|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Среда, 3 июля 1974 годаПоследняя прогулка Шрилы Прабхупады по Ботаническому Саду была оживленной. Холодный предрассветный туман проникал во все щели, и Прабхупада плотно закутал голову длинным оранжевым шарфом. Группа преданных медленно продвигалась по наклонной тропинке к заросшему папоротником оврагу, огибавшему небольшой старый пруд в центре парка. Земля здесь заросла маленькими и большими папоротниками и разными субтропическими растениями. В воздухе стоял туман. Дорожка была обсажена рододендронами, и когда группа вышла на возвышенное место, стал отчетливо слышен звук водопада. Прабхупада начал быстро взбираться по крутому скату оврага, и тут Мадхудвиша притворно пожаловался: — Некоторые говорят, что Сознание Кришны слишком аскетично. Прабхупада: Что? Мадхудвиша: Слишком аскетично. Надо, дескать, входить в него постепенно. Прабхупада: О каких аскезах ты говоришь? Вы голодаете? Прабхупада остановился и посмотрел прямо на Мадхудвишу. Мадхудвиша (улыбаясь): Нет! Прабхупада: Мы говорим: «Не ешьте мяса». Свистящий звук фотоаппарата Уграшравы на мгновение прервал тишину. — Разве это большая аскеза? — спросил Прабхупада. Мадхудвиша: Нет, нет. Это как раз проще всего. Уграшрава продолжал снимать. Прабхупада: Потом, незаконный секс. Мы не говорим: «Нельзя жить половой жизнью». Речь идет о незаконном сексе. Какая же это аскеза? Прабхупада повернулся и зашагал дальше. Мадхудвиша: Ну, преданным приходится вставать рано утром… Прабхупада: Да! Мадхудвиша: … и мыться холодной водой… Прабхупада: Да, это полезно для здоровья. Прабхупада остановился повернулся к преданным и улыбнулся. — Кто рано встает, тому Бог дает. Это факт! Преданные засмеялись. Прабхупада кивнул и закончил уже на ходу: — Что говорить о раннем подъеме? Я вообще почти не сплю ночью — так, часа два. Но все же я встаю рано утром и работаю. Что в этом страшного? * * * После завтрака Прабхупада стал готовится к отъезду. Мадхудвиша пригласил профессиональных распространителей книг на последнюю даршану, и они пришли и расселись на полу, готовые принять последние наставления. Мадхудвиша представил преданных одного за другим. Речь Шрилы Прабхупады была короткой. Он поблагодарил ребят и девушек за их усилия и порекомендовал им не только распространять его книги, но и читать их. Тон Прабхупады был вдохновляющим, но серьезным. — Итак, любите ли вы расагуллы? Утвердительный возглас вырвался из всех глоток разом. Раздав белые сочные шары, Шрила Прабхупада вернулся к упаковке вещей. Обычно по окончании своего визита Шрила Прабхупада раздавал вещи, подаренные ему учениками. Почти всегда он получал лишние свитера, шарфы и носки, надевал их хотя бы раз или носил какое-то время, а затем раздавал — сам или через слугу. Личных интересов у Прабхупады почти не было. Годами он раздавал золотые кольца, часы, мешочки для четок — практически все. Отдавая, он приобретал еще больше. То, что было предложено ему, превращалось в милость для других. Уграшрава решил, что белый виниловый «дипломат» Прабхупады уже слишком стар. Шрила Прабхупада возил его с собой по всему миру уже много лет. Уграшрава купил прекрасный портфель побольше размером, обтянул его шафрановой тканью и украсил золотой монограммой Прабхупады. Уграшрава лелеял тайную мечту, что Прабхупада приняв новый портфель отдаст ему взамен старый. Уграшрава: Я вручил Прабхупаде новый портфель, и он стал внимательно рассматривать его. Он расстегнул застежку и заглянул во все отделения. Потом он взял свой маленький белый портфельчик, положил его в большой шафрановый, застегнул большой портфель и встал. Я могу с уверенностью сказать, что Прабхупада играл со мной. Потом Прабхупада снова присел, расстегнул оба портфеля и переложил все вещи и документы из белого в шафрановый. Но затем он снова положил белый портфель в оранжевый и снова встал. Наконец он взял в каждую руку по портфелю, как бы желая сравнить их, а затем посмотрел на меня, приподнял белый портфель и произнес будничным тоном: «Ты хотел это?» Пора было уходить. Прабхупада надел поверх шафрановой курты свой белый свитер с шалевым воротником, завернулся в белый чаддар и направился к выходу. Маленький Джанака вихрем влетел в комнату и вручил Прабхупаде букет цветов. Прабхупада с теплой улыбкой поблагодарил его. Прабхупада взглянул на преданных все еще сидевших на полу. — Ну, что, все в порядке? — и повернулся к Мадхудвише. — Раздай эти цветы. — Джайя Шрила Прабхупада, — отозвались преданные. Мадхудвиша взял два больших пучка нарциссов на длинных стеблях и раздал по цветку каждому преданному. — Можно раздать эти расагуллы? — спросил Мадхудвиша, указывая на большую миску все еще полную сладких шаров, оставшуюся на столе Прабхупады. Шрила Прабхупада широко улыбнулся и, сделав своеобразное движение головой сказал: — Да, — отчего преданные снова засмеялись. Слизывая сладкий сироп с пальцев преданные предложили поклоны Прабхупаде, и он вышел в яркий солнечный полдень и сел на заднее сиденье ожидавшего его Форда. * * * Сидя в зале ожидания мельбурнского аэропорта, Шрила Прабхупада тихо повторял мантру. Его ученики сидели на полу вокруг него, не сводя с него любящих глаз. Самолет, который должен был доставить Шрилу Прабхупаду в Америку через Гавайи, летел из Сиднея. Когда подошло время посадки на рейс до Сиднея, Прабхупада поднялся на эскалаторе в зону отлета, сопровождаемый учениками, тихо певшими киртану. Хари-шаури: Прежде чем исчезнуть за стеной, отделявшей зону посадки Прабхупада остановился поднял руки и одарил нас широчайшей улыбкой. Преданные пришли в экстаз и запрыгали, восклицая: «Джая Прабхупада!» Потом он сел в самолет. * * * Всю дорогу до Сиднея Прабхупада бережно держал в руках букет, подаренный ему маленьким Джанакой. При пересадке в Сиднейском аэропорту десяток преданных приветствовал Шрилу Прабхупаду сладким ароматом благовоний, жизнерадостной киртаной, они надели на него огромную благоухающую гирлянду из нарциссов и нежно-розовой розой нанесли ему на лоб сандаловую пасту. Преданные проводили Шрилу Прабхупаду в конференц-зал, где его ждал корреспондент «Сиднейского утреннего вестника». На стол перед Шрилой Прабхупадой поставили серебряный поднос с красиво разложенными на нем клубникой, дольками мандаринов, ломтиками манго и ладду — сладостями, сделанными из гороховой муки, здесь же разместился серебряный кувшин и стакан с водой. Молодая журналистка, Ленора Никлин вела себя почтительно и смиренно. Прабхупаде понравилось ее настроение, и он предложил ей прасад со своей собственной тарелки. Она поблагодарила его, заметив, что особенно ей нравятся ладду. Во время интервью Прабхупада сказал Леноре, что в данный момент он едет с успешного фестиваля Ратха-ятра в Мельбурне на другие два таких же праздника, которые должны пройти в Чикаго и в Сан-Франциско. Он поведал ей, что Преподобный Пауэлл недавно заявил своим прихожанам, что им «незачем опасаться» кришнаитов. Упомянул он и о своих успешных встречах со священниками и учеными. Прабхупада с гордостью описал журналистке спасение женщин из горящего здания. — Мы практики, — колко заметил он, — а не теоретики. Ленора рассмеялась вместе с ним, а затем спросила: — Ваше движение растет? — О да! — поднял брови Прабхупада. — Еще как! Париж, Рим, Новая Зеландия, Голландия, Германия… Сознание Кришны — это жизнь в блаженстве. У нас вы не увидите угрюмых людей — повсюду радостные лица. А что думает Его Божественная Милость о масаратском Гуру-Махараджи из Миссии Божественного Света? — Он глупец. Он просто блефует. Он надавливает людям на глаза и им кажется что они видят свет. Мы не настолько глупы, чтобы думать, что это Бог. Ленора отметила печальный вид Прабхупады когда он появился в Сиднейском аэропорту. — Ваша Милость, когда вы вышли из самолета вы выглядели очень серьезным, почти печальным. Почему? Шрила Прабхупада ответил, что он всегда думает о Кришне, Верховной Личности и, поскольку Кришна так велик, «мы, естественно, серьезны». — Вы когда-нибудь улыбаетесь? — спросила Ленора. В ответ Шрила Прабхупада, продолжая думать о Кришне, широко улыбнулся. У Леноры оставался один последний вопрос. Верит ли Шрила Прабхупада в реинкарнацию? В глазах Прабхупады сверкнули искорки лукавства. — Это очень сложный вопрос, вряд ли он будет понятен репортеру. Это великая наука. Ленора надкусила свое ладду и больше ничего не сказала. * * * После двух часовой остановки Прабхупада сел в самолет и вылетел на Гавайи. Путешествуя по всему миру Прабхупада непрерывно находился в настроении странствующего санньяси. Путешествие, подчеркивал Прабхупада, не должно превращаться в бесцельно блуждание или поиск удовольствий. Напротив: путешествующий, проповедник должен серьезно работать для Движения сознания Кришны. Жизнь Прабхупады подчинялась определенному ритму: путешествие, проповедь и управление чередовались с периодами литературной деятельности. Хотя два этих основных вида деятельности не очень-то сочетались друг с другом — один предполагал быстрое и решительное передвижение, другой, напротив, погружение в глубокую медитацию — оба они были необходимы для успешного распространения сознания Кришны. Прабхупада часто говорил, что путешествует по всему миру для того, чтобы обучить лидеров и в конце концов перестать путешествовать, перестать заниматься управлением, а просто сидеть на одном месте и писать. Однако, когда недавно Сатсварупа спросил его: «А как насчет вашего желания поехать в какое-нибудь место, где вас не достанут никакие гости и вы сможете спокойно писать?» — Прабхупада беззаботно рассмеялся: «Наверное, в этой жизни мне это не удастся», — сказал он. * * * Эта неделя была продуктивной и полной разнообразных событий, Прабхупада проповедовал оживленно и мощно. Успешным его встречам с христианскими священниками в Мельбурне вскоре суждено было стать одним из козырей в широкой мировой проповеди. На утренней лекции в Далласе Шрила Прабхупада, вспоминая свое пребывание в Австралии, говорил, что он не шел на компромисс с христианами. — В Мельбурне я встречался со многими священниками. Два раза. Первая встреча была очень хорошей — все высшее духовенство. Они спросили меня: «Почему христианская религия приходит в упадок? Что мы сделали?» Ну, а я спросил их: «А чего вы не сделали?» (Смех.) Им это не очень понравилось. Но я прямо и открыто сказал: «А чего вы не сделали? Вы совершили все виды грехов. Так что теперь придется вам закрыть все это лицемерие». Так я им ответил: «А чего вы не сделали?» Теперь они горюют. В Лос-Анджелесе он часто рассказывал историю о пожаре в Мельбурне и о том, как этот эпизод показал местным церковным руководителям, что если человек развивает в себе сознание Кришны, хорошие качества естественно, сами собой приходят к нему. — Преданные Сознания Кришны очень хорошо проявили себя в Мельбурне. Об этом писали газеты. Люди оказались запертыми в горящем здании, они звали на помощь. Наши девушки прибежали и спасли их. Никто больше не пришел. Поэтому говорится: йасй…сти бхактир бхагавати аки¤чан… сарваир гуЈаис татра сам…сате сур…®. Если человек обладает сознанием Бога, сознанием Кришны, все добродетели приходят к нему сами собой. Этих девушек из мельбурнского храма ни я, ни их президент не просил: «Идите и спасайте», — но они пошли, потому, что обладают хорошими качествами. Несколько человек спрыгнули со второго этажа, и их поймали в этот… как он называется… балдахин. Газеты написали об этом, и люди высоко оценили поведение преданных. В Вриндаване Шрила Прабхупада тоже рассказывал, как мельбурнским священникам-францисканцам до того понравилась его речь, что они аплодировали ему десять минут, и вспоминал, как они спросили его, что он думает о Господе Иисусе Христе, а он ответил: «Он наш гуру». Даже по утрам, работая над своими переводами и комментариями Шри Чайтанья-чаритамриты Шрила Прабхупада порой вспоминал об Австралии. Все живые существа, все формы жизни суть дети Кришны. Поэтому долг каждого из них — служить Кришне, изначальному Верховному Отцу. Если эта философия будет принята людьми, миссия объединения народов, проваленная Организацией Объединенных Наций, будет с успехом выполнена великим Движением сознания Кришны. Не так давно мы беседовали с христианскими священниками в Австралии, среди них был и архиепископ Австралии, и всем им очень понравилась наша философия единства религиозного сознания. * * * Разумеется, ученики Прабхупады не могли сравняться с ним или подражать его могучей и бескомпромиссной проповеди, но его пример самоотверженного труда ради Кришны вдохновлял и возвышал и поддерживал их. Господь Кришна предсказывает в Бхагавадгите, что к совершенству будет стремиться один на тысячу. И Прабхупада без устали искал этого единственного на тысячу, с неослабевающим энтузиазмом и вдохновением беседуя с каждым, кто хотел его видеть. Преданные так вспоминают об этой неделе, проведенной с Прабхупадой: Сатсварупа Госвами: Я хорошо помню дом, в котором мы жили. Прабхупада был спокоен. Это было уютное гнездышко, и жизнь в нем текла неторопливо, вдалеке от суеты храма. И все же, возможность приезжать в храм и погружаться в экстатическую атмосферу любви преданных к Шриле Прабхупаде придавала этой жизни особенный вкус. В моей памяти он остался таким: величественным, но расслабленным, сидящим в своей комнате в окружении ваз с цветами и подарков преданных. Преданные с наслаждением вспоминали экстатический танец и пение Шрилы Прабхупады на мельбурнской Ратха-ятре. На том фестивале он многим и многим людям впервые дал почувствовать могучий вкус духовной жизни. Писания говорят, что даже один миг общения с чистым преданным освобождает человека от самого страшного жребия в следующей жизни. Кроме тысяч людей, получивших благо от своего, пусть даже случайного, общения со Шрилой Прабхупадой были еще немногочисленные удачливые души, на которых он оказал большое влияние. Один из них, Йен Кэмерон, жил по соседству со Шрилой Прабхупадой на проспекте Доусона. Йен: Помню, что утром я проснулся в половине пятого, услышав звук открывающейся двери микроавтобуса. Помню прелестных молодых девушек в сари, входивших и выходивших с цветами из храма и выстроившихся перед домом. Но больше всего я запомнил Свами. Иногда я выглядывал из окна и видел, как он прогуливается по газону за домом. А иногда я видел, как он готовит на кухне, открывает холодильник и внимательно изучает его содержимое. Позже я назвал свою дочь Кэти Калинди, в честь дочери Уграшравы. Время визита свами в Мельбурн было прекрасным и счастливым, я никогда не забуду его. Преподаватель боевых искусств, бывший телохранителем Прабхупады на мельбурнской Ратха-ятре, тоже сознавал, что время, проведенное им со Шрилой Прабхупадой, было очень необычным. Боб Джонс: В течении многих лет самым ярким воспоминанием для меня остается Прабхупада. Я тогда начинал развиваться как лидер тех, кто следует путем воина, а Прабхупада был предводителем тех, кто идет духовным путем. Я запомнил глубокое чувство сильного взаимного уважения между нами. В тот день, который я провел с ним, он научил меня заботится о других, а не о себе. Он несомненно оказал огромное влияние на меня, и я должен сказать, что это был крупнейший поворотный пункт в моей жизни. Я часто возвращаюсь мыслями к этому необыкновенно могущественному человеку. Глава 10 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |