|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сент-Кильда, улица Барнетта, 14К тому моменту, как «роллс-ройс» подъехал к узкому террасному дому, на улице уже бушевала киртана. Многие соседи с удовольствием вышли в свои садики, чтобы понаблюдать за роскошным действом. Преданные выстроились у парадного входа, сиявшего свежей краской, и осыпали входившего в храм Прабхупаду цветами. Приветственная речь Прабхупады была короткой. Он сказал, что рад снова быть в Мельбурне и похвалил преданных за то, что они соблюдают и поддерживают в храме чистоту. Прабхупада пояснил, что Мадхудвиша Махараджа пригласил его сюда, в Мельбурн, на фестиваль Ратха-ятра Господа Джаганнатхи. * * * Во время своего последнего визита в Мельбурн Прабхупада останавливался в специально для этого подготовленных апартаментах на втором этаже храма. Однако на этот раз Джон и Кэрол — теперь Уграшрава и Рагатмика — предложили Шриле Прабхупаде на неделю свой дом на берегу моря, который они снимали неподалеку от проспекта Доусона, в Брайтоне. Приехав в этот скромнейший домик, Шрила Прабхупада спросил Уграшраву, сколько семей живут в нем. «Одна», — ответил Уграшрава. Прабхупада, казалось, был удивлен и сказал, что в таком доме могли бы разместиться и две, и три семьи. Впрочем, Прабхупаде все понравилось. Дом — бывший прежде родовым гнездом известной мельбурнской художницы Джой Гестер — был тихим и уединенным. Поскольку располагался он недалеко от храма и до него легко было доехать на автомобиле, Прабхупаде было очень удобно вести здесь свою упорядоченную жизнь: рано вставать, писать, повторять мантру, читать лекции, регулярно принимать массаж, прасад и, конечно, проповедовать. * * * Сатсварупа-дас Госвами готовился к массажу Прабхупады, размышляя о том, какая удача выпала ему на долю. Стать личным слугой Прабхупады — об этом можно было только мечтать. Полгода назад, путешествуя со своей группой распространителей книг по Техасу, Сатсварупа получил телеграмму, в которой его просили срочно позвонить в Лос-Анджелес. По телефону Карандхара сообщил важную новость: Шрутакирти-дас собирается жениться и больше не сможет путешествовать с Прабхупадой по всему миру. В последние дни преданные думают, кто станет новым слугой Шрилы Прабхупады, а сам Шрила Прабхупада предложил кандидатуру Сатсварупы, поскольку тот умел печатать на машинке и мог редактировать переводы и комментарии Прабхупады к Шримад-Бхагаватам. Сатсварупа ушам своим не поверил. На него снизошло величайшее благословение. Это, несомненно, было чудеснейшее из всего, что только мог представить себе молодой санньяси, ученик Прабхупады. Он немедленно вылетел в Лос-Анджелес, где Шрутакирти познакомил его со всеми обязанностями слуги: когда приносить по утрам Шриле Прабхупаде лекарство и побеги эвкалипта для чистки зубов, когда быть готовым сопровождать его на утренней прогулке, что готовить ему на завтрак, когда и как готовиться к его утреннему массажу и из чего готовить ему обед. Конечно, для одного раза это было многовато, но Сатсварупа старался изо всех сил. Он навсегда запомнил свой первый день в роли слуги, когда он пришел посмотреть, как Шрутакирти делает массаж Прабхупаде. Повернувшись к Сатсварупе, Прабхупада сказал: — Это ты будешь сегодня делать мне массаж? Сатсварупа ответил, что, по совету Шрутакирти, он собирается «понаблюдать и поучиться». Прабхупада мягко улыбнулся и сказал: — Это все равно, что учиться плавать, глядя с берега, — и все трое рассмеялись. В должности слуги он четыре месяца сопровождал Прабхупаду в поездках на Гавайи, в Токио, Гонконг и по всей Индии. Потом было стремительное турне по Европе — Рим, Женева, Париж, Германия — а теперь Мельбурн. В 11:15 Сатсварупа надел гамчху и вошел в комнату Прабхупады, готовый сделать Его Божественной Милости массаж. Для Сатсварупы это было кульминацией всего дня. Шрила Прабхупада садился, скрестив ноги, на циновку, а Сатсварупа наносил горчичное масло на гладкую кожу Прабхупады, начиная с головы. Прабхупада расслаблялся, прикрыв глаза, и предоставлял своему телу мягко покачиваться под движениями массирующих его рук. — Сильнее, — иногда говорил Прабхупада, и Сатсварупе нередко приходилось призывать на помощь всю свою силу и выдержку, чтобы продолжать массаж. Сорок минут Сатсварупа массировал Шрилу Прабхупаду — его голову, спину, грудь, затем руки, кисти, ноги и стопы. Когда он заканчивал, Прабхупада протягивал правую руку, и Сатсварупа капал в нее горчичного масла, а Прабхупада окунал в него пальцы и массировал себе ноздри изнутри. Затем он вставал и шел принимать омовение. Сейчас Сатсварупе было уже гораздо легче, чем в Европе. А вот искусству приготовления пищи ему еще предстояло учиться и учиться, и он был очень рад, когда Дипак вызвался нести это служение во время пребывания Прабхупады в Мельбурне. Но сегодня Дипак, обычно искусный в стряпне, был явно не в форме. Волнуясь, он уронил масло на пол, сбил с печки чапати и не уследил за молоком, отвлекшись на Прабхупаду, стоявшего с обнаженным после купания торсом в дверях кухни и с улыбкой наблюдавшего за тем, как Дипак пытается приготовить обед. Вернувшись в свою комнату, Шрила Прабхупада очень тщательно нанес на лоб и тело знаки вайшнавской тилаки и сел, слегка откинув голову, чтобы прочитать свою полуденную гаятри-мантру. Тем временем на кухне подходило к концу в высшей степени беспорядочное утро Дипака. Быстро влив свежевыжатый лимонный сок в кастрюлю с дымящимся рисом басмати, он наложил на поднос щедрую порцию, пристроил рядом миски с далом и овощами, водрузил поверх пару горячих чапати и стремглав помчался в комнату Прабхупады. Прабхупада сидел на низкой подушке за своим стеклянным столиком на полу, застеленном белыми простынями. Он одобрительно кивнул Дипаку, который поставил блюдо на стол, поклонился и исчез. С облегчением вздохнув по поводу того, что обед подан вовремя, Дипак вернулся на кухню, чтобы устранить разрушительные последствия своей деятельности. Он очень надеялся, что сегодняшний рис Прабхупаде особенно понравится. Он слышал недавно — хотя не мог вспомнить, от кого — что Прабхупада любит рис с лимонным соком. Из этого мечтательного состояния Дипака вывел голос Сатсварупы Госвами. — Дипак! Шрила Прабхупада хочет видеть тебя. Дипак вытер руки и влетел в комнату Прабхупады. Прабхупада испытующе посмотрел на него. — Что это такое? — спросил он, указывая на нетронутую гору риса на тарелке. — Рис кислый! — О… э… Я полил его лимонным соком, Шрила Прабхупада, — выдавил Дипак. Прабхупада, казалось, был разочарован. Дипак вызвался приготовить снова. — Нет, — ответил Шрила Прабхупада, — принеси лучше молоко и сахар. Шрила Прабхупада посыпал рис сахаром, полил его молоком и съел на сладкое. После обеда Прабхупада опять позвал Дипака к себе. — Завтра, — ободряюще сказал он, — я поучу тебя готовить. * * * После обеда Шрила Прабхупада читал свою почту. Темы были самые разнообразные: что делать с президентом храма, который перестал читать мантру и покинул свой пост, можно ли распространять книги «в штатском», «про» и «контра» практики сознания Кришны в уединении. Шрила Прабхупада, как обычно, тщательно отвечал на все письма, и ответы его были обдуманными и практичными, но вместе с тем трансцендентными. * * * Это была самая суровая зима в Мельбурне за последние несколько лет. Несмотря на то, что в комнате Шрилы Прабхупады на полную мощность работал электрокалорифер с вентилятором, гнавший горячий воздух, Шрила Прабхупада мерз. Ближе к вечеру он позвал своего юного ученика Читтахари и попросил его заменить обогреватель. Этот не только не греет, сказал он, но еще и шумит. Читтахари поспешил исполнить просьбу Шрилы Прабхупады и вскоре вернулся с двумя керосиновыми радиаторами. В комнате стало теплее. Однако скоро Прабхупада снова позвал Читтахари и пожаловался, что новые обогреватели издают противный запах. — Они отравляют меня, — сказал он. — Вы, значит, хотите обогреватель, который бы не шумел и не пахнул? — спросил Читтахари. — О, да, — ответил Прабхупада, — именно это мне и нужно. Тогда Читтахари купил электрический камин, и этот обогреватель полностью удовлетворил Прабхупаду. До самого конца своего пребывания, когда преданные приходили к нему, он иногда говорил: — Вот этот камин не шумит и не пахнет. Эти, на первый взгляд, мелкие бытовые аспекты общения Прабхупады с его учениками, могут показаться стороннему наблюдателю, далекому от сознания Кришны, малозначащими. Однако для преданных они были полны значения, поскольку преданные ставили удовольствие своего духовного учителя превыше всего в своей жизни. Если духовный учитель, представитель Кришны, доволен даже таким небольшим служением, думали они, значит и Кришна тоже доволен. * * * Вечером Шрилу Прабхупаду посетили фотограф и репортер из Мельбурнской газеты «Солнце». Газетчики расположились на стульях, а Шрила Прабхупада сидел за своим столиком. Он говорил в основном о различии между животной жизнью и жизнью человека. — Есть, спать, совокупляться и обороняться умеют и собаки и кошки. Но человеку важно преодолеть животные наклонности. В наше время, объяснял Прабхупада, из-за своих телесных представлениях о жизни, люди представляют себя мужчинами, женщинами, белыми, черными. Если они не позаботятся о том, чтобы использовать эту ценную человеческую форму жизни для духовной реализации, то в следующей жизни станут кошками, собаками или даже растениями. Задав несколько коротких вопросов, репортер и фотограф поблагодарили Шрилу Прабхупаду и собрались уходить, а он предложил им тарелку нарезанных фруктов. Отведав клубники и бананов, представители прессы удалились. * * * Первую вечернюю лекцию Прабхупада прочитал по стихам 22–24 Тринадцатой Главы Бхагавадгиты. Прабхупада объяснил как, по причине невежества, живое существо в материальном мире мнит себя наслаждающимся, пурушей*, в то время, как на самом деле оно есть пракрити*, объект наслаждения. Высшим наслаждающимся является Кришна. — Возьмем, к примеру, этот храм. Кто здесь является наслаждающимся? Кришна. Мы участвуем в наслаждении Кришны. Кришна, например, может съесть что-то вкусное, а наше дело — приготовить кушанье как можно лучше и предложить его Кришне. Он наслаждающийся. Он наслаждается своей флейтой в обществе Шримати Радхарани. Само Его положение — положение Наслаждающегося, а мы Его слуги. Мы не находимся на том же уровне, что Кришна. Совсем не о том говорит наша философия. Мы говорим что мы слуги слуг слуг слуг слуг Кришны. В этом состоит наша позиция. Шрила Прабхупада с любовью взглянул на алтарь. — Кришна стал вашим гостем. Вы пригласили Кришну сюда. Он очень добр. Поскольку вы преданные, вы хотите служить Кришне, и Кришна явился в ваш храм в такой форме, в которой служить Ему очень легко. Кришна не нуждается в вашем служении, но Он настолько добр, что принимает его. Вы омываете Божество, одеваете, предлагаете Ему цветы, гирлянды и разные блюда. И Кришна принимает ваше служение, находясь в той форме, которую вы можете осязать. Это Его энергия. Если вы захотите служить Кришне в Его гигантской форме, Его вселенской форме, вы не будете знать, где поймать Его. Вам это не удастся. Секрет истинной радости, сказал Прабхупада в заключение, состоит в том, чтобы доставлять радость Кришне. — Преданные всегда думают: «Кришна наслаждающийся, а мы — предмет Его наслаждения». И наше дело — увидеть, как Кришна наслаждается нами, служа Ему. В этом преданность, в этом сознание Кришны. Коль скоро вы хотите наслаждаться этим материальным миром, то вы и находитесь в этом материальном мире. Но стоит вам предаться Кришне в качестве объекта Его наслаждения, начать служить Ему в соответствии с Его приказом, как вы тут же оказываетесь в духовном мире. Так что вы можете находиться в материальном мире или в духовном по своему желанию. Если вы хотите жить в духовном мире, то знайте, что этот храм является духовным миром. Мы живем не в Мельбурне. Этот храм — не Мельбурн. Это Вайкунтха. Это Вриндавана. *** Чтобы дать возможность Дипаку восстановить свое реноме после неудачного обеда, Шрила Прабхупада попросил его приготовить на ужин урад-дал-качаури*. Пока Шрила Прабхупада проповедовал в храме, Дипак готовил. Замочив, смолов и приправив начинку и замесив тесто, Дипак нажарил огромное блюдо слоеных, золотисто-коричневых деликатесных пирожков. Он делал все так, как любил Шрила Прабхупада: сначала слегка поджаривал пирожки в горячем гхи, чтобы они раздулись, а потом охлаждал и снова жарил до красноватого цвета. Шрила Прабхупада с большим удовольствием поел хрустящих пирожков с вкуснейшей начинкой, приправляя их маринованным манго и запивая горячим молоком. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |