|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 3. «Великое духовное приключение»
«Великое духовное приключение» Часть 1 Для меня само собой разумеется, что ты — один из избранных преданных Господа Чайтаньи, поэтому Он из сердца вдохновил тебя оставить родителей и дом и отправиться в столь отдаленное место, только ради того, чтобы доставить удовольствие Кришне. Это великое духовное приключение. Старайся изо всех сил, я уверен, что тебе будет сопутствовать успех. Шрила Прабхупада. (Из письма к Бали-мардане.) Короткий визит Шрилы Прабхупады в Сидней вдохновил маленькую группу австралийских преданных продолжать свои усилия в проповеднической миссии, которую он им доверил. Проверенная временем формула проповеди сознания Кришны — пение на улицах, распространение журнала «Назад к Богу» и регулярный воскресный пир — оказалась эффективной и в Сиднее. Преданные уже не помещались в маленьком паддингтонском храме с витриной. Чару нашел большой особняк с огромным задним двором на Херефордской улице, в Поле — на старой окраине Сиднея, и храм снова переехал. Места преданным в нем хватало, но он — по крайней мере, на первых порах — не вызывал такого ажиотажа, как храм в Паддингтоне. Туда по воскресеньям набивалось человек по сто двадцать и больше, а Поле собирало всего один-два десятка гостей. Но постепенно число посетителей возросло. * * * Прошло уже почти шесть месяцев с тех пор, как Упендра уехал на Фиджи. Там он встретился со своей женой, Читралекхой, и, проведя несколько удачных проповеднических программ, отправился вместе с ней в Индию. Через месяц Упендра вернулся в Австралию — один. Дело в том, что он с самого начала подавал заявление на постоянное место жительства, а его жена просила туристическую визу, поэтому она не смогла сразу присоединиться к нему. Теперь Упендра думал об открытии в Австралии новых центров. Идея открыть храм в Мельбурне, втором по величине городе Австралии, зародилась у Бали-марданы год назад, в июле 1970. Эту мысль он изложил в письме своему духовному учителю. Шрила Прабхупада, всегда готовый поощрять малейший проблеск самопожертвования в людях, вдохновенно благословил его: Я рад слышать, что ты считаешь Мельбурн подходящим местом для открытия храма и что ты хочешь посвятить свою жизнь открытию храмов по всей Австралии. Да, поскольку по приказу моего духовного учителя я принял это дело как дело своей жизни, и поскольку ты тоже принимаешь его как дело своей жизни, то вся эта деятельность тут же становится связанной с Кришной. В этом состоит смысл системы Парампары. Никакая деятельность не является личным делом человека. Она притекает только по должному руслу, и тогда любая деятельность прямо связана с Кришной. Дело нужно получить от духовного учителя, но само оно делается ради Кришны, так же, как конторский служащий является проводником для удовлетворения управляющего или хозяина. Упендра тоже поговаривал о том, чтобы поехать в Мельбурн и открыть там центр. В июне 1971 это произошло. Неся в груди тот же дух первопроходца, который год назад двигал им и Бали-марданой в Сиднее, Упендра, при содействии Упананды, снял большую комнату в первом этаже пансиона в Южной Ярре, напротив Мельбурнского ботанического сада. Старый дом № 111 по улице Поместья был известным местом встреч хиппи. Странноватую хозяйку и ее друга-наркомана пение, похоже, не слишком беспокоило. Постоянные гости Упендры и Упананды тоже не вызывали никаких нареканий: множество людей в этом пансионе приходило и уходило в любое время дня и ночи. Во всем доме постоянно пахло марихуаной, однако арендная плата — всего десять долларов в неделю — была слишком хороша, чтобы отказываться от такого варианта. Первый же выход с пением на улицу произвел фурор среди конторских служащих и торопливых посетителей магазинов, спешащих уложиться в обеденный перерыв. Фрэнк: Я переехал из сиднейского храма, чтобы помочь Упендре и Упананде в Мельбурне. В середине зимы, в одно морозное утро, в понедельник мы сели на улице Поместья на трамвай и приехали в город. Мы прошли пешком от улицы Бурке до Ратуши, с выбритыми до блеска головами, в дхоти, с ящиком журналов «Назад к Богу», мридангой и караталами. Толпа расступалась перед нами: до этого преданных в Мельбурне никто не видел. Дойдя до Ратуши Упендра сказал, что мы должны дождаться, когда часы пробьют двенадцать — и начать. Когда часы издали свое последнее «боммм», Упендра и я запели. Он играл на мриданге, а я на караталах. Все головы повернулись к нам. Люди буквально застыли как вкопанные. Через несколько минут сотни людей стояли вокруг нас, загородив проезжую часть улицы. Мы практически перекрыли движение, и полиции пришлось оттеснять толпу, чтобы дать проехать машинам. Потом Упендра взобрался на крыльцо Ратуши и произнес короткую, но вдохновенную речь, а я тем временем едва успевал раздавать журналы «Назад к Богу» и собирать пожертвования. Город был потрясен. По воскресеньям трое преданных выходили в город петь и приводили пять-десять человек на маленький воскресный пир в свою комнату. Длинноволосые Джон и Дэйв были среди первых посетителей. Дэйв: Мы оба были заядлыми макробиотиками, однако, несмотря на свои стойкие убеждения, мы знали, что пища, которую предлагают нам эти святые люди, была также святой. Это был прасад — так что мы ели его. И он был таким вкусным! Нам никогда не доводилось пробовать ничего подобного. Мы спросили Упендру: — Из чего эти сладкие шарики? — Из масла, молока и сахара, — отвечал он, ухмыляясь. — А этот сладкий рис? — Белый сахар, молоко и белый рис. Для нашей макробиотической диеты это было убийственно! Он просто сразил нас. * * * Однажды ночью в пансион нагрянула полицейская опергруппа по борьбе с наркотиками, и преданные решили, что пора перебираться в какое-нибудь место поприятнее. Скоро они нашли такое — в террасном доме[13] на Вокзальной улице в Карлтоне, университетском районе города, где жизнь била ключом. Читралекха, въехавшая в Австралию по туристической визе, и Ахоула вскоре присоединились к своим мужьям. К тому времени, как к ним на помощь прибыли Вегаван с Падмавати, преданные были уже солидной группой. 25 сентября 1971 года газета «Австралиец» писала: Харе Кришна пускает корни в Мельбурне. Храм располагается в гараже — бумажные обои, разрозненные занавески, цветы, благовония, покрытый бархатом алтарь и изображения гуру. Трудно сравнить этот храм с каким-либо еще домом молитвы в городе. Но в глубине шумного Карлтона находится не что иное, как штаб-квартира последователей Харе Кришна. Это чистый кирпичный домик, на фасаде которого прибита вывеска с расписанием служб. Для шести насельников и пятидесяти с лишним их друзей и доброжелателей — это начало мечты. Настанет день, говорят они, и будет воздвигнут священный храм, подобный тем, что есть в Индии, Соединенных Штатах и Англии. — Пока что у нас едва хватает денег на прожитие, — говорит Упананда (в миру Билл Уиллис, 25 лет) из Сан-Франциско, инженер-электрик, выпускник Университета Южной Калифорнии. — Кришна (Бог) поможет нам. Мы выживем и привлечем множество последователей, чтобы продвинуть наше дело. Пока что мы не решили, где будет находиться наш главный храм — здесь или в Сиднее. Упананда говорит от лица своих сотрудников — шведа Вегавана, еще одного американца Упендры и трех девушек: Ахоулы, Падмавати (обе австралийки) и американки Читралекхи. — Много денег на житье нам не требуется. Я измеряю нашу популярность тем, какой ответ мы получаем на улице. Многие люди очень добры к нам и дают пожертвования. Мы распространяем литературу на Гражданской площади и у подъезда Ратуши и люди все время подходят и дают нам что-нибудь. Эта небольшая группа парней с выбритыми головами и в развевающихся одеждах стала обычным зрелищем на улицах города. Их книги и благовония продаются во многих магазинах и уже стали очень популярны… Преданные с удовольствием пели на городской площади. Это была просторная асфальтированная площадь, примыкавшая к оживленным улицам Свенстона и Коллинза, которая могла вместить толпы людей, собиравшихся чтобы послушать. Сидя на большом ковре с фисгармонией, тамбурой*, мридангой и караталами, преданные сладкозвучной харинамой привлекали множество прохожих. Однажды к этому пению присоединились Джон и его подруга Делла. Это же случилось и с Дэйвом — он бренчал на гитаре, закрыв глаза и полностью погрузившись в мантру. Кроме Гражданской площади преданные ходили еще в колледжи старого Мельбурна, например, Технический Колледж Суинберна. Они выступали перед толпой студентов Королевского Мельбурнского Технологического Института (КМТИ) и пели на «бетонной лужайке» рядом со Зданием Студенческого Союза. Излюбленным их местом стал и Мельбурнский Университет. * * * Прекрасным весенним днем по улице Бурке шла двадцатилетняя Миньона Стил, студентка школы классического балета. Упендра с улыбкой предложил ей журнал «Назад к Богу», обложку которого украшало изображение Кришны, танцующего с гопи*. Миньона тяготилась соревновательностью, присущей ее профессии, нагрузка была почти непосильной, и она, хотя и не была религиозным человеком, две недели назад впервые в жизни взмолилась к Богу: «Боже, я страдаю. Если Ты есть, прошу Тебя, помоги мне». Миньона принесла журнал домой и прочитала его. На внутренней стороне обложки стоял штамп с адресом: Храм Шри Шри Радха-Кришны, Вокзальная улица, 79 Карлтон Миньона: Каждый вечер после балета я шла в храм на Вокзальной улице, на церемонию арати. Это было прекрасно. Через две недели я просто бросила балет. Я в буквальном смысле слова ушла и переехала в храм. * * * Тихому, деликатному Саймону Баттоншоу тоже было двадцать лет. Одаренный студент предпоследнего курса Викторианского Училища Искусств, он специализировался в живописи и гравюре. Однокурсники пригласили его на воскресный пир. Кроме того, он встретил на Городской Площади поющих преданных и получил от них журнал «Назад к Богу». Упендра вдохновил Саймона использовать свой дар в служении Кришне, и Саймон начал рисовать в маленькой мансарде над храмом — обновленным гаражом, примыкающим к дому со двора. Хотя он старался подстроиться под искконовский стиль «духовной живописи», его очень привлекали традиционные изображения Кришны в стилях «кангра» и «башоли». Однако особенно его трогала старая картина в стиле «бриджбаси», висевшая в храме и изображавшая маленького Кришну с попугаем. Но больше всего его привлекали пленительные рассказы Упендры о Прабхупаде. Саймон: Упендра часами рассказывал мне чудесные истории о Прабхупаде, как он жил в Сан-Франциско «в начале». Это были подробные, очень интересные рассказы, преподнесенные с особой, свойственной Упендре, теплотой. Слушая эти истории, я чувствовал, как во мне совершенно отчетливо начинает прорастать семя взаимоотношений с Прабхупадой. Я в прямом смысле общался со Шрилой Прабхупадой через Упендру. Позже я обнаружил, что мои личные впечатления полностью совпали с теми, что вызывал Упендра своими рассказами. К Миньоне, первому человеку, который пришел и поселился с преданными, вскоре присоединились Дэйв, Джон и Делла, и еще молодой грек по имени Стив со своей подругой, Карен. Население храма росло стремительно — сознание Кришны действительно пускало корни в Мельбурне. * * * Чем сильнее ощущалось присутствие преданных в Сиднее, тем жестче преследовал их Городской Совет. В июне 1971 года Чару и Аджит предстали перед Сиднейским Центральным Судом малых сессий, обвиняемые по Закону № 30, Раздел 13, в бродяжничестве и воспрепятствовании движению пешеходов на улице Елизаветы и площади Мартина. Инспекторы Городского Совета, похоже, выслеживали преданных, и напряженность росла. В октябре преданных задержали и обвинили в шестнадцати различных случаях воспрепятствования дорожному движению. Чиновники Городского Совета предъявили преданным двадцать пять обвинений в бродяжничестве и беспокойстве прохожих. Чтобы дать городским властям «остыть», преданные начали посещать окраины Сиднея — Банкстоун, Ливерпуль, Пенрит, а также более отдаленные Ньюкасл, Вулонгонг и, время от времени, столицу страны, Канберру. В каждом городе преданные расстилали на главной площади или в неиспользуемой витрине индийский ковер, ставили изображения Кришны и Прабхупады, пели и зажигательно танцевали, и распространяли журналы «Назад к Богу». Их фотографии и сопроводительные статьи неизменно появлялись в местных ежедневных газетах. * * * Городские власти Мельбурна скоро поняли, что пение на улицах становится обычным делом. Теперь почти ежедневно полиция останавливала киртану. Без разрешения, говорили они, петь на Городской Площади запрещено. А поскольку получить такое разрешение невозможно, певцы должны удалиться. Преданные переместились на небольшую площадь за Почтамтом, но и оттуда их выгнали. Преданные попытались перехитрить противника, расположившись на ступеньках Почтамта. Поскольку это не была собственность государства, говорили они, полиция королевы Виктории не должна их трогать. Но когда явилась федеральная полиция, преданные решили, что пришло время менять тактику. Конечно, сидеть на индийском ковре с тамбурой и фисгармонией было прекрасно, но теперь они решили чаще выходить на улицы с пешей харинамой. Так полиция, по собственной оплошности, создала преданным еще большую популярность, ведь теперь они не просто «препятствовали уличному движению», они ходили по улицам — по улице Бурке на улицу Елизаветы, затем на Флиндерс и назад, в Свонстон — непрерывно танцуя и раскачиваясь в «свами-степе». Но полиция не собиралась сдаваться. * * * Денис Харрисон, для друзей «Хэрри», воспользовался преимуществами системы «десятифунтового переезда» и переехал в Австралию из Северной Англии. Он прибыл в Сидней на корабле в середине мая 1971 года, всего несколько дней спустя после отъезда Шрилы Прабхупады в Калькутту. Совсем недавно его мировоззрение претерпело стремительные изменения, в результате которых он почувствовал растущий интерес к йоге. В первый же день своего пребывания в Сиднее он встретил на оживленном перекрестке в центре города группу поющих преданных. Пение мгновенно очаровало его, он остановился и смотрел, как завороженный, на приближавшуюся к нему с журналом «Назад к Богу» Вайбхави, которая пригласила его на воскресный пир любви. Загорелся другой сигнал светофора, и приятели Хэрри начали переходить дорогу. — Пошли, Хэрри! Пошли, пошли! — тормошили они его. Хэрри дал Вайбхави сорок центов, и товарищи быстро утащили его прочь. Придя в гостиницу для переселенцев, Хэрри просмотрел журнал «Назад к Богу». Цветная обложка его изображала Кришну, танцующего раса-лилу* с гопи, вриндаванскими девушками-пастушками. Все в журнале было привлекательно, вот только незнакомые санскритские слова он, как ни старался, так и не мог произнести, и содержание статей ускользнуло от него. Но журнал он все равно сохранил. Хэрри так и не пошел на пир любви в тот день, а через несколько дней он переехал в Перт, в Западной Австралии. Проработав шесть месяцев на отдаленной шахте в Хамерсли-Рэнджесе, Хэрри решил вернуться в Сидней и поискать там истинной духовной жизни. Остановившись на пять часов в Мельбурне, Хэрри направился в город и снова встретил преданных, которые пели на Городской Площади, аккомпанируя себе на фисгармонии и на гитаре. Хэрри очень обрадовался, снова встретив преданных. Снова и снова перечитывая свой единственный номер «Назад к Богу», он извлекал из него все новое понимание. Он подошел к Упананде, который стоял на площади и держал в руках большую стопку журналов. — Там есть что-нибудь, из чего я понял бы, что такое Бог? — нетерпеливо спросил он. Упананда пришел в восторг от встречи с такой вдохновенной душой и продал ему три последних номера «Назад к Богу», поговорил с ним несколько минут и показал ему несколько статей, основанных на лекциях Прабхупады, в которых описывались качества Бога. Хэрри поспешил на берег протекавшей неподалеку Ярры, сел под дерево и начал внимательно читать лекцию. Прабхупада подчеркивал, что Бог вездесущ, всесилен и всеведущ, и что Бог — личность, имя Которой — Кришна. Когда эта истина коснулась Хэрри, он затрепетал. «Конечно! Бог — личность!» Раньше он никогда не задумывался об этом. Этим вечером Хэрри сел в поезд до Сиднея, твердо решив стать преданным. * * * К концу декабря, несмотря на перепады настроения, Упендра уже мог сообщить Шриле Прабхупаде, что поскольку преданных в Мельбурне становится в се больше, продажа литературы тоже растет. Прабхупада ответил: Я с удовольствием узнал, что мельбурнский храм хорошо развивается под твоим руководством. Теперь поддерживай очень высокий уровень ежедневной деятельности, и тогда тебе всегда будет сопутствовать успех. Самая хорошая новость — это то, что ты увеличиваешь распространение моих книг и литературы. Это наилучший вид деятельности — распространять солидную информацию о Кришне. Наша проповедь держится на этих книгах. Ни одно другое движение или культ не имеют под собой такой авторитетной базы, поэтому мы не боимся бросить вызов кому угодно и победить его философию, опираясь на наши авторитеты. Кришна считает таких бесстрашных проповедников Своими возлюбленными слугами, поэтому давай же вдохновенно трудиться, чтобы разбить философию мошенников и утвердить истинную религию «Бхагавадгиты как она есть». В декабре 1971 года мельбурнские преданные переехали в еще лучшее и еще более просторное место, большой десятикомнатный террасный дом на улице Барнетта, в Сент-Кильде. Они были полностью погружены в ремонт, сооружение нового алтаря и роспись фасада, когда Упендра неожиданно получил письмо от Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада сообщал, что Моханананда, молодой вдохновенный преданный, женатый, только что прибывший в Сидней из Лос-Анджелеса, приглашает Прабхупаду приехать в Австралию. Вчера мне позвонил из Сиднея Моханананда. Они пригласил меня приехать, когда в марте я уеду отсюда. Я буду очень рад посетить вас после Гонконга. Вы должны устроить два билета из Гонконга и затем до Токио. Преданные были в восторге: Шрила Прабхупада скоро снова посетит их. * * * Незадолго до этого сиднейские и мельбурнские преданные начали соревноваться — чей храм лучше. Прабхупада поддержал это настроение: Меня вдохновило сообщение о том, что мельбурнский храм лучше сиднейского, и я непременно приеду, чтобы взглянуть на него. Продолжайте это духовное соревнование, как Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Мне это очень и очень приятно. Но это не зависть! Нет, материальная зависть нисколько не похожа на это. Даже гопи завидовали друг другу в духовном отношении. Они думали: «Ах, она привлекает Кришну больше, чем я. Это очень хорошо. Она дает Ему больше удовольствия, чем я, дай-ка я еще больше постараюсь доставить Ему радость». Таким способом можно улучшить сознание Кришны. Дух трансцендентного соревнования между Мельбурном и Сиднеем все больше вдохновлял преданных. Стоило сиднейцам начать выезжать за город, мельбурнцы сделали то же самое, внезапно посетив Джилонг и Балларат. Оба храма стремились повысить уровень своего поклонения Божествам, хотя в Мельбурне Божества еще не были установлены. Читралекха, которая уехала из Мельбурна, когда истекла ее виза, недавно вернулась из Индии. В Калькутте она приобрела красивые тридцатисантиметровые бронзовые Божества Радхи и Кришны, а также разнообразные предметы для поклонения Им. Читралекха очень хорошо шила — она научилась этому делу в Индии — и она нашила Радхе и Кришне множество нарядов. Упендра уже написал Шриле Прабхупаде, прося его установить Божества. Прабхупада ответил, что будет счастлив установить Их, когда приедет в Мельбурн. Тем временем Читралекха, по совету Прабхупады, начала обучать нескольких мельбурнских преданных искусству поклонения Божествам, как ее учили этому старшие преданные женщины в Индии. Необыкновенная повариха, она учила преданных неувядаемому искусству приготовления традиционных бенгальских сладостей. Расагулла, шарики из свежего сыра, медленно сваренные в сахарном сиропе; сандеша, мягкая творожная помадка; бурфи, сладость из сгущенного молока, ароматизированного кешью*, шафраном и другими специями. По особым случаям она готовила камала-кхир — удивительное сочетание свежесгущенного молока и сахара, приправленного маленькими дольками сладких мандаринов. Несколько юношей и девушек с удовольствием и охотой учились этому искусству у Читралекхи, которая готова была все отдать, лишь бы они научились. Сиднейские преданные тоже шили для Шри Шри Радхи и Гопинатхи новые одежды и каждый день обильно украшали Их алтарь красным жасмином, который цвел в это жаркое лето в Сиднее. Они тоже изо всех сил старались повысить уровень своего поварского искусства, хотя иногда встречали неожиданные препятствия. Курма: Мы получили циркуляр от Прабхупады, первоначально посланный в Лос-Анджелес, в котором нас вдохновляли повысить уровень поклонения Божествам в нашем храме. Прабхупада описывал некоторые подробности, особенно упоминая, что мы должны предлагать Кришне «бхог»* пять-шесть раз в день. Никто из нас не знал, что такое этот «бхог». Это овощ, сладкое или вид закуски? Некоторые думали, что это вид риса. Мы просмотрели немногие индийские поваренные книги, которые у нас были, но не нашли никакого рецепта. «Наверное, это важное блюдо, — решили мы, — раз Кришна ест его шесть раз в день». Мы спросили индийских гостей, которые приходили в храм, но безрезультатно. Только через несколько месяцев один преданный, прибывший из Индии, сказал: «Бхог? — А, вы имеете в виду бхогу! Это значит непредложенная пища!» Мы почувствовали облегчение, узнав, что несмотря на наше невежество, Радха и Гопинатха уже принимают каждый день разнообразную бхогу! * * * Распространение книг в мельбурнском храме, руководимом Упанандой, набирало силу. По этому поводу Шрила Прабхупада выразил свое удовольствие в письме от 19 февраля 1972 года: Дорогой Упананда, Я с удовольствием узнал, что ты успешно наращиваешь распространение книг, и что ты «поразил Мельбурн в самое сердце». Ты правильно понял нашу философию, что мы смело бросаем вызов кому угодно — философам, ученым, просветителям, предлагая им понять нашу философию, и поэтому мы не колеблясь входим в сердце крупнейших городов и проповедуем всем и каждому послание Господа Чайтаньи, Который Сам обладал львиной силой. * * * В Сиднее высокий, рыжеволосый Моханананда являл собой неиссякаемый источник энергии и энтузиазма, а кроме того обладал навыками предпринимателя. Он и его жена Шасти, принесли в храм невероятное в'идение и оптимизм, особенно если учесть, что они только что приехали из лос-анджелесского храма, который был застрельщиком и испытателем всего нового, революционного и необычайного в ИСККОН. Поток его идей был неиссякаем. Под одними, такими как идея поставить рок-оперу в сознании Кришны — навеянная мюзиклом «Волосы» — не было никакой почвы. Иные были возвышенны. Одну из таких возвышенных идей преданные восприняли с радостью и энтузиазмом. Это был план создать путешествующую на автобусе программу. «Получился бы настоящий храм Кришны на колесах», — говорил он. Вскоре был найден старый городской двухэтажный автобус. Он нуждался в мелком ремонте и обновлении. Но у храма все равно не было денег. * * * Хэрри регулярно посещал сиднейский храм в Поле, пел «Харе Кришна», выполнял небольшое служение и в общем наслаждался обществом преданных. Он все еще носил длинные волосы, но уже ждал возвращения своих друзей в Сидней, чтобы оставить на них квартиру, а самому перебраться в храм. В один прекрасный день он случайно подслушал разговор Чару и Моханананды: храм уже три месяца не платил аренду, они нашли подходящий автобус, но чтобы приобрести его, нужна тысяча долларов. У Хэрри в банке была небольшая сумма, которую он скопил, когда работал на шахте в Западной Австралии. Он встал рядом с Чару, и Моханананда заметил его. — Чего тебе? — спросил он настороженно. — Я только что слышал, как вы говорили о деньгах, — ответил Хэрри, — и я… Словом, у меня есть деньги в банке… Чару и Моханананда внимательно слушали. — Сколько денег? — спросил Моханананда, стараясь казаться равнодушным. — Около полутора тысяч, — ответил Хэрри. Моханананда подпрыгнул, крикнув во все горло: «Кришна!» Затем он овладел собой, сел и откашлялся. — Где они? — спокойно спросил он. — Они в банке. Если хотите, я могу принести их завтра. — Чару сейчас же отвезет тебя в банк! Хэрри заверил их, что все будет в порядке. — Я принесу их завтра утром, — сказал он. На следующий день Хэрри, как и обещал, приехал с чековой книжкой. Чару отвез его в банк и видел, как Хэрри снял все свои сбережения и закрыл счет. Повернувшись к Чару, Хэрри с радостью отдал ему деньги. Вскоре автобус был куплен. Теперь преданные трудились изо всех сил, чтобы превратить его в храм на колесах. Сиденья убрали — и вверху, и внизу. На верхнем этаже преданные настелили белый сосновый пол и до блеска его отполировали. Впереди сделали алтарь, а в хвосте разместили кухню. В нижнем этаже пол застлали ковром, оставив только два сидения над задними колесами. Все окна задрапировали. Автобус перекрасили, и кремово-шафрановые внешние поверхности засияли надписями: «Движение Харе Кришна» — большими буквами, а внизу помельче: «Позитивная альтернатива». * * * Даже в самом начале существования ИСККОН Прабхупада не скрывал, что он предпочел бы переложить управление своим Обществом на плечи своих старших учеников. Это развязало бы ему руки, дав возможность закончить перевод Шримад-Бхагаватам. Тем не менее, Прабхупада ежедневно получал от учеников письма, полные таких вопросов, на которые вполне могли бы ответить старшие преданные. Отвечая на одно из таких писем Упендры, Шрила Прабхупада писал: Я никогда не спрашивал своего духовного учителя ни о чем, кроме одного: «Как мне Вам служить?» Поэтому, пожалуйста, сообщи всем, что меня нужно освободить, чтобы я мог дать вам еще множество прекрасных книг — этого я по-настоящему желаю. Судя по всему Моханананда был готов принять ответственность старшего управляющего делами в Австралии, хотя официально он не был членом Джи-Би-Си. Шрила Прабхупада был этим очень доволен, он хотел, чтобы старшие его ученики в Австралии взяли на свои плечи хотя бы часть рутины ежедневного управления. Он просил Моханананду: Я уже стар, и хочу обратиться к философии и переводам. Если ты поможешь мне, избавив меня от этой административной деятельности, это освободит мне время, и я смогу дать вам еще много прекрасных ведических книг и книг нашей сампрадаи. Пожалуйста, помоги мне в этом. Если ты просто будешь служить в настроении покорности и продолжать регулярно повторять Святое имя, все ответы придут сами собой: «Тем, кто всегда предан Мне и поклоняется Мне с любовью, Я даю понимание, с помощью которого они могут прийти ко мне». * * * Итак, в сиднейском храме появился автобус. Мельбурнские преданные ответили открытием новых, не менее восхитительных способов проповеди. Рок-фестиваль в Санбери, прямо за городской чертой Мельбурна, привлек тысячи молодых людей. Преданные были там со своей палаткой, прасадом, книгами и журналами, беседуя с участниками мюзикла «Волосы», со своей музыкой и плакатами, с которых била ослепительная надпись: «Прабхупада едет!» В День Труда[14] преданные пели перед сотнями и тысячами людей, собравшихся посмотреть на знаменитый парада Мумба [КМд1] по улицам старого города. Преданные продали несколько ящиков книг и журналов, собрав рекордное для Мельбурна дневное количество пожертвований — 400 долларов. Еще одно нововведение преданных мельбурнского храма — уличный театр, представления которого проводились на Городской площади. Хотя это были большей частью почти экспромты: пьесы практически не репетировались и сочинялись «на ходу», представления эти чрезвычайно вдохновляли преданных и собирали огромные толпы зрителей. Особенно нравились публике классические истории Прабхупады: «Жидкая красота» и «Лодочник». Кроме того, в репертуар включались самодельные пьесы, которые сочинял, основываясь на Священных писаниях, недавно приехавший в Мельбурн Хануман — канадец французского происхождения, эксцентричный, живой человек. Курма: Мне особенно запомнилась одна из них. Хануман хотел поставить такую историю, которая рассказывала бы о хрупкости и временной природе жизни повергнутой в прах души в этом мире. Мне была поручена роль этой жалкой души, и Хануман каким-то образом уговорил меня играть в детском подгузнике и резиновых сапогах. Больше на мне ничего не было. Они взяли напрокат больничную койку и покатили меня на ней по улице Свонстона до самого МКТИ, где они и сыграли свою безумную пьесу в переполненном кафе в обеденное время. Нечего и говорить, что толпа собралась огромная, и мы продали множество журналов «Назад к Богу», но лично я предпочел бы что-нибудь более традиционное. * * * 28 февраля 1972 года, в день празднования Гаура-Пурнимы — святой День Явления Господа Чайтаньи — автобус преданных отправился в свое первое путешествие по улицам Сиднея. Несколько преданных вели киртану на нижнем его этаже, а другие, высунувшись из заднего запасного выхода верхнего этажа, разбрасывали цветочные лепестки и раздавали пакетики с прасадом изумленным посетителям магазинов и конторским служащим, следовавшим за ним. Автобус вскоре привлек внимание прессы, и его показали по телевизору в новостях. Дважды в день автобус доставлял преданных в центр города, где они пели и распространяли журналы, а на обед забирал их домой, в храм. Моханананда и Чару скоро придумали еще более восхитительный способ использования автобуса. С тех пор, как Бали-мардана и Упендра два года назад открыли Поместье, преданные регулярно, каждое воскресенье, посещали его. Теперь автобус привозил туда весь личный состав преданных. Каждое воскресенье, когда автобус подруливал к Сиднейской Глазной Клинике и останавливался под гигантскими смоковницами Залива Мортона, из него, словно штурмовики, выпрыгивали преданные, сопровождаемые звуками раковин и густыми волнами дыма от сжигаемых благовоний «Духовное небо». Они были вооружены до зубов: огромный деревянный щит, на котором крупными буквами была написана маха-мантра, портреты Прабхупады и множество изображений Кришны в рамках, которые они несли над толпой на длинных шестах. Выглядели преданные экзотично — мужчины с выбритыми до блеска головами, с тилаками и в шафрановых одеяниях, женщины в разноцветных сари, с полными корзинками «простых чуд». Они пели во весь голос под гром нескольких барабанов и звон множества ручных тарелочек. Когда такая группа преданных, размахивавших влагами и знаменами, входила в парк, вокруг них мгновенно собиралась толпа. Образовав круг, они пели и танцевали, а толпа тем временем все прибывала. Аудитория была разношерстной: державшиеся за руки юные влюбленные, туристы, дети с мороженым, старики, вышедшие на прогулку, целые семейства, проводящие в парке воскресный день, и даже полицейские. «Ози[15]» с пивными животами, старые большевики и татуированные хулиганы выкрикивали ругательства, а босоногие хиппи рассаживались на траве и с упоением погружались в пение мантры. Как только киртана заканчивалась, Чару тут же залезал на стремянку и громогласно обращался к толпе. Иногда он очень артистично рассказывал в мегафон истории из «Книги о Кришне[16]», особенно свою любимую — «Историю гориллы Двивиды». Он подогревал толпу возбуждающей и побуждающей думать философией. Все это обычно вызывало Вебстера на жесткое