|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Четверг, 27 июня 1974 года
Местом сегодняшней утренней прогулки был Мельбурнский Ботанический сад. Солнце едва пробивалось сквозь густой утренний туман. Шрила Прабхупада, в шарфе и вязанной шапочке, снова закутанный, по случаю холодов, в чаддар, стремительно шагал по обсаженным деревьями аллеям. Время от времени он останавливался, и преданные окружали его плотным кольцом, чтобы послушать. Во время одной из таких незапланированных остановок Прабхупада рассказал, почему так много живых существ принуждены страдать в телах деревьев. — Причина заключена в каранам гуна-санго ‘сйа: «Каждый страдает до такой степени, до какой он заражен гунами материальной природы. Законы природы очень строги». Прабхупада привел пример: если подхватить холеру, будешь очень сильно страдать. Поэтому цивилизованный человек старается избегать контакта с этой страшной инфекцией. Точно так же, объяснил Прабхупада, человек, обладающий высоким сознанием, старается не заразиться скверными мыслями, желаниями и деяниями. Если не беречься, то низшие гунны — невежество и страсть — заставят вас родиться в низших формах жизни, таких как, например, несчастные деревья. * * * Прабхупада был очень рад, видя с каким вдохновением преданные поют «харе-кришна» во время утренней гуру-пуджи. Прежде чем начать лекцию, Прабхупада всегда побуждал преданных петь, даже если они не чувствуют вдохновения. — Продолжайте петь и танцевать. Даже если вам кажется, что это несколько искусственно, не обращайте внимания. Экстаз придет. Метод все равно подействует. Это пение настолько могущественно, что если вы просто будете продолжать, то постепенно почувствуете настоящее блаженство и счастье. Санкиртана необычайно могущественна. Сделайте упор на санкиртане и вдохновляйте других. Тогда все пойдет как надо. * * * Каждое утро, когда Прабхупада возвращался домой после лекции, он встречал девушек, которые оставались, чтобы убрать его комнаты. Выстроившись в ряд, они стояли, сложив ладони в почтительном поклоне. Сегодня утром Прабхупада отметил их служение: — О, вы пропустили лекцию, чтобы убрать здесь? Я весьма вам благодарен. Девушкам было очень приятно получить такой нежданный жест одобрения со стороны Прабхупады. Для них эти слова были благословением, яркой вспышкой их короткого общения с возлюбленным духовным учителем. * * * По меньшей мере еще четыре газеты напечатали отчеты о вчерашнем спасении женщин из горящего офиса. Заголовок на первой страницы ежедневной государственной газеты «Австралиец» гласил: «Кришнаиты воспользовались своим брезентовым шатром, чтобы спасти женщин из горящего здания». Были также повторные репортажи в «Солнце» и «Веке». Даже сиднейская газета «Дэйли-телеграф», имеющая огромный тираж, поместила на первой странице фотографию преданных под огромным заголовком: «Кришнаиты спасают женщин из огня». Шрила Прабхупада с большой радостью прочитал эти публикации и велел сделать вырезки. * * * Шрила Прабхупада привык путешествовать с двумя помощниками: секретарем и слугой. До конца европейского турне Прабхупады его слугой был Нитай. Но он заболел, и Прабхупада нашел ему замену — Вайкунтханатху. Сегодня Вайкунтханатха прибыл в Мельбурн. Во Франкфурте Вайкунтханатха попал в автокатастрофу и потому отстал. Сейчас он вошел в комнату Прабхупады и поклонился. Когда Прабхупада увидел, что один глаз Вайкунтханатхи закрыт повязкой, его лицо приняло очень озабоченное выражение. Вайкунтханатха рассказал Шриле Прабхупаде о происшествии и хотел показать свои шрамы, но Шрила Прабхупада велел ему не снимать повязку. Шрила Прабхупада сразу же дал Вайкунтханатхе работу — расшифровать с магнитофонной ленты его сегодняшнюю работу, очередную порцию перевода Шри Чайтанья-чаритамриты. * * * Позже, сидя с Прабхупадой в тиши его комнаты, Сатсварупа-дас Госвами поднял вопрос, волновавший тогда многих преданных — об угрозе ядерной войны. Он начал издалека: — Шрила Прабхупада, сейчас Индия имеет атомную бомбу, и многие маленькие нации стремятся тоже завладеть ею… — Что такое атомная бомба? — резко спросил Шрила Прабхупада, как бы отмахиваясь рукой. — Я брошу ее на вас, а вы в ответ бросите ее на меня. Чем это лучше собачьей грызни? Страх одного народа перед другим, обладающим атомной бомбы — это отношения собак. Иногда собаки, даже если их ведут на поводках, умудряются сцепиться друг с другом. Прабхупада взглянул на Сатсварупу и поднял брови: — Видал такое? Это ничем не лучше. Сатсварупа Госвами, испытывая смутную тревогу, продолжал разговор. — Преданные иногда думают, что мы, дескать, строим далеко идущие планы, распространяя наши книги по школам и колледжам, но если случится ядерная война, всему этому придет конец… — Можешь заверить их, — сказал Прабхупада, — что ядерной войны не будет, если они примут Сознание Кришны. И даже если случится ядерная война, это не будет конец всему. В прежние времена тоже существовала брахмастра*. Всё во власти Верховного Господа. Мы не боимся ядерной бомбы, потому что душу нельзя уничтожить при помощи ядерной бомбы. Вы знаете это? Вы читали об этом? Они боятся ядерной бомбы, так что же теперь делать — сидеть и ныть? — Мы просим людей вложить средства в шеститомное издание Шримад-Бхагаватам, — сказал Сатсварупа, — но они могут возразить: «Я не хочу делать такое долговременное вложение, потому что ядерная война близка». Ответ Прабхупады был абсолютно логичным: — Зачем же они тогда поступают в Университеты? Почему они не прекращают есть? Что теперь — всем перестать учиться и не иметь никакой надежды и вообще перестать что-либо делать? — Да, — подтвердил Сатсварупа, — некоторые так и думают, что все обречено. На лице Шрилы Прабхупады отразилась тревога за людей, мыслящих подобным образом. Он повторил, что Сатсварупа должен убеждать людей, что если они примут Сознание Кришны, войны не будет. — На самом деле, — заключил он, — благодаря Движению сознания Кришны ядерной войны не будет. Прабхупада помолчал. — А если она и будет, — добавил он, — душу все равно нельзя убить. Так что мы не боимся, что бомба убьет нас. Шрила Прабхупада больше ничего не сказал, и Сатсварупа, извинившись, вернулся к своим послеобеденным обязанностям. На него произвело впечатление то, что хотя положение в мире было критическим и продолжало ухудшаться, Прабхупада сохранял такую твердую веру в метод Сознания Кришны. «Если мы будем следовать указаниям Шрилы Прабхупады, —думал Сатсварупа, — мы получим благословение Кришны, и тогда смертельный курс, которым сейчас идет мир, непременно изменится». * * * Прошло почти девять месяцев с тех пор, как противоречия раскололи монолит ИСККОН. Сиддха-Сварупа Госвами жил теперь на Гавайях с примкнувшей к нему группой отколовшихся преданных, среди которых были и австралийцы и выходцы с Новой Зеландии. Он проповедовал им и новичкам, что в храме лучше не жить. Он не настаивал на строгом исполнении правил и предписаний и не развивал никакой организованной проповеди — только время от времени устраивал совместное пение «Харе Кришна». И он по-прежнему возражал против «тяжелых» методов распространения книг. Шрила Прабхупада терпел Сиддха-Сварупу и его отколовшуюся группу, хотя порой они критиковали его детище — ИСККОН. Он стремился вдохновлять каждого, кто повторял «харе-кришна» или хотел стать его последователем. Если они повторяют «харе-кришна», говорил он, они постепенно очистятся. Однако во время своего последнего визита на Гавайи пять месяцев назад Шрила Прабхупада открыто высказался против раскольнической философии Сиддха-Сварупы. На утренней лекции юноша с длинными волосами спросил Шрилу Прабхупаду: — Почему некоторые настаивают на том, что духовная жизнь должна непременно быть чем-то организованным, как какая-нибудь традиционная религия? Разве абсолютная духовная природа не отличается от всего этого, разве она не может обойтись без правил и организаций? Разве обязательно быть таким заорганизованным? — Да! — громко и с силой ответил Прабхупада. — Мы должны быть очень организованными! Очень строгими! Мы не должны отклоняться ни на волос! Прабхупада видел противоречие, и его ответ был ясен. — Мы имеем миссию, которую должны культивировать во всем мире, — сказал он. — Мы должны печатать и распространять книги, открывать центры и обучать преданных, а с этим нам никогда не справиться, если мы не будем очень организованными и очень собранными. Если нам предстоит нести миссию спасения падших душ, а именно в этом заключается желание Господа Чайтаньи и предшествующих ачарий, тогда нам нужно организовать движение санкиртаны очень тщательно. И мы должны быть строгими преданными. Несколько преданных, разделивших философские воззрения Сиддха-Сварупы, жили теперь вне храма в Мельбурне. Они практиковали сознание Кришны независимо, не посещая храм, но сейчас пришли, чтобы увидеть Шрилу Прабхупаду. Еще вчера, после лекции по Шримад-Бхагаватам, один юноша, живший за пределами храма, спросил Шрилу Прабхупаду: — Если Кришна повсюду, почему мы такое значение придаем строгой жизни в храме? Прабхупада объяснил, что у нас нет глаз, чтобы увидеть Кришну повсюду. Поэтому мы должны придавать такое большое значение храму. — Если вы развили зрение, чтобы видеть Кришну повсюду, — серьезно сказал он, — вы уже не нуждаетесь в храмовом поклонении. Но зачем вы пытаетесь сымитировать это состояние? У вас-то еще нет такого зрения. Некоторые преданные, жившие вне храма, ссылались на то, что Прабхупада одобряет их деятельность и лидера, а те, кто жили в храме, критиковали отколовшиеся группы, и этот обмен мнениями все продолжался и продолжался. * * * В тот четверг несколько местных преданных пришли после обеда к Сатсварупа-дасу Госвами, чтобы обсудить отношения, сложившиеся между двумя лагерями. Сатсварупа поделился своим пониманием, которое сложилось у него после поездок с Прабхупадой на Гавайи, в Японию и в Гонконг, где они столкнулись с аналогичными проблемами. Хотя расхождение между «храмовыми» преданными и «вольными» преданными очень напоминало раскол, Сатсварупа старался не употреблять этого слова. Он объяснил, что раньше, в Гонконге он уже допустил ошибку, назвав происходящее расколом. «Шрила Прабхупада, — спросил он, как быть с расколом в нашем Движении?» — Нет такой вещи как раскол, — тут же оборвал его Прабхупада. — Есть только неискренность, вот и все. Я читаю шестнадцать кругов и следую принципам, ты делаешь то же самое. Нет никакого раскола. Только если один из нас станет неискренним или не будет соблюдать правила, начнутся проблемы. Сатсварупа больше ничего не сказал, теперь даже само произнесение им слова «раскол» казалось неуместным. Сатсварупа объяснил присутствующим преданным свое понимание слов Прабхупады: жить отдельно от храма — это одно, а действовать вопреки указаниям своего духовного учителя — другое, и этому нет оправдания. Его Движение и все наставления, которые он дал, предельно ясны, и им должны следовать все. Если кто-то не следует этим указаниям, то нельзя доверять ничему, что он пытается создать, делая вид, что «раскол» это какая-то новая духовная реальность. Наоборот, такой человек губит, иссушает духовность. Сатсварупа привел в пример отломившуюся ветку. Хотя поначалу она кажется свежей и зеленой, она неизбежно завянет и погибнет. Такой конец неизбежно ждет каждого, сказал он, кто ослушается приказа духовного учителя. * * * Первая публичная лекция Шрилы Прабхупады в похожей на пещеру Мельбурнской Ратуше была назначена на 8 вечера. Преданные начали готовить зал с обеда. Оранжево-золотую храмовую вьясасану, поставленную в центре сцены, украшали две цветочные гирлянды, разноцветные флаги и фестоны. В фойе была развернута большая выставка книг Шрилы Прабхупады, после программы гостей ожидал роскошный пир. Когда машина Шрилы Прабхупады въезжала в ворота для VIP, на сцене уже вовсю шла киртана. Величественный и сияющий Прабхупада в блестящих шелковых дхоти и курте вошел в зал. Зал выглядел не таким полным, как на первой лекции Шрилы Прабхупады два года назад, но две или три сотни собравшихся сидели тихо и слушали внимательно. Шрила Прабхупада спел свой любимый бхаджан «Джая Радха-Мадхава» и приготовился говорить. Хотя во время своих путешествий Шрила Прабхупада постоянно комментировал Бхагавадгиту, он не придерживался последовательности стихов. В каждом городе он начинал с другого места. Сегодня он комментировал 27 стих Третьей главы Бхагавадгиты. Вечная душа, введенная в заблуждение влиянием ложного эго, считает себя вершителем деяний, которые в действительности совершаются тремя гунами материальной природы. Прабхупада был серьезен. Сознание Кришны, сказал он, есть наука, и эта наука о Боге превосходит все возможные сектантские представления. — У Бога множество имен в разных религиозных системах. Но настоящее Его имя — «Кристо». Вы будете рады узнать, что «Кристо» — это греческое слово, представляет собой искаженное «Кришна». Значение слова «Кристо» в санскрите и в греческом одинаково… И от этого «Кристо» произошло имя «Христос». Так что даже и в христианском мире присутствует имя Бога. Иисус Христос, или Иисус, Сын Кристо или Кришны. Господь Иисус сказал: «Боже мой, да святится имя Твое». Он хочет прославить Имя Господа. А некоторые говорят, что у Бога нет имени. Как же так? Если Господь Иисус говорит: «Да святится Имя Твое», — значит должно быть Имя. Имя есть, но он не обнародовал его, потому что люди того времени не были способны понять его — или была какая-то другая причина — однако он ясно говорит, что Имя есть. Итак, мы проповедуем сознание Кришны: «Да святится Имя Твое. Мой Господь, Кришна, Божественная Личность, да будет прославлено Твое Имя». В этом суть нашего Движения. Это не секта… Это совершенно научное Движение, потому что в настоящее время мы все — совершеннейшие безбожники, мы забыли, Кто такой Бог, что уж говорить об Его имени. Мы не верим в Бога, не то что в Его имя, славу, места, где Он являл Свои деяния, Его деяния, форму, качества. Откуда нам знать? Образовательной системы для обучения науке о Боге не существует. Наше Движение учит науке о Боге. И если вы принимаете имя Бога, Кришны, то вы — и это подтверждается и другими религиозными системами — тут же получаете возможность личного общения с Господом, потому что Бог абсолютен. Прабхупада очень четко показал, что материальный мир — весьма жалкое место, изобилующее тревогами. Все — от великих правителей до незначительнейшего муравья, сказал Прабхупада, борются за существование. — Даже президент Никсон постоянно полон тревоги: «В какой момент я буду свергнут? Где мне искать защиты?» А муравей? Он бежит, вы ставите на его пути палец. Он будет сражаться: «Почему мне не дают бежать?» Откуда же столько тревог? Причина, говорит Прабхупада, в том, что любовь и нежность направлены не туда, куда следует. — Поскольку мы тоскуем по Богу, мы пытаемся любить то, любить это… Разочарование неизбежно. Ту самую любовь, которая предназначена для Бога, мы направляем на материальный мир. «Я люблю свою страну. Я люблю свое общество, свою семью, свою собаку и т.д.» Я люблю. Но я не знаю, кого любить. Вот в чем дело. Я вкладываю свою любовь в столь многие вещи, и меня постигает разочарование. Но когда мы понимаем, что эта любовь предназначена для Бога, мы достигаем совершенства жизни, и если вы любите Бога, вы любите всех. Это совершенная любовь. Без любви к Богу… Вот, предположим, вы сын своего отца. И если вы любите своего отца, то вы естественно любите и своего брата, потому что знаете: «Отец будет доволен». Вот что такое любовь. Вселенская любовь возможна только тогда, когда вы обладаете любовью к Богу, самах сарвешу бхутешу. На материальной основе это невозможно. Но преданный, обладающий чистой любовью к Господу, любит всех. Например, мы. Поскольку мы попытались полюбить Бога, мы путешествуем по миру, совершаем кругосветное путешествие всё с тем же посланием: «Пожалуйста, попытайтесь полюбить Бога». Другого послания у нас нет, потому что мы до некоторой степени поняли, что без любви к Богу все люди страдают. И если они полюбят Бога, они станут счастливыми. В этом мы видим свою миссию. Во время вопросов председатель популярной группы йоги, которая провозглашала своего гуру Богом, задал Шриле Прабхупаде провокационный вопрос. — Прабхупада, Господь Кришна говорит в Бхагавадгите, что когда истинная религия приходит в упадок, и в мире возрастает зло, Он Сам проявляет Себя в теле, в человеческом теле, и приходит на землю, чтобы избавить людей от их заблуждений. Указанные условия сейчас наличествуют. Скажите, Он уже присутствует здесь в человеческом теле, или Ему еще предстоит прийти? — Бог уже пришел, — серьезно ответил Прабхупада. — В какой форме? — В форме Своего имени, «Харе Кришна». — Нет, нет, — заспорил спрашивавший, — Он сказал, что придет в человеческом облике. Прабхупада постарался объяснить. — У Бога есть человеческая форма. И Бог повсюду. И если Он является в форме звука, то в чем здесь противоречие? Что такое человек? Вы видите человека как плоть. Это комбинация материи, земли, воды, огня, воздуха и эфира. Это сочетание элементов. Что вы видите? Ваши глаза сделаны из того же самого, а звук — это эфир. И если вы принимаете землю как форму, то почему бы вам не принять и эфир? И то, и другое материально. — У меня есть два возражения, — продолжал настаивать человек. — Одно состоит в том, что Он сказал: «Я проявляю Себя в человеческом теле», в человеческом теле, как у нас… — Надо обладать некоторым разумом, чтобы понять, что тот, кто проповедует Святое имя Бога, тоже Бог. Прабхупада сделал паузу. В зале воцарилось молчание. — Кто проповедует Святое имя Бога, тот тоже Бог. Гробовая тишина. Человек: Вы Бог? Прабхупада: Я слуга Бога. Человек: Но вы же проповедуете Святое имя Бога? Прабхупада: Да, я этим занимаюсь. Человек: Но тогда, согласно вашим собственным словам, вы Бог. Прабхупада: Но это же совершенно не означает, что я Бог. Я равен Богу. Долгая пауза. Прабхупада: Попробуйте понять это так. Говорится: сакшад дхаритвена самаста шастрайр уктас татха бхавьята эва садбхих, кинту прабхор ях прия эва тасья Ванде гурох Шри-чаранаравиндам. Положение Гуру таково. Каково оно? Сакшад дхари. Он Бог. Сакшад дхари. Как это он Хари, Бог? Самаста-шастрайх. «Говорится». Татха бхавьята эва садбхих. «Разумные люди принимают это». А в следующей строке говорится кинту. Почему он Бог? Кинту прабхор ях прия эва тасья. «Он Бог, потому что он очень и очень дорог Богу». Поэтому, как я сказал, в абсолютном мире Бог и человек, дорогой для Него — одно и то же, но такой человек не думает, что он Бог. Он знает, что он слуга Бога. Нужно иметь разум, чтобы понять, как это слуга Бога и Сам Бог — одно и то же. Одна христианка спросила, верит ли Шрила Прабхупада в Библию. — Почему же нет? — рассмеялся Шрила Прабхупада, и слушатели рассмеялись вслед за ним. — Это священная книга, послание Бога. Почему же мне не верить в нее? Один начинающий преданный спросил Шрилу Прабхупаду, как развить энтузиазм. Прабхупада объяснил на примере. — Если вы хотите стать пьяницей, — сказал он, — общайтесь с пьющими людьми. Тогда вы начнете мало по малу пить, еще, еще… И станете большим пьяницей. Так же точно, если у вас есть некоторый разум, чтобы задуматься, кто же такой Бог, этого уже достаточно. Если вы искренне хотите понять, кто такой Бог, дело уже пошло. И если вы будете продолжать, то точно так же, как пьяница становится большим пьяницей, вы станете великим преданным. В конце поднялся какой-то мужчина и спросил, что Прабхупада думает о последней статье, в которой журналист подал его слова так, что он-де намеревается в следующей жизни прийти на землю собакой. — Животное, — ответил Прабхупада с улыбкой. — Он ничего не понял. Зал взорвался смехом и аплодисментами. — Поскольку он сам животное, он думает так. Каждый судит других по себе. Свое наблюдение Прабхупада подтвердил удивительным примером. Тугоухий мужчина зовет свою жену, спрашивает, когда будет готов обед. Она отвечает ему: «Да, да. Я сию минуту принесу его тебе». Мужчина туг на ухо, поэтому он не слышит ответа своей жены. Из этого он заключает, что жена его оглохла и не слышит его вопроса. На самом деле это он глух и не слышит ответа. Точно так же, сказал Прабхупада, человек, написавший статью, думал, что Прабхупада подобен ему самому. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |