АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пятница, 28 июня 1974 года

Читайте также:
  1. Апреля, пятница, 14.20-16.30, ауд. 198
  2. Пятница, 14 апреля 1972
  3. Пятница, 16 мая 1975 года
  4. Пятница, 16 февраля 1973 года
  5. Пятница, 23 апреля 1976 года
  6. Пятница, 23 мая 1975 года
  7. Пятница, 23 февраля 1973 года
  8. Пятница, 7 апреля 1972 года
  9. Пятница, 9 мая 1975
  10. Пятница, 9 февраля 1973 года
  11. Пятница, вечером

Прошло уже несколько месяцев, как преданные строят во дворе мастерской в Карлтоне три гигантских колесницы для Ратха-ятры. Их распорядок дня отличается от храмового, часто они работают до глубокой ночи. Они встают рано утром, едут в храм, принимают там омовение, идут на мангала-арати, повторяют свои круги и немедленно возвращаются к колесницам.

Рукмавати: Мы с Раманией и еще несколькими девушками расписывали колесницы, украшенные декоративными лебедями — точными копиями тех, что украшают традиционные колесницы в Джаганнтаха-Пури. Мы провели за этим занятием много часов. В тот вечер женщины спали на колесницах под брезентовыми куполами, а мужчины устроились в микроавтобусе, припаркованном на улице напротив колесниц. В конце ночи мне приснился сон, что я задыхаюсь, не могу дышать. Я проснулась, и с ужасом обнаружила, что мой спальный мешок горит. Оглядевшись, я увидела, что мешок Рамании тоже горит. Я разбудила ее, и она завизжала: «Хари-шаури! Хари-шаури!» Рамания спрыгнула с колесницы, помчалась к микроавтобусу и заколотила в окна. Колесницы Ратха-ятры горели!

Хари-шаури: Услышав Раманию, я тут же выскочил из автобуса и бросился к колесницам. Большого огня не было, но кто-то сунул керосиновый факел в колесо одной из колесниц, а другой факел воткнул в борт. Нам удалось быстро потушить огонь, так что больших разрушений не было. Один купол сгорел, и деревянные части почернели, но нам повезло, Кришна спас нас. В конце улицы я заметил микроавтобус. Это поджигатели вернулись, чтобы посмотреть, что с нами стало. Я прыгнул в наш автобус и рванул за ними, но те газанули с места, и догнать их мне так и не удалось.

Рукмавати: Самое удивительное было то, что по воле Кришны мы все в то утро проспали. Все это случилось в пять утра, а мы обычно просыпались в четыре. Кришна спас не только нас, но и колесницы. Если бы мы не проспали в то утро, а пошли бы, как обычно, в храм, колесницы сгорели бы дотла.

* * *

Молодой внештатный режиссер Вильям Керр уже несколько раз в течение последнего года принимался повторять харе-кришна-мантру и время от времени обедал в кришнаитском магазинчике на Литл-Лонсдэйл, 229. Впервые Вильям встретил преданных в Мельбурне в 1972, когда работал в семейном магазине фото- и киноаппаратуры. Один преданный, Амогха, зашел в его магазин купить фотопленку. Он рассказал Вильяму о первом шествии Ратха-ятры, которое должно было пройти по улице Свонстона через несколько дней. Вильям, заинтригованный, пришел посмотреть. Он был восхищен увиденным и, будучи фотографом, отщелкал на фестивале десять кассет.

Вильям работал кинохроникером в «Мувитон-ньюз», делал некоммерческие короткометражные фильмы, телерекламу и сотрудничал с различными продюсерскими компаниями в качестве оператора и режиссера. Он получил грант от Государственного Совета по искусству и планировал истратить эти деньги на создание фильма, навеянного наркотическим бредом, под названием «Путешествие». Но благодаря общению с преданными, сфера его интересов изменилась, и он решил вместо этого сделать фильм о повседневной жизни кришнаитов.

В начале января 1974 года Вильям начал писать сценарий в соавторстве с Мадхудвишей. Вскоре он показал свой фильм, названный им «Во имя Бога», в сиднейском храме на берегу Двойного Залива.

Ко времени самого последнего приезда Прабхупады Вильям стал уже довольно серьезным преданным. Мадхудвиша попросил его снять еще один фильм, на сей раз о визите Шрилы Прабхупады в Мельбурн, и Вильям с энтузиазмом принял это предложение.