соревнование. Примерно через час преданные устраивали напоследок оглушительную киртану, и Чару во все горло кричал в мегафон: «Мы приглашаем всех вас в храм на бесплатный Пир Любви». Толпа отзывалась восторженными воплями и свистом. «Вот наш автобус, — говорил Чару, указывая на автобус, — поднимайтесь в него, там много места. После пира мы привезем вас обратно, сюда». Для многих это было первым знакомством с Сознанием Кришны. Преподобный д-р Йен Хантер: Тогда я был армейским капелланом в отставке. Однажды в воскресенье я прогуливался в Поместье с четырьмя или пятью коллегами, и вдруг мое ухо уловило пение преданных. Мы немного постояли и послушали их, а потом один из преданных громко и с большим воодушевлением пригласил всех присутствовавших в храм на воскресный пир. Народ полез в автобус, и я отчетливо помню, что и мне захотелось прыгнуть в автобус и поехать в храм. Я уже готов был сделать это, но у моих друзей были другие планы на вечер. Для многих других, однако, это было предложение, от которого они не могли отказаться. 60-80, иногда 100 человек — любопытных и голодных гостей — набивались в автобус и приезжали в Поле на воскресные пиры и программы, которые становились все более популярными. Разноликая толпа, что называется, «случайная выборка», вваливалась на воскресную лекцию, после которой задавала интересные, а часто и непристойные вопросы. Но все разногласия испарялись над тарелками с сабджи, пападами, халавой, сладким рисом и убийственно вкусными «простыми чудами». * * * Но настоящие возможности проповеди «с колес» преданные оценили в начале марта, отправившись на своем автобусе в Брисбен (Квинслэнд), вдоль побережья Нового Южного Уэльса. За несколько дней до этого путешествия прибыла посылка с маленькими книгами. Преданные были в восторге, ведь до сих пор они распространяли на улицах только журналы «Назад к Богу», а теперь у них были чудесные, в цветных обложках «Легкое путешествие на другие планеты» и «Совершенство йоги». Количество преданных, живших в храме, возросло с двенадцати до тридцати человек, поэтому восемнадцать брахмачари отрядили в путешествие на автобусе. Сделав остановку в Ньюкасле, автобус поехал дальше почти без остановок и прибыл в Брисбен во втором часу ночи. На следующее утро Моханананда не поленился сходить в полицию, чтобы известить власти о своих планах. Поскольку полиция Квинслэнда славится своей тщательностью в исполнении законов, касающихся поведения в общественных местах, Моханананда, описывая чиновнику свои планы, был, что называется, сдержан. «Мы монахи из Сиднея, — сказал он, — пробудем здесь два-три дня. У нас вот такие книги, и мы немного поем на улицах». Удивительно, но факт — чиновник не усмотрел в этом никакой проблемы. Он представил Моханананду сержанту, добавив, что «эти монахи похожи на «Харе Кришна» из Сиднея», и что он дал им разрешение. Сержант оказался таким же добродушным. «Все будет в порядке, не волнуйтесь», — сказал он. Они не только дали разрешение. Несколько полицейских машин сопроводили автобус в центр города и организовали для него стоянку. Чтобы не перегораживать тротуары ящиками книг, полицейские предложили преданным помочь: устроить склад книг в багажниках полицейских машин. В течение двух дней преданные владели вниманием Брисбена. Группа из пятнадцати человек вела киртану по торговым кварталам центра города, а оставшиеся преданные продавали книги, за которыми тут же выстроились длинные очереди. Люди толкались и напирали, старясь узнать побольше. — Что там, цирк приехал? Или рекламируют новое кино? — спрашивали некоторые. Хэрри, сиявший свежевыбритой головой, переехал в храм недавно и успел поучаствовать в ремонте и покраске автобуса. Сейчас он едва успевал распечатывать ящики с книгами. — Шестьдесят центов — книга, или пара за доллар, — кричал Хэрри. Опустошив ящик, преданный бежал в полицейскую машину за следующим, открывал багажник, доставал ящик и убегал, кивнув констеблю, а тот подмигивал в ответ. Через два дня книги кончились, и преданные, окрыленные успехом, вернулись в Сидней. Прибыв домой, они были вознаграждены прекрасной новостью: «Прабхупада едет!» Моханананда написал Шриле Прабхупаде письмо, рассказав о том, как жаждут преданные снова видеть его в Австралии. Прабхупада выразил ответные чувства: Я с радостью узнал, что вы хотите снова видеть меня лично. Я тоже с нетерпением жду встречи с вами в Австралии, мои хорошие мальчики и девочки. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |