш промах. Представьте себе, что все мы на Вайкунтхе. И мы хотим наслаждаться материальным миром. И вот мы упали — как Джая и Виджая. Теперь мы пытаемся вернуться. Мы говорим: «Назад, домой к Богу». Для этого существует специальный метод. Если вы воспользуетесь этим методом, вы сможете вернуться. Если вы падаете, пеняйте на себя. Следовательно, эта жизнь предназначена для тапасьи, как говорит Ришабхадева. Нельзя тратить эту жизнь так, как тратят ее собаки и свиньи. Ее нужно использовать для тапасьи, для осознания своего положения. Тапо путрака ена шудтхьет саттвам. Такова цель жизни. Мы должны очистить свое существование. В настоящий момент мы должны очистить свое существование. Поэтому мы подвержены рождению, смерти старости и болезням. Но как только мы очистимся, то сразу выйдем из под действия этих четырех материальных законов. Большое спасибо. Харе Кришна. На этом Шрила Прабхупада закончил свою последнюю беседу с преданными. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.) |