|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ноября 1977В Новый Говардхан приехало около 40 преданных из Мельбурна, Сиднея и групп путешествующей санкиртаны. Двухдневное празднование Говардхана-пуджи было широко разрекламировано, расклеенные повсюду плакаты извещали о проведении «Фестиваля Коров». Рядом с белым домом у реки, единственным жилым зданием на участке, был раскинут небольшой полотняный шатер. Преданные и гости, распевая «Харе Кришна», поднимались по единственной извилистой тропинке на плоскую, поросшую травой вершину холма, откуда открывался великолепный вид на живописную долину, лежавшую. внизу. Преданные построили миниатюрную копию холма Говардхан и разожгли жертвенный огонь. Во время киртана одно единственное во всем полуденном небе облако подплыло и остановилось над небольшим собранием преданных. Кто-то затрубил в раковину, и из облака хлынул дождь — сулящий благо полуденный грибной дождь — на то место, где позже будет выстроен храм. Почтив коров Кришны и прасад, состоявший большей частью из молочных продуктов, преданные устроили танцевальное состязание в палатке внизу. На следующий день руководители продолжили обсуждение последнего решения о предоставлении преданным возможности ехать во Вриндаван и быть с Прабхупадой. В тот же вечер и на следующее утро несколько преданных отбыли из Нового Говардхана и отправились в долгий обратный путь в свои храмы. * * * Австралийские и новозеландские преданные постоянно молились перед храмовыми Божествами. Один пел, а другие повторяли: Мой дорогой Господь Кришна, если будет на то Твоя воля, пожалуйста, исцели Шрилу Прабхупаду. Эту молитву дал ученикам сам Шрила Прабхупада, в ответ на их просьбу дать им молитву, которую они могли бы возносить ради его блага. Многие из тех, кто делал это, подчеркивали — и в своей медитации, и голосом — свое сильное желание, чтобы Господь Кришна исцелил их любимого духовного учителя. Однако Прабхупада не случайно прибавил это «если будет на то Твоя воля». Эти слова имели глубокое значение, они свидетельствовали о том, что Шрила Прабхупада не хотел, чтобы его ученики вели себя недостойно по отношению к Верховному Господу, предъявляя Ему какие-то требования. Так Прабхупада учил их, что лишь Верховный Господь управляет абсолютно всем. Возможно, преданные горячо молились о том, чего Кришна вовсе не хотел. Возможно, Господь Кришна желал призвать Шрилу Прабхупаду к Себе. Разумеется, сделать это было Его неотъемлемой высочайшей прерогативой. В каком-то смысле эта молитва отражала собственное настроение Прабхупады, которое состояло в том, что, хотя он сам, может быть, и хотел бы остаться со своими учениками, это могло не входить в планы Кришны, и тогда он должен был принять и это тоже. И, наконец, эта молитва была выражением полной преданности Шрилы Прабхупады лотосу стоп Господа Кришны. * * * Хотя Шрила Прабхупада, казалось, оставил мысль об уходе из тела, пришло время, и он снова вернулся к этой мысли. Он снова начал отказываться от пищи и питья. Казалось, он лишь отложил свой уход, чтобы доставить удовольствие своим ученикам в любовном обмене. Но теперь, по причинам, известным лишь ему самому, он отказывался есть. С этого момента он полностью погрузился в киртан и Шримад-Бхагаватам, и оставался в этом состоянии до конца. Если речь заходила о каких-то практических повседневных делах, он говорил отчетливо и логично, сохраняя полную ясность сознания. Многие и многие преданные не могли заставить себя принять неизбежное, но те, кто был рядом с ним, отлично понимали, что его уход — дело решенное. * * * 14 ноября 1977 в 7:30 вечера, в Кришна-Баларам-мандире, во Вриндаване, в обществе преданных, окруживших его ложе и певших киртан, Шрила Прабхупада покинул этот бренный мир. При жизни он успел научить своих учеников множеству вещей. Теперь же он преподал им последний урок — урок умирания. Новозеландские преданные услышали скорбную весть от последователей Тушта-Кришны на харинаме в Окленде. Убийственная новость достигла Австралии вскоре после того, как уехали последние гости из Нового Говардхана. Руководители храмов Мельбурна, Сиднея, Аделаиды, Нового Говардхана и Окленда собрали своих преданных и сообщили им о случившемся. Поначалу никто не мог поверить, все просто остолбенели. Затем, когда убийственная верность этого известия стала очевидной, преданных поразило ужасающее, безбрежное горе и смятение. Без своего возлюбленного Шрилы Прабхупады они чувствовали себя слабыми и уязвимыми. Многие боялись, что теперь в Движение сознания Кришны, лишенное мощи личного присутствия Прабхупады, хлынут случайные и чуждые элементы. Некоторые вспоминали, как Прабхупада писал в своих книгах, что пока духовный учитель присутствует на этой планете, порядок и религиозные принципы сохраняются, но когда он уходит, все снова приходит в беспорядок. Неужели им суждено именно это? Как продолжать без него? Дни, последовавшие за уходом Прабхупады, были полны смятения и тоски. На утренних лекциях преданные не могли говорить почти ни о чем другом. Единственное, что казалось важным, это: Прабхупада ушел. Что это значит? Что мы теперь будем делать? * * * Мир утратил своего величайшего доброжелателя и духовного лидера — Его Божественную Милость А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду. Несомненно, это была большая беда. Однако преданные понимали, что уход Прабхупады совершенно не похож на смерть обычного человека. Как правило, после смерти тела душа блуждает во вселенной в соответствии со своей кармой. Однако судьба Прабхупады, великого преданного, была предопределена. Прабхупада посвятил всю свою жизнь распространению святого имени в каждом городе и деревне. В последние свои дни он окружил себя святыми именами, он ушел, внимая пению «Харе Кришна». Кроме того, Шрила Прабхупада оставил тело во Вриндаване. Даже обычный преданный, оставляющий тело во Вриндаване, при звуках святого имени, отправляется домой, к Кришне. Что же говорить о человеке, который обладал высочайшим сознанием Вриндавана — Шриле Прабхупаде? Поэтому судьба Прабхупады представлялась весьма определенной: Он вернулся к Кришне. * * * Хотя в уходе Шрилы Прабхупады не было трагедии, сопровождающей обычную смерть, все же, лишившись Прабхупады, преданные остро переживали эту потерю. Траур перетекал во вторую неделю декабря, время перед Рождеством, когда преданные обычно устраивали «марафон» распространения книг. Некоторые сомневались, что смогут выдержать такой марафон сразу после ухода Шрилы Прабхупады, но ведущие распространители решили все-таки сделать попытку. И они сделали эту попытку, ведь декабрьские предрождественские дни были необычайно удачным временем для распространения книг. Тысячи книг Прабхупады были распространены по всей Австралии, Новой Зеландии и, конечно, по всему миру. Преданные приняли этот факт как особое послание. Стало ясно, что духовным наставлениям Прабхупады можно следовать и в его отсутствие. В этом заключалось неопровержимое доказательство того, что хотя последователи Прабхупады и скорбели, оплакивая его уход, все же его учение, его наставления вдыхали в них жизнь. Некоторым преданным выпала удача глубже заглянуть в наставления ачарьи. В своем заключении к Чайтанья-чаритамрите Шрила Прабхупада написал: Я считаю, что Его Божественная Милость всегда присутствует рядом со мной в своих вани, наставлениях. Есть два типа общения — посредством вани и посредством вапу. Вани — это наставления, а вапу — это физическое присутствие. Физическое присутствие иногда доступно, а иногда — нет, но вани существует вечно. Поэтому мы должны научиться извлекать благо из вани, а не из физического присутствия. Прабхупада продолжал жить в своем учении. Следуя его наставлениям, искренние ученики могли жить с ним и никогда не лишаться его общества. В каком-то смысле уход Шрилы Прабхупады побудил учеников развить новые, более тесные, небывалые взаимоотношения с ним — служение в разлуке. * * * Шрила Прабхупада приехал на Запад, имея сложившееся видение нового типа общества. Это смелое видение требовало радикальных изменений человеческого сознания и цивилизации, поворота от материализма к возвышеннейшему и сугубо духовному, этическому идеализму. Семя, посеянное им в нью-йоркском Нижнем Ист-Сайде, проросло и расцвело, превратившись в международное духовное Движение, оказывающее глубокое влияние на современный мир. Шесть раз Прабхупада приезжал в Австралию и три раза — в Новую Зеландию. Каждый из этих визитов является типичным примером его проповеди по всему миру. Прабхупада сам говорил, что он старый человек, задавленный грузом лет, но при этом он путешествовал — совершенно духовно. А иначе как это было бы возможно? Его кругосветные путешествия не были простым перемещением в пространстве при помощи автомобиля или реактивного самолета. Такое путешествие может совершить любой человек. Но постоянная орбита санкиртаны, по которой Шрила Прабхупада облетал планету, была необычайной, ибо двигаясь по ней путешественник — чистый преданный — повсюду раздавал людям чистую любовь к Кришне. С точки зрения истории религий, проповедь Прабхупады была исполнением миссии Господа Чайтаньи, Который желал, чтобы движение санкиртаны распространилось по всем городам и деревням мира. Более того, Чайтанья-чаритамрита говорит, что, не будучи наделенным кришна-шакти, особой энергией Бога, распространять пение святого имени невозможно: к…ли-к…лера дхарма — к¦шЈа-н…ма са™к‡ртана к¦шЈа-±акти вин… н…хе т…ра правартана Шрила Прабхупада никогда не говорил о себе как о великой уполномоченной личности, ни на людях, ни в кругу учеников. Но он всегда подчеркивал, что состоит в ученической преемственности, передающей истинное, авторитетное знание. Прабхупада вдохновлял своих учеников придерживаться той же позиции. «Мы хотим создать много чистых преданных, — пишет Шрила Прабхупада в своем комментарии к 98-му стиху 24-ой главы Мадхья-лилы Чайтанья-чаритамриты, — чтобы все остальные могли получить благо от общения с ними. Так будет увеличиваться количество чистых преданных». Проповедь сознания Кришны никогда не была для Прабхупады профессиональной деятельностью, ибо она требует чистоты. Только чистый преданный мог изменить сердца материалистов. Прабхупада никогда не считал себя чистым преданным, он осознавал себя лишь как слугу чистого преданного, своего духовного учителя. Он неоднократно подчеркивал, что все проповедники Сознания Кришны должны стать чистыми преданными, соблюдая регулирующие принципы, избегая греховной деятельности и регулярно повторяя «Харе Кришна». Только при этих условиях, говорил он, преданные смогут влиять на других. Юным ученикам Шрилы Прабхупады в Австралии и Новой Зеландии предстояло стать более ответственными. Прабхупада передал им свое дело. Если они хотели действительно быть полезными, им нужно было научиться такой же самоотверженной преданности, какой обладал он. Прабхупада ясно дал понять, что нет ничего приятнее для него, чем сотрудничество его учеников. Как он сказал за несколько недель до своего ухода, «ваша любовь ко мне проявится в том, как вы будете сотрудничать после моего ухода». Преданным предстояло служить еще больше, чем раньше. Для этого они должны были пахтать свои воспоминания о Шриле Прабхупаде — его желания, его учение, его игры, значимость их отношений с ним. И еще им предстояло научиться терпеть множество препятствий. Финансовые затруднения, чиновничьи препоны, невежественные враги преданного служения Господу и просто демоны, зависть, личные амбиции и несогласие между начинающими преданными, усилия и падения в попытках избежать незаконного секса и дурмана — все эти и еще множество других проблем осложняли их задачу. Но цель их стоила того, чтобы за нее сражаться. Прабхупаду очень вдохновляло, когда его ученики принимали все с надеждой и энтузиазмом, и продолжали продвигать миссию, полагаясь на Кришну. В конце концов, продолжать можно было, потому что Шрила Прабхупада любил своих учеников, а они любили его. Из любви он дал им величайшее сокровище, и из любви они следовали его наставлениям. Это и есть смысл духовной жизни. Движение сознания Кришны росло на фундаменте этой любви. Некоторые ученики пали и вернулись к своим материалистическим привычкам, это неудивительно. Но Прабхупада смотрел на тех искренних преданных, которые остались. Это важно, говорил он. Одна луна ценнее множества звезд, и всего несколько искренних соратников могут вершить великие дела. Искренние и разумные остаются, и Господь Чайтанья Махапрабху дает им полномочия донести до всех людей Его желание распространить любовь к Кришне. Так преданные могут сделать свою жизнь совершенной. Многие ученики на самом деле уже испытали это на себе. Сознание Кришны принесло плоды, поскольку они практиковали его со всей искренностью, а также потому, что Шрила Прабхупада терпеливо и заботливо помогал им ухаживать за растущей лианой их трансцендентного любовного служения Кришне, которую он посадил в их сердцах. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |