|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Маунт-Альберт, улица Грибблхерст, 67Вернувшись в храм — то же самое двухэтажное здание на окраине, которое Прабхупада посещал три года назад — преданные бросились заканчивать последние приготовления, готовить и убирать. Совсем недавно храм был основательно отреставрирован. Большинство преданных не спали последние три дня. Снаружи здание почистили сжатым паром и заново покрасили, на участке навели порядок и посадили молодые деревья и кустарники. Преданные переделали алтарь, вычистили и переоборудовали кухню, построили новую вьясасану. Более всего капитальный ремонт коснулся апартаментов Прабхупады — из холодного, мрачного помещения с бетонными стенами получилась весьма удобная, уютная комната. Лакированный пробковый пол был устлан мягким теплым ковром. Стены сделали бледно-голубыми с золотой отделкой — как нравилось Прабхупаде. Рой — энергичный молодой новичок — смастерил для Прабхупады столик для прасада и помог установить удобную кровать, оборудовать ванную и развесить по стенам вайшнавские картины в рамках. В последнюю минуту преданные помчались покупать для Шрилы Прабхупады книжный шкаф и серебряный столовый прибор. Когда они, валясь с ног от усталости, наводили окончательный лоск, к парадному входу храма подъехал автомобиль Прабхупады. Стоял холодный, промозглый вечер. Начиналась зима, и земля была влажной от недавно прошедшего дождя. Выйдя из автомобиля, Прабхупада заметил группу длинноволосых юношей, которые, стоя на некотором расстоянии, пели харе-кришна-мантру на медленную, меланхолическую мелодию. Джита-Гириша, молодой храмовый брахмачари начал свою киртану. Он запел «Джая Прабхупада! Джая Прабхупада!», подпрыгивая, словно щенок, приветствующий своего хозяина. Прабхупада улыбнулся ему. Видно было, что ему нравится неподдельный энтузиазм молодого преданного. Прабхупада поднялся по ступенькам крыльца и вошел в парадную дверь. Даршану Божеств получить было нельзя: слишком поздно, и Прабхупада направился прямо в свою комнату. Он медленно поднимался по лестнице, а преданные столпились внизу, в вестибюле. На площадке Прабхупада остановился и, повернувшись, некоторое время созерцал киртану. Стоило ему улыбнуться, и киртана словно взлетела, караталы, гонги, тяжелые медные тарелки и юные голоса слились в одном ликующем crescendo. Прабхупада дошел до верха лестницы и, обернувшись в дверях свой комнаты, одарил певцов широкой улыбкой. После короткой церемонии омовения стоп теплой водой с лепестками роз Прабхупада оглядел свою заново обставленную и отремонтированную комнату. Бросив взгляд в угол, он нахмурился и вопросительно поднял брови. Там, на полу была расстелена ткань, а на ней высокими стопками лежали тома Шримад-Бхагаватам и Чайтанья-чаритамриты. Он повернулся к Рама-дасу: — Что делают на полу эти книги? — спросил он. Рама-дас попытался объяснить. Книжный шкаф имеется, сказал он, но его купили только сегодня после обеда, и на нем еще не просох лак. Двое преданных даже не поехали сегодня в аэропорт: оставались в храме, чтобы высушить его вентиляторами, но ничего не получилось. — Ничего страшного, несите его сюда, — велел Прабхупада, и липнущий непросохшим лаком шкаф был тут же принесен в его комнату. — Заполняй его, — сказал Прабхупада. Рама-дас направился к книгам. И тут его молнией поразила мысль, что полки шкафа далеко не так высоки, чтобы на них поместились книги. Рама-дас: Я сделал жалкую попытку оправдаться. «Книги не поместятся туда, Шрила Прабхупада». Прабхупада спокойно повторил свой приказ: «Ставь книги в шкаф». Я нервно схватил книги и стал складывать их стопкой, одна на другую. Прабхупада остановил меня. «Нет, — сказал он. — Никогда не клади книги стопками». «Но, Шрила Прабхупада, — начал оправдываться я, — я не могу поставить их в шкаф». Шрила Прабхупада подошел ко мне вплотную и взял у меня из рук книги. «Надо вот так», — сказал он. Он поставил книгу на ее длинную сторону, переплетом вверх и задвинул в полку. Она легко вошла. Я подавал ему книги, а он тем же манером ставил их на полку. Потом он сказал, что хотел бы чего-нибудь поесть. Преданные почему-то решили, что после ночного перелета Прабхупада не будет голоден. Это была ошибка. Рама-дас ринулся вниз по лестнице, чтоб организовать какой-нибудь прасад. Пока распаковывали сумки Прабхупады, внизу продолжалась киртана. Харе-Рама, молодой брахмачари, который во время встречи Прабхупады играл на гитаре, вел теперь киртану на другую — нежную, красивую мелодию. Через некоторое время Прабхупада попросил пригласить всех преданных наверх. Через несколько минут комната была набита до отказа. Прабхупада сидел за своим низким столиком. Позади него на подставке стояло цветущее деревце Туласи в красивом горшке. Прабхупада некоторое время ласково говорил с преданными, особо подчеркнув великую ценность человеческой формы бытия. Именно сейчас, поднявшись над животными формами, нужно прилагать усилия к тому, чтобы продвигаться все выше и выше, пока не встретишься с Кришной лицом к лицу. К несчастью, лидеры современного общества фактически вводят своих граждан в заблуждение, потому что не учат этому возвышению. — Это мошенники, так называемые лидеры, гуру и другие, они не знают, в чем состоит цель человеческой жизни. На те видух. Они ничего не знают, кроме каких-то вымышленных теорий: «Я — бог», «Я — то», «Я — это». Ведь это вопрос здравого смысла: «Если я Бог, то почему я нахожусь под влиянием материальной природы?» А? Приходит какой-то мошенник и заявляет, что он Бог. Если ты Бог, то почему ты стал псом? А они говорят: «Это лила». Преданные рассмеялись. — Вы только посмотрите. Бог приходит, чтобы явить свою лилу, став псом, и Его бьют. День и ночь Он голодает, и приходит к дверям вашего дома, чтобы попросить какой-нибудь еды, а вы бьете Его. Он, видишь ли, являет Свою лилу. Вы только посмотрите, какие глупые негодяи! И так оно и продолжается. Не поддавайтесь влиянию таких мошенников. Прабхупада процитировал известную песню Нароттама-даса Тхакура. Хари хари бипхале джанама гонаиру — О, Господь, я просто потерял время. Почему? А вот почему: манушья джанама паийяб радха кришна на бхаджийяб джанийя шунийя биша кхаину — Я получил это человеческое тело. Оно предназначено для осознания Кришны и игр Кришны и Радхарани, Радха-Кришны. А я совсем об этом не думаю. Это означает, что я сознательно выпил яд. — Единственное, что я хочу вам сказать, — сказал Прабхупада, — это что Движение сознания Кришны — самое научное движение, способное уберечь человеческое общество, каждого человека, от возвращения в круговорот рождения и смерти. Мы вечны. Люди погружены в такую непроглядную тьму, что уже не знают, в чем цель человеческой жизни. Каждый выдумывает какой-нибудь вздор. А вы, по счастью, приняли Сознание Кришны, так воспользуйтесь же своей жизнью как дОлжно. Прабхупада напомнил преданным, что у них есть огромный запас литературы. — Прочитайте книги, усвойте их и сделайте свою жизнь совершенной. — Он оглядел комнату. — Мы опубликовали новую книгу, «Нектар наставлений», — он поднял книгу и показал ее всем. — Вы уже видели? Преданные отозвались радостными возгласами. — Я очень рад вас видеть. Вы такие энтузиасты. Да вы и должны быть энтузиастами. Чтобы усиливать и улучшать преданное служение, необходим большой энтузиазм. Это первое дело. Не будьте унылыми. Энтузиазм и терпение. И — нишчайят. Нишчайят — это твердо убежденный. «Да, несомненно я встречу Кришну и вернусь к Нему, домой, к Богу». Но вы должны исполнять предписанные обязанности. Сато вриттех. Вы должны быть очень честными и — садху-санге — находиться в обществе преданных. Если мы следуем этим шести принципам, успех обеспечен. Прабхупада предостерег от шести вещей, которые отравляют преданность. Слишком много есть или накапливать сверх необходимого — первая из них. — Конечно, для проповеди мы нуждаемся в разных вещах, но мы должны брать только то, в чем действительно нуждаемся, а не копить деньги в банках и использовать их потом на какие-то другие цели. Такой вид накоплений опасен. Вторая опасность, говорил Прабхупада, это праяса. — Праяса — это приложение слишком больших усилий для достижения каких-либо целей. Наша жизнь должна быть очень простой. Мы должны жить так просто, чтобы у нас оставалось время на сознание Кришны. Поэтому нам не следует затевать какие-то трудновыполнимые проекты. — Затем праджалпа. Бессмысленные разговоры о политике, обман, спекуляции, разговоры о том о сем. Нет. Будьте серьезными. Не болтайте попусту, не теряйте время. Прабхупада описал последние три препятствия. — Ниямаграха. Ниямаграха — это значит не принимать регулирующих принципов, нияма аграха. Аграха — это неприятие. И ниямаграха означает также: «Я исполняю все регулирующие принципы — лучше некуда, но не вижу за ними, прогрессирую я или нет». Затем, лаульям, алчность, и джана-сангах, общение с непреданными, с нежелательными людьми. Вот этих шести вещей надо избегать. А первые шесть, о которых я говорил в начале, надо принимать. Тогда прогресс нам обеспечен, мы никогда не совершим ошибки. Прабхупада завершил свою глубокую приветственную речь призывом к своим ученикам прочитать новую книгу «Нектар наставлений». — Там все есть, — сказал он. Прабхупада откинулся на мягкий валик и стал говорить о том, как ему понравилась Новая Зеландия. — Здесь есть все — коровы, трава — все природные ресурсы, необходимые для сознания Кришны. Вам повезло, что вы живете в такой хорошей стране. Все вы очень удачливы. Я прошу вас только об одном. — Прабхупада оглядел комнату, и по его лицу можно было понять, что его просьба очень и очень серьезна. — Ничего не выдумывайте. Рама-дас протиснулся сквозь толпу, балансируя серебряным подносом, на котором лежали несколько пури и влажное овощное блюдо. Прабхупада, совершенно спокойно и почти безотчетно принялся есть. Джита-Гириша: Прабхупада был совершенно расслаблен и трансцендентен. Он изящно брал кусочки пури, заворачивал в них немного сабджи и закидывал в рот. Это было что-то невероятное. Я никогда в жизни не видел, чтобы кто-нибудь так ел. Какая выдержка, какое самообладание! И он ни разу не прикоснулся пальцами к губам. Он слегка закидывал голову назад и изящно ронял кусочки в рот. Это было так изысканно и аристократично. Так мог бы есть царь или полубог. Самое удивительно было то, что для него, казалось, не было ничего более естественного, чем сидеть вот так, и молча есть, не ощущая ни малейшего неудобства или неловкости, хотя в комнате сидело человек восемьдесят преданных, которые следили за каждым его движением. Прабхупада повернулся к Рама-дасу. — Очень вкусно. Горошек свежий? Рама-дас смутился и объяснил, что горошек был замороженный. Прабхупада значительно посмотрел на Рама-даса. — Мороженный горошек никогда нельзя предлагать Кришне. Он повернулся к Тушта-Кришне Свами и спросил, выращивают ли они на своей ферме горошек. Тушта-Кришна сказал, что да. Прабхупада попросил его ежедневно отправлять в храм свежие овощи, чтобы их здесь готовили и предлагали Божествам. Шрила Прабхупада взял стеклянный бокал, закинул голову и, подняв стакан очень высоко, пустил серебряную струю воды прямо себе в рот. Джата-Гириша: Я впервые видел, чтобы подобным образом пили. Это было совершенство. Иногда бывает, смотришь на актера… Так ведь они репетируют, добиваются, чтобы все выглядело как можно естественней. И они не промахиваются, потому что у них все хорошо отрепетировано. Но естественные движения Прабхупады были чем-то гораздо более глубоким… Они были совершенно естественны и изящны. Мы все просто остолбенели, наблюдая за ним. Прабхупада съел маленький кусочек сандеша и начал раздавать остатки своего прасада преданным. Кто-то с Северного Берега принес большую банку домашних сочных расагулл. Прабхупада велел Хари-шаури раздать сладости, не пропуская никого. Наконец Прабхупада повернулся к Хари-шаури. Мягко и внимательно, как всегда, он спросил: — А ты-то себе взял? Хари-шаури сказал, что нет. Прабхупада с любовью улыбнулся ему: — Ну, так возьми. * * * Яшоматинандана недавно вернулся из путешествия по Индии, в котором он приобрел пару больших Божеств Гаура-Нитай. Храму подарили также красивые Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Яшоматинандана намеревался просить Прабхупаду установить эти Божества во время его визита в Окленд. Но, поскольку в храме не хватало преданных — там жило всего 12 человек — повышать уровень поклонения было, наверное, преждевременно. По совету и по просьбе Рама-даса и его жены, Лакшманы — единственных пуджари храма — Яшоматинандана решил не устанавливать Божества и убрал их в шкаф до лучших, впрочем, весьма неопределенных, времен. Большинство преданных покинули комнату Прабхупады уже далеко за полночь. Когда почти все разошлись. Неожиданно заговорил высокий худой Яшоматинандана. — Шрила Прабхупада, у нас есть Божества — Гаура-Нитай и Господь Джаганнатха. Можем ли мы их установить? Рама-даса ушам своим не поверил. Прабхупада испытующе взглянул на Яшоматинандану. — Зачем? Яшоматинандана не ожидал такого вопроса и растерялся. — Ну… Э-э-э… Шрила Прабхупада, это Движение санкиртаны Господа Чайтаньи, и мы хотим поклоняться Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде. Я думаю, это важно. А эти маленькие Божества Господа Джаганнатхи на алтаре — мы хотим провести праздник Ратха-ятра, но их ведь никто не увидит, такие Они маленькие. Неясно было, хочет ли Яшоматинандана получить формальное согласие Шрилы Прабхупады на установку Божеств или хочет, чтобы Прабхупада сам решил, нужно ли Их вообще устанавливать. Прабхупада выглядел слегка недовольным. Он повернулся к санньяси. — Он думает, что это просто куклы. Он думает, это идолы — вот и все. Шриле Прабхупаде было ясно, что Яшоматинандана не понимает ценности Божества. Однако несмотря на то, что храм был явно не готов, несмотря на раздражение, вызванное глупой выходкой Яшоматинанданы, Прабхупада завершил разговор, сказав, что еще подумает над его предложением.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |