|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Суббота, 29 июня 1974 года. Ратха-ятраПеревод и комментарии к Шри Чайтанья-чаритамрите Кришна-даса Кавираджи Госвами, были завершена на две трети. Находясь в Мельбурне Шрила Прабхупада трудился над заключительной главой Мадхья-лилы, которая называется «Как все жители Варанаси стали вайшнавами». Прабхупада следовал своему расписанию литературной работы всюду, куда бы он ни приезжал. Примерно в 1:30 утра он поднимался, включал на маленьком столике свет и открывал большой бенгальский том. Он переводил слова стиха одно за другим, поминутно останавливая катушечный «Грундиг», чтобы подумать. Иногда он заглядывал в маленький Оксфордский словарь. Хотя его путешествия и его переводы шли, можно сказать, бок о бок, поддерживать их расписание было совсем не просто. Сатсварупа Госвами: То, что Прабхупада мог сосредотачиваться на переводе при почти постоянном перемещении с места на место, было настоящим подвигом. Наверное только писатель может понять, как трудно надеяться на сколько-нибудь серьезный литературный результат, постоянно переезжая из комнаты в комнату, из страны в страну, из одной климатической зоны в другую — неделя за неделей. Но Прабхупада делал это годами. Ему это удавалось, потому что он был совершенно предан делу, и потому что Кришна напрямую сотрудничал с ним. Преданные как-то привыкли, что Шрила Прабхупада, который весь день занят очень напряженной деятельностью: разбирается в делах местного храма, встречается с гостями, с преданными, отвечает на письма, читает лекции, путешествует — потом, ночью, вместо того, чтобы получить, наконец, свои восемь часов заработанного тяжким трудом отдыха, прилегает часа на два, а потом встает — без чьей-либо помощи, потому что все спят — и исполняет самую трудную и ответственную задачу своей жизни — перевод и комментирование бенгальских стихов Чайтанья-чаритамриты. Переводил он по два-три часа в день, иногда меньше. С 3 примерно до 5 Прабхупада повторял мантру на четках. Повторял он большей частью безмолвно, лишь стук перебираемых четок был слышен в соседних комнатах, да иногда «Харе Кришна, Харе Кришна». Около 5 утра Прабхупада совершал омовение. В это время Сатсварупа входил в его комнату и выкладывал на стол его тилаку и зеркальце, убирал книги и очки и готовил одежду для утренней прогулки. Омывшись, Шрила Прабхупада наносил тилаку и читал утреннюю Гаятри-мантру. После этого он был готов идти на прогулку. * * * Утренние прогулки Прабхупады были особым явлением. Где бы в мире он ни находился, он выходил гулять в тиши раннего утра, тепло одевшись, если погода была холодной, и разделял эти сокровенные моменты с немногочисленными учениками и гостями. Иногда он бывал погружен в размышление или молчаливое созерцание окрестностей, и тогда говорил мало. В другие дни он произносил длинные, иногда довольно напряженные, монологи на различные темы. Достоин упоминания тот факт, что Сатсварупа Махараджа ходил на эти прогулки с профессиональным магнитофоном. До последнего времени делались лишь отдельные, неофициальные попытки записывать драгоценные беседы на утренних прогулках Прабхупады. И только с апреля 1973 года, когда на одной из утренних прогулок в Лос-Анджелесе Шрила Прабхупада рассказал о том, что «жизнь происходит из жизни», его беседы начали записывать регулярно и официально. Теперь секретарь Прабхупады ежедневно тщательно записывал на магнитофон все, что Прабхупада говорил на прогулке. Оригинал записи пересылали затем в Лос-Анджелес, вносили в каталог, копировали, а потом рассылали преданным по всему миру. Так ученики старались сберечь бессмертные слова Прабхупады для грядущих поколений. Наступил день Ратха-ятры. Прабхупада тихо работал в своей комнате, а несколько преданных всю ночь бодрствовали рядом с колесницами, чтобы быть уверенными, что во время шествия все будет работать как дóлжно. Прабхупада надел свои матерчатые туфли (он держал одну пару для хождения на прогулки, а другую для всех остальных случаев) и спустился к ожидавшему его автомобилю, который должен был отвезти его туда, где ему больше всего нравилось гулять в Мельбурне — в Ботанический Сад. На прогулки со Шрилой Прабхупадой ходили разные преданные. Это могли быть и преданные мельбурнского храма, и преданные из Сиднея, и путешествующие группы санкиртаны. Сегодня на прогулку отправилась команда строителей Колесниц. К тому времени, как несколько автомобилей с преданными подъехали к Ботаническому Саду, Прабхупада уже гулял по Дубовой Поляне. Он остановился у зеленой беседки. — Мы ходим, а деревья и растения вынуждены стоять на одном месте, потому что они наказаны, — объяснил он. — Но хотя для них это и наказание, Кришна столь разумен, что сделал это красивым. У Мадхудвиши был вопрос: — Шрила Прабхупада, я понял так, что каждый получает тело в соответствии со своими желаниями. Но жизнь дерева так аскетична, как может кто-то желать стать деревом? По лицу Прабхупады скользнула улыбка. — Американские студенты любят ходить голыми. Вот Кришна и говорит: «Вот тебе тело дерева, стой голым сто лет». Сатсварупа Госвами, стоявший рядом с Прабхупадой с тяжеленным магнитофоном через плечо, улыбался и задумчиво кивал. Сатсварупа Госвами: Когда Шрила Прабхупада это сказал, я вдруг яснее понял, что Прабхупада — наш спаситель. Я понял, что он способен уберечь нас от падения в низшие формы жизни. В то время, как другие люди, сбитые с толку материальными желаниями, вынуждены продолжать жить в материальном мире, мы, если будем следовать правилам жизни преданных, как он учил нас, и если не сойдем с этого пути, то сможем прийти к Кришне в конце уже этой жизни. Углубляясь по аллее в Парк, Мадхудвиша Свами воспользовался возможность представить Прабхупаде Хари-шаури, главного разработчика Колесниц, и его помощников. Прабхупада остановился и улыбнулся. — Джаганнатха очень доволен вами. Да. Свальпам апи асья дхармасья трайяте махато бхайят. Маленькое служение Господу принимается как великое служение. Кришна так добр… Так что надо постоянно стараться служить, вкладывать все свои силы и в конце прийти к освобождению. На самом деле мы не можем оказать Кришне никакого служения. Он беспределен. Что Ему наше служение? Но Он принимает наши усилия всерьез: «Он пытается служить Мне». А так-то — в каком нашем служении Он нуждается? Он создал всю эту огромную вселенную, что мы можем сделать для Него? Своей волей Он способен создать миллионы вселенных. Эта Колесница — всего лишь случай послужить Ему. Бог так велик, огромен, как мы можем запихнуть[КМд17] Его в Ратху? Но это наш шанс, когда мы строим Колесницу, украшаем ее, а потом приглашаем Его воссесть на нее. Поскольку в служении Ему занята ваша энергия, оно принимается. Прабхупада привел в пример малыша, который предлагает отцу кусочек лакомства. — Если ребенок предлагает с любовью, отец с благодарностью примет, пусть даже дар очень незначительный. Подобным образом, если кто-то предлагает Кришне лист, плод или немного воды, Кришна будет очень благодарен: «Поскольку он предлагает это Мне с любовью и преданностью, Я приму». А что такое листок или плод для Господа? Ничего. Ему служат сотни тысяч богинь процветания. Лакшми-сахасра-шата-самбрахма-севьяманам. Так чтó Ему наши листики, цветы и плоды? Но Он все-таки говорит тад ахам ашнами — «Я ем это». А если Бог ест из твоей руки, твоя жизнь успешна. Рукмавати: Я и другие женщины расписывали Колесницы. В то утро было так холодно, что когда мы проснулись, Колесницы были покрыты льдом. Все это было довольно аскетично, но ведь нам предстояло пить особый нектар — нам выпало идти на утреннюю прогулку со Шрилой Прабхупадой. Когда мы шли по Саду, Рамания повторяла джапу, пристроившись прямо за спиной Шрилы Прабхупады. А Рамания «славилась» своей громкой джапой. На самом деле ее джапа порой даже беспокоила преданных, потому что никто рядом с ней не мог сосредоточиться на своей собственной джапе. По мере того, как мы шли, ее джапа становилась все громче и громче. Она шла прямо позади Шрилы Прабхупады, опустив голову и внимательно глядя себе под ноги. Вдруг Прабхупада остановился, и Рамания, по-прежнему не поднимая головы, буквально влетела ему в спину. Испугавшись, она отступила на несколько шагов назад. Я подумала: «Ну и влетит же ей сейчас!» А Прабхупада медленно повернулся и сказал: «Очень хорошо! Прекрасная джапа!» Уже перед самым возвращением в машину, Прабхупада проходил мимо очень высоких эвкалиптовых деревьев. Он любил чистить по утрам зубы эвкалиптовыми побегами, и говорил, что они ничем не хуже обладающих противомикробными свойствами побегов индийского дерева ним. Читтахари каждый день собирал для него эти побеги, срезая те, что нравились Прабхупаде — толщиной с мизинец, длиной примерно 15 сантиметров — а потом замачивал их на ночь в воде. Остановившись под одним прекраснейшим эвкалиптом, Прабхупада обратился к основной группе преданных: — Кто из вас каждый день собирает для меня эвкалиптовые веточки? — Это я, Шрила Прабхупада, — произнес Читтахари. — Они великолепны, просто великолепны, — улыбнулся Шрила Прабхупада. — Большое тебе спасибо. Читтахари был тронут благодарностью Прабхупады и ощутил прилив вдохновения продолжать свое смиренное служение. * * * Газетная статья о вчерашней программе в Семинарии Св. Паскаля была выдержана в должном настроении. Тихие монастырские галереи Римско-католического Теологического Союза Ярры огласились вчера пением «Харе Кришна»… «Если вы любите Бога и служите Ему, то неважно, к какой религии вы принадлежите», — сказал Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. «Мы должны избавиться от болезни материализма, иначе желания всегда будут терзать нас». После диспута президент Совета студенческих представителей Института, двадцатипятилетний семинарист-францисканец Патрик Мак-Клюр, заявил, что во многих областях между кришнаитами и францисканцами наблюдается совпадение взглядов. «В особенности мы согласны с тем, что необходимо отвергнуть материализм», — сказал он. М-р Мак-Клюр сказал, что неформальная атмосфера встречи явилась отражением открытости и толерантности участников. «Может быть, к ним стоит прислушаться», — сказал он. * * * По мере приближения времени начала шествия Ратха-ятры, возбуждение преданных росло. Шествие должно было стать кульминацией многомесячных усилий, тщательной подготовки и труда. И вот это-то шествие чуть было не сорвалось. Возникли препятствия куда более серьезные, чем катастрофа, едва не случившаяся пять дней назад. Это было сопротивление Мельбурнского Городского совета. Хотя заявка на проведение шествия была подана за месяц, отказ пришел лишь неделю назад. Власти Мельбурна были полны решимости не дать фестивалю состояться. Мадхудвиша записался на прием в Городской Совет, чтобы опротестовать отказ. И вот, всего за несколько дней до шествия Мадхудвиша, чисто выбритый, с тилакой, в полном одеянии санньяси, сидел в роскошной приемной Совета в городской Ратуше. Мадхудвиша: Как только я вошел в зал Совета, я сразу почувствовал, как враждебно настроены его члены. Первое, что я увидел, была гора бумажек, возвышавшаяся на столе — сотни и сотни штрафных квитанций, не оплаченных нами за годы войны с Советом. Это выглядело как насмешка. Я пришел просителем к тем самым людям, бюрократическую машину которых мы совершенно не уважали и с которыми не считались. Я пришел просить их о выдаче разрешения на проведение нашего шествия. Шансы на успех буквально терялись из виду. Я сел в конце комнаты, тихо повторяя мантру на четках. Как я и предполагал, они были настроены решительно. «Объясните нам, почему мы должны с вами сотрудничать? — напали они на меня. — Вы, кришнаиты вообще не хотите сотрудничать с нами. Вы нас ни во что не ставите. На самом деле вы вообще не способны сотрудничать. Скажите нам, м-р Свами, почему мы должны разрешить вам ваше шествие? Вы просите деньги у граждан, не имея на это лицензии, вы распространяете книги без разрешения, вы шумите, вы препятствуете движению пешеходов, вы переходите улицы на красный свет, вы не платите за парковку, вы занимаете помещение на улице Малого Лонсдэйла без должной регистрации». По мере того, как они перечисляли наши прегрешения, надежда оставляла меня. Что делать?Я начал молиться: «Кришна, Ты пребываешь в сердцах всех этих членов Совета. Если Ты хочешь, чтобы наш праздник Ратха-ятра состоялся, пожалуйста, заставь их измениться». Председатель Совета продолжал говорить, а я продолжал молиться. «Кришна, Ты находишься и в моем сердце тоже. Пожалуйста, позволь мне говорить то, что нужно». Наконец, чиновник закончил свою обвинительную речь. «Ну-с, господин Свами, что скажете? Встаньте». Я встал и сказал: «Все, что вы сказали, правда. Мы вели себя пренебрежительно по отношению к вам, мы создавали проблемы своей проповедью, но теперь все это в прошлом. Мы постараемся исправиться.Что касается нашего шествия, то я знаю, что у вас есть множество опасений по этому поводу, но мы просим вас лишь об одном… Мы просим вас поверить нам на слово». Вот и все, что я сказал. «Поверьте нам на слово». И это задело в их сердце какую-то струнку. В Австралии это серьезная просьба. Невозможно отказать человеку, который просит поверить ему на слово. Они посовещались, а потом председатель встал и сказал: «Хорошо, м-р Свами, мы поверим вам на слово». И так оно и было, мы получили разрешение. Разрешение, впрочем, было дано под определенным условием, и это условие было таким суровым, что многие преданные решили, что Совет специально поставил его, чтобы преданные просто не успели подготовиться. На все три колесницы надо было поставить гидравлические тормоза и пройти с ними техосмотр в полиции, на колеса надо было надеть резиновые покрышки, чтобы не повредить асфальт, и кроме того на каждой колеснице надлежало установить более совершенный рулевой механизм. И все это — за несколько дней! Мадхудвиша: Итак, в ночь перед шествием нам пришлось выкатить колесницы и припарковать их в верхней точке очень крутой улицы в Карлтоне, а потом мы должны были тащить их с этой горы на тормозах. И тормоза должны были быть такими, чтобы колесницы стояли как вкопанные. С нами были полисмены в плащах с отражателями, они осматривали колесницы, проверяли гидравлику, чтобы удостовериться, что все в порядке, проверяли тросы. Это был великий техосмотр среди ночи, и так или иначе мы прошли его. * * * Третья ежегодная мельбурнская Ратха-ятра была самой крупной и, поскольку на ней должен был лично присутствовать близкий доверенный слуга Господа Джаганнатхи, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, она была и самой благословенной. После того, как Божествам, восседавшим на колесницах, были предложены вкусные вегетарианские блюда и церемония арати, три массивных Колесницы двинулись от Карлтонского Парка вниз по улице Коллинза. Машина Шрилы Прабхупады подъехала к Городской Площади. Киртану было слышно издалека. И вдруг, когда Прабхупада сидел в машине с Вайкунтханатхой и Сатсварупой, на площадь, размахивая лозунгами, вышла группа христианских фанатиков-фундаменталистов. Один из них, узнав Прабхупаду, стал изрыгать проклятия. Однако на Шрилу Прабхупаду это, казалось, не произвело совершенно никакого впечатления, он продолжал спокойно сидеть с очень степенным и важным видом. Двое учеников, беспомощно застывших позади него на заднем сидении, были поражены. Через несколько минут словесное нападение закончилось, и на площадь хлынуло шествие Ратха-ятры. Прабхупада вышел из машины и ждал, стоя. Во главе процессии плыло четырехметровое золотое мурти Господа Чайтаньи, с великим тщанием изваяное Дхаумьей специально для этого случая. Длинные руки Господа были в экстазе вскинуты. Лицо Его украшала тилака и обрамляли длинные развевающиеся черные волосы. На нем было желтое шелковое дхоти, а на его могучей груди лежала длинная, до колен, гирлянда из бархатцев. Прабхупада смотрел на Него с великим благоговением, почтительно сложив руки. — Арча-виграха, — произнес он. Когда шествие приблизилось, и преданные увидели Шрилу Прабхупаду, киртана вышла из берегов. Преданные выписывали на новых глиняных мридангах замысловатые ритмы, большой барабан грохотал, словно гром. Прабхупада озирал эту сцену, словно генерал, делающий смотр своим войскам. За Господом Чайтаньей двигалась колесница Господа Баларамы, расписанная малиновым и аквамарином, с пальмой на верхушке. Следом за ней ехала малиново-оранжевая колесница Господа Джаганнатхи, украшенная раковиной и лотосом. Колесница Госпожи Субхадры, чуть меньше по размеру, чем две другие, была выкрашена в цвет морской волны и малиновый и замыкала шествие. На верхушке каждой колесницы Прабхупада увидел несколько красивых золотых калашей, увенчанных шпилем и флагом и украшенных зелеными попугаями. Колесницы были увешаны длинными гирляндами из гвоздик, разноцветными фестонами и декоративными влагами. На каждой колеснице ехал церемониймейстер с мегафоном, четыре хранителя колес и рулевой. Перед каждой колеснице пела отдельная группа преданных, и каждому Божеству служили два пуджари. На всех трех колесницах стояли ведра с курящимися благовониями. По бортам колесниц расположились преданные: кто с розовой водой, кто с цветными порошками, а кто с прасадом — готовые метать все это в толпу. Прабхупада заметил также красиво раскрашенных фибергласовых коней в натуральную величину, попарно «впряженных» в каждую колесницу, которые, казалось, галопировали по воздуху. Преданные танцевали, держа в руках цветные флаги, на которых были вышиты священные символы и силуэты вайшнавских Божеств. Мадхудвиша решил, что Шрила Прабхупада, как и на многих других шествиях Ратха-ятры, на протяжение всего шествия будет сидеть на специальном сиденье на одной из колесниц. Принимая во внимание состояние здоровья Прабхупады, Мадхудвиша не мог даже предположить, что он может захотеть пройти все четыре запланированных километра шествия пешком. Мадхудвиша указал на красно-желтую вьясасану на передке колесницы Господа Баларамы. Не будет ли Шрила Прабхупада столь добр сесть на эту вьясасану? Но Шрила Прабхупада высказал иное желание. Он решил пройти весь путь пешком. Вдруг воздух наполнился волнующими звуками волынок. По совету Прабхупады Мадхудвиша пригласил шотландский оркестр, чтобы он возглавил шествие. Оркестр волынщиков Митчема, вооруженный до зубов многочисленными дудками разных размеров, в фуражках из тартана[32], в килтах[33], с кожаными сумками мехом наружу (неотъемлемой частью костюма шотландского горца) и в длинных гольфах двинулся по дороге, играя по нотам популярную мелодию «Харе Кришна». — Это наш шотландский оркестр, Прабхупада, — представил Мадхудвиша. Прабхупада кивнул, выражая свое одобрение широкой улыбкой. Когда оркестр отошел на сто метров, Шрила Прабхупада по знаку Мадхудвиши сошел с бордюра и медленно пошел впереди всего шествия, направляясь к перекрестку улиц Коллинза и Свонстона. Бурная киртана окружила Прабхупаду. Золотистый Господь Чайтанья ехал за ним на специальной платформе. Толстые веревки, привязанные к передкам колесниц, натянулись. Толпа радостно закричала и облепила веревки, и огромные колеса колесниц снова начали медленно вращаться. Амогха: У нас было 11 новых мриданг и мридангисты окружили Шрилу Прабхупаду. Я играл на одном из больших бас-барабанов, и еще там было трое преданных, игравших на таких же барабанах. Прабхупада сказал, что они звучат, как стадо слонов. Барабанщики с большими барабанами образовывали как бы живой щит перед Шрилой Прабхупадой. Это было очень экстатично: все играли на барабанах и пели «Харе Кришна». Шрила Прабхупада шагал уверенной поступью, как победоносный трансцендентный генерал. Казалось, весь Мельбурн собрался здесь. Мадхудвиша вел пение и одноверменно руководил шествием и следил за безопасностью Прабхупады. Мадхудвиша: Я предвидел проблемы, поэтому принял некоторые меры предосторожности. Незадолго до Ратха-ятры мы познакомились с известным учителем боевых искусств Бобом Джонсом. Боб с ребятами очень уважали нас. Они считали себя кшатриями, а нас брахманами, и я обычно проповедовал им, что кшатрии должны всегда защищать преданных. И вот сегодня Боб привел трех самых своих сильных телохранителей, чтобы охранять Ратха-ятру. Мускулистый Боб и его белокурый помощник-профессионал Ричард Нортон, щеголявший подбитым глазом, почтительно стояли наготове по обе стороны Шрилы Прабхупады. Они были в штатском и в темных очках, а руки держали скрещенными на груди. Казалось шествие не вызывало у них особого интереса, зато они, как им и полагалось, внимательно оглядывали крыши домов, мимо которых проходила процессия, высматривая возможных злодеев. Опасения Мадхудвиши не были беспочвенны. Под конец шествия какой-то христианин в ярости попытался свались мурти Господа Чайтаньи, а один телеоператор, стремительно приближаясь к Прабхупаде со всем своим тяжелым оборудованием, подошел слишком близко и — оказался в канаве. Процессия проследовала вниз по улице Свонстона и повернула на улицу Лонсдэйла. Теперь, когда Колесницам больше не мешали трамвайные провода, пересекавшие маршрут в нескольких местах до этого, на ними внезапно выросли во всю свою 14-метровую высоту величественные блестящие башни. Захватывающее зрелище: вздымающиеся купола, переливающиеся желтым, зеленым, красным и голубым, делали колесницы похожими на плывущие в океане парусники. Особый блеск роскошному шествию придавала личная красота Прабхупады. Он двигался изящно, поглощенный киртаной. Тревор Стивенс: На Прабхупаде была вязанная шапочка горчичного цвета, чуть сдвинутая назад, и персикового цвета свитер с выскоим горлом, прекрасная бледно-шафрановая курта и дхоти, фартук санньяси и подходящий по цвету мешочек с четками, через правое плечо он перебросил белый шерстяной чаддар. Время от времени он принимался играть на караталах в ритме киртаны. Вокруг его шеи обвивалась гирлянда из разнообразных цветов: гиацинтов, гардений, бархатцев, нарциссов, васильков и орхидей. Лоб его был покрыт сандаловой пастой, а в руке он держал бамбуковую трость. Иногда па отдавал свою трость Сатсварупе, а сам играл на караталах или танцевал. Время от времени он останавливался и махал руками, вдохновляя нас всех танцевать. Хотя было довольно холодно, а идти было далеко, Шрилу Прабхупаду это, казалось, нисколько не беспокоило. Он полностью погрузился в действо и совершенно не обращал внимания на окружающее. Его медитация на Господа Чайтанью была так глубока, что он, казалось, не замечал ни волнующихся толп людей вокруг, ни операторов телевидения. Мандакини: Когда вы смотрели на Шрилу Прабхупаду казалось, что он не идет, а плывет по улице. Это было удивтельно. Чтобы идти с ним вровень, вам приходилось почти бежать, но он, казалось, двигался совершенно неторопливо. Я никогда не видела ничего подобного. Да и мы сами в присутствии Прабхупады, кажется, тоже почти что не касались земли. Мы чувствовали себя легкими как пушинки. Это было удивительное ощущение. Сатсварупа Госвами: Прабхупада не только величественно выступал впереди шествия, но еще и пел. На его лице отражался сильнейший экстаз, когда он изо всех сил пел в заразительно-блаженной киртане Мадхудвиши. Бхутанатха: Я был пуджари на колеснице Господа Баларамы. Вознесенный над толпой, я хорошо видел Шрилу Прабхупаду. Когда он остановился и, обернувшись, поднял руки, певцы словно обезумели и запели с новой силой, а Прабхупада улыбнулся и, размахивая руками, стал побуждать их танцевать. Все погрузились в пение, даже молодые мужчины и женщины, которые совсем мало общались с Сознанием Кришны. Все были захвачены происходящим. Все были очарованы и увлечены и переполнены духовной энергией присутствия Шрилы Прабхупады. Бхадра: Я шла позади Шрилы Прабхупады и всю дорогу не могла оторвать от него глаз. Иногда он что-то говорил Вайкунтханатхе или преданным, шедшим рядом с ним. Часто он останавливался и оборачивался, и когда он останавливался, останавливалось всё. Он смотрел на Господа Чайтанью такими глазами… На его лице отражалась несказанная преданность, и он в великом благоговении складывал руки. Потом он поворачивался и шел дальше, и тогда все шествие тоже продолжало свой путь. Уграшрава: Я был поражен тем, как дух Ратха-ятры увлекал самых неожиданных людей. Я пригласил на праздник двух крупных профсоюзных лидеров — и они пришли! Президенты Союза работников транспорта и Союза работников амальгамных производств довольно долго шли держась за руки, и было видно, что они наслаждаются фестивалем. Адриан: Мы все танцевали и пели со Шрилой Прабхупадой. Прабхупда шел, слегка запрокинув голову назад. Вруг он заулыбался и засмеялся, указывая на какое-то здание вдалеке. Я поглядел туда, и там, очень высоко, на уровне восьмого или десятого этажа висел в своей люльке мойщик окон — крохотная фигурка. Он покачивал бедрами, как гаремная танцовщица, что делало его отчасти похожим на преданных, танцевавших внизу. Чуть позже через плотное заграждение, образованное преданными, стал, спотыкаясь, пробираться какой-то грубый, взъерошенный старик с длинными волосами и бородой. Некоторые преданные пытались его остановить, но он, едва держась на ногах, продолжал рваться прямо к Шриле Прабхупаде, вытянув к нему руку. Преданным вовсе не хотелось, чтобы он прикасался к Прабхупаде, но Прабхупада сделал движение ему навстречу, пожал протянутую руку и сказал, глядя ему прямо в глаза: «Харе Кришна!» Под конец шествия Колесницы проехали по Выставочной улице. Солнце, пробившись сквозь тяжелый облачный покров, заиграло на металлических галунах, украшавших спины фибергласовых коней. Временами когда теплые лучи солнца падали на колесницы, из них вырывалась вспышка золотого и серебряного сияния. Арча-Мурти: Под конец шествия Шрила Прабхупада начал танцевать. Движения его были далеки от гимнастических, а, напротив, очень изящны и спокойны. Начиналось движение от талии и плеч, продолжалось вверх и вниз в ритме киртаны и заканчивалось прыжком. Он подпрыгивал с очевидной легкостью, прыжок его напоминал замедленную съемку. С воздетыми руками он поворачивался к Господу Чайтанье, и на лице его сияло блаженство. Я чувствовала, что видеть это — большая удача. Вайкунтханатха: Когда шествие вышло на последний участок дистанции, и Прабхупада протанцевал уже немало времени, он вдруг повернулся ко мне. «Раздобудь мне воды», — сказал он. Я слегка запаниковал и расстроился, что не взял воды с собой. Я огляделся по сторонам и заметил две пары пожилых супругов, которые выглядывали из-за забора, наблюдая за процессией. Я попросил у них воды, и они поспешно принесли полный стакан. Я извинился, что по всей видимости, не смогу вернуть стакан, поскольку шествие ушло уже довольно далеко, но они сказали: «Ничего, идите, забирайте стакан с собой. Всего вам доброго». Добежав до Шрилы Прабхупады, я поднял голову и увидел огромную радугу — такую красивую и кристально-ясную радугу, каких никогда в своей жизни не видал. Она спускалась из облака совершенно невероятной формы и упиралась прямо в крышу здания, где должно было закончиться шествие. Здания Королевской Выставки входят в число крупнейших зданий этого типа в южном полушарии. Главный купол, не меньше чем в 24 метра высотой, похож на купол Флорентийского Собора и венчает собой громадный зал. Около 4 часов дня все три колесницы Ратха-ятры въехали одна за другой в огромный зал, и там их куполы снова раскрылись на полную высоту. Пока Мадхудвиша распоряжался маневрами Колесниц, Прабхупада отдыхал, сидя на стуле в маленькой задней комнате. Вошел один из молодых брахмачари с палочкой благовоний. Дипак воспользовался случаем представить его Шриле Прабхупаде: — Это Гопинатха-Ачарья, один из ваших ведущих распространителей книг в Австралии. Прабхупада широко открыл глаза: — О! Так-так, и что же ты говоришь людям, чтобы продать книгу? Гопинатха-Ачарья и так был скромным и непритязательным парнем, а в присутствии Прабхупады совершенно растерялся. В смущении он выпалил нечто, что и самому ему показалось глупостью, и добавил, что говорит своим клиентам, что это книги о йоге и медитации. На Прабхупаду техника юноши, кажется, не произвела особого впечатления. Но он был, как всегда вдумчив и сострадателен. Через секунду он сказал: — Я думаю, мы должны говорить так: «Эти книги помогут разрешить все проблемы жизни и избавят вас от страданий». Прабхупада стал описывать свои планы распространения Сознания Кришны по всему миру. Он процитировал известный стих из Чайтанья-бхагаваты Пртхивите ачхе ята нагаради грама Сарватра прачара хаибе мора нама Настанет день, сказал он, когда в каждом городе и в каждой деревне будет храм. И в каждом храме будут Божества и по меньшей мере шесть брахмачари, чтобы ухаживать за Ними. В комнату вошел Мадхудвиша Свами. Парбхупада обернулся к нему и, широко улыбаясь, непроизвольно воскликнул: — Мадхудвиша Свами ки джая! Мадхудвиша Свами ки джая! Мадхудвиша Свами ки джая! * * * Колесницы Ратха-ятры выстроились бок о бок, причем колесница Баларамы стояла посередине. Мадхудвиша еще раньше договорился со Шрилой Прабхупадой, что тот обратится к собравшимся с речью со своей вьясасаны на колеснице, и Прабхупада милостиво согласился. Мадхудвиша Свами и Сатсварупа, все еще державший трость Шрилы Прабхупады, подали Прабхупаде руки и помогли ему взобраться по маленькой желто-голубой лесенке на колесницу, где между двух фестонов в орийском стиле стояла его вьясасана. После короткого вступления Мадхудвиши, голос которого эхом разносился под сводами зала, Шрила Прабхупада спел «Джая Радха-Мадхава». Хотя физически он очень устал после шествия, голос его был как всегда сильным. — Ваше Святейшество Шриман Мадхудвиша Свами Махараджа, леди и джентльмены. Мы благодарны вам за то, что вы приняли участие в этом великом всемирном Движении «Харе Кришна». У нас сейчас больше ста отделений в Европе, Америке, Канаде, Австралии, Китае, Японии, Индии — везде наше Движение «Харе Кришна» развивается. Прабхупада вкратце описал суть философии Сознания Кришны. — Кришна говорит: «Просто поклоняйся Мне, ман мана, стань Моим преданным». Кришна говорит: «Просто поклоняйся Мне и выражай Мне почтение». Вот четыре принципа, это совсе не трудно. В этом заключается сознание Кришны, и оно может сделать вашу жизнь успешной. Каким образом? Оставив это материальное тело вы не примете новое тело, но останетесь в своем духовном теле и в нем вернетесь домой, к Богу. Шрила Прабхупада указал на все преимущества возвращения «назад, к Богу». — Существует очень много планет, которые называются Вайкунтхами, и вы можете свободно отправиться туда и жить там в блаженстве и покое и полном знании. Сат чит ананда виграха. Сат значит «вечный», чит значит «знание», а ананда значит «полный блаженства». В этом материальном мире наше тело не вечно, поэтому оно называется асат. Мы всегда несчастны, полны тревоги и у нас очень мало знаний о мире, мы не знаем, чтó есть мир, чтó есть Бог и каковы наши отношения с Ним. Но если мы вернемся в свою сат-чит-ананда-виграху, тогда мы станем вечно блаженными и всезнающими. Метод, сказал он, очень несложен: — Например, принять участие в этом Движении, в этой церемонии Ратха-ятра. Вы радовались, прийдя сюда сегодня, вы пели харе-кришна-мантру, вы танцевали с нами. Он обратился к людям с просьбой попытаться понять Движение сознания Кришны. — Вы можете понять его двумя способами. Если вы просто поете харе-кришна-маха-мантру, вы постепенно осознаете важность этого Движения, свою жизнь и Бога. А если вы хотите понять это Движение через философию и науку, у нас издано 20 книг, больших книг по 400 страниц. Мы собираемся издать 80 томов ведической литературы, 20 из которых мы уже опубликовали. Некоторые наши книги публикуются известными издательствами, например, Компанией Макмиллана. Это издательство напечатало нашу «Бхагавадгиту как она есть», и она очень хорошо продается. Так или иначе, мы просим вас попытаться понять наше Движение через знание, философию и науку, у нас достаточно материала для изучения, и мы печатаем книги. Если же вы хотите понять это Движение без всякой философии или обучения, то и это возможно. Просто повтоярйте: «харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе». Это беспроигрышный вариант. Когда Прабхупада стал повторять слова харе-кришна-мантры, преданные и гости, не сдержав порыва, принялись повторять вместе с ним слово за словом в унисон. Прабхупада, с любовью взглянув на мурти Господа Чайтаньи, стоявшее рядом, коротко рассказал о происхождении фестиваля Ратха-ятра. — Вы видите здесь Божество — это Шри Чайтанья Махапрабху. Он принимал участие в этой церемонии Ратха-ятра в Джаганнатха-Пури. В Индии, как вы знаете, есть святое место под названием Джаганнатха-Пури. В этом городе на каждый день праздника Ратха-ятра собираются миллионы и миллионы людей, и мы стараемся перенести этот праздник сюда, в надежде, что он вам понравится. Мы пустили корни в этом городе, наши преданные уже здесь. Наше Движение очень просто, сотрудничайте с ним, приходите на Ратха-ятру и достигните просветления… Здесь три Колесницы. Одна для Господа Джаганнтахи, Кришны, другая для Господа Баладевы, старшего брата Кришны, а третья — для Их младшей сестры Субхадры. Этим праздником отмечают тот день, когда Кришна, Баларама и Субхадра прибыли на Курукшетру на торжество. Сегодня день этого торжества, в Индии его отмечают все преданные. А мы представляем его здесь. Толпа внимательно слушала, а Шрила Прабхупада в полной тишине продолжал: — Итак, я очень рад, что вы приняли участие в этой церемонии, и надеюсь, что вы будете продолжать петь эту мантру. Это моя единственная просьба. Большое спасибо. Толпа ответила оглушительным «Харе Кришна!» Мадхудвиша начал громкую киртану, а Прабхупада заиграл на караталах и некоторое время пел со всеми. Перед тем, как Прабхупада сошел с колесницы, преданные предложили ему большую тарелку прасада, чтобы он отведал блюд праздничного пира. Шрила Прабхупада попробовал овощные блюда, яблочное чатни, паппадамы, халаву, ладдху и сладкий рис. Шрила Прабхупада брал щепотку каждого блюда и ловко закидывал ее в рот. Выходя из зала Прабхупада быстро осмотрел маленький кукольный театр, кино-палатку, киоск, где гости задавали преданным вопросы, выставку книг и роскошный пир, ожидавший гостей, а затем вернулся в храм. Так, раздачей кришна-прасада благополучно завершилась третья ежегодная Мельбурнская Ратха-ятра. Вечернаяя газета напечатала отчет об этом событии под заголовком «Колесницы возвышаются над Свами». * * * Вечерний массаж Прабхупады был не таким строгим, как утренний. Прабхупада просил массировать ему только ноги от бедер вниз, к стопам, стопы и пальцы ног. В это время Шрила Прабхупада, как правило разговаривал немного, хотя часто был склонен предаваться приятным размышлениям. Этот вечер не был исключением. В тиши своей комнаты, после окончания шумной Ратха-ятры, Прабхупада лежал на своем ложе, а Сатсварупа нежно разминал его ноги и ступни. Свет был выключен, и Прабхупада, казалось, дремал. Внезапно он произнес: — Ты так хорошо танцевал сегодня… Удивленный, Сатсварупа поблагодарил Шрилу Прабхупаду, как умел, сознавая, что словами не в состоянии выразить свою благодарность. Сатсварупа Госвами: То, что посреди тысяч людей и среди все той разнообразной деятельности Прабхупада заметил меня, и то, что он счел необходимым говорить об этом поздно вечером, было для меня еще одним доказательством того, каким добрым и заботливым духовным учителем он был. Разумеется, единственной причиной моего танца было то, что мне было поручено находиться рядом с Прабхупадой, держа его трость, а он танцевал! Слова Прабхупады тронули мое сердце. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |