|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перт, 1975 годВсе достижения современной цивилизации – ноль. Если вы добавите к нулю еще тысячу нулей, разве число при этом вырастет? Нет, оно так и останется нулем. Но если вы добавите единицу, число многократно увеличится. Сознание Кришны — это и есть единица. Оно может придать ценность всей современной цивилизации, сделать ее в сотни и тысячи раз ценнее. Шрила Прабхупада, Перт, 1975 год. В июле 1974, месяце, последовавшем за Ратха-ятрой с участием Шрилы Прабхупады, энтузиазм санкиртаны достиг небывалой высоты. Преданные более, чем когда-либо, были уверены, что главная забота Прабхупады — печатать и широко распространять книги. Мадхудвиша Свами рассказал им, что первое, что произнес Прабхупада по пути из аэропорта, было: «Как продвигается распространение книг?» Для распространителей книг это было важно. Если книги — это основа Движения сознания Кришны, тогда распространение книг — основа их жизни, и так будет всегда. В июле 1974 они вместе распространили книг более чем на сорок тысяч долларов и вывели Австралию на первое место среди зон распространения. * * * Хотя основу составляли книги, о других видах служения тоже нельзя было забывать. В самом начале существования Движения Шрила Прабхупада ввел в обязательный распорядок храмовой жизни всего своего стремительно расширяющегося Общества поклонение Божествам. В неизменности передавал он в своих книгах послание Господа Кришны, в неизменности передал он и метод поклонения Божествам. Поклонение Божествам, говорил Прабхупада, есть не что иное, как практическое приложение основного принципа сознания Кришны — предлагать все Кришне. Прабхупада хотел, чтобы уровень поклонения в ИСККОНовских храмах был очень высоким. О том, чтобы снижать его, говорил он, не может быть и речи. Наоборот, преданные должны стараться постепенно повышать уровень поклонения Божеству. Для этого Прабхупада считал необходимым основать в Австралии постоянные храмы в подходящих для этого зданиях. Это не только позволило бы беспрепятственно поклоняться Божествам, но и очищало бы жителей храма. Преданные, часами распространяющие книги или исполняющие харинаму на улице, могли бы возвращаться в свой храм, в его живительную духовную атмосферу, а затем снова выходить и продолжать свою миссию. По мере развития проповеди число преданных будет расти, говорил Прабхупада, поэтому нужно закладывать большие центры. Во время своего последнего визита Прабхупада отметил, как тесен храм в Сент-Кильде, и предложил Мадхудвише подыскать новое место. 9 июля 1974 года, через два дня после окончания успешного фестиваля Ратха-ятра в Сан-Франциско Шрила Прабхупада писал Мадхудвише Свами по поводу монастырского комплекса: А теперь о монастыре, который ты показывал мне: Я считаю, что эти здания нам подходят, и мы, если возможно, должны приобрести их. Приемлемая цена – это цена земли. Что касается зданий, то их уже частично снесли, и нам придется их восстанавливать. Учти это, когда будешь беседовать с риэлтером. Спроси, за сколько они могут продать нам этот участок. Сегодня я вылетаю в Лос-Анджелес с Бали-марданой. Если переговоры будут успешными, позвони в ЛА. Я пробуду там не меньше недели. Если тебе понадобится финансовая помощь ББТ, дай знать, и мы сделаем все необходимое. Надеюсь, это послание застанет тебя в добром здравии, и все у тебя хорошо. * * * Глубокомысленные и непредвзятые беседы с религиозными деятелями, которые проводил в июне 1974 Шрила Прабхупада, вдохновили его учеников последовать его примеру. Вскоре после отъезда Шрилы Прабхупады Амогха встретился со вторым Епископом Сиднейской епархии англиканской церкви, преподобным Джоном Ридом. Эта успешная встреча широко освещалась десятками ежедневных изданий по все Австралии, включая церковные «Англиканин» и «Южный Крест», экземпляры которых были посланы Шриле Прабхупаде во Вриндавану. Прочитав публикации Прабхупада написал Амогхе: Очень хорошие статьи, я очень доволен тем, как христиане принимают наше движение. На самом деле у нас нет с ними разногласий. Мы принимаем Господа Иисуса Христа как Сына Божия, и он был великим вайшнавом. То, что он явился в другой стране, не означает, что мы не выражаем ему почтения. Если мы будем твердо придерживаться наших принципов, которые я дал вам, священство будет все с большим и большим уважением относится к нам и принимать нашу философию. Поэтому я и настаиваю, чтобы преданные тщательно выполняли правила и предписания. * * * После трехнедельного путешествия по Соединенным Штатам Шрила Прабхупада вернулся в Индию. Однако открытие храма Кришны-Баларамы во Вриндаване, запланированное на Джанмаштами в середине августа, не состоялось. Увидев, что строительство еще не закончено, Шрила Прабхупада был огорчен и разочарован и велел перенести открытие на Гаура-Пурниму 1975 года. Во Вриндаване Шрила Прабхупада вскоре серьезно заболел, и проболел весь август и сентябрь 1974 года. На этот раз болезнь Прабхупады затянулась — как он сам говорил, из-за нарушения равновесия «питты» и «ваю» (огня и воздуха). Хотя преданные старались не смотреть на болезнь Шрилы Прабхупады с материальной точки зрения, все же она их беспокоила. В течение последнего года он уже не раз тяжело болел: сердечный приступ в 1967 году приостановил его проповедь, правда, ненадолго, и Прабхупада воспользовался случаем, чтобы вернуться в Индию и оттуда наблюдать широкое развитие всемирной проповеди, ставшей лицом ИСККОН в конце 60 – начале 70 годов. Его болезнь в 1973 году в Сиднее — сильное воспаление пальца — была порождена, как он сказал, непослушанием его своевольных учеников. Сейчас во Вриндаване, заболев особенно тяжело, Шрила Прабхупада снова обратился ко своим старшим ученикам, чтобы сказать им, что его болезнь вызвана «грехами его управляющих». Шрила Прабхупада объяснил, что во время посвящения Кришна освобождает посвящаемого от всей дурной кармы — последствий совершенных им в прошлом грехов. Однако духовный учитель, будучи представителем Кришны, участвует в уничтожении кармы ученика, и потому частично несет последствия грехов ученика, порой из-за этого заболевая. Ученики знали, что если они в действительности желают своему духовному учителю здоровья, они должны тщательно исполнять его указания. Подавить проповеднический дух Прабхупады было невозможно, и он шел на риск — несмотря на свой преклонный возраст принимал учеников, путешествовал по всему миру и доблестно проповедовал повсюду. Но теперешняя его болезнь напомнила ученикам, что они должны тщательно избегать в своей деятельности всего, что могло бы повредить его здоровью. Несмотря на то, что Прабхупада сам никогда не заострял на этом внимания, он разрешил разослать по храмам письмо, в котором преданным предлагалось исполнять круглосуточную киртану ради его исцеления. — Киртана, — сказал Прабхупада, — это то, что на самом деле дает нам жизнь. Поэтому во второй половине августа 1974 года преданные в храмах Сиднея, Мельбурна, Аделаиды и Окленда исполняли киртану и возносили молитвы день и ночь. Настроение в храмах царило серьезное и напряженное. Некоторые преданные задумывались, увидят ли они Шрилу Прабхупаду снова. Через две недели пришло сообщение, что кризис миновал, температура у Прабхупады спала, и он поправляется. Круглосуточные киртаны прекратились и жизнь пошла свои чередом. * * * Интенсивная проповедь, которую развернул Прабхупада после своей болезни, приведшей его на грань жизни и смерти, показала, что он совершенно трансцендентен к состоянию своего здоровья. Вскоре он начал активно переписываться, в основном с Мадхудвишей Свами, о текущих делах и том, покупать или нет монастырский комплекс на побережье в Мельбурне. Через несколько недель после того, как Шрила Прабхупада осматрел участок, ближе к середине августа, владельцы монастыря выставили Мадхудвише Свами условие: сделка состоится, если часовня будет разрушена. Мадхудвиша Свами сообщил об этом Прабхупаде, и тот вынес окончательное решение: Что касается монастыря, то их условие разрушить часовню чудовищно. Такого еще не бывало. Косвенным образом они отказываются продавать нам этот участок. Но ничего, поищи другой. В постскриптуме Шрила Прабхупада написал, что для очистки совести Мадхудвиша может попросить преподобного Гордона Пауэлла и епископа Келли пойти к владельцам монастыря и узнать их окончательное решение. «Предложение владельцев, — писал он,— греховно, но, может, они исправятся». Однако владельцы участка были непреклонны, и преданным пришлось отказаться от идеи приобретения монастыря. * * * Сиднейские преданные также занимались поиском подходящего большого здания для своих Господ — Шри Шри Радхи и Гопинатхи. Преданные нуждались в постоянном здании, а все предыдущие места их пребывания были временными, арендованными жилищами. Всякий раз, как менялись условия аренды, или храм становился слишком тесен, им приходилось искать новое помещение. К середине 1974 года Божества переезжали уже дважды: из Паддингтона в Поле, а затем в Двойной Залив. Но всего месяц спустя после Ратха-ятры сиднейским преданным пришлось покинуть свое временное пристанище в Двойном Заливе и переехать в большой дом в престижном холмистом пригороде Белью-Хилл. Новое двухэтажное здание было довольно удобным, но и оно не принадлежало преданным. Однако хуже всего было то, что соседи ежедневно жаловались на киртаны, так что очень скоро Радха-Гопинатха снова отправились в путь. Пятый Их дом был получше — двухэтажный многокомнатный особняк в Драммойне. Живописный участок, в нескольких милях к западу от Сиднея, был окружен обширным террасным парком, примыкавшим непосредственно к реке Парраматта. С широких открытых балконов открывался захватывающе-красивый вид. На воскресный пир собиралось все больше людей, присоединялись все новые преданные, Сиднейское отделение ИСККОН процветало. Однако посреди всеобщей эйфории несколько преданных сознавали, что и это здание было лишь очередным временным пристанищем. * * * Спустя немного времени после того, как преданные отказались от покупки монастырского комплекса в Мельбурне, было найдено здание, намного меньше размером, но зато куда более подходящее. Оно находилось всего в одном квартале от монастыря, в Альберт-парке, на улице Данкс. Домовладение состояло из двух частей: бывшей «Школы для мальчиков во имя Пресвятой Богородицы-на-горе-Кармель» и примыкающего к ней викторианского особняка. Общая площадь участка составляла около двух десятых гектара. Мадхудвиша послал Шриле Прабхупаде фотографии и планы зданий и Шрила Прабхупада ответил: «Похоже, это очень хорошее здание, и на сегодня его вполне достаточно для наших нужд. Однако монастырь был лучше, и доктор Пауэлл и Епископ Мельбрунский могли бы посоветовать владельцам не настаивать на разрушении часовни. Так или иначе, можешь приобрести любое из этих зданий». Сообщая Шриле Прабхупаде новость об участке на улице Данкс Мадхудвиша также упомянул, что благодаря распространению книг в мельбурнском храме появилось несколько новых брахмачари. Один из них, молодой подающий надежды актер, решил переехать в храм после того как получил книгу на улице. «Эти десять человек, которые присоединились к нам, — с радостью ответил Прабхупада, — и есть наш настоящий успех». Ричард Хидбард: Я играл одну из главных ролей в фильме Гектора Кроуфорда «Последний австралиец». Однажды я купил на улице Свонстона Первую Песнь Шримад-Бхагаватам у Гопал-даси. Я прочитал предисловие, и оно меня ошеломило. Все, чем я жил до того, буквально потеряло смысл. Я прекрасно помню слова: «Неравенство в человеческом обществе вызвано несоблюдением религиозных принципов в рамках безбожной цивилизации». Я перевернул страницу и там было сказано: «Существует Бог, Всевышний, Всемогущий»… Прабхупада выражался так определено, и мысли его проникали прямо в сердце с такой силой, что до меня внезапно дошло, что все чем я сейчас занимаюсь — пустая трата времени. Я не мог ни поспорить с Прабхупадой, ни отвергнуть то, что он говорит. Встреча с этой книгой на улице была поворотным пунктом в моей жизни, и вскоре после этого я бросил свою только начавшуюся телевизионную карьеру и переселился в храм. * * * Мадхудвиша Свами по-прежнему с энтузиазмом старался купить участок на улице Данкс, которому надлежало стать новой австралийской штаб-квартирой ИСККОН, но снова столкнулся с проблемой. Католическая церковь поставила такое же условие на продажу участка, как то, что было выставлено владельцами монастыря на побережье. Кроме того, на этот участок претендовал еще один покупатель. К глубокому разочарованию Мадхудвиши, католики, несмотря на решительное предложение ИСККОН, продали свой участок третьему лицу на много тысяч долларов дешевле, чем предлагал ИСККОН. Однако дело на этом не закончилось. Новый владелец, собиравшийся извлечь прибыль из этого участка, построив на нем доходный дом, попал в финансовые затруднения. При покупке земли от его внимания ускользнул тот факт, что более старое из двух зданий, стоявших на участке, внесено в Австралийский реестр исторических построек. Более того, местный совет отказал ему и в разрешении на строительство дома на свободной части земли позади зданий. Вследствие этого планы покупателя оказались сорванными — он не мог разрушить здания, разделить землю и построить на ней многоквартирный дом. ИСККОН предложил новому владельцу выкупить у него участок. Тот согласился. И наконец здание новой австралийской штаб-квартиры Международного общества сознания Кришны было куплено — дешевле, чем первоначально предполагалось. Прабхупада очень обрадовался. Купленные здания, хотя и были значительно меньше монастыря, но зато стоили несравненно дешевле и требовали гораздо меньших затрат на поддержание. В связи с этим он рассказал историю: один человек увидел в магазине большие золотые серьги. Роскошные украшения завладели его сердцем, и всякий раз, как он видел их, его привязанность и желание обладать ими, росли. Но купить их он не мог: не позволяли средства. Тогда он нашел себе дополнительную работу и, работая день и ночь, скопил, наконец, достаточную сумму, чтобы купить серьги. Однако, надев вожделенные украшения, он обнаружил, что они настолько велики и тяжелы, что мочки ушей у него болят, оттянутые серьгами. В конце концов ему пришлось их снять. Мораль истории была очевидна. Если человек старается получить то, что лежит за пределами его возможностей, это будет ему в тягость от начала до конца. Гораздо лучше, сказал Прабхупада, взять что-то — пусть поскромнее, — с чем легче управится, а сэкономленное время потратить на проповедь. Мадхудвиша регулярно посылал Прабхупаде снабженные описаниями и фотографиями отчеты о том как продвигается дело с приобретением недвижимости. Шрила Прабхупада одобрил его планы расположить Божества лицом на восток и установить на крыше Сударшана-Чакру. Его Божественная Милость принял приглашение Мадхудвиши приехать на открытие храма в начале января 1975 года. В новой мельбурнском храме закипела работа. Оба строения были довольно ветхими и требовали обширной реставрации. Две больших классных комнаты на первом этаже двухэтажного здания из красного кирпича было решено превратить в комнату Божеств и зал для киртаны. На втором этаже предстояло расположится неженатым ученикам, брахмачари. Второе, более старое, здание было очень красивым. Одна большая комната на втором этаже, служившая прежде часовней для священников, преподававших в школе, показалась всем очень подходящей для личных апартаментов Шрилы Прабхупады. В остальных помещениях должны были разместиться кухня, библиотека и кабинеты. Вскоре практически каждая комната превратилась в мастерскую. Команда преданных-строителей трудилась с утра до ночи. По прошествии нескольких недель стало ясно, что к январю 1975 года закончить новый храм не удастся, поэтому в конце декабря 1974 года Мадхудвиша написал Шриле Прабхупаде письмо, в котором смиренно просил его отложить освящение храма и приехать после майяпурского фестиваля в марте. Ко времени получения этого письма Шрила Прабхупада уже сверстал свое расписание, включавшее поездку в Мельбурн, и известил другие храмы о своих передвижениях. Однако, получив письмо Мадхудвиши, он милостиво согласился пересмотреть свои планы и перенес свой визит в Мельбурн на май 1975 года. Во время последней болезни Прабхупады, во Вриндаване, его поддерживала не только киртана. Лучшим лекарством для него, как он сам говорил, были отчеты о распространении его книг по всему миру. «Когда я слышу отчеты о продаже моих книг, — писал он американской библиотечной группе, — я ощущаю прилив сил. Даже сейчас, в этом болезненном состоянии, я чувствую воодушевление, слушая ваш отчет». Подобные вдохновляющие замечания Шрилы Прабхупады публиковались в ежемесячных бюллетенях санкиртаны, и распространители книг во всем мире читали их с большим энтузиазмом. Прабхупада писал Рамешваре: Что касается цифр распространения книг — пожалуйста, продолжай также стараться. Это моя единственная отрада. Когда я слышу, что мои книги продаются так широко, я чувствую прилив юношеских сил. К концу 1974 года не только поправилось здоровье Шрилы Прабхупады, но и здоровье ББТ пришло в прекрасное состояние. ББТ сообщало Прабхупаде, что за последний год в Америке было продано около 387 000 его книг в твердой обложке, а также 4 000 000 журналов «Назад к Богу». Американское ББТ продало различным храмам в общей сложности 6 668 888 экземпляров различной литературы. В течение года Австралия продолжала укреплять свои позиции на мировой арене распространения книг. Как и многим другим зонам в мире, Австралии удалось удвоить распространение книг Шрилы Прабхупады. К концу года полтора десятка лучших распространителей Австралии и Новой Зеландии продавали каждый по 20 больших книг в день. Амогхе, который был занят распространением книг по библиотекам и колледжам Сиднее, Прабхупада писал: Очень хорошо, что наши книги пользуются таким успехом в ученых кругах. Если наши книги будут распространяться так, как они распространяются сейчас, Движение Господа Шри Чайтаньи Махапрабху разольется по всему миру. Лично меня очень вдохновляют отчеты о распространении моих книг… Распространять наши книги по учебным заведениям — это великое служение. Чем больше ты делаешь это, тем больше Кришна замечает тебя. Продолжай собирать заказы — чем больше, тем лучше. Перед Рождеством распространение книг в Австралии и Новой Зеландии достигло беспрецедентных масштабов. Были побиты все рекорды, один преданный за один день в одиночку продал на улицах Сиднея тысячу экземпляров журнала «Назад к Богу». Всех охватила нарастающая лихорадка санкиртаны. * * * Хотя по закону во многих австралийских городах преданные имели право распространять книги, в некоторых местах городские власти возражали, а иные упорно чинили препятствия. 23 декабря 1974 года группа распространителей книг была арестована в Дарвине в столице Северной Территории, что на побережье Арафурского моря, на тропическом севере Австралии. У них конфисковали деньги и книги, их посадили в тюрьму, и в конце концов бесцеремонно вышвырнули из города. Два дня спустя, на Рождество, циклон «Трейси», скорость которого достигала 217 км/час, стер Дарвин с лица земли. Это было крупнейшее в Австралии стихийное бедствие, разрушившее девять из каждых десяти домов и унесшее жизни 62 человека, а еще тысячу человек искалечив. Город был эвакуирован, 45 тысяч человек остались без крова, ущерб оценивался в 880 млн. долларов. * * * Находясь в Бомбее в январе 1975 года Шрила Прабхупада узнал, что победителем в распространении книг в 1974 стала Австралазийская зона. В одной лишь этой зоне было распространено за год рекордное и для Австралии, и для всего мира количество трансцендентных книг Шрилы Прабхупады — на сумму больше 260 тысяч долларов. В январе 1975 года Шрила Прабхупада начал кругосветное турне, которое, начавшись в Бомбее, должно было за пятьдесят дней пройти по двенадцати крупнейшим городам мира. Это было не просто турне — это было уже восьмое кругосветное путешествие, начиная с того времени как Шрила Прабхупада приехал в Америку в 1965 году. Чтобы посетить семь различных стран, Прабхупаде предстояло проехать свыше 50 тысяч километров. Перед отъездом Прабхупада написал Мадхудвише, известив его о своих планах открытия австралийской штаб-квартиры в Мельбурне в мае. Тогда же он пригласил своих учеников со всего мира на второй ежегодный фестиваль Гаура-Пурнима в Майяпуре в марте. * * * Тридцать австралийских преданных вместе с тысячей других, съехавшихся со всего мира, снова с энтузиазмом брались за любое служение в Святой Дхаме Майяпуре. Как-то вечером они толпой набились в комнату Шрилы Прабхупады, чтобы получить особую даршану. Шрила Прабхупада спокойно сидел на белых подушках за своим маленьким столиком, а преданные подходили один за другим и подносили ему 50 долларов и баночку австралийского меда, и он милостиво принимал их дары. Посетив вместе со Шрилой Прабхупадой Хайдарабад, австралийские преданные оказались 20 апреля на великолепной церемонии открытия во Вриндаване Кришна-Баларама-мандира. Годы упорного труда не прошли даром — открытие великолепного храма стало настоящим триумфом Шрилы Прабхупады и его Движения. Он говорил, что это международный храм, куда люди со всего мира могут приходить, чтобы поклониться Богу и укрыться под сенью стоп Гаура-Нитая, Кришна-Баларамы и Радха-Кришны. Снова встретившись с австралийскими преданными у себя во Вриндаване, Прабхупада принял от них красиво обрамленную фотографию мельбурнских Божеств Шри-Шри-Радхи-Валлабхи, облаченных в роскошные красно-бело-кремовые с золотом одежды. Прабхупада попросил повесить эту фотографию на стену. Через несколько дней Шрила Прабхупада сказал Мадхудвише, что хотел бы приехать в Мельбурн раньше, чем это планировалось. Мадхудвиша собрал австралийских преданных, посоветовался с ними, и вскоре после открытия храма Кришны и Баларамы австралийцы в полном составе вернулись в Мельбурн и начали напряженно готовится к приезду Прабхупады. * * * Уже четыре месяца преданные трудились, не покладая рук, но мельбурнский храм все еще был далек от завершения. Не были закончены даже основные строительные работы. Бетонный пол в храмовой комнате только что залили. Нужно было еще уложить и отполировать мраморные полы, построить арки и возвести стену, которая должна была отделить храмовую залу от комнаты Божеств, а также переделать множество мелких дел. Мадхудвиша подсчитал, что даже при нынешнем сумасшедшем темпе работы двух недель все равно не хватит. Теперь Мадхудвише нужно было принять решение. Стоит ли снова беспокоить Шрилу Прабхупаду просьбой изменить планы своего путешествия? Скорее, нет. И Мадхудвиша предложил решение: может быть, Прабхупада предпочтет посетить другой город Австралии до Мельбурна. Кто-то предложил Перт. Географически этот город лежал прямо на пути из Индии, и погода там была чрезвычайно приятная. В Перте не было центра ИСККОН, но снять там дом было нетрудно. Это не только позволило бы строительной бригаде в Мельбурне спокойно закончить работу, но и дало бы возможность Шриле Прабхупаде отдохнуть от постоянных путешествий и головной боли связанной с управлением. Мадхудвиша связался со Шрилой Прабхупадой и изложил ему свой план. Его Божественная Милость согласился. Трое преданных: Амогха, Джаядхарма и Ганеша немедленно вылетели в Перт, чтобы подыскать дом. В начале мая 1975 года план путешествия Прабхупады был окончательно сверстан. Прабхупада предполагал пробыть в Дели несколько дней, затем остановится на один день в Бомбее, а после этого направиться в Перт (Западная Австралия), куда рассчитывал прибыть 5 мая и провести там десять дней. В конце концов Шрила Прабхупада должен был прилететь в Мельбурн на торжественное открытие новой штаб-квартиры процветающей Австралазийской зоны. Вторник, 6 мая 1975 Шрила Прабхупада прибыл в пертский аэропорт из Бомбея в 11:45. Его сопровождали Шрутакирти (слуга) и Парамахамса Свами (секретарь). Придирчивые западно-австралийские чиновники — одни из самых строгих в Австралии — конфисковали несколько отборных манго, которые преданные везли с собой из Индии. Шрутакирти спросил их почему они позволяют ввозить сушеное мясо, а манго задерживают. Чиновник ответил, что согласно карантинным законам Австралии ввозимые манго представляют собой бóльшую потенциальную опасность, чем сушеное мясо. На лице Прабхупады выразилось отвращение. — Они разрешают ввозить сушеное мясо, которому триста лет. Это им не инфекция, — саркастически сказал он Шрутакирти, — а манго, прекрасное свежее манго — мы вылетели из Бомбея вчера вечером и прибыли сюда утром — это им, видишь ли, отрава! Амогха приветствовал Шрилу Прабхупаду изумительной гирляндой из роз и гвоздик и полным дандаватом. Джаядхарма пошел за багажом, а Амогха проводил Прабхупаду со свитой к нанятому специально для этого случая бордовому «форду». Откинувшись на спинку, Прабхупада отдыхал на заднем сидении автомобиля, ехавшего через городские окраины. Он спросил Амогху об его иммиграционном статусе. Амогха объяснил, что Правительство Соединенных Штатов отменило все санкции, которые были применены против него за уклонение от призыва в армию, и сейчас он ожидает подтверждения из полиции на получение гражданства. Дорога живописно вилась вдоль берега Лебединой реки. Прабхупада расспрашивал о Перте, и преданные старались отвечать как можно лучше. Перт, столица Западной Австралии, был тогда малонаселенным городом с приятным умеренным средиземноморским климатом, похожим на климат Южной Калифорнии или Южной Африки. Несмотря на довольно грубый ландшафт, он пользовался доброй славой экологически чистого места, благодаря своему свежему воздуху и чистой воде рек и озер. Население Перта несколько превышало 750000 человек, и он был одним из самых изолированных городов в своей категории в мире — ближайший городской центр с населением более 25000 человек, Аделаида, находится в 2100 км от него. Земля, на которой стоит Перт, была открыта в 1829 году английским мореплавателем, капитаном Джеймсом Стерлингом, который и дал название Лебединой Реке, увидев плававших по ней черных лебедей. В течение многих лет эта местность называлась Колонией Лебединой реки, пока главный город колонии не был переименован в Перт, в честь шотландского города, носящего то же имя. Прабхупада сказал преданным, что Перт — его вид, его архитектурный стиль, его климат — напоминает ему Лос-Анджелес. Глядя в окно автомобиля на живописный речной пейзаж, он процитировал Чанакью Пандита: город, где есть храм, река и друг, является идеальным местом. — Поэтому, — заключил он, — нам надо открыть здесь храм. Шрила Прабхупада спросил, хорошо ли здесь растут цветы. — Да, — ответил Ганеша, который вел машину, — особенно розы. — А фрукты? — спросил Прабхупада. Ганеша объяснил, что поскольку почва в Перте песчаная, то мало какие фрукты могут здесь расти. — А вот картошка здесь будет расти хорошо, — поделился своими земледельческими познаниями Прабхупада. Прабхупада продолжал задавать вопросы. Живут ли здесь в основном англичане? Является ли английский официальным языком? Преданные с большим удовольствием отвечали на его вопросы до самого конца пути. Автомобиль въехал в красивый, широкий, в три полосы, тупик и остановился у ворот большого участка, утопающего в зелени деревьев. Это был дом 9 по улице Маримба-Кресчент, скромный домик среди множества таких же домов высшего класса в окрестностях Городского Пляжа. Район этот, как объяснил Ганеша, действительно примыкал к многочисленным пляжам, включая и городской. Дом стоял в глубине сада, скрытый деревьями и кустарником. Хотя с задней стороны и сбоку участок граничил с другими домовладениями, ограда и сад делали его по-настоящему уединенным. Втроем преданные провели для Шрилы Прабхупады простую церемонию омовения стоп. Ганеша держал таз, а Джаядхарма с Амогхой лили разные благоприятные жидкости. Они заметили, что после перелета у Прабхупады слегка отекли ноги. Бережно вытерев нежные стопы Прабхупады полотенцем, преданные натянули на них мягкие шерстяные носки шафранового цвета. Все трое чувствовали себя избранниками судьбы: из сотен преданных именно им троим выпала удача оказаться здесь, с Прабхупадой. Джаядхарма принес извинения от имени Мадхудвиши Свами — тот не смог лично присутствовать из-за того, что был сильно загружен работой в Мельбурне. Прабхупада одобрительно кивнул. Не теряя времени Шрила Прабхупада возобновил свой ежедневный распорядок, начав с массажа. После массажа он прошелся по дому, молча заглянул в три спальни, ванную, гостиную, кухню и осмотрев бассейн на заднем дворе. Преданные отвели Шриле Прабхупаде большую главную комнату с ковром, положили в ней матрасы с белыми простынями и подушками, которые специально для удобства Прабхупады прислали авиапочтой из Мельбурна. Осмотрев приготовленную для него комнату, Прабхупада, однако, решил, что ему будет удобнее в двух меньших спальнях: в одной он мог бы отдыхать, а в другой — читать, переводить, принимать гостей и вкушать прасад. Преданные быстро все переделали: перенесли простую постель Прабхупады и его лампу в одну комнату, а низкий стол в другую. В оставшейся спальне должны были разместится Шрутакирти и Парамахамса Свами. Преданные все еще находились в состоянии легкого потрясения, их переполнял восторг. То, что им попалось такое прекрасное место, было настоящим чудом, думали они, особенно, если учесть, что они прилетели в Перт всего два дня назад, в воскресенье. За эти два дня они подыскали дом, заключили договор аренды, взяли взаймы у матери Ганеши мебель, купили и привезли недостающие вещи и приготовили все к приезду Прабхупады. Конечно, думали они, это Кришна все так устроил, заботясь об удобствах Своего любимого слуги — Шрилы Прабхупады. * * * Шрутакирти попросил Амогху приготовить обед. Пока Прабхупада купался, Амогха приготовил баклажаны с помидорами, картофелем и цветной капустой, рис, дал из бобов мунг и фруктовый салат. Прабхупаде обед понравился: «Все очень вкусно», — сказал он. Трое юных преданных с жадностью проглотили остатки обеда Прабхупады, а также полный тиффин маха-прасада, привезенного из Бомбейского храма. Шрутакирти трогательно рассказал, как Шрила Прабхупада сам позаботился о том, чтобы взять прасад и как много раз напоминал Шрутакирти: «Ты набрал прасада? Ты уверен, что захватил махапрасад?» После обеда Прабхупада прилег отдохнуть, и преданные последовали его примеру. Через полтора часа Прабхупада встал. День клонился к вечеру. Он подошел к комнате, где отдыхал Амогха и толкнул слегка приоткрытую дверь. — Какая сегодня программа? — спросил он и вернулся в свою комнату. Амогха вскочил и пошел за ним. — Я думаю, программа будет завтра утром, Шрила Прабхупада. Я постараюсь найти кого-нибудь чтобы поговорить. — Нет, — покачал головой Прабхупада, — я говорю о программе. Каждый день утром и вечером преданные должны собираться — петь и читать книги. Он попросил Амогху разбудить остальных, и вскоре они собрались в комнате Прабхупады с мридангой и караталами. Шрила Прабхупада вопросительно посмотрел на Амогху: — Мы можем провести киртану, или соседи будут жаловаться? Амогха сказал, что они еще не пробовали, но владелец дома не хотел, чтобы преданные проводили здесь религиозные встречи. Поскольку они не собираются устраивать большую киртану, возразил Прабхупада, никому не помешает, если они посидят и поговорят друг с другом. И попоют, но барабан будет играть тихо. — Киртана необходима, — добавил он, — с инструментами или без. Парамахамса провел короткую киртану подыгрывая себе на мриданге; после чего Прабхупада повернулся к Амогхе: — Читай, — сказал он. — Какую книгу, Шрила Прабхупада? — Любую. Амогха выбрал Бхагавадгиту. — С какого места читать? — спросил он. — С любого. Амогха начал читать восьмую главу с первого стиха. Преданные читали стих за стихом, а Прабхупада побуждал их задавать вопросы, если что-то было им непонятно. Обсуждение затронуло широкий круг вопросов. К вечеру, когда продолжительная беседа уже подходила к концу, Прабхупада затронул одну очень интересную тему — можно ли увидеть Бога. Хотя Кришна одновременно пребывает внутри и снаружи всего, объяснял Прабхупада, до тех пор, пока человек не очистится, он не сможет по настоящему видеть Кришну везде. Страстное желание увидеть Бога не является определяющим для духовного продвижения. Человеку следует продвигаться постепенно, ежедневно посвящая свое время духовной практике, садхане, и тогда рано или поздно Кришна позволит видеть Себя. — Прежде всего приобретите необходимые качества. Прерогатива принадлежит Кришне. Если Он хочет, Он проявит Себя. Если Он не хочет, Он не проявит Себя. Почему люди так стремятся увидеть Кришну, не обладая нужными качествами. «Вы можете показать мне Бога?» Прежде всего вам нужно приобрести качества, чтобы увидеть Бога. Даже в обычных материальных делах, объяснял Прабхупада, незначительный человек не может запросто встретится с тем, кто значительно выше его по положению в обществе, или требовать встречи с ним — что же говорить о Боге? Прабхупада рассказал интересную историю по этому поводу. Однажды к известному философу пришел популярный актер. Актер послал философу свою визитку, но тот отказался встретится с ним. Более того, философ послал слугу сказать визитеру: «Почему я должен встречаться с этим танцующим псом? Может как танцующий пес он и знаменит, но мне не о чем с ним говорить. Если бы пришел какой-нибудь философ, я бы с удовольствием побеседовал с ним. А что знает этот человек? Он, может быть, опытен в танцах, но не в философии». — Преданный, — заключил Прабхупада хотя и стремится увидеть Бога, не считает себя достойным этого. «Пусть даже Он разобьет мне сердце не показываясь на глаза. Все равно Кришна остается моим Господом. Вижу я его или нет — всё Его милость. При всех обстоятельствах Он — мой возлюбленный Господь». Таков преданный. Прабхупада заметил, что преданные устали и около 8:30 вечера завершил встречу. Он напомнил Амогхе, что до конца своего пребывания здесь хотел бы встретится с какими-нибудь гостями. Он предложил Амогхе сходить к соседям и пригласить их. Но особенно он хотел встретится с интеллигентными людьми, как недавно в Мельбурне и по всему миру. Запрос Прабхупады был конкретным: «Приведи ко мне студентов-философов», — сказал он Амогхе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.) |