Тщательно изучив расписание Прабхупады на ближайшую неделю, Вильям ретиво начал нанимать людей и оборудование. Он уже снимал высадку Шрилы Прабхупады в аэропорту Мельбурна во вторник, а сегодня утром он поехал в Ботанический Сад чтобы поснимать там еще в сопровождении звуковой бригады и кинооператора, вооруженного профессиональной 16-миллиметровой кинокамерой на маленькой портативной тележке «долли[30]» с резиновыми колесиками.

Утреннее небо скрывали облака, а воздух был сыр и холоден. Прабхупада кутался в зеленоватый чаддар, пониже нахлобучив свою оранжевую вязанную шапочку. Вильям щелкнул «хлопушкой» и объявил первый «кадр». Камера заработала, а Прабхупада повернулся к Мадхудвише и спросил:

— Что это был за звук?

— Это означает начало съемки — «мотор!» Они делают такой щелчок перед тем, как запустить камеру. Парень с тележкой снимает документальный фильм о вашем пребывании здесь в Австралии, который затем будет представлен правительству. Это независимое кино, его можно будет поместить в библиотеки, и люди будут брать его для своих школ и колледжей.

Прабхупада кивнул и продолжил прогулку. Говорил он мало, шел быстро, а преданные старались не отставать.

* * *

Мельбурнская пресса отозвалась на вчерашнюю успешную программу в Ратуше статьей «Свами приветствуют пением». Государственная газета «Австралиец» в своей утренней редакционной статье уделила немало внимания спасению женщин на пожаре.

Если чего и не доставало кришнаитам, так это позитивной рекламы. Поэтому шафраноносцы, естественно, очень рады всенародному признанию, которое они заслужили, спасши на пожаре женщин, выпрыгнувших из окна. Но что делает это спасение вдвойне впечатляющим, так это тот факт, что они использовали при этом свой священный шатер — не простой полог из спальни. Этот шатер был сшит для религиозного праздника, который должен состояться в Мельбурне завтра.

Статья заканчивалась в том же духе:

Бестрепетное принесение в жертву священного шатра вызывает интересный вопрос. Можно ли теперь использовать этот брезент для религиозной церемонии, если его коснулись ноги варварок, плюхавшихся на него с определенной высоты? Похоже, что нет, поскольку сей шатер должен был во время праздника возвышаться над головой Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. А этот Свами, прошу заметить, вовсе не какой-то обычный Свами. Он — Основатель Движения Харе Кришна…

Робин Уотсон из нашего мельбурнского отделения обратилась к членам секты со вполне резонным вопросом: «Будет ли священный шатер сожжен или его заменят? Или существует возможность вернуть ему святость при помощи какой-то специфической процедуры?» «Нет, — ответили ей, — шатер просто зашьют в нескольких местах, где он распоролся по швам, когда его растягивали. Даже в химчистку отдавать не придется».

* * *

Задержка Сатсварупы Госвами на таможне в день прибытия Прабхупады была вызвана его посохом. Не в меру ретивый чиновник решил размотать многометровую шафрановую ткань, которой обернуты четыре бамбуковых шеста, под тем предлогом, что они выглядят подозрительно. После этого чиновник решил оставить посох на карантине. Посох, так и не обернутый, прислали с утренней почтой.

Недавно Амогха обсуждал со Шрилой Прабхупадой возможность своего возвращения к проповеди в Джакарте. Шрила Прабхупада благосклонно отнесся к его планам и велел ему начать издавать маленькие книги на индонезийском языке. Еще он предложил Амогхе принять австралийское гражданство.

После завтрака Шрила Прабхупада позвал Амогху. Войдя, Амогха нашел Шрилу Прабхупаду сидящим за своим низким столом и читающим одну из своих собственных маленьких книг в мягкой обложке «На пути к Кришне». Сегодня он был более настойчив, чем во время вчерашнего разговора. Теперь он настаивал на том, чтобы Амогха отправлялся в Индонезию как можно скорее. Он указал на маленькую книгу, которую держал в руке:

— Печатай такие маленькие книги в Индонезии и распространяй, — сказал он. — Ты должен это сделать. Ты должен отправляться немедленно.

В его голосе звучало нетерпение, когда он стал описывать детали. Амогхе предстояло «открыть книжный магазин, а не храм» и распространять книги. Позже, сказал он, если книги встретят положительный отклик, тогда Амогхе надо будет открыть храм, не раньше. Иначе будет оппозиция, поскольку Индонезия — страна главным образом мусульманская.

Амогха упомянул, что молодой мельбурнский брахмачари, ученик Прабхупады Гаура-Мандала-Бхуми говорит по-индонезийски.

— Вот он и будет переводить, — тут же ответил Прабхупада.

Обсуждение закончилось и Амогха поспешно вышел, торопясь начать процедуру принятия гражданства и т.д.

* * *

В прошлом году в Лондоне Шрила Прабхупада имел несколько в высшей степени удачных встреч-знакомств с разными влиятельными людьми, которые приходили навестить его. Это обстоятельство побудило Шрилу Прабхупаду написать одному из учеников, что он хотел бы продолжить эту практику знакомства с подобными людьми во всех своих путешествиях.

Куда бы я теперь ни поехал, нужно приглашать на встречу со мной влиятельных людей, чтобы я мог беседовать с ними о нашем Движении сознания Кришны.

Мадхудвиша получил эту информацию и, соответственно, поручил Сабхапати распространить информацию о визите Шрилы Прабхупады в Мельбурн. Ко времени прибытия Шрилы Прабхупады Сабхапати организовал несколько крупных публичных выступлений для Шрилы Прабхупады и пригласил к нему несколько влиятельных лиц.

Шриле Прабхупаде предстояло выступить с лекцией во Францисканской Семинарии Св. Паскаля. В тот же день его ожидала встреча с главой Шотландской церкви Мельбурна, Преподобным Гордоном Пауэллом. Вечером он должен был встретиться с Наместником Римско-Католической церкви в Мельбурне, Его Преосвященством Дж. А. Келли. День обещал стать днем межрелигиозного диалога.

Солнечным утром Шрила Прабхупада прибыл в Семинарию Св. Паскаля на Ящичном Холме на восточной окраине Мельбурна. Францисканская Семинария Св. Паскаля представляла собой колледж, готовивший братьев для Ордена Францисканцев Римско-Католической Церкви. Теологический Союз Ярры (ТСЯ), отдельная от Францисканского Ордена единица, представляла собой аккредитованный теологический факультет, обладающий правом обучения и выдачи дипломов в области Христианской Теологии в штате Виктория. Будучи отдельной единицей, Союз использовал Семинарию в качестве административного центра.

Машина Шрилы Прабхупады проехала через обширные возделанные земли, луга и остановилась на круговой аллее около здания, в котором должна была состояться лекция. Большая группа францисканцев в черных одеждах, среди которых были и молодые, и старые, и обученные монахи, и студенты ТСЯ, подошла к поющим преданным, приветствуя Его Божественную Милость.

Как только Шрила Прабхупада вышел из белого «форда», киртана смолкла. Шрила Прабхупада в окружении преданных и старших монахов прошел по аллее в здание.

Большая вьясасана Шрилы Прабхупады, привезенная из храма, была установлена перед классной доской. Шрилу Прабхупаду, закутанного в белый чаддар, с гирляндой из бархатцев и свежих гардений на шее, приветствовала аудитория, состоявшая из ста семинаристов, двадцати преподавателей и тридцати преданных.

Отец Грин, на правах хозяина, официально приветствовал Шрилу Прабхупаду. Сабхапати коротко представил его, и Прабхупада начал лекцию. В своем приветствии Отец Грин коснулся общего для всех религий основания, и Прабхупада начал свою речь именно с этого предмета.

— Общее основание не так уж трудно найти, потому что религия — это знание Бога и повиновение приказам бога. «Йенатма супрасидати» — тогда вы будете полностью удовлетворены и счастливы. Если вы заняты преданным служением Господу без принуждения и не имея никаких мотивов, если вами движет лишь естественная любовь к нему — вы будете полностью удовлетворены.

Прабхупада привел в пример знаменитого Махараджу Дхруву, который будучи пятилетним ребенком отправился в лес, чтобы найти Бога и получить от Него дар. После шести месяцев медитации Махараджа Дхрува действительно узрел Бога, однако, как только Он увидел Господа, его сознание тотчас изменилось. Он сказал: «Мой Господь, теперь я полностью удовлетворен. Мне не нужно от Тебя никакого дара».

Свамин критартхо сми варам на йясе. Вот настоящее осознание Бога. Осознание Бога — это прекращение каких-либо желаний. Все потребности, все желания прекращаются. Поэтому говорится йенатма супрасидати. Поскольку мы хотим чего-то, имеется нужда. И пока есть нужда, мы не будем удовлетворены. Там, где нет нужды, где присутствует полная удовлетворенность, там и осознание Бога. Вот в чем состоит общее основание. В настоящее время люди страдают. Впрочем, не только в настоящее время — всегда. Всякий, кто находится в этом материальном мире, пребывает в тревоге, потому что материальные желания удовлетворить невозможно. Сколько бы вы ни пытались удовлетворить их, они только возрастают. Так что пока человек не придет к осознанию Бога, не может быть и речи об удовлетворенности. Йенатма супрасидати. Прасидати означает «полностью удовлетворенный, не имеющий больше желаний»

Поговорив еще немного Прабхупада вернулся к начальной теме разговора — общему основанию религий. Прабхупада сообщил своим внимательным слушателям, что подчинение духовной энергии Бога дает им возможность достичь духовного уровня. Такое подчинение влечет за собой освобождение от ложных обозначений.

— Какие же это обозначения? «Я — индус», «я — мусульманин», «я — христианин», «я — американец», «я — индиец», «я — то», «я — это» — все это обозначения. А стать свободным от этих обозначений значит думать так: «Я не принадлежу ни к какой из этих категорий. Я вечный слуга Господа». Если вы достигаете этого положения, это и есть общее основание. Дайте возможность каждому осознать себя вечным слугой Господа, и все проблемы будут решены.

Так вот, в Движении сознания Кришны мы повторяем и поем Святые имена Бога. В Библии тоже сказано: «Отче наш, иже еси на небесех, да святится Имя Твое». Итак, имя существует, у Бога есть имя. Имя Бога — Христос, или Кристо, или Кришна. Поэтому мы можем петь вместе. Что тут трудного? И те, кто исповедует христианство, тоже могут это делать. Имя у Бога есть. Иначе зачем бы Господу Иисусу давать этот совет: «Хвалите имя Господне»? Это и есть пение Имени. Так давайте же вместе прославлять Имя Господне. Это общее основание. Благодарю вас.

Присутствовавшие священники и семинаристы выразили Шриле Прабхупаде свое одобрение продолжительными аплодисментами.

Во время вопросов семинаристы были очень почтительны. Чтобы задать вопрос, они поднимались с места и обращались к Шриле Прабхупаде «Ваша Божественная Милость». Один священник сказал:

— Кем Его Милость считает Иисуса Христа?

Очевидное преклонение Шрилы Прабхупады перед Господом Иисусом тронуло слушателей.

— Иисус Христос, Господь Иисус Христос… Он — сын Божий, лучший сын Бога. Мы очень чтим его. Да. Мы уважаем каждого, кто учит людей сознанию Бога. Для нас не важно, в какой стране, в какой атмосфере он проповедовал. Это для нас не важно.

Другой священник спросил:

— Св. Франциск, основатель нашего ордена, толкуя Священное писание призывал видеть Бога во всем. Он даже говорил «брат пес», «сестра кошка», «сестрица вода» и «отец ветер». Что Ваша Милость скажет об этом?

В зале повисло напряженное молчание.

Прабхупада широко раскрыл глаза и кивнул.

— Это настоящее сознание Бога. Это истинное сознание Бога, да-да. Не то что «я сознаю Бога и убиваю животных». Это не сознание Бога. Принимать деревья, растения, низших животных, даже маленьких муравьев как братьев — это истинное сознание Бога. Об этом говорится в Бхагавадгите: самах сарвешу бхутешу. Самах означает «равный ко всем живым существам». Нужно видеть вечную душу. Каждый — будь то кошка, собака, дерево, муравей, насекомое или великий человек, является неотъемлемой частицей Бога. Просто одеты все по-разному. Один в одежду дерева, другой в одежду короля, а третий в одежду насекомого. Это тоже объясняется в Бхагавадгите: пандитах сама даршинах. «Тот, кто является пандитом, то есть, ученым, смотрит одними глазами». И если Св. Франциск мыслил так, он обладал высочайшим уровнем духовного понимания.

Это был трогательный момент. Казалось Прабхупада открывает своим слушателям нечто такое о Св. Франциске, чего многие, возможно, раньше не понимали. Присутствующим — и преданным Кришны, и христианам — было ясно, что Прабхупада чтит Св. Франциска не меньше, а может быть и больше, чем сами францисканцы.

Во время киртаны многие монахи и священники встали и приняли участие в пении. Одни хлопали в ладоши, другие пели, некоторые утирали слезы. Торжественная поначалу атмосфера сменилась чистой радостью. Монахи предложили Шриле Прабхупаде полное блюдо нарезанных фруктов, и он принял несколько кусочков, остальное жестом велев раздать присутствующим. После этого Шрила Прабхупада поднялся, и на этом успешная программа закончилась.

Читтахари: Когда Шрила Прабхупада выходил из монастыря, я представил его своей матери. Он улыбнулся ей и сказал: «У вас чудесный ребенок». Мама ответила: «Благодарю, у меня их десять». Прабхупада снова улыбнулся и сказал: «Мы можем забрать их всех».

По дороге обратно в храм Шрила Прабхупада выражал свое удовлетворение. Это была удачная встреча, сказал он. В тот же день он написал двум своим ученикам в Бангалор:

Вы писали, что один христианин стал пожизненным членом нашего Общества, привлекшись нашими книгами. У нас тоже был подобный опыт. Сегодня мы выступили с лекцией в семинарии в Мельбурне, в Австралии, и молодые францисканские монахи слушали очень почтительно. Общаясь с христианами мы никогда не говорим, что наша религиозная система лучше, чем их. Мы говорим просто о любви к Богу, са ваи пумсам паро дхармо. Им нравится, как мы объясняем сознание Бога на основе Вед — если они искренни, разумеется. Так что где бы ты ни встретился с христианами или христианскими организациями, постарайся оставить им наши книги и сделать их свободными членами нашего Общества.

* * *

Преподобный Гордон Пауэлл, глава Шотландской Пресвитерианской Церкви Мельбурна, пришел к Шриле Прабхупаде в середине дня. Священник оказался благочестивым человеком, проявившим естественное почтение к Шриле Прабхупаде. Он начал беседу с того, что похвалил преданных за их спокойные манеры.

— Ваши люди обладают безмятежностью, которая не свойственна жителям Запада. В чем секрет этой безмятежности?

— Это сознание Кришны, — ответил Прабхупада.

Если человек связан с Богом, объяснил Прабхупада, он естественно приобретает божественные качества. Безмятежность — это лишь одно из двадцати шести божественных качеств преданного. Преподобный заинтересовался.

— Двадцати шести? Не назовете ли вы еще какие-нибудь?

Шрила Прабхупада попросил Сатсварупу прочитать полный список из «Учения Господа Чайтаньи», и Преподобный внимательно слушал, как Сатсварупа перечисляет их все одно за другим.

— М-да, — произнес он. — Все они очень хороши, не так ли?

Преподобный Пауэлл поинтересовался, как Шрила Прабхупада относится к Иисусу.

— Преданные почитают Его как божественного представителя Господа, Сына Бога, — ответил Прабхупада.

— А каковы Его взаимоотношения с Господом Кришной? — спросил Преподобный.

— Иисус Христос исходит из Кришны. Христос означает «Кристо» или «Кришто» или «Кришна».

Преподобный выразил Прабхупаде свое одобрение по поводу той «прекрасной работы», которую он проделал, распространяя Движение сознания Кришны в Австралии и привлекая впечатляющее количество молодежи. Он упомянул и о спасенных из огня пожара женщинах. Преподобный Пауэлл заметил, что, кажется, большинство учеников Шрилы Прабхупады в Австралии, молоды.

Прабхупада подтвердил это.

— Да, молоды. У них есть мозги, они восприимчивы.

Преподобный от души рассмеялся.

Несколько позже, во время беседы Преподобный спросил о кастовой системе. Шрила Прабхупада велел Сатсварупе прочитать полный текст и комментарий к 13 тексту 4 Главы Бхагавадгиты, в котором говорится, как Кришна создал четыре части человеческого общества, в соответствии с качествами материальной природы и порождаемой ими деятельностью.

Преподобный снова внимательно выслушал Прабхупаду, а затем сказал:

— Первая часть напомнила мне иисусову притчу о талантах: один получил два таланта, другой пять, а третий десять.

Преподобный имел в виду одну из причт Иисуса, в которой хозяин раздавал таланты — монеты — трем своим людям, говоря, что через некоторое время он вернется и потребует их назад.

Шрила Прабхупада, однако, похоже, не понял, в каком смысле Преподобный употребил слово «талант» и ответил по-своему, имея в виду «особую склонность или способности».

— Таланты описаны, — сказал он и повернулся к Сатсварупе.

— Найди в восемнадцатой главе: шамо дамас титикша … Таланты подразделяются на четыре категории: категория брахманов, категория кшатриев, категория вайшей и категория шудр. Они описаны здесь.

Сатсварупа прочитал из Бхагавадгиты о качествах брахмана: «спокойствие, самообузданность, аскетичность, чистота, терпимость, честность, мудрость, знание и религиозность — вот качества тех, кто занят брахманской деятельностью.

— Это человек высшего класса, — добавил Прабхупада.

Священник, видимо понимая, что Прабхупада говорит о чем-то более глубоком, чем видимая поверхностная тема разговора, не стал настаивать на своем понимании. Он предположил, что эти качества подобны «плодам Духа Святого», о которых говорится в Новом Завете[31].

Шрила Прабхупада позаботился о том, чтобы гость не ушел без прасада. Преподобный Пауэлл и оглянуться не успел, как в руках у него уже была полная тарелка больших, сочных гулаб-джамунов. Преподобный заколебался.

— Попробуйте, — подбодрил его Прабхупада.

— Благодарю вас. Я… м…

— Ешьте, пожалуйста.

— Прямо сейчас?

— Да.

Преподобный еще раз поблагодарил Прабхупаду и зажмурившись, откусил кусок от сочного сладкого шарика.

— М-м-м. Очень сочный. М-м-м. М-м-м.

Преподобный с удовольствием жевал, причмокивая, пористый сочный шар.

— Никогда не пробовал ничего подобного.

Вытирая губы платком Преподобный задал последний на сегодня вопрос.

— Вы полный вегетарианец, то есть, не едите никакого мяса и яиц тоже?

— Мы даже не вегетарианцы, — ответил Шрила Прабхупада, слегка покачав головой.

— Да? — удивился Преподобный.

— Да. Мы не вегетарианцы, и не невегетарианцы. Мы едим только Кришна-прасадам. Мы «прасадарианцы», поскольку не едим ничего, что не было предложено Кришне. Блюда готовятся в соответствии с указанием Кришны, а когда Кришна поест, мы принимаем остатки Его пищи. Поэтому мы не относимся ни к вегетарианцам, ни к невегетарианцам. Мы находимся за пределами всего этого.

* * *

Шрила Прабхупада продолжал беседовать с Сатсварупа-дасом Госвами и другими о программе в Семинарии Св. Паскаля.

— Священники, сегодня утром, похоже, остались очень довольны.

Читтахари подтвердил, что так оно и было. Он упомянул о монахе из другого монастыря, который приходил на лекцию и говорил потом преданным, что, как он понял, Шрила Прабхупада питает к Господу Иисусу искренне почтение.

Прабхупада согласился.

— Да, мы должны иметь почтение. Нужно уважать тех, кто достоин уважения. Это философия Чайтаньи Махапрабху. Аманина манадена, не ожидай никакого почтения для себя, но сам выражай почтение каждому. В этом сознание Кришны. Я ничего не стóю. Даже если передо мной муравей, он все равно достоин моего почтения. Поэтому я сразу сказал, что Св. Франциск обладал сознанием Бога, ведь он даже с деревьями обнимался, а это несомненно сознание Бога, развитое сознание Бога. Потому что всё и вся — суть неотъемлемые частицы Бога.

Прабхупада стал описывать свое детство.

— На самом деле, всему, что я делаю сейчас, научили меня мои родители, моя семья. Нас учили: «Вот рисовое зернышко на земле, и если ты коснешься его ногой, ты должен поднять его и коснуться им своей головы». Так нас учили. За этим стоит понимание того, что зерно риса сделано не человеком. Оно послано Богом. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». И вот он, хлеб. Это милость Божья… А то, что дано Богом, тоже Бог. Это и есть сознание Бога. Вы не можете произвести рис. Вы не можете произвести хлеб. Они даются Богом.

Прабхупада продолжал прославлять Иисуса Христа.

— Кто откажется выразить почтение Иисусу Христу? Он пожертвовал ради Господа всем, даже собственной жизнью. Так каким же надо быть мошенником, чтобы не оказывать Ему почтения? Что дурного он сделал человеческому обществу? Он все делал для блага людей. О, я очень, очень, в высшей степени чту Иисуса Христа. Каждый сознающий Бога человек должен почитать Иисуса Христа. В этом нет сомнений. Мой Гуру Махараджа очень почитал и Мохаммеда, и Иисуса Христа.

Преданные были потрясены тем, как Прабхупада, сам постоянно занятый проповедью, отозвался о том, что Иисус пожертвовал всем ради проповеди и сохранил терпимость до конца, выдержал все.

Вайшнав, продолжал Прабхупада, от природы наделен всеми благими качествами и всегда оказывает великое почтение атрибутам Господа, преданным Господа и храму Господа.

— Вот мы поклоняемся туласи. Почему? Потому что она очень дорога Вишну. Когда Кришне предлагают лист туласи, Он очень доволен. Поэтому и мы любим туласи. Потому что Ему это нравится. В переводе на обычный язык, «Если любишь меня, люби и мою собаку». Я видел, как люди поступают именно в таком духе. Идет человек со своей собакой, встречает друга, и если этот друг погладит его собаку, хозяину собаки очень приятно. Если вы сидите со своим ребенком на коленях, и приходит ваш друг и гладит вашего ребенка, целует его, играет с ним, вам сразу же становится приятно. «О, этот джентльмен так любит моего ребенка». Так же точно, когда оказывают почтение вайшнаву, Кришна очень доволен. Поэтому выражая почтение духовному учителю, легче получить милость Господа.

* * *

Позже Мадхудвиша сообщил Шриле Прабхупаде, что всего двумя неделями раньше, 11 июля 1974, Генерал-губернатор Австралии, Пол Хаслэк, объявил ИСККОН официально признанной религиозной конфессией Австралии, обладающей правом освящения брачного союза. Прабхупада был очень доволен.

* * *

Около 7:30 вечера приехал с секретарем Преподобный Джон А. Келли, помощник Епископа Мельбурнской римско-католической епархии. Шрила Прабхупада, как всегда, был само гостеприимство. Он сидел на своей подушке перед стеклянным столиком, а епископ с секретарем расположились напротив на удобных стульях.

После обычного обмена любезностями и замечаниями о холодной погоде, Прабхупада направил разговор в духовное русло. Он объяснил, что ощущение холода или жары исходит из чувственного восприятия и его нужно воспринимать спокойно. Он велел Сатсварупе Госвами прочитать соответствующий текст из Бхагавадгиты.

Этот день Шрилы Прабхупады был особенно полон. Преданные, вероятно, не осознавали до конца, что организовывая встречи для Прабхупаду впритык одну за другой, они тем самым обрекают его на непрерывное говорение в течение всего дня. Шрила Прабхупада не жаловался, однако через несколько минут беседы попросил Сабхапати включить запись его лекции в Семинарии Св. Паскаля.

— Сегодня у нас была одна встреча, — сказал Прабхупада епископу. Пока епископ вежливо слушал запись лекции, Прабхупада бессознательно положил голову на руки и немного вздремнул.

После того, как изрядная часть лекции была воспроизведена, Прабхупада вернулся к разговору. Епископ согласился со многими утверждениями, высказанными Прабхупадой в лекции, в особенности, с тем, что современное общество отвергло духовные ценности и пустилось в погоню за фальшивым материальным счастьем.

Прабхупада подтвердил наблюдение епископа, добавив, что философия извлечения удовольствия из так называемого материального прогресса особенно поддерживается современными учеными. Прабхупада вручил епископу только что присланную в Мельбурн книгу «Научные основы Сознания Кришны», написанную его учеником-ученым Сварупа-Дамодарой.

Епископ оставил свои очки в машине. Дружелюбный и практичный, Прабхупада открыл футляр и предложил епископу свои очки. Епископ надел их, и они ему очень хорошо подошли.

— Одного поля ягоды, — объявил Шрила Прабхупада, и оба от души рассмеялись.

У епископа было припасено несколько вопросов.

— Ваша Милость, верите ли вы в некий всеобщий, врожденный дефект человеческой природы, который заставляет человека, независимо от окружающих его условий, склоняться ко злу? Мы, католики, называем его первородным грехом — иными словами, человек обладает неким дефектом, преодолеть который без Бога невозможно. Если же, по милости Божьей, он преодолевает его, он продолжает прогрессировать и Господь вознаграждает его.

— Да, — согласился Прабхупада. — Об этом же говорится в одной из ведических книг:

нитья-сиддха Кришна-према садхья кабху найя

шраванади-шуддха-читте карайе удайя

— Врожденный принцип существует вечно, это покорность человека Богу. Но человек искусственно скрывает его. Сознание Бога присутствует в каждом, естественным образом, но из-за так называемого материального прогресса оно забыто. Даже дикари в лесу покоряются проявлениям различных божественных энергий. Если сверкнет молния и послышится гром, они тут же выражают почтение. Если они видят огромное море, океан, они выражают почтение. Это врожденное свойство. Но из-за соприкосновения с материей, оно скрыто. Поэтому Бхактивинода Тхакур говорит:

джада-видья джато, майяра вайбхава

томара бхаджане бадха

Епископ согласно кивал, а Прабхупада продолжал объяснение.

— Чем больше мы преуспеваем в так называемых прелестях материальной жизни, тем глубже забываем Бога. В каждом человеке дремлет врожденная склонность служить Богу, но общение с материей не дает ей проявляться. Как, например, в лечении психических больных. Душевнобольной идет к психиатру и врач, беседуя с ним, постепенно излечивает его. Так же и люди, которые забыли Бога, или вообще живые существа, если они общаются с преданными и постоянно говорят и слушают о Господе, они могут таким путем возродить свое сознание Кришны. Да. Это Движение сознания Кришны открывает множество центров, и в них мы говорим о Кришне, продаем нашу литературу. Начало всего — это слушание. Да. И так, благодаря общению с преданными, слушанию, слушанию — шраванади это «слушание» — жизнь человека становится успешной.

Епископ спросил, как смотрят Веды на богоявление, «непосредственное общение с Богом, когда Он проявляет себя и в дальнейшем дает человеку понять Свою волю на разных стадиях его жизни».

Услышав этот вопрос, Шрила Прабхупада оживился.

— Это рекомендуется. Посмотрите. Тешам сатата йюктанам бхаджатам прити пурвакам дадами буддхи. Поскольку присутствует сознание Бога, присутствует и Сам Бог. Бог всегда готов дать вам наставление, Он и делает это. Он ясно говорит, как пробудить спящее сознание.

Сатсварупа прочитал очередной стих из Бхагавадгиты: «Тем, кто постоянно с любовью служит Мне, Я даю понимание, при помощи которого они могут прийти ко Мне».

Дремлющее в каждом человеке сознание Бога, продолжал Прабхупада, можно пробудить с помощью преданного служения. Епископ попросил Шрилу Прабхупаду объяснить, что такое преданное служение. После долгого обмена мнениями епископ завершил беседу так:

— Я очень рад, что мне выпала возможность познакомиться с Вами, Ваша Милость. Я надеюсь, что эта встреча как-то послужит делу Бога. Бог Вам в помощь.

— Да, — улыбнулся Прабхупада, — мы стараемся дать людям образование, возродить в них сознание Бога. Тогда они станут счастливыми. Люди иногда склонны осуждать тех, кто сознает Бога, говоря, что они, дескать, бегут от мира. Нет. Те, кто действительно обладают сознанием Бога, постоянно думают, как принести благо всему человечеству.

Съев изрядную порцию фруктов и сладостей, епископ встал и начал прощаться. Перед уходом он попросил Шрилу Прабхупаду сфотографироваться с ним для их католической газеты «Заступник». Кто-то запечатлел также момент, когда епископ надевал свою обувь у крыльца и обменивался рукопожатием с Прабхупадой. После этого епископ ушел.

Восхитительный день межрелигиозных дискуссий подошел к концу. Конечно, для Шрилы Прабхупады все это не было новостью — совсем недавно он встречался с благожелательно расположенными христианскими священниками во Франции и Германии. Тем не менее, Прабхупада выразил свое удовлетворение поистине великолепным откликом, который он нашел в высших церковных кругах Мельбурна.

Позже вечером Шрила Прабхупада говорил с Сатсварупа-дасом Госвами о том, какой потенциал заложен в совместной с христианами проповеди. Прабхупада снова повторил, что общим основанием должно быть пение. Христиан, сказал он, тоже нужно вдохновлять принимать участие во всемирном Движении санкиртаны Господа Чайтаньи, пусть они поют и повторяют имя Христа. Так же, как на лекции в Ратуше, он указал, что слово «Христос» происходит от греческого корня, восходящего к слову «Кришна».

В своих комментариях к Шримад-Бхагаватам, 11 стиху Первой Главы Второй Песни, Шрила Прабхупада писал об универсальности пения Имен Бога:

Господь — Владыка всех вселенных, поэтому вразных местах Его называют по-разному, но это никоим образом не ограничивает всесовершенства Господа. Любое имя, относящееся к Верховному Господу, так же духовно, как и все остальные. Эти Святые Имена обладают тем же могуществом, что и Сам Господь, поэтмолу каждый волен прославлять Господа, называя Его именем, котрое ихзвестно в той местности, где он живет. Любое Имя Господа духовно, и потому к Его именам нельзя подходить с материальными мерками, проводя между ними различие.

Прабхупада, однако, честно сказал Сатсварупе, что для духовного прогресса христиан есть одно условие.

— Прежде всего, — сказал он, — они должны прекратить есть мясо.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)