|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Апреля 1972 года
Был субботний вечер, часов около девяти. Там, где встречаются Дарлингхестское шоссе и улица Маклея, километрах в двух к востоку от центра Сиднея, в эфемерных струях знаменитого фонтана Эль-Аламейн, построенного в форме гигантского одуванчика на Кингс-Кроссе в память об австралийских солдатах, погибших в решающей Северо-африканской битве 1942 года, мерцали и вспыхивали отражения вечерних огней. Кингс-Кросс иногда сравнивают с лондонским Сохо или сан-францисским Северным Пляжем. Это место облюбовали богема, туристы и, в особенности, американские военнослужащие, возвращающиеся из Вьетнама. С десяток аккуратно одетых преданных, ставших почти неотъемлемой частью Кингс-Кросса, покачивались около фонтана в прохладе зимнего вечера под ритмичные удары барабана и монотонное, носовое пение танцующего Упендры. Понятно, что с тех пор, как Бали-мардана около двух лет назад в одиночку проводил здесь свои первые киртаны, преданные не собирались покидать этого места. Одевшись по-зимнему, преданные выполняли свою обычную вечернюю работу. Какое-то время они пели, а потом распространяли журналы «Назад к Богу» в толпе заинтересованных прохожих. Потом снова пели. Группа преданных продвигалась от фонтана через самое сердце Кросса, своим обычным путем вниз по Дарлингхерстскому шоссе. Вечерняя толпа неторопливо обтекала их: заблудившиеся пьяные туристы в ковбойских шляпах из папье-маше, бородатые хиппи, американские солдаты в шутовских нарядах немыслимых расцветок, горожане и жители предместий, яркие личности и ничтожества, полисмены, сдержанно вышагивающие парами — они впитывали звуки, краски и запахи Кросса. В витринах магазинов были выставлены кольца, безделушки из кожи и благовония. Проститутки поджидали клиентов в темных нишах домов, привычно щелкая сумочками — символами своего ремесла. Однако пение харе-кришна-мантры было для преданных словно просекой через чащу крикливой, низкопробной мишуры Кингс-Кросса. Непристойная болтовня полураздетых шлюх, «живая музыка» из баров, звуки диско, сквернословие с трудом держащихся на ногах пьяниц — все это, казалось, проплывало мимо преданных, не касаясь их. Это было настоящее чудо — чудо повторения Святых имен Кришны. Погружаясь в пение, преданные чувствовали себя совершенно защищенными и невосприимчивыми к отравляющему действию Кали-юги. Они были тверды в своей уверенности, что там, где проходит группа санкиртаны, Святые имена Кришны вливаются в уши разгоряченной вожделением толпы Кингс-Кросса и становятся началом духовного путешествия для многих людей. Вдруг откуда ни возьмись выскочили двое в штатском и кинулись на Упендру. Заломив ему руки, они поволокли его в стоящий у тротуара «воронок». Целое отделение полицейских слаженно атаковало группу киртаны, повинуясь недавнему решению Городского совета. Одного за другим преданных скрутили и затолкали в холодный, зловещий фургон. Из собравшейся вокруг толпы доносились критические замечания, но в целом зрители были настроены сочувственно. — Оставьте их в покое, вы, балбесы! — кричал кто-то. — Свиньи! — вторил другой. Железная дверь с лязгом захлопнулась, и фургон понесся по темной ухабистой улице к Дарлингхерстскому полицейскому участку. Через несколько минут дверь открылась, и полицейские с непроницаемыми лицами препроводили преданных в отделение[КМд4]. — Так-так, — сказал сержант, сидевший за столом. — Кто ж из вас парни, а кто девки? Он разразился грубым хохотом, радуясь своей шутке, и сидевшие в кабинете офицеры загоготали вслед за ним. — Это вам больше не понадобится, — сказал он, жестом показав другому офицеру забрать у девушек журналы «Назад к Богу». Краснорожий констебль ткнул пальцев в изображение Радхи и Кришны на обложке. — Кто это? — спросил он, и сам ответил на свой вопрос, отпустив похабное замечание, оскорбившее слух преданных. Вдоволь нашутившись и насмеявшись над преданными, полицейские записали их имена и сняли у них отпечатки пальцев. — Если кто-нибудь из вас скажет, что его зовут Харе-Кришна, прорычал сержант, — я так его тресну, что он у меня сквозь стену пролетит. Юношей отвели в грязные, провонявшие мочой и рвотой камеры, а девушек усадили на холодную скамью. Там они и просидели всю ночь, пока на рассвете следующего дня их не выпустили под залог, принесенный другими преданными. Для полиции это была обычная ночная работа, а для преданных — еще одна возможность помнить о Кришне и молиться, чтобы Он послал им сил, чтобы исполнять миссию Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады. * * * Старания Городского совета, направленные на то, чтобы очистить улицы Сиднея от любых проявлений санкиртаны, подробно освещались в прессе. Вследствие этого в местных и национальных газетах стали появляться благожелательные статьи о преданных. Газета «Бюллетень» поместила на первой полосе большое цветное фото счастливых преданных, поющих на задней лужайке сиднейского храма. В статье, которая называлась «Неформальная вера Австралии» сочувственно рассказывалось о преследовании преданных и приводился подробный распорядок жизни сиднейского храма. Это побудило и другие популярные газеты и журналы поместить документальные очерки о преданных. Журнал «Австралийский курьер», не самый, может быть, респектабельный, зато весьма популярный, назвал свой репортаж «Эти кроткие бритоголовые», а «Австралийский женский еженедельник» отвел под статью о преданных три страницы с громадным заголовком: «Харе Кришна». На первой полосе сиднейской «Санди-Телеграф» от 30 апреля прямо под логотипом красовался заголовок: «Культовые песни в коттедже. Внутри «Харе Кришна»». Длинная, добротная статья описывала австралийцам ежедневную жизнь преданных и философию сознания Кришны. Кроме фотографий Божеств и преданных, поющих киртану, во многих газетах была помещена маха-мантра и толкование значения слов «Харе Кришна». По мнению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, ценность публикации определяется тем, сколько раз в ней упоминается имя «Кришна». С этой точки зрения все упомянутые статьи несомненно заслуживали того, чтобы быть напечатанными. * * * Маленький офсетный станок сиднейского храма выпускал немало разнообразных листовок и брошюр для распространения на улицах. Популярностью пользовались стандартные брошюры типа «Кришна — источник вечного наслаждения» и «О пении “Харе Кришна”». Были и новинки «домашней выделки»: листовка «Какого цвета Бог?» и «Кто кормит этого парня?» Вследствие этого, движимые тем же духом «трансцендентного соревнования», который побудил их предпринять переделку интерьера храма, мельбурнские руководители решили тоже приобрести печатный станок. Однако Шрила Прабхупада не одобрил этой затеи. 9 мая 1972 года он написал Амогхе: Я очень рад, что все программы мельбурнского храма развиваются под твоим вдохновенным руководством. Мне очень нравится Мельбурн. Но есть одна вещь… Нехорошо, когда храмы слишком сильно соревнуются друг с другом. Упор следует делать на сотрудничестве, а не на соревновании. Я не думаю, что вам нужно иметь два станка. Не надо попусту тратить время и деньги, лучше предоставь Моханананде развивать свое печатное дело и снабжать тебя необходимыми материалами, а ты в ответ тоже снабди его чем-нибудь. Это и будет сотрудничество. А если ты будешь распылять свое внимание на разные дела, духовный прогресс затормозится. Наше главное дело — стать сознающими Кришну и убедить других, проповедуя. Поэтому мы не стремимся к тому, чтобы развить большое дело или заработать побольше денег. Конечно, деньги нужны, но лучше всего будет продавать побольше книг, и собрать деньги таким образом. Я очень рад, что у тебя в Мельбурне есть пожизненный член ИСККОН. Он готов помочь тебе приобрести печатный станок, но я не думаю, что второй станок будет вам полезен. Ты жалуешься, что сиднейский станок простаивает, но если ты заведешь себе еще одну типографию, а работы не будет, ты потерпишь убытки. Если тебе нужна литература, ее тебе пришлют. Из нескольких маленьких типографий литература будет выходить не лучшего качества. Так что я не одобряю открытия маленьких типографий там и сям. * * * Когда в январе 1972 года Шрила Прабхупада прибыл в Бомбей, он обнаружил, что у Мадхудвиши Свами, которого он назначил старшим, заметно поубавилось энтузиазма. Он честно признался, что не способен нести ответственность за такой сложный проект. За несколько дней до отъезда Шрилы Прабхупады в Австралию Мадхудвиша Свами заявил, то нуждается в смене служения. Прабхупада спросил его, куда он хотел бы отправиться, и тот ответил, что подумывает об Австралии. — Ладно, — подбодрил его Прабхупада. — Я как раз еду туда. Поедешь со мной. Садясь в самолет, который должен был доставить его в Австралию, Прабхупада отметил, с каким вдохновением Мадхудвиша вел прощальную киртану в зале отлета бомбейского аэропорта. После своего турне по Австралии 26 апреля 1972 года Шрила Прабхупада написал Мадхудвише из Токио: Я не возражаю, чтобы ты поехал в Австралию и возглавил там группу санкиртаны и вообще руководил делами… Можешь ехать в Австралию, там тебе будет где растанцеваться. Мельбурн, Сидней и Окленд — превосходное поле, и у тебя будет прекрасный помощник в лице Моханананды. В Новой Зеландии у нас тоже есть около трех акров земли. Ты уже старый преданный, ты искренен, так что постарайся организовать в Австралии и Новой Зеландии все как надо. Восторженные рассказы Шьямасундары об его недавней поездке в Австралию с Прабхупадой воспламенили ум Мадхудвиши. Решено! Он едет в Австралию. В начале мая 1972 года Мадхудвиша Свами прибыл в Сидней. Преданные были в восторге: такой опытный санньяси будет руководить ими в их ежедневной духовной жизни. Он сразу произвел на них впечатление своими превосходными киртанами и лекциями. Мадхудвиша присоединился к Движению сознания Кришны в самом начале, в 1967 году в Сан-Франциско и принял посвящение у Шрилы Прабхупады в 1968. Его богатый опыт был чрезвычайно важным приобретением для Австралии. Вскоре после своего прибытия в Сидней он начал систематически обучать молодежь игре на мриданге, вдохновляя преданных своими незабываемыми уличными киртанами. В своем первом ежемесячном отчете Мадхудвиша изложил Шриле Прабхупаде свой дерзкий план проповеди в Австралии. В Мельбурне роскошный фестиваль Ратха-ятра, книжный магазин в центре города, зал для киртан и центр прасада. Для сиднейского двухэтажного автобуса он планировал в ближайшее время поездки в Канберру, Мельбурн и Аделаиду. Сиднейская типография работала каждый день и уже напечатала 5000 экземпляров «О пении “Харе Кришна”» — 2000 для Новой Зеландии и 3000 для автобусного путешествия в Мельбурн. Предстояло напечатать еще 5000. Мадхудвиша заканчивал свой отчет упоминанием о тогдашней полемике. В марте 1971 года Субал Махараджа спросил вас в Бомбее, в «Акаша-Ганге»: «До того, как впервые пасть в майю, мы находились в вечной лиле с Кришной на Кришна-локе или на Вайкунтхе?» Вы ответили крайне неопределенно: «Да». Все, кто там присутствовал, были крайне удивлены, потому что до того все мы думали, что изначально мы представляли собой сияющие дживы с дремлющими взаимоотношениями, вибрирующие в брахмаджйоти. Некоторые сиднейские преданные, объяснял Мадхудвиша, проповедовали теорию, что поскольку с Вайкунтхи никто не падает, обусловленные души должны были пасть из сияния брахмаджйоти. Когда я прибыл сюда, в Сидней, мне задали тот же вопрос, который задал вам Субал Махараджа, и я попытался ответить в вашем духе. Это вызвало среди преданных беспокойство, потому что ранее Моханананда, Упендра и другие учили по-другому: то есть, что у нас никогда не было активных взаимоотношений с Кришной. Они подкрепляли свои утверждения цитатами из книги «Кришна», глава «Описание осени», первые три страницы, и Брахма-самхиты вашего гуру-махараджи, комментарий к мантре 16. Расхождение вот в чем: Являются дживы до своего прихода в материальный мир лучами, исходящими из Брахмана, или же мы, до своего падения в материальный мир участвовали в проявленных играх с Кришной на Голоке или на Вайкунтхе, в одной из пяти главных рас или в одной из подчиненных рас? До самого первого падения мы находились с Кришной в своих проявленных духовных телах на Голоке или на Вайкунтхе, или же мы имели непроявленное духовное тело и у нас не было личных взаимоотношений с Господом? Если у нас не было никаких личных взаимоотношений с Господом, то как мы можем “восстановить свое утраченное сознание Кришны”? Мадхудвиша заканчивал свое письмо так: Я знаю, что этот вопрос поднимается сейчас повсюду в Обществе, и на него отвечают по-разному. Прошу вас, удостойте меня своего ответа. Я искал ответа на него в ваших книгах, но я настолько некомпетентен, что мне не удалось его найти. Лично мне достаточно знать, что ваши стопы — мое единственное прибежище. Но ради целостности этого истинного и непорочного знания я умоляю вас ответить на этот вопрос подробно. Если вы захотите, мы можем напечатать ваш ответ и разослать его в центры ИСККОН по всему миру. * * * Проповедь в Мельбурне благополучно развивалась под руководством Амогхи. Прабхупада выразил свои надежды по поводу австралийской ятры в письме Амогхе от 22 мая 1972 года: Я весьма вдохновлен тем, то ты принял на себя руководство в Мельбурне. Теперь, если ты будешь усердно трудиться над развитием нашей австралийской программы, сотрудничая с Мохананандой, я буду очень доволен. Я возлагаю особые надежды на нашу австралийскую ятру. Когда я был там, я заметил множество молодых людей, лишенных какого-либо духовного пути. Твоя миссия состоит в том, чтобы так или иначе привлечь их к нашей философии сознания Кришны. Сделай обложки книг очень красочными, чтобы содержание книги само собой привлекало их. Обложки подобны чувствам и уму, а содержание книги — душа. Иногда, чтобы привлечь людей к душе, нам приходится украшать чувства и ум и стараться сделать сознание Кришны очень приятным для них. Итак, сотрудничай как можно лучше со всеми твоими добрыми духовными братьями в Австралии, чтобы освободить все эти падшие души, особенно молодых людей, помочь им вернуться домой, к Богу. Вдохновенные члены мельбурнского Общества также столкнулись с противодействием со стороны властей. Мельбурнский Городской совет принял постановление, жестко запрещавшее проведение любых несанкционированных шествий и демонстраций на Городской площади и в других общественных местах. Некоторые виды деятельности попали под действие нового постановления, и среди них — проповедь и игра на музыкальных инструментах. Недавно представших перед районным судом двенадцать преданных обвинили в «сборе денег на улицах Мельбурна без соответствующего разрешения Городского совета». Государственный судья счел необходимым применить против обвиняемых штрафные санкции, несмотря на их заявление о своей невиновности. Первая схватка в долгой и жестокой вражде с Советом увенчалась бесспорной победой властей. С особенным рвением санкиртану преследовал инспектор Джордж Хенли (известный среди преданных как Квадратная Челюсть). Он организовал настоящую охоту, стремясь изгнать преданных с улиц Мельбурна. Преданные не знали, была причиной этому собственная неприязнь Квадратной Челюсти к ним, или коллеги избрали его из своей среды как наиболее подходящего человека для преследования, но склонялись к мысли, что оба предположения верны. Так или иначе, Квадратная Челюсть, высокий, крепкого телосложения человек с бочкообразной грудью, страшный, с темными пронзительными глазами и кустистыми бровями, чем-то напоминающий Люцифера, всегда оказывался в нужное время в нужном месте. Он обладал сверхъестественной способностью выскакивать из засады в тот самый момент, когда журнал «Назад к Богу» и деньги переходили на улице из рук в руки. Он внезапно возникал, словно из ниоткуда, порой в своей серой униформе, а иногда в штатском, с неизменным блокнотом в руках. Он поразительным образом помнил имена всех преданных, как западные, так и ведические. Тут же, на месте, он предъявлял обвинение в совершении соответствующего преступления, и преданному приходилось принять повестку о явке в суд. Квадратная Челюсть был жесток и неумолим в своей вендетте. Общение с ним превращало санкиртану в Мельбурне в настоящую аскезу. Видимый успех Городского совета вдохновил местные Советы на действия. Совет Сент-Кильды попытался отозвать свое разрешение использовать дом 14 по улице Барнета как место поклонения, потому что «такое использование нарушает социально-культурную атмосферу района, а кроме того, там нет парковки для автомобилей». * * * После собрания Джи-Би-Си в Лос-Анджелесе в начале июля 1972 года Шрила Прабхупада написал Мадхудвише ответ на его первый отчет из Сиднея. Прабхупада просил его стать представителем Джи-Би-Си в Юго-Восточной Азии, в Южной части Тихого Океана. Это означало, что Мадхудвише придется постоянно путешествовать по странам Австралазии и следить за духовным здоровьем преданных этой зоны. Шрила Прабхупада особенно подчеркнул, что в этом деле главную роль играет энтузиазм. Я понял, что переехав в Австралию, ты преисполнился энтузиазма, а именно это и нужно Кришне. Никогда не поддавайся печали, но продолжай распространять это свое качество вдохновения в той части мира, и это будет очень и очень значительным служением. Я сам видел, какой большой потенциал заложен в Австралии и Новой Зеландии, а также в других местах в той части света, поэтому просто приложи свой опыт, свои обширные познания и свое вдохновение, и я буду этим очень доволен. Спасибо тебе за то, что ты так помогаешь мне. Мадхудвиша наслаждался своей простой жизнью санньяси в путешествии на автобусе из Сиднея в Мельбурн. Останавливаясь по дороге в Уоллонгонге, Канберре и Вага-Ваге, распевая на улицах и распространяя книги и прасад, он задумывался, не прекратится ли эта сладостная жизнь на переднем крае, если он станет джи-би-си. Может быть, думал он, Моханананда хочет заниматься этим? Он написал Шриле Прабхупаде письмо, в котором выразил свои сомнения, и тот ответил ему 12 июня 1972 года, уверив его, что это совсем не тот случай. Скорее всего, ты неправильно понимаешь нынешнее положение или политику Джи-Би-Си. Я дал наставление всем членам Джи-Би-Си прекратить оседлую жизнь и постоянно путешествовать по своим зонам из храма в храм… Статус санньяси вовсе не противоречит статусу члена Джи-Би-Си. На самом деле обязанности члена Джи-Би-Си почти точно соответствуют обязанностям санньяси. Я хочу, чтобы члены Джи-Би-Си передали управление центрами местным президентам, а сами сосредоточились бы на проповеднической деятельности. Они должны непрерывно путешествовать из одного центра в другой, наблюдая за обучением преданных и при необходимости советуя как повысить храмовые стандарты. Кроме того, члены Джи-Би-Си будут открывать новые центры, распространять литературу и путешествовать с группами санкиртаны, сопровождая их. Поэтому практически нет разницы между обязанностями санньяси и обязанностями джи-би-си, и поскольку ты мой старший ученик, у тебя большой опыт, я думаю, что для тебя не будет обременительным принять на себя обязанности джи-би-си. Я думаю, что это ни в коем случае не нарушит твоих планов путешествовать, ну, а пока, если хочешь, Моханананда может помогать тебе управлять. Окончательное решение мы примем через несколько месяцев. Прабхупада добавляет: Сейчас я чувствую все большую и большую склонность к философии, поэтому я хочу сидеть здесь, в Лос-Анджелесе, и спокойно, без больших помех переводить мой Шримад-Бхагаватам. Поэтому я прошу своих добрых учеников при любой возможности консультироваться в том, что касается управления, философии и по личным вопросам со старшими учениками. Конечно, я всегда рад письмам от своих возлюбленных учеников, но, кроме случаев особой нужды, было бы лучше, если бы все ученики южно-тихоокеанской и австралийской зоны обращались со своими вопросами к тебе. Ты можешь сообщить им об этом. * * * Не так давно Шрила Прабхупада привлек внимание своего Джи-Би-Си к новой тревожной тенденции: многие из его учеников не читают его книг. Конечно, Прабхупада хотел, чтобы открывались новые центры, и много — но не за счет личной чистоты. Одному из старших учеников Шрила Прабхупада писал: Сейчас мы должны сосредоточиться на том, чтобы сделать наших преданных сознающими Кришну, и не очень беспокоиться о том, чтобы распространиться пошире, не имея при этом достаточной духовной базы. Шрила Прабхупада приводит аналогию, сравнивая изучение своих книг со «сгущением молока». Как молоко — мы можем разбавлять и разбавлять его водой, чтобы обмануть покупателя, но в конце концов оно перестанет быть молоком. Так и духовная жизнь преданного разбавляется все больше и больше. Лучше интенсивно выпаривать молоко, и тогда оно станет густым и сладким. Это совершенный метод. Поэтому надо сосредоточиться на тщательном обучении преданных сознанию Кришны путем чтения наших книг, слушания записей, постоянного обсуждения, и всеми этими способами формировать у них правильное понимание… С тех пор, как два года назад Упендра и Бали-мардана принесли сознание Кришны в Австралию, преданные ежедневно читали Шримад-Бхагаватам — тот первый трехтомник, Первую Песнь в кирпичного цвета обложке, который Прабхупада привез из Индии. Но их ежедневные чтения состояли только из одного вида деятельности — один читал, все остальные слушали. Совсем недавно была опубликована глава за главой Вторая Песнь и несколько книг в мягких обложках — «Первый шаг к осознанию Бога», «Господь в сердце» и «Чистое преданное служение — перемена в сердце». Теперь преданные каждое утро читали и эти книги. В середине 1972 года Шрила Прабхупада послал Мадхудвише важное и совершенно новое наставление, касающееся чтения и изучения его книг: Я очень настаиваю, чтобы все мои ученики были весьма сведущи в нашей философии сознания Кришны, чтобы они очень тщательно читали наши книги, хотя бы час или два в день, и пытались разобраться в них с разных точек зрения. Это было одно из нескольких писем, которые Прабхупада разослал членам Джи-Би-Си, вводя новую для ИСККОН практику — ежедневный семинар по Шримад-Бхагаватам. Прабхупада описывал, как ученики должны каждый день читать вслух санскритскую шлоку из Шримад-Бхагаватам, затем перевод каждого слова, повторять стих несколько раз, а затем обсуждать его смысл «очень тщательно, изучая предмет под разными углами зрения, и наслаждаться новыми аспектами понимания». Прабхупада подчеркнул, что наилучшим способом обучения для преданных является ежедневное слушание Шримад-Бхагаватам в строгой обстановке семинара. При таком регулярном изучении Шримад-Бхагаватам преданные приобретут необходимые знания и качества, чтобы распространять сознание Кришны. — Если у них нет знаний, — говорил Прабхупада, — как они смогут выходить проповедовать? Регулярное слушание Шримад-Бхагаватам должно было дать преданным силу переносить аскезы духовной жизни. Это слушание должно было защитить их от осквернения опасной материальной энергией. Даже если преданные будут обсуждать по одному стиху каждый день, говорил Прабхупада, на изучение всего Шримад-Бхагаватам им потребуется пятьдесят лет. — Очевидно, — говорил Прабхупада, — что у нас имеется огромный запас знаний. Получив письмо от Шрилы Прабхупады, Мадхудвиша Свами вскоре ввел в практику австралийских преданных новый, строгий и глубокий семинар по Шримад-Бхагаватам. Как и предсказывал Прабхупада, преданные очень оживились. Шрила Прабхупада поддерживал жизнь и дела своих учеников во всем мире посредством переписки с ними. Получение письма от Шрилы Прабхупады было важным событием в жизни ученика — наставления, содержавшиеся в нем, давали тот же результат, то и личное посещение. Более того, воля Прабхупады внутри ИСККОН была так сильна, что одно единственное письмо от него могло стать основой линии Общества на многие годы. Особенно это касалось ответов Прабхупады на философские вопросы. Шрила Прабхупада прочитал письмо Мадхудвиши, касающееся происхождения живых существ, и продиктовал своему секретарю Шьямасундаре длинный подробный ответ. Когда Мадхудвиша Свами получил детальное, на трех страницах, письмо, он снял с него несколько копий и разослал их во все австралийские центры. В письме, озаглавленном «Кака-талия-ньяя — логика Вороны и тала», Шрила Прабхупада пролил свет на спорный вопрос о том, падают ли обусловленные души с Вайкунтхи или из брахмаджйоти. Он написал: Когда мы отделились от Кришны, у нас не было на то никакой причины. Например, человек спит и забывает себя. Во сне он создает себя в различных формах — «Теперь я царь». Это создание себя включает две вещи: созерцателя и его предмет, то есть, созерцаемое. Когда сон заканчивается, «созерцаемое» исчезает. Но созерцатель остается. Теперь он находится в своем изначальном положении. Наша отделенность от Кришны подобна этому. Нам снится это тело и множество его взаимоотношений с другими вещами. Сначала приходит привязанность к наслаждению чувств. Даже когда мы с Кришной, желание наслаждаться у нас есть. Это дремлющая тенденция забыть Кришну и наслаждаться отдельно от Него. Прабхупада последовательно учил, что даже в духовном мире души имеют возможности реализовать свою свободу воли и, следовательно, впасть в иллюзию материального существования. Поскольку душа есть духовная частица Бога, ей присуща независимость, или свободная воля, которую она может использовать неверно. Прабхупада снова и снова подчеркивает это в своем письме. На пляже можно видеть, как вода иногда покрывает песок, а иногда песок остается сухим; океан накатывается и отступает. Наше положение таково же: иногда мы покрыты, иногда свободны, так же, как песок на кромке прилива. Как только мы забываем, иллюзия тут же наступает, так же, как когда мы спим, приходят сны. Поэтому мы не можем сказать, что мы не с Кришной. Как только мы пытаемся стать Господом, нас немедленно покрывает майя. Раньше мы находились с Кришной в Его лиле, или времяпрепровождении. Но это состояние покрытия майей может длиться очень, очень, очень, очень долго. На протяжение этого периода многие существа приходят и уходят. Из-за продолжительности этого периода иногда говорится, что мы вечно обусловленные души. Но все это огромное время становится совершенно незначительным, когда мы приходим к сознанию Кришны. Как во сне: нам кажется, что прошло много времени, но проснувшись и посмотрев на часы, мы обнаруживаем, что прошло мгновение. Прабхупада приводит еще один пример из Шримад-Бхагаватам: Брахма держал друзей Кришны во сне целый год, но когда они проснулись, и Кришна появился перед ними, они решили, что прошел всего один миг. Прабхупада продолжает пояснять свою мысль, приводя еще один пример из Шримад-Бхагаватам — пример Джаи и Виджаи, двух стражей, охраняющих врата Вайкунтхи, которые однажды не позволили войти четырем великим святым, Кумарам, и были вследствие этого прокляты ими на падение в материальный мир. Итак, это сонное состояние называется жизнью вне освобождения, и оно подобно сну. Хотя в материальном исчислении это может быть долгий период, как только мы приходим к сознанию Кришны, этот период становится секундой. Например, Джая и Виджая находились в лиле с Кришной, но из-за маленькой ошибки им пришлось прийти сюда, в материальный мир. Им было даровано мукти, погружение в брахма-саюджью (безличное сияние Господа Кришны), после того, как они трижды были убиты в материальном мире как демоны. Эта брахма-саюджья-мукти не вечна. Каждое живое существо стремится к наслаждению, а брахма-саюджья лишена наслаждения, она состоит только из вечного бытия. Поэтому когда те, кто достиг брахма-саюджья-мукти, не обнаруживают духовного блаженства, они снова падают в материальный мир, чтобы попытаться найти там хоть материальное, но блаженство, например, открывая больницы и школы. Так вот, даже Господь Брахма материален и хочет властвовать над материей. Он может пасть до уровня микроба, но затем он может возвыситься до сознания Кришны и вернуться домой, к Богу. Вот каково положение вещей. Итак, когда я говорю: да, вечная лила с Кришной имеет место, я имею в виду доказательство Джаи-Виджаи. Если душа не развивает полноту преданного служения, она поднимается только до брахма-саюджьи, а затем падает. Но если после миллионов и миллионов рождений, проведенных вдали от лилы Господа, душа приходит к сознанию Кришны, этот период кажется незначительным, как сон. Поскольку живое существо падает из брахма-саюджьи, оно может думать, что это и есть его родина, но оно не помнит, что еще до этого оно было с Кришной. А вывод таков: каким бы ни было наше прошлое, давайте придем в сознание Кришны и немедленно присоединимся к Кришне. Если имеешь дело с больным, то узнавать, как и когда он заболел, будет бесполезной тратой времени, лучше потратить время на его лечение. Прабхупада иллюстрирует свое утверждение аллегорией. На вершине дерева тал висел прекрасный плод. Прилетела ворона, и плод упал на землю. Несколько пандитов — великих ученых — увидели это и стали обсуждать: — Плод упал потому, то ворона качнула ветку. — Нет, плод упал сам в тот момент, когда ворона садилась на ветку, испугал ее, и она улетела. — Нет, плод был спелым, и ворона своим весом сбила его. И так далее, и так далее. Какая польза в таком обсуждении? Был ли ты в брахма-саюджье, или с Кришной в Его лиле, сейчас ты ни там, ни там, поэтому лучшее, что можно сделать, это развить свое сознание Кришны и отправиться туда (назад, к Богу), неважно, откуда ты пришел. Подробности падения души, объяснил Прабхупада, могут оставаться загадкой. Но вывод ясен: Может быть, брахма-саюджья, может быть кришна-лила — и то, и другое возможно. Но когда ты пал из брахма-саюджьи, и когда ты пал из Кришна-лилы, это остается загадкой. Но в настоящее время мы находимся в оковах майи, поэтому сейчас наша единственная надежда — это стать сознающими Кришну и вернуться домой, к Богу. Настоящее положение — это слуга Кришны, а слуга Кришны, значит, в кришна-лиле. Прямо или непрямо, мы всегда служи кришна-лиле, путь даже во сне. Как мы не можем в дневное время уйти от солнца, так и не можем выйти из кришна-лилы. Шрила Прабхупада делает вывод, приводя еще несколько убедительных аналогий. Могут быть облака — небо может быть серым и мрачным — но солнечный свет все равно присутствует здесь, и везде, в течение всего дня. Подобным образом, поскольку я есть неотъемлемая часть Кришны, я всегда соединен с Кришной. Мой палец, даже если он болит, все равно остается неотъемлемой частью моего тела. Поэтому мы пытаемся вылечить его, ведь это часть нашего тела. Поэтому Кришна Сам приходит, когда мы забываем Его, или посылает Своего представителя. Сплю я или бодрствую, я все тот же человек. Когда я просыпаюсь и вижу самого себя, я вижу и Кришну. Причина и следствие — оба суть Кришна. Например, хлóпок превращается в нить, а нить превращается в ткань. Значит, причина ткани — хлопок. Значит, все в конечном итоге есть Кришна. Когда мы не можем контактировать с Кришной непосредственно, мы общаемся с Ним через Его энергии. Поэтому у нас вообще нет возможности находиться вне кришна-лилы. Но при различных условиях мы видим различия. Еще один пример: в колодце и в зеркале отражаюсь один и тот же я, но по-разному. Одно отражение мерцающее, нестойкое. Другое — ясное и неподвижное. Ни в каком случае, кроме того, когда мы находимся в сознании Кришны, мы не способны правильно увидеть свое положение, поэтому ученый человек видит все живые существа как те же неотъемлемые частицы Кришны. Материальное существование имперсонально, потому что в этом существовании мое истинное положение скрыто. Но мы должны понимать, что поскольку в настоящее время мы покрыты этой тиной, мы больны. И мы должны думать, что нам следует освободиться от этой тины, а не размышлять над тем, как я оказался в таком положении. Заключительный совет Прабхупады по этому поводу не оставил в уме Мадхудвиши никаких сомнений: попытки понять последовательность причин падения дживы есть не что иное, как потеря драгоценного времени. Плод уже здесь — бери и наслаждайся. Вот твое первое дело. Бог не связан никакими причинами. Он может все изменить, Он Сам — причина всех причин. Так что не теряй больше времени на кака-талия-ньяю, «логику вороны и тала». * * * Примерно в то же самое время, когда Шрила Прабхупада получил от Мадхудвиши письмо о «происхождении живых существ», ему пришло и прекрасное, написанное от руки письмо от Шьямананды из Мельбурна, сопровождавшееся новыми эскизами возможных вариантов дизайна вриндаванского храма. Шьямананда продолжал стабильно работать над проектом и даже построил маленькую модель храма. По его замыслу пол храмового зала должен был представлять собой толстую стеклянную панель, висящую над озером. Божества стояли на большом алтаре в форме лотоса, отделенном от зала стеной из фонтанов. Фоном для алтаря служил большой витраж, изображавший духовное небо. Это был потрясающий, величественный проект, хотя и не очень практичный. К этому времени уже несколько архитекторов и художников выдвинули на конкурс свои проекты храмового комплекса. 22 мая Шрила Прабхупада ответил на письмо Шьямананды, сообщив ему, то работа отдана Саурабхе и нескольким другим квалифицированным архитекторам из Дели. Однако он прибавлял: Ты прислал прекрасные рисунки, и я понимаю, что ты одаренный юноша. Ты мог бы приложить свой талант, рисуя чудесные изображения Кришны и ачарий нашей линии. * * * Противодействие уличной санкиртане началось и в Новой Зеландии. В середине июня 1972 года преданные были вызваны к оклендскому мировому судье по обвинению в различных нарушениях — от незаконного распространения литературы до игры на музыкальных инструментах с причинением беспокойства окружающим людям. Но преданные, которых ничуть не поколебали попытки оклендского Городского совета любыми путями прогнать их с улиц, не давая им разрешения на проведение шествий и распространение литературы, продолжали петь и танцевать и распространять прасад и книги на многолюдной улице Королевы и шоссе Карангахэйп. * * * В одно холодное утро в Мельбурн прибыл двухэтажный автобус. Из него вышел Мадхудвиша Свами с группой вдохновенных брахмачари в одинаковых новых шафрановых одеждах и подходящих по цвету коричневых чаддарах. У них была особая миссия — они намеревались провести первое в Мельбурне шествие Ратха-ятры. Хотя для Мельбурна Ратха-ятра была чем-то новым, на самом деле это один из древнейших праздников мира. С незапамятных времен в Джаганнатха-Пури — одном из городов Ориссы, расположенном на берегу Бенгальского Залива — проводят великолепное шествие колесниц в честь прославленного Божества Кришны, известного как Джаганнатха (Господь Вселенной). Каждое лето миллионы паломников собираются со всей Индии, чтобы принять участие в величественном и приводящем в трепет празднестве, во время которого Верховная Божественная Личность одаряет каждого — будь он высокороден или низок, чист или нечист, богат или беден — Своей милостью, когда выходит из своего роскошного храма и с большой пышностью едет в Свое мирное летнее жилище. В Божестве Джаганнатхи увековечен Кришна, Верховная Божественная Личность в том виде, в каком Он проявил себя в Двараке пятнадцать столетий назад. Тогда, являя Свои личные игры на этой планете, Господь Кришна правил в Двараке как царь, блистая ослепительным великолепием, неизмеримым богатством (oplulence) и непревзойденным величием Своей Божественности. Шрила Прабхупада особенно вдохновенно старался научить Запад поклоняться Джаганнатхе. Одному другу в Индию он написал: Когда мы открываем здесь новый храм, мы устанавливаем в нем Джаганнатху Свами. Мой Гуру Махараджа рекомендовал для этих стран храмы Джаганнатхи, потому что Он милостив даже к млеччхам. Начиная с 1967 года ИСККОН провел древний праздник Ратха-ятра во многих городах мира. В последнее время она стала ежегодным событием в Лондоне, Питтсбурге, Калькутте, Сан-Франциско, Токио и — Мельбурне. Май и июнь 1972 преданные провели трудясь без устали над подготовкой Ратха-ятры. Они собирали пожертвования, искали и покупали материалы, делали рекламу, планировали само шествие, снимали зал для программы, которая должна была состояться после шествия и организовывали пир на несколько тысяч человек. Мадхудвиша хорошо представлял себе громадные масштабы этого события: в 1969 и 1970 году он участвовал в организации празднования Ратха-ятры в Сан-Франциско. Прабхупада был убежден, что этот праздник является одной из важных частей культуры сознания Кришны. Прабхупада лично говорил Мадхудвише Свами, что само шествие Ратха-ятры обладает такой духовной мощью, что если даже просто идти за колесницей Господа Джаганнатхи по дороге, можно освободиться от рождения и смерти. У Мадхудвиши был собственный, особый, личный опыт соприкосновения с празднеством Ратха-ятра — это было то самое событие, которое навело его на мысль стать преданным. Мадхудвиша вдохновлял остальных. Вайбхави, ставшая теперь искусной художницей, нарисовала эскизы колесницы, изучив предварительно изображения массивных индийских колесниц. Связавшись с Нара-Нараяной, который проектировал первые колесницы в Америке, она предложила построить уменьшенную копию колесницы, которая вписалась бы в однополосные дороги Мельбурна. Заслуживал внимания и специально разработанный механизм для поднимания и опускания шелкового купола, который должен был позволить колеснице пройти под электропроводами трамвайных линий, которыми был исчерчен город. Вайбхави разработала проект полностью, включая цветовое решение, расположение живописного орнамента из белых и голубых фигур лебедей, размер платформы Божеств и местоположение ограждения. Она дошла до мельчайших деталей, как то: длина шпиля, форма «кумбхи»[26], попугаи, длина флага и даже угол наклона сегментов разноцветного купола колесницы. Работа начиналась в экстремальных погодных условиях — зима 1972 года в Мельбурне была очень суровой. Преданным разрешили бесплатно воспользоваться пустующим участком земли в Карлтоне на время строительства колесницы. Они трудились день и ночь. Иногда какие-то незнакомые мужчины и женщины появлялись из плотного тумана и предлагали свою помощь в постройке и покраске. Как-то раз поздно вечером подошел нетвердой походкой один пьяный и добился того, чтобы преданные разрешили ему держать керосиновую лампу, и держал ее почти всю ночь, пока преданные работали. Преданным казалось, что Господь Джаганнатха, Владыка Вселенной без всякой причины Сам вовлекает всех этих людей в преданное служение Себе. Некоторые из этих мужчин и женщин настолько вдохновились, что действительно стали преданными. Но где же Сам Господь Джаганнатха? Шествие Ратха-ятры не имело бы смысла без Божеств Господа, Его брата Баларамы и Его сестры Субхадры с широко улыбающимися угловатыми лицами. Дипак: Как-то раз, пасмурным серым днем я проезжал мимо старой лесопилки и увидел огромное бревно сухой твердой древесины, лежащее на земле. Я купил его и попросил тут же разрезать на три части, потом отвез их в недавно приобретенный магазин «Харе Кришна» на улице Малого Лонсдейла и сложил на холодном чердаке. Господь пришел в Мельбурн. Двайпаяна: У меня было одно желание, и в один прекрасный день оно исполнилось. Вайбхави спросила меня, не хочу ли я помочь изваять Господа Джаганнатху! Я затрепетал: какая честь для меня! Дипак привез с лесопилки три колоды, и мы вдвоем втащили их наверх, на чердак спортзала «Могучий Аполлон». Сначала мы опилили их бензопилой, а потом стали работать ручными инструментами. Дипак вырезáл Господа Балараму, а я — Субхадру и Джаганнатху. Когда мы закончили, Нартаки расписала их. Дипак: Я помню, как мы каждый день поднимались на этот холоднющий чердак. Атмосфера там была святая. Каждое утро мы приходили и предлагали поклоны незаконченным Божествам, а потом принимались за работу. На нас эта деятельность оказала мощнейшее воздействие. До сего дня я сохраняю глубокую привязанность к Господу Джаганнатхе. Совет, который совсем недавно дал Шьямананде Прабхупада, вдохновил его более полно использовать свой художественный дар в служении Кришне. Он нарисовал афишу предстоящего фестиваля. Пурпурно-черный плакат вскоре уже красовался на каждой мельбурнской стене, вещая: «Праздник, которому пять тысяч лет — пение, танцы, пир в честь Господа Вселенной». В афише также говорилось, что после шествия в Церковном Зале, в центре города, будет показан танцевальный спектакль. История этого танцевального спектакля, первого представления такого рода в ИСККОН, довольна интересна. Всего за несколько недель до описываемых событий, ведущий танцовщик «Голландского Театра Танца», путешествовавшего в то время по Австралии, приобрел у преданного на улице одну из книг Шрилы Прабхупады. Прочитав эту книгу, он внезапно, в разгар сезона, покинул свой театр и поселился в храме в Сент-Кильде. Это, естественно, вызвало в танцевальном мире волну эмоций. Бхакта Джордж — известный также под именем Джордж Коулмэн — который всего несколько недель назад танцевал обнаженный на сцене в составе одной из самых противоречивых танцевальных трупп мира, теперь танцевал одетый с головы до пят в шафран перед входом в универсальный магазин Майера на улице Бурке. Джордж был не только изумительным танцовщиком, но и опытным хореографом. Это обстоятельство привело Мадхудвишу к мысли поставить для Ратха-ятры танцевальный спектакль о Кришне. Мадхудвиша вдохновил Мекхалу использовать в этом спектакле свои балетные навыки. Вскоре несколько специально отобранных преданных, в пальто и перчатках, уже часами репетировали на холодном чердаке над магазином «Харе Кришна». «Рыбка. История крошечной обусловленной души в материальном мире» должна была скоро увидеть свет. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